Под сенью новых поколений | Деловая неделя
24 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Под сенью новых поколений

13.06.2022 11:27:46
№: 22 (1472)
Даже если Россия будет возвращать под свой контроль соседние со своими границами земли, то что она с ними будет делать?

Юрий Сигов, Вашингтон

Нынешняя сумятица в международных отношениях, начавшаяся, на мой взгляд, с появлением ковида и продолжающаяся с конца февраля после начала российско-украинского военного противостояния внесла целый ряд кардинальных изменений, которые неизбежно будут оказывать влияние в ближайшие 10-15 лет на весь расклад в мире. Причем в независимости от того, придумают ли «большие фармацевтические умы» еще пару эпидемий для всего человечества, и чем в конечном итоге завершится «бодание до упора» России и «коллективного Запада».

Первое лицо Кремля сравнил себя с Петром Первым и назвал своей задачей «возвращение» территорий Российской империи

Так вот об этом самом «бодании». Если внимательно присмотреться к тому, что происходит сейчас в военном конфликте Москвы и Киева, то чуть ли не основным вопросом, волнующим прежде всего ту же Америку и поддерживающие ее европейские страны, является размер территорий, которые «под себя» заберет Россия в результате этого конфликта. То, что это неизбежно произойдет, уже никто сомнениям не подвергает. Спор идет только о масштабах приобретений, или вовсе исчезновения Украины как независимой страны с европейской   карты.
Почему подобное принципиально, и в чем здесь главная загвоздка именно относительно территориально приобретаемых проблем, которые неизбежно взвалит на себя российское руководство, если постепенно будет «откусывать» от Украины ее лежащие на пути продвижения российской армии земли? Думаю, что глядя на Украину, и все те постсоветские республики (включая Казахстан), которые с РФ граничат, держат в уме реальные возможности соседнего государства расширить «в случае неких чрезвычайных обстоятельств» свою нынешнюю территорию.
В этой связи можно с одной стороны посмотреть на то, что в таких случаях с «желающими расширения» делают США, и каким образом ведет себя Россия в последние годы. А также что может произойти на украинском примере с ближайшими географическими соседями РФ, если с Украиной те методы и схемы, которые сейчас используются, принесут российской стороне «ожидаемый результат»?
  Теоретически «войти в Америку» до сих пор хотят многие. Но она в свой состав никого уже давно не принимает. Почему?
Наверное, нет ни одной другой страны на свете, куда бы столько желающих со всех его уголков стремилось перебраться, как современные Соединенные Штаты. Да, наслышаны люди об очень комфортных условиях жизни в Швейцарии, Люксембурге, Новой Зеландии, Сингапуре, Сан-Марино наконец. Но именно в США миллионы людей со всех концов нашей планеты лелеют надежды когда-нибудь или самим перебраться, или сделать так, чтобы туда «на будущее» попали собственные дети и внуки.
Есть здесь и некий парадокс. Пресса очень даже многих стран мира (а не только постсоветская) сообщает своим читателям, что у Америки якобы нет будущего, ихний доллар вот-вот так обвалится, что весь остальной финансовый мир погребет под собой. А уж о том, что Соединенные Штаты - злобное, и главное - агрессивное империалистическое государство, не знает, наверное, только самый ничего не читающий обитатель таежных сибирских дебрей или бескрайних пустынных плато Сахары.
Однако… При всей своей агрессивности, империалистических повадках, угрозах всем на планете, кто осмеливается жить по каким-то причинам «не по-американски», с 1959 года (согласитесь, срок все же немалый) Соединенные Штаты так и не расширили свою территорию ни на метр. И это при том, что очень даже могли – причем не только за счет соседних с ними государств, но и путем присоединения к себе дальних океанских островов, которых под фактически уже сегодня полной американской юрисдикцией очень даже немало.
Так вот: последними присоединились к США в качестве полноправных штатов Аляска и Гавайи, и было это больше 60 лет назад. С тех пор еще семь территорий в принципе в любой момент решением американского Конгресса могли бы быть присоединены к территории Соединенных Штатов. Но на удивление ничего подобного не происходит. А объяснения тому – чисто прагматическое, причем – вы, наверное, удивитесь – как с той, так и с другой стороны. Самим обитателям этих «пока не желающих присоединяться к США» территорий не особо хочется, чтобы подобное произошло. Да и члены американского Конгресса не видят в этом особого смысла кроме немалых бюджетных расходов и дополнительной головной боли.
