Побеги в курятники | Деловая неделя
16 октября 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Побеги в курятники

Деньги из ЕНПФ потекут в банки и строительство?

31.12.2020 09:50:21
№: 46(1403)
«ДН»

ПОД ЗАНАВЕС года, после небольшой заминки (как оказалось технического характера) парламент принял закон, позволяющий населению снимать свои пенсионные накопления в объеме выше так называемого «порога достаточности». Казалось бы, это сделано в интересах граждан, но узкие рамки целевого назначения таких снятий вызывают ощущение, что правительство просто вновь пытается накачать финансовый и строительный сектор, сильно просевшие в этом году, деньгами, лежавшими в ЕНПФ. Сделать это своим волевым решением было бы, наверное, слишком скандально, поэтому они вроде как дали гражданам самим решать, на что тратить отложенное. Однако, простая житейская логика подсказывает, что самым реальным направлением, куда будут тратиться деньги – будет строительный сектор, в который государство уже вложило полтора триллиона тенге через программу «Нурлы жер». В этом году стройка сильно сдала – объем инвестиций сильно упал, зато теперь потенциально он может вновь получить еще до Т1,4 триллиона. Казалось бы, в этом нет ничего плохого, если бы не опасность того, что цены на недвижимость вновь взлетят и благодаря этому в строительном и банковском секторе надуются «мыльные пузыри», как в середине 2000-х.

Итак, 23 декабря парламент, наконец, принял закон «по вопросам восстановления экономического роста» в рамках которого и предполагается разрешить тем гражданам, у которых есть накопления свыше установленного порога достаточности забирать эти средства. Как уже подсчитали государственные статистики, в 2021 году 721 тысячи граждан Казахстана смогут использовать часть пенсионных накоплений на сумму до 1,4 триллиона тенге. На что их можно использовать? Согласно принятому законопроекту – всего на три цели: улучшение жилищных условий, оплату лечения или передачу в управление частным управляющим компаниям. Из первоначального списка целей куда-то пропало образование. В сентябре 2019 года, когда президент Токаев высказал идею о частичном снятии гражданами пенсионных накоплений, это выглядело так: «Сейчас работающему человеку пользоваться пенсионными накоплениями можно только после выхода на пенсию, но понятно желание людей использовать эти накопления еще до выхода на пенсию. Поэтому поручаю правительству до конца года проработать вопрос целевого использования работающими гражданами части своих пенсионных накоплений. Например, для покупки жилья или получения образования». 

Когда же президент поднял этот вопрос спустя год, в сентябре 2020-го года, идея довольно сильно преобразовалась. «В рыночных условиях доступность жилья для граждан основана на наличии доходов и способности самостоятельно решить эту задачу. В рамках моего поручения был проработан вопрос использования населением части своих пенсионных накоплений, это особенно актуально сейчас. Уже в 2021 году 700 тысяч вкладчиков ЕНПФ смогут использовать часть своих накоплений на приобретение жилья, лечение или для передачи финкомпаниям», - отметил президент. В этом виде идея и дошла до исполнения. Однако, давайте посмотрим правде в глаза: большая часть средств, скорее всего, пойдет именно в строительный сектор, условия использования их в котором и расписаны в 90% сопровождающей законопроект инфографике. Большинство казахстанцев считает пенсионные накопления потенциально потерянными деньгами, не слишком надеясь на прибыльность и опасаясь девальваций и инфляции, поэтому получив доступ хотя бы к части этих денег, наши граждане, скорее всего, постараются сделать все, чтобы сохранить их стоимость или побыстрее обратить в имущество. Сделать это за счет передачи в управление частным управляющим компаниям можно было в стране, где не было ПИКовых фондов и скандалов вокруг вложений пенсионных денег в подозрительные компании – отечественные и иностранные. Лечение, конечно, важная вещь, но не в нашем национальном характере, и воспринимается она, как безвозвратная потеря средств. В итоге остается только строительство, недвижимость, участки и это понимают наши власти. Не случайно очень жестко подчеркивается, чтобы граждане не покупали ничего у близкой родни (как формы простого обналичивания денег), то есть зримо видно, что чиновники очень постарались, чтобы деньги населения реально пришли именно в строительный сектор. По этой же причине – для того, чтобы деньги не ушли в карманы граждан просто так – из списка и могло пропасть образование. Уж слишком легко в условиях нашей коррумпированной системы преподавания договариваться о фиктивном получении дипломов, сертификатов и прочих «корочек». Все-таки товар тут получается неосязаемый. 

