Под маской «Маска» | Деловая неделя
18 марта 2025 | выходит по пятницам | c 1992 года

Под маской «Маска»

14.02.2025 12:28:31
№: 5 (1593)

Упоминание про личный звонок Маска Жумангарину придало обсуждению налоговой политики и бюджетных трат легкий флер скандальности 

Шоковое повышение тарифов, штрафов и налогов не оформлены в стройную стратегию

«ДН»

ПЕРЕТЯГИВАНИЕ каната вокруг НДС, похоже, раскрывает первоначальные планы властей – установить ставку на уровне 16%, но, главное, снизить порог его применения до 15 млн. Шокированное оглашенными планами повышения налога на добавленную стоимость до 20% общество, видимо, должно удовлетвориться «компромиссными» 16%, «не заметив» понижения порога. Точно также мы должны смириться с ростом других издержек для бизнеса и населения. Однако, все это было бы еще как-то можно потерпеть, если бы власти действительно «начали бы с себя», сформулировав и презентовав общественности внятную и цельную стратегию, в которой предусмотрены не только рост налогов и цен, но и снижение госрасходов на чиновный аппарат и малозначительные цели. Но этого нет. С нами играют в игры, больше похожие на вокзальные «шарик-малик», вместо того, чтобы действительно продемонстрировать, что мы – в одной лодке. И сопровождается это еще и глупыми «недоразумениями» по поводу того, что министру Нацэкономики звонит Илон Маск и предлагает свои услуги.

Заявление об Илоне Маске стало своего рода апогеем того, как главный ответственный за рост налогов Серик Жумангарин начал заговариваться, защищая экономический курс правительства. Отвечая на вопросы журналистов по поводу сокращения госрасходов (если уж у нас такая большая дыра в бюджете), он заявил, что Кабмин уже сократил множество трат, понизив бюджет расходов с 32 трлн тенге до 25,7 трлн. «На этапе утверждения бюджета было «порезано» 6 трлн. тенге. 400 млрд тенге мы нашли – это экономия внутри администраторов бюджетных программ. Сейчас мы полностью делаем анализ социального блока, потому что соцрасходы только по республиканскому бюджету 37,5%, а республиканский плюс местный бюджет это 50%», - заявил Жумангарин.

Ему бы ограничиться этими цифрами, но Остапа, видимо, понесло. Он заявил: «Не буду скрывать, на меня вышел с идеей провести такую же работу, которую сейчас проводит в администрации Трампа, господин Илон Маск. Там есть у него департамент оптимизации. Он предложил свои услуги, сказал, что у него есть идея. Я его пригласил, говорю: «приходи, давай поработаем вместе, создадим рабочую группу. Если увидишь какие-то вещи, где можно сокращать». Но социальный бюджет сокращать очень сложно. Социальный бюджет – это все, кто здесь стоит, это многодетные матери, это дети, это старики, это пенсионеры. У нас социальное государство. Я сказал посмотреть другие виды бюджета. Мы не против сокращения, вообще абсолютно никакого. Если оно будет разумным и не коснется простого человека». Причем, как отмечает агентство КазТАГ, он заявил это «в кулуарах сената».

Когда же на следующий день вышли материалы с заголовками «Илон Маск вызвался помочь с оптимизацией бюджета Казахстана», пресс-служба МНЭ начала давать разъяснение о том, что министр, говоря по-простому, сказал не совсем правду. «Вчера вице-премьер, отвечая на вопрос о сокращении бюджетных расходов, говорил об идее Илона Маска, которую ему предложил другой человек. Это был брифинг, прямая речь, поэтому возникло недоразумение. Некоторые журналисты кто был на брифинге, сразу уточнил у меня и у спикера после брифинга, о ком шла речь. Да, этот человек был Рахим Ошакбаев», - так сообщили происшедшее в пресс-службе Жумангарина. И тут либо агентство КазТАГ неправильно сообщило, что говорил он это не во время брифинга, а уже после – в кулуарах, то ли пресс-служба слегка погрешила против истины, натянув свою версию событий на глобус реальности.

Однако, такое «недоразумение» как минимум не красит г-на Жумангарина. Понятно, что в своем личном общении с тем же Ошакбаевым, он вполне мог называть его «Илоном Маском», но переносить это имя в публичное пространство в разговорах с журналистами, особенно на такие эмоционально напряженные темы, как рост налогов и сокращения государственных трат – это все же перебор. Тем более, что во всех этих отрывочных сообщениях о планах правительства по поводу роста трат и издержек, общественности так и не была представлена какая-то общая, логичная и цельная стратегия правительства.

Жумангарин говорил, что не раз презентовал свои цифры, но даже если так, то до общества доходили только отдельные фрагменты, которые никак не складываются в стройную картину. Если бы министр удосужился поручить своим подчиненным свести предлагаемые сокращения расходов и рост налогов в одну таблицу и инфографику, перечислив конкретно, от чего чиновники готовы отказаться ради того, чтобы облегчить жизнь налогоплательщикам, вопросов к нему было бы намного меньше и не пришлось бы упоминать имя Маска всуе.

