Плановое недопонимание
Господин Келлог в прежней администрации Трампа работал в Совете безопасности США при вице-президенте М.Пенсе
Соединенные Штаты придумали, как спасти Украину. В итоге «спасения» не станет ни Украины, ни России, ни США
Юрий Сигов, Вашингтон
Недавно один бывший высокопоставленный чиновник Белого дома устроил предрождественский ужин у себя в доме, пригласив около пятидесяти человек, так или иначе связанных с международными делами. И первой его не просто просьбой - требованием к приглашенным был запрет на даже мимоходом упоминания слова «Украина». «Давайте поговорим о чем-нибудь высоком, вечном, добром и радостным в канун светлого праздника Рождества» - философски предложил он.
«Да я не против» - ответил также уже теперь бывший сотрудник Совета по Национальной безопасности страны. - Но все-таки: скажите, а что вы думаете о недавнем мирном плане по урегулированию российско-украинского конфликта, который выдвинул наш новый президент? Как вы считаете, у него есть хотя бы какие-то шансы на осуществление?» Хозяин мероприятия чуть не уронил бокал с вином, и почти прорычал в ответ: «Давайте хотя бы на один вечер постараемся обо всем этом забыть!»
Наверное, забыть именно на один вечер, и сидя в уютном кресле под старинным торшером в особняке в пригороде Вашингтона вполне реально. Но не более того. Продолжающаяся вот уже почти три года военная заваруха в самом центре Европы, разумеется, не ощущается в Соединенных Штатах, если поговорить с рядовыми гражданами где-нибудь в магазине или на автозаправке. Однако если пообщаться с так называемыми интеллектуальными кругами американских правящих элит, то тут только две темы - Украина и Ближний Восток.
А после того, как предложенный на пост спецпредставителя по вопросу Украины нового президента США поделился своим видением проблемы, и изложил план будущей администрации Белого дома по разрешению данного конфликта, стало ясно: очень скоро может так статься, что даже шепотом обсуждать эту проблему станет опасно. Не говоря уже о самом плане Д. Трампа, и его осуществлении на местности, который гарантировано может превратиться в куда большую головную боль для него, нежели борьба с незаконными мигрантами и туалетами для трансгендеров в здании Конгресса на Капитолийском холме.
Сэр, так у вас есть план? И вы это серьезно?
Понятно, что как бы, и по каким бы причинам новый президент США не хотел бы погружаться в пучину российско-украинского конфликта, ему придется это сделать сразу же – с первого дня, и в буквально оперативном режиме. Конфликт Киева и Москвы реально «достал» правящие элиты Соединенных Штатов, но разрешить его намерены они тремя способами. Первый – все спихнуть на Европу (а точнее - на карманы ее граждан), самим прекратить тратить миллиарды на поддержку Киева, а дальше…
А дальше - просто понаблюдать, что будет, и в зависимости от этого принимать следующие решения. Второй – и Москве, и Киеву выдвинуть ультиматум: дескать, немедленно прекратите войну, и слушайте, что мы вам скажем (то есть мы примерно знаем, как вам жить дальше, а вам останется только выполнять распоряжения большого хозяина из-за океана). И третий – накачать сразу же Украину оружием и боеприпасами, а также дальнобойными ракетами, что точно приведет к новой, невиданной прежде эскалации конфликта с очень даже непредсказуемыми последствиями.
Что касается первого варианта, то в простонародье он называется «заморозкой». Стойте там, где стоите на сегодня, никуда не двигайтесь, сейчас мы введем между вами наши войска (не важно – всего НАТО, Франции, Великобритании или Польши, но точно наши). А дальше под именно нашим чутким руководством начнете переговоры. О чем, и на каких условиях – мы вам в ближайшее время сообщим.
Тут, правда, одна выходит нестыковка. Недавние события вокруг сирийского города Алеппо (он хоть и второй по значимости в Сирии, но первый по населению) показали: любая «конфликтная заморозка» рано или поздно превратится в еще большую бойню. Причем без разницы кто там, кого, и на каких условиях подбил к возобновлению боевых действий. Важен сам факт: замороженный конфликт - это еще более опасный конфликт прямо завтра, и не позже.
