Платежный дисбаланс | Деловая неделя
20 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Платежный дисбаланс

12.04.2022 11:27:07
№: 13 (1463)
Нигмат РАМАЗАНОВ

Улучшение внешних и внутренних условий в прошлом году сопровождалось ростом экономики, положительными изменениями отдельных макроэкономических показателей Казахстана, в том числе – внешнего сектора. На этом фоне произошло увеличение стоимостных объемов экспорта и импорта, улучшился показатель дефицита текущего счета платежного баланса, но при этом продолжился рост валового внешнего долга, снизился размер валютных активов Национального фонда.

Валовой внешний долг Казахстана за прошлый год увеличился на 0,3% или на 517 млн. долларов. Объем внешнего долга на начало текущего года составил около 165,1 млрд. долларов США

Высокая сырьевая зависимость казахстанской экономики отражается на том, что показатели внешнеэкономической деятельности и экономики в целом определяются преимущественно конъюнктурой мировых цен на экспортные товары, в первую очередь – на нефть. Вслед за ценами, как правило, меняются не только стоимостные объемы экспорта, но и другие параметры внешнеторгового оборота и экономики в целом, а влияние физических объемов производства продукции и экспорта остается ограниченным.

Благоприятная ценовая конъюнктура в прошлом году, несмотря на продолжающееся распространение коронавируса, положительно отразилось на параметрах отечественной экономики. Увеличение объемов внешней торговли было обусловлено преимущественно повышением мировых цен на основные экспортные товары, а также спроса на фоне восстановления глобальной экономики. Котировки нефти сорта Brent в минувшем году по сравнению с предыдущим выросли почти в 1,7 раза до уровня порядка 73 долларов за баррель. Улучшение ценовой конъюнктуры было зафиксировано и на большинство других товаров, в том числе на промышленные металлы, являющиеся вторым по значимости после нефти экспортным товаром Казахстана. В результате стоимостные объемы экспорта выросли более чем на четверть по сравнению с показателем предыдущего года. Импорт товаров увеличился на 7,1%. Опережающие темпы роста экспорта по сравнению с импортом позитивно отразились на сальдо торгового баланса, которое увеличилось в два раза до уровня 20,7 млрд. долларов США.

Улучшение ценовой конъюнктуры и сальдо внешней торговли отразилось на состоянии платежного баланса страны. Согласно информации Национального банка, текущий счет платежного баланса в прошлом году сложился с дефицитом в 5,7 млрд. долларов США. Дефицит текущего счета снизился на 0,9 млрд. долларов относительно предыдущего года. Основным фактором улучшения показателя текущего счета стало значительное увеличение сальдо торгового баланса в результате роста мировых цен на сырьевые товары. В то же время показатель счета остается в отрицательной зоне из-за баланса доходов, в основном за счет резкого роста к выплате доходов иностранным инвесторам из-за повышения мировых цен на нефть.

Зона риска

Из-за трат на борьбу с пандемией коронавируса в предыдущие два года многие страны оказались в долговой яме. В первой половине прошлого года мировой долг обновил исторический максимум – достиг 296 трлн. долларов, что более чем в 3,5 раза превышает объем глобального ВВП. Причем почти половина прироста долгового бремени пришлась на передовые экономики. Такие данные приводятся в докладе Института международных финансов. Это колоссальная сумма включает в себя все долги правительств, банков, корпораций и домохозяйств.

Мировые долги растут ударными темпами. До пандемии этот показатель равнялся 260 трлн., увеличился за полтора года на 36 трлн. долларов. При этом у должников может не остаться другого выбора, кроме как продолжать занимать деньги и в дальнейшем, прогнозируют экономисты. «Совершенно непонятно, как мировая экономика сократит такой непомерный долг без значительных неблагоприятных последствий для экономической активности», - говорится в отчете Института международных финансов. Мир ждут события, схожие с великой депрессией 20-30 годов пошлого века, предупреждают экономисты.

Свой вклад в рост глобального долга вносит и Казахстан, хотя относительные параметры долгового бремени нашей страны по сравнению с большинством других государств выглядят не столь угрожающими. Валовой внешний долг Казахстана за прошлый год увеличился на 0,3% или на 517 млн. долларов. Объем внешнего долга на начало текущего года составил около 165,1 млрд. долларов США. Отличительной особенностью минувшего года стало снижение так называемой межфирменной задолженности более чем на 6,4 млрд. до уровня около 96,1 млрд. долларов, при этом определяющую роль в динамике долга сыграло получение Казахстаном специальных прав заимствований (СДР) в рамках решения МВФ о новом распределения СДР. Они учитываются в составе внешнего долга центрального банка.

Рост долга сопровождался увеличением объема ВВП в долларовом измерении, ростом экспорта товаров, что в совокупности отразилось на улучшении относительных параметров долга. Отношение внешнего долга к ВВП снизилось за год с 96,2 до 86,3%, за исключением межфирменной задолженности – с 36,2 до 36,1 %. Валовой внешний долг на душу населения составил порядка 8700 долларов, а исключая межфирменную задолженность, – 3600 долларов США. Отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг (ЭТУ) снизилось за год с 314,3 до 249,5%. Несколько снизился также показатель платежей по погашению и обслуживанию долгосрочного долга по отношению к ЭТУ.