О чем идет речь? В Карибском море есть две территории - остров Пуэрто-Рико и Виргинские острова (именно американские, потому как есть еще Британские Виргинские острова, которые находятся полностью под именно Британской короной, и для их посещения нужна отдельная виза) являются «свободно присоединившимися к США» территориями. У всех граждан этих островов - американские паспорта, выходцы оттуда с удовольствием служат в американской армии (в том числе и много женщин). Подбрасывают из Вашингтона этим островам регулярно деньжат – благо, там царит все тот же американский доллар, что и на континенте.
Между тем при наличии собственных губернаторов и правительств у этих островов нет в Вашингтоне своих конгрессменов, жители островов не голосуют на выборах за президента США (зато могут голосовать за политические партии), а на Олимпиадах выступают со своими собственными флажками и отдельно от США командами (так, сборная Пуэрто-Рико по мужскому баскетболу – одна из сильнейших в мире). Точно такая же картина в Тихом океане - там фактически полностью принадлежат Соединенным Штатам остров Гуам, Марианские и Маршалловы острова, а также далеко на юг – острова Американского Самоа.
С этими территориями все то же самое – не штаты они, за президента Америки не имеют права голосовать, в армии США спокойно служат, и у всех по рождению – исключительно американские паспорта. Дважды в Пуэрто-Рико проводился референдум по поводу присоединения к Соединенным Штатам 51-м штатом, и оба раза сторонники сохранения нынешнего положения «свободно присоединившейся территории» брали верх. Да и в американском Конгрессе присоединять к себе территории, которые потом надо будет из бюджета поить-кормить (по причине там повальной чиновничьей коррупции) желающих до сих пор не нашлось.
Что касается соседней с Соединенными Штатами Мексики, то все, что у нее можно было «оттяпать», американцы забрали еще в середине 19-го века. Просто представьте себе, что две трети нынешней территории США – это бывшие мексиканские земли. Плюс «прихватили» американцы примерно в те же времена у французов современный штат Луизиану, до защиты которой у Парижа в те годы не дошли руки. Расширяться за счет лежащей к северу Канады? А зачем? Ее и так называют «северным продолжением Соединенных Штатов», там все то же самое, что и в США (с небольшими нюансами, правда), только с наличием ощущаемого «европейского замеса», да еще целой провинцией Квебек, сохраняющей мощнейшее французское влияние по языку и культуре.
Главное же то, что США с момента своего создания ни разу не разваливались - даже в результате жестокой гражданской войны в 60-е годы 19-го века. Ни у одного правительства не хватало настоящей дури под эгидой «стремления к демократии» раскалывать единое государство на кучку недееспособных штатов, которые еще и воевали бы в кровь друг с другом за те земли, которые некогда состояли в едином государстве. Попутно замечу: этого не допустили никогда бы и сами американцы (а не только неразумные политики).
Постоянные же причитания ряда российских так называемых «экспертов-американистов» по поводу того, что США в их нынешнем виде «вот-вот развалятся» не заслуживают даже минимального ни обсуждения, ни осуждения. Критерий же разумности территориального расширения у американцев один: зачем присоединять территории, если их можно и без этого контролировать - и своей политической властью, и экономически, а если потребуется – то и военной «крышей»?
  С Украиной у России очень многое и шло, и пойдет на будущее «не так». В чем же причины?
Теперь посмотрим каковы шансы на расширения своей территории у России прежде всего за счет сопредельных государств. На сегодняшний день существуют очень специфические «вроде государственные» территориальные формации, которые и государствами в классическом виде как таковыми назвать очень сложно. И полноценно в состав России они не входят. Начну с Кавказа. Сейчас там по-прежнему существует вроде как независимая, но на самом деле зависимая от всех территория под названием Нагорный Карабах. Не будь там подразделений российской армии (без разницы, как эти войска называются – хоть триста раз миротворцами) – этого государства уже не существовало бы.
Можно ли присоединить этот самый Нагорный Карабах не к Азербайджану и Армении, а к России? Наверное, можно - просто объявить эту территорию российским анклавом. Можно даже устроить референдум, вполне реально перебросить туда войска и поставить их по периметру карабахских границ. И что будет в результате? Блокада со стороны Азербайджана, осуждение мирового сообщества (уж какое есть), и… куча проблем для российских властей и в экономике, и в политике, и в военной сфере.
Две бывшие автономии Грузии – Южная Осетия и Абхазия. Можно их включить в состав России? В принципе можно. Тем более, что обе они имеют прямую границу с РФ. Но… опять-таки пресловутое международное сообщество, огромные бюджетные расходы (которые и так Россия несет на поддержание «независимого существования» этих «государств»). Плюс не очень большое желание местных элит потерять статус «государств», пусть во многом и псевдо – ведь тогда они перейдут под командирское крыло какого-нибудь рядового чиновника из администрации президента РФ. Оно им надо?