Также принято считать, что «заморозить» любой конфликт необходимо, если у одной из сторон дела плохи. Тогда в «замороженное время» есть шанс зализать раны, накопить силы, подвести боеприпасы и импортную технику - и затем вновь в бой. Так, кстати, было в 2014 году при подписании так называемых Минских соглашений по Донбассу. И точно также Россия купилась на «замороженную разводку» летом 2022 года при обсуждении так называемых Стамбульских соглашений (на которые, кстати, по совершенно непонятным причинам продолжают ссылаться российские руководители даже сейчас как на вариант возможных договоренностей с Киевом).
Бывший канцлер Германии Меркель недавно в открытую признала, что Россию с «замороженными» Минскими соглашениями попросту водили за нос. А насчет Стамбульских соглашений – так после начала обсуждения их сути бои вспыхнули с еще более ожесточенной силой между российскими и украинскими войсками. Поскольку пока переговоры неспешно велись, на Украину прибыло новое оружие и техника, а также натренированные НАТО украинские соединения вернулись с подготовки из Польши и Великобритании.
Сейчас новая администрация Д. Трампа считает, что самое время настало «утихомирить» российско-украинские сражения, и только потом можно будет начать переговоры о «справедливом мире». Я бы тут не стал особенно напирать на то, что одна из сторон вроде как решающим образом побеждает, а другая - вот-вот начнет отступать. Украинские войска по-прежнему держат захваченный плацдарм в Курской области РФ еще с начала августа нынешнего года. Да и на других участках фронта ситуация больше стабильная, нежели критическая.
Медийно американские журналисты прямо-таки подталкивают Трампа и его команду взяться за «украинское дело» всерьез, пока якобы Россия не вышла к Киеву и не вынудила Запад принять российские условия завершения конфликта (а точнее - все той же его «заморозки», но только на своих, а не на западных понятиях). Поэтому все ведущие американские газеты распечатали заявление будущего спецпредставителя Белого дома по России и Украине Киса Келлога, который предлагает «частично ослабить антироссийские санкции Запад в обмен на прекращение огня на российско- украинском фронте».
Что бы это означало? Согласно представленному плану, от России требуется остановить военные действия и прекратить наступление в Донбассе. За это ее перестанут называть «агрессором», снимут некоторые санкции с нескольких российских олигархов, вступление Украины в НАТО перенесут «на потом» (кто упоминает срок в 10, кто в 20 лет, но вопрос о самом вступлении Киева в эту организацию никто по сути не отменяет).
Оживились и «друзья мира» в российских властных кругах. Они уже предвкушают, что с Америки по такому случаю можно потребовать возобновление прямого воздушного сообщения между Москвой и США (а главное - чтобы вновь были полеты из РФ в столь любимые Францию, Италию и далее по всеевропейскому списку), а также выдачи американских и иных европейских виз – прежде всего тем, кто нынче фигурирует в различных санкционных списках коллективного Запада.
Между тем господин Келлог (а в прежней администрации Трампа он работал в Совете безопасности США при вице-президенте М.Пенсе) публично раскритиковал объемы военной помощи Украине, а само обещание сделать Украину членом НАТО посчитал «на данном этапе некорректным». Дошло до того, что уходящая администрация Белого дома в лице советника по национальной безопасности раскритиковала уже Келлога за его «про-российские взгляды и почти предательство интересов Украины перед наступлением суровой зимы».
Поговори со мною, Дональд. О чем-нибудь поговори…
Так при чем здесь, вообще-то, Украина и мир на ее земле? Главная задача «плана Келлога» - показать России, что новая администрация в Белом доме в отличии от нынешней – вовсе не враги, а за мир. Она готова вроде как договариваться с Россией, но так, чтобы если Москве какие-то «плюшки» от Америки обещаются, то и Украина не должна остаться без благодарности. Никто в итоге не будет обсуждать условия капитуляции, а все должны обязательно оказаться в выигрыше.