Ну, есть еще одна причина того, что, как все предполагают, деньги из ЕНПФ целенаправленно направляют именно в строительство. Во-первых, сам законопроект, разрешающий забирать пенсионные деньги, не зря называется по «вопросам восстановления экономического роста». В том же сентябре, когда механизм и направление выдачи средств обрели окончательный вид, стало известно, что в строительном секторе страны возникла печальная ситуация. Сайт FinProm.kz обнародовал данные, согласно которым капитальные инвестиции в строительную сферу упали вдвое. «Объём инвестиций в основной капитал в сфере строительства за январь–август 2020 года составил 38,5 млрд тг — на 45,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (ИФО — 52,6%). Это рекордное сокращение показателя за всё время. Сокращение было отмечено в 13 из 17 регионов РК. Самое заметное наблюдалось в Атырауской области: на 69,8%, до 7 млрд тг. Самый большой объём инвестиций в секторе зафиксирован в Алматы: 7,7 млрд тг. Рост был отмечен в Павлодарской, Туркестанской и Костанайской областях, а также в Алматы», - сообщил сайт. 

Официальные лица цифры озвучивать не стали, а отчитываясь Токаеву, министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов заявил лишь, что «несмотря на кризисную ситуацию, связанную с пандемией, по всем курируемым отраслям достигнуты положительные результаты». По его словам, в Казахстане построено 7 миллионов квадратных метров жилья по программе «Нұрлы жер», улучшены жилищные условия 61,3 тысячи семей. Эта программа на сегодня стала основным (читай - единственным) драйвером развития рынка недвижимости в стране. Затраты на нее идут из республиканского бюджета, а также из средств «частных инвестиций, в том числе субъектов квазигосударственного сектора, а также других средств, привлекаемых на рынке капитала, в том числе средств ЕНПФ». Общая сумма трат до конца этого года была заложена в размере 1,5 триллиона тенге. Сама она рассчитана на срок до 2031 года, но теперь финансировать ее в тех же объемах для государства и частных инвесторов, пускай и квазигосударственного происхождения, может стать непомерным бременем. Где же взять еще полтора триллиона тенге так, чтобы население не стало возмущаться по поводу вкачивания средств в строительный сектор? Ответ, как мы понимаем, указан в начале статьи. 

Возможность использования снимаемых средств для выплат по ипотеке должен оживить и банковский сектор, основательно просевший за последние годы, в течении которых целый ряд казахстанских БВУ приказал долго жить или слился с конкурентами в результате сделок слияний-поглощений. С учетом того, что большинство снимающих не получит сумм, достаточных для готовых жилищных решений, значительная часть этих средств пойдет именно в банковские ипотечные кредиты. Это, конечно, может благотворно сказаться на финансовой системе, однако оно же возрождает страх по повторению ситуации 2006-2009 годов, когда перегретые заемными средствами банки навыдавали кредитов строительным компаниям, ипотек, в буквальном смысле зарыв деньги в землю, а потом все это превратилось в пузыри и лопнуло, когда система больше не могла вкачивать в себя новые средств из-за того, что цены на недвижимость в Алматы и Астане уже начали конкурировать с жильем в Монте-Карло и Лондоне. Сейчас государство заверяет нас, что цены на строительство снизятся, ну, или, как минимум, не вырастут. Но, если дальше включится мультипликативный эффект кредитной системы, то вверх пойдет уже цена на вторичном рынке, которая устанавливается в значительной мере «из головы», просто под влиянием спроса и надежд продавцов. 

Что в сухом остатке? Любое снятие средств из ЕНПФ для населения, конечно, можно считать благом. Никакой рачительности в использовании этих средств само государство не продемонстрировало. Другое дело то, что процесс этот, похоже, организован, как бег вдоль флажков, которые выставлены в четко указанном государством направлении. В росте количества недвижимости в стране тоже нет ничего плохого, но быстрое и искусственное «накачивание» какого-то узкого рынка у нас, как правило, заканчивается мыльным пузырем. Чем заканчивается мыльный пузырь, говорить, наверное, не надо; те, кто пережил 2009 год, должны помнить сами. Зато надо думать, как всего этого избежать – всем вместе, и каждому по отдельности…

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...