Пока же то, что мы видим, не показывает нам наличие такого плана. Если бы он действительно базировался на идеях Маска, то у нас было бы уже довольно много простых и понятных цифр. Он объясняет свои действия предельно понятно. Например: «Сокращение федерального дефицита с $2 трлн до $1 трлн в 2026 финансовом году требует сокращения расходов в среднем на $4 млрд в день». И хотя такие меры «приведут к дефициту бюджета в $1 трлн, однако экономический рост должен примерно соответствовать этой цифре, что, в свою очередь, означает отсутствие инфляции в 2026 году». Человеку не лень объяснять свои действия, которые касаются денег налогоплательщиков, не только тех, что уже заплачены ими в бюджет, но и тех, что останутся в их карманах на жизнь. Масштабы сокращений госаппарата Маском видны на примере USAID, чей бюджет составлял $40 млрд, а аппарат – 10 тысяч сотрудников.

А что же у нас? У нас президент Токаев предложил сократить госаппарат на 25% в 2021 году. А в прошлом году, глава Минфина Мади Такиев заявил, что сокращать некого, наоборот, чиновников у нас не хватает. Прямое поручение главы государства правительство, фактически, саботировало. Чего уж тут говорить про Илона Маска или Рахима Ошакбаева? То есть мы видим, как наши чиновники умеют «не обидеть» себя, от того и доверия к тому, что они так мощно урезают траты, особого нет. Яркий пример – на этой же неделе. Оказалось, что только на один военный парад в Астане в честь 80-летия окончания Второй мировой войны заложены траты в 2,5 млрд тенге. Когда у вице-министра Нацэкономики Армана Касенова поинтересовались, не слишком ли это для года с таким дефицитом бюджета, он ответил, что «в масштабах экономики озвученная сумма является небольшой».

«Вам желательно задавать эти вопросы министерству обороны. Однако, что касается мероприятий, когда называются суммы на их проведение, надо понимать, что мероприятия, форумы, парады, необходимы для того, чтобы усилить репутацию, узнаваемость страны, способствовать привлечению инвестиций. Те суммы, которые называются, к примеру 1, 2, 3 миллиарда тенге, относительно экономики Казахстана являются небольшими. К примеру, если мы будем говорить про Международный форум Астана, там будут привлекаться средства спонсоров. Мы ожидаем, что вся сумма будет покрыта спонсорами. Но даже если нет, такая сумма, как 1,4-2 миллиарда тенге, это небольшая плата за то, чтобы повышать узнаваемость страны на международной арене, чтобы потенциальные инвесторы сюда приезжали», - процитировал Касенова сайт Tengrinews.

Также заместитель Жумангарина добавил, что годовые инвестиции в основной капитал в Казахстане составляют 40 миллиардов долларов, прямые иностранные инвестиции - 20 миллиардов долларов. И это - около 50 миллионов долларов инвестиций в день. О том, что эти инвестиции не идут в оплату бюджетных трат он скромно умолчал. Однако, 2,5 млрд там, 2-3 млрд – здесь, так и накапливаются государственные траты на триллионы. Сколько у нас запланировано отметить одних юбилеев исторических лиц и событий в этом году? Может быть не будет ничего страшного, если мы не будем справлять 180-летие Абая или 30-летие Конституции с Ассамблеей народа Казахстана? Ничего, наверное, не произойдет, если бюджет не потратиться на 560-летие Казахского ханства или 190-летие Шокана Валиханова?

Да, и тот же «День Победы» - сколько мы должны его еще отмечать? Как-никак уже другое государство, ветеранов осталось очень мало, а учить казахстанскому патриотизму на примере советского, с учетом того, что теперь мы знаем, сколько боли и зла принесла нашему народу коммунистическая власть, кажется странным. Единственный бенефициар таких празднеств – государственная пропаганда соседнего воюющего государства. Своим старикам мы можем оказывать почет и уважение без милитаристических ивентов в стиле советского «Покажем Кузькину мать Америке». У СССР был хотя бы некий резон показывать военную мощь по случаю – это была империя, которая стремилась показать свою силу в обоснование претензий на мировое доминирование. А нам ради чего портить асфальт столичных улиц и площадей гусеницами? У нас довольно слабая армия, в которой постоянно в мирное время гибнет слишком много молодых парней, чьи родители не могут понять – за что?

Вполне естественно, что когда мы видим, что такие траты у нас сохраняются, то особенного доверия к секвестру Кабмина тоже нет. То, что пока правительство предложило установить дифференцированные ставки НДС в 16%, 10% и 0% на фоне сохранения нижнего порога в 15 млн откровенного энтузиазма не вызвало. Да, и о чем говорить, если правительство до сих пор пытается объяснить необходимость роста налогов не бюджетным дефицитом, хотя это ясно и ежу, а некими вложениями в реальный сектор, который бы развился куда быстрее и лучше, если бы его не обдирали, как липку…


Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...