Однако если внимательно ознакомиться с «планом Келлога» по Украине, то шансов станет куда больше для новой, еще более жестокой войны в центре Европы, чем та ситуация, которая на фронтах столкновений России и Украины складывается на данный момент. Начну с того, что никуда Украина именно в том виде, какой она сейчас по планам Соединенных Штатов существует, не денется. Она будет там, где и сейчас, а насчет всей или не всей ее территории - так потом видно будет, когда все начнут читать пункт второй нового плана Белого дома.
А в нем говорится о том, что Украина получит новое вооружение от США «для защиты своей независимости, а сами американцы гарантируют такую помощь Киеву, чтобы РФ больше никогда не смогла в будущем напасть на Украину и угрожать ее суверенитету. Третье: Украина обязательно будет принята в НАТО, против чего, собственно говоря, Россия и начала военные действия против своего соседа. Но пока в НАТО Киев не приняли, украинские земли будет защищать Америка – заключив по этому поводу двустороннее оборонное соглашение.
А чтобы сами США не чувствовали себя в одиночестве в таком серьезном деле, как защита суверенитета Украины, такие же соглашения не просто подпишут, а будут обязаны соблюдать все основные партнеры Соединенных Штатов по НАТО. У некоторых из них, кстати, такие соглашения уже имеются, но теперь предлагается все это поставить на основу железных гарантий и совместных действий. Если вдруг Россия вновь пойдет вперед, и попытается захватить украинские территории.
А еще предлагается создать некую «демилитаризованную зону», в которую будут введены войска стран НАТО, ее протяженность составит 800 км, а в ширину – до 50 километров. То есть согласно этому плану, Россия уже никогда не сможет не то, что угрожать Украине, она о ней должна будет просто окончательно забыть. А если Москва на все это согласится, то с России могут снять некоторые санкции, но только после того, как будет подписано мирное соглашение между Россией и Украиной. Причем только «устраивающее Киев» (не будем гадать, что конкретно в таком соглашении обязательно устроит украинскую сторону).
А кто будет платить за «американское мирное соглашение по Украине»? Как кто? Конечно, Россия
Есть в этом соглашении и так сказать «бизнес-начинка». К примеру, США намерены заставить Москву за восстановление Украины платить (надо понимать, что за счет замороженных российских государственных счетов в западных банках, а также 20-30 процентов прибылей от продажи на внешнем рынке российских нефти и газа). А еще коллективный Запад под руководством Соединенных Штатов все это время не будет признавать российскими все те территории, которые сейчас она занимает «на исконно украинских землях» (включая Крым), а также не будет выдавать американские визы жителям этих регионов как «проживающим на оккупированных территориях».
Одновременно американские компании получат право на разработку украинских недр и вывоз природных ресурсов, а охранять этот «надежный мир» будут натовские подразделения. Сколько подобная ситуация может продолжаться? Да как пойдут «мирные переговоры» - скорее всего, годами, а может быть - и десятилетиями. Понятное дело, что Россия по Украине готова вести переговоры только с США, а США говорят, что Москве надо переговариваться с Киевом. И если совсем уж невмоготу будет - тогда тот самый 80-летний гражданин Келлог им подсобит в нахождении общего (наверное, английского) языка.
Как на все это реагировать не то, что политикам, а даже минимально понимающим нынешние международные реалии? Наверное, и в самом Белом доме давно понимают, что острейшие геополитические противоречия между РФ и США не могут быть разрешены временным перемирием на фронтах Украины и России. Гарантировано боевые действия возобновятся между воюющими сторонами уже почти три года. И произойдет это, скорее всего, когда американская сторона посчитает, что украинские войска готовы к новому наступлению.