Отношение внешнего долга к ВВП в 80% принято считать отметкой, которую перешагивать нежелательно. Пока страна ее не достигла, считается, что внешний долг не несет особых рисков. Но как только сумма задолженности превышает эту планку, у государства появляются проблемы с платежным балансом, а для самих заемщиков повышается вероятность дефолта. Несмотря на устойчивый рост долга и ухудшение относительных параметров долговой зависимости, объем валового внешнего долга Казахстана длительное время оставался на приемлемом уровне, но в 2015 году эта отметка была преодолена, а в 2016 году размер долга заметно превысил объем произведенного ВВП.

До этого времени ситуация с внешним долгом была достаточно стабильной. Экономика росла, относительные параметры долга стабилизировались, страна располагала внушительной «подушкой безопасности» в виде международных резервов. Власти успокаивали себя еще тем, что в структуре внешнего долга высока доля так называемой межфирменной задолженности, подверженной низкому риску дефолта. С учетом этих обстоятельств, объем внешних обязательств в условиях нормально функционирующей экономики не представляет для страны серьезной угрозы в краткосрочной перспективе, хотя расходы по обслуживанию валового внешнего и внутреннего долга росли и стали серьезным бременем для бюджета и корпоративных заемщиков. 

Ситуация изменилась после того, как нефтяные цены пошли вниз, сократились стоимостные объемы экспорта, замедлились темпы роста экономики, упали объемы ВВП в долларовом измерении. Негативное влияние на стоимость обслуживания и погашения долга оказало также снижение стоимости тенге по отношению к доллару США. Дело в том, что проблема внешнего долга определяется не только его размерами и структурой, но и условиями обслуживания, его тяжестью для национальной экономики. Бремя долга исчисляется набором показателей, которые говорят о величине внешнего долга и размерах платежей по отношению к ВВП, экспортным доходам и международным резервам страны.

Кроме того, влияние на тяжесть обслуживания долга оказывает тот факт, что ресурсы с внешних рынков привлекаются в Казахстан по более высокой стоимости по сравнению с развитыми странами. С учетом этого обстоятельства обслуживание внешнего долга для нашей страны при сопоставимых объемах обходится намного дороже, чем развитым странам. Поэтому вне зависимости от структуры внешнего долга увеличиваются расходы по его обслуживанию и погашению, которые на протяжении последних пятнадцати лет составляют порядка 28 – 39 млрд. в год, а в 2018 году превысили 50 млрд. долларов. И в случае новых катаклизмов (например, очередного падения мировых цен на нефть) может получиться так, что с исполнением обязательств по долгам вновь возникнут трудности, как это уже происходило ранее с банками и крупными казахстанскими предприятиями.

Концепцией новой бюджетной политики, формирования и использования Национального фонда установлены индикаторы, определяющие долговую устойчивость страны. В частности, соотношение внешнего долга не должно превышать 100% от ВВП. В настоящее время этот показатель несколько ниже уровня, установленного самими властями. В то же время, согласно информации министерства национальной экономики, почти в 5раз вырос с 2013 года госдолг Казахстана и есть тенденция дальнейшего роста. При этом на фоне дальнейшего роста правительственного внешнего долга (как и внутреннего) наблюдается устойчивый рост расходов по обслуживанию долга.

По итогам 2020 года госдолг к ВВП составил 29,4%, увеличившись с 12,5% к ВВП в 2013 году. За этот период в номинальном выражении госдолг увеличился в 4,7 раза, составил на 1 января 2021 года 20,6 трлн. тенге. При том расходы республиканского бюджета по обслуживанию правительственного долга выросли с 296,5 млрд. в 2015 году до почти 1,1трлн. тенге в 2021 году. В результате уровень долговой нагрузки на бюджет (включая трансферты из Национального фонда) увеличился с 9,7% от доходов республиканского бюджета в 2013 году до 13,1% в 2020 году. Такие данные приведены в концепции управления государственными финансами.

Представленная МНЭ статистика позволяет утверждать, что долговая нагрузка на бюджет и корпоративных заемщиков в Казахстане достигла критического уровня. Выплаты по внешнему долгу и доходов иностранным инвесторам стали основными каналами оттока валюты из страны. Обслуживание только внешнего долга страны (без учета расходов на обслуживание внутреннего долга правительства) и выплаты доходов иностранным инвесторам сопоставимы с размером экспортной выручки от продажи всех товаров. Соответственно, текущий счет платежного баланса страны остается в отрицательной зоне, а национальная валюта слабеет, несмотря на рекордно высокие цены на сырьевые товары.

Текущий год с точки зрения ценовой конъюнктуры обещает быть еще более благоприятным, что должно способствовать некоторому улучшению показателей внешнего сектора. Согласно новым прогнозам правительства, мировая цена нефти ожидается на уровне 90 долларам за баррель, объемы экспорта – выше 72 млрд. долларов США. При том профицит торгового баланса составит порядка 32 млрд. долларов. Улучшение показателей внешней торговли должно положительно отразиться на состоянии текущего счета платежного баланса, но влияние этого фактора на показатели платежного баланса и экономики в целом не будет адекватным, так как в результате повышения цен на сырьевые товары одновременно вырастут и выплаты доходов иностранным инвесторам.

 

 

 

 

 


Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...