Некие международные гарантии кому-то и чего-то – все это пустой звук, когда в схватке сошлись непримиримые противники. Совершенно очевидно и то, что за все эти годы никаких настоящих друзей у России не появилось за исключением, пожалуй, Северной Кореи. Да и то Москва так боится призвать этих друзей на реальную помощь, что в сам факт подобного уже почти никто не верит. А в том, что касается многочисленных «мирных инициатив» разного рода посредников и переговорщиков – так каждый из них играет исключительно в свою игру, и о России с Украиной они в принципе вовсе не думают.
Так что же будет дальше? С американской стороны варианты озвучены уже сегодня. Мирный план Трампа по Украине доводится до России, как только новый президент Соединенных Штатов вступит в должность. Вполне понятно, что с этим планом в Москву пожалует тот самый господин Келлог, который, как говорят в Вашингтоне, может «любого уговорить сделать то, что ему нравится». Я, правда, думаю, что с такими предложениями с ним и разговаривать выше заместителя министра иностранных дел никто в Москве не станет. Но явно Россия на подобные «мирные инициативы» не прореагирует так, как того ждут в Америке.
Тогда велика вероятность массовых поставок уже современного оружия украинским войскам как из США, так и из Европы, размещение воинских частей ряда стран НАТО на той территории, которую контролирует Киев. И регулярные пуски дальнобойных ракет с территории Украины по российским тылам, в том числе – и по гражданским целям. Причем пулять с Запада ракетами по России будут столько, сколько потребуется для «осознания Москвой важности американских мирных инициатив».
Расчет же на то, что Америке еще придется возиться с Ближним Востоком, вряд ли на российско-украинском противостоянии скажется. У США всегда есть вариант сравнять с землей что сектор Газа, что Западный берег реки Иордан, что устранить помехи в лице Ливана и Сирии. А если за них попытается вписаться Иран, то вместе с Израилем Соединенные Штаты попросту засыпят ракетами и Тегеран. Тем более, что к иранцам у Трампа давняя неприязнь, и для них он может приготовить не менее «мирную» инициативу с планом, чем для России с Украиной.
Что может в ответ на «план Келлога» по Украине сделать Россия? Теоретически продолжать военную операцию, но теми темпами как она идет, даже полное освобождение только тех самых четырех регионов Украины, включенных Москвой в свой состав, может продолжаться месяцами. За это время Украина действительно получит новое оружие, инструкторов НАТО, еще тысячи наемников, и не исключено - регулярные части у себя натовских войск.
А это все грозит еще большей эскалацией конфликта, где применение не то, что «Орешников» - всего, что есть в арсеналах - может стать чуть ли не каждодневной реальностью. Российские официальные лица уже заявили, что, мол, если Запад не услышит аргументов Москвы, то у России есть военно-технические средства для его вразумления. Чтобы бы это значило, и какими такими средствами можно именно «вразумить» те же Соединенные Штаты пока не совсем понятно.
По крайней мере до 20 января будущего года ясно одно: американский «план мира» между Украиной и Россией никакого мира точно ни тем, ни другим, ни всем остальным не принесет. Самое же показательное в этой ситуации то, что по сути дела любое новое предложение о мире, а также любое продолжение уже ведущихся военных действий с обеих сторон ровным счетом сам конфликт разрешить не может. Есть такое понятие в шахматах, как цугцванг. Это когда любой следующий ход любым соперником ведет только к ухудшению ситуации на доске.
Вот и сейчас обстановка такова, что все, включая и Америку, понимают: надо что-то с этим конфликтом делать. Но ведь при этом нельзя пойти на поводу у врага. Как и нельзя чем-то существенным поступиться самому. Поэтому надо свои намерения так замаскировать, чтобы противоположная сторона расслабилась, поверила в светлое будущее (конечно, свое, а не врага). И согласилась на то, что ей предлагают. А пока эта сторона будет думать, можно и у себя мигрантов незаконных повыселять, и таблички с трансгендерных туалетов в Конгрессе посбивать. Господин Келлог ведь никуда не спешит. Не зря же такого опытного чиновника на такой непростой пост президент Соединенных Штатов назначил…