Приднестровье. Там почти сплошь уже сегодня все - российские граждане с паспортами. Границы прямой с Россией у этого «государства» (а оно, напомню, между прочим, существует как таковое аж с 1992 года) нет, но к концу года, как надеются местные правители, уже будет. Между тем присоединить эти территории к РФ можно будет только в том случае, если «присоединятся» и лежащие от Донбасса к Черному морю украинские регионы. Иначе – все то же вечное положение «территориального анклава», который содержать из российской казны – сущее разорение.
Наконец, Донецкая и Луганская республики. Опять-таки можно их «ради международного понта» провозглашать независимыми, и даже открыть их посольства в Москве. На деле же – только включение в состав РФ. Но тогда надо немедленно перестать играть в «политические игры», увещевать тех же членов всяких Еврокомиссий и Конгресса США в том, что это было волеизлияние тамошнего народа и прочее. Реально включить уже сейчас эти территории в состав России можно? Думаю, что если первое лицо РФ примет такое политическое решение - то именно так и произойдет. А если не примет (не важно, по каким конкретно причинам)?
  Современной молодежи неведомы советские исторические традиции. Им важны максимальные свободы, материальное благополучие и возможность самим распоряжаться собственной судьбой
А теперь давайте подумаем, есть ли угроза присоединения каких-то сопредельных территорий с Россией для других постсоветских стран, включая Казахстан? Ведь теоретически она существует – и не первый день. Вопрос только в том, что может к тому послужить причиной, но главное все же иное: а хватит ли у РФ возможностей (и не только финансовых) и сил все те земли, которые были ею разбазарены в 1991 году, извините за каламбур, «собрать вновь под единой крышей единого народа»?
Вернусь вновь к Украине. С точки зрения военной, думаю, не очень принципиально какой процент территории этой республики будет занят российской армией, а потом пожелает условно войти в состав РФ на правах новых ее регионов. Куда важнее, как мне видится, другое: а что собирается российская власть делать с населением, которое там проживает? Куда его, грубо говоря, девать, и каким образом управлять всеми этими «освобожденными через 30 лет территориями»?
Вот российское руководство очень сильно до сих пор удивляется тому, что никто войска из «братской страны» на Украине не встречал ли хлебом, ни солью, ни даже минимальным нейтралитетом. Сопротивление идет по всем канонам военного искусства, и даже министр обороны РФ поражается, с каким упорством воюют молодые граждане Украины за свою республику. Но удивляться-то здесь совершенно нечему. Обвинять во всем происходящем Америку и ЦРУ вкупе с сотнями западных советников да наемников всех видов – это расписываться тем самым в полнейшем непонимании того, что вокруг уже не первый день происходит. В том числе – и на сопредельных с Россией территориях.
Дело в том, что за годы, прошедшие с момента обретения независимости всеми бывшими советскими республиками выросло уже два поколения. Молодых людей, которым что было раньше, какая власть существовала при СССР, и с какой такой стати ей сегодня вдруг вновь нужно жить в едином с Россией государстве просто непонятно. Конечно, играет свою роль и полностью иная, нежели советская, система образования и воспитания за эти годы. Но как по-иному может быть? Если страна независимая – значит у нее и свои понятия формируются обо всем, что тебя окружает, а не следование тому, что было когда-то, с кем-то, и по каким-то никому неведомым причинам.
Вот и здесь на даже уже освобожденных от «фашистов и нацистов» территориях Украины возникает резонный вопрос: а что делать с тамошним населением (которое не бежало в Европу)? Это ведь взрослые, уже все прекрасно понимающие, а также очень молодые люди, которых надо теперь полностью будет «переформатировать» на уровень мышления и поведения, условно говоря, среднестатистического гражданина России. Кто это будет делать? Какие учителя и воспитатели? Или все эти миллионы «освобожденных украинцев» опять направлять в начальные школы на тотальное переобучение?
А по каким это делать учебникам? Тем, которые есть в РФ? Ну да, там по крайней мере никто не утверждает, что русские выкопали Черное море, чтобы было удобнее плавать в Средиземное. Но в российских учебниках, например, написана масса льстивых и явно ложных слов о так называемом первом президенте России и еще более называемом «первом и последнем президенте СССР». В программе школ - изучение трудов одного на уровне паркетной интеллигенции писателя, который поливает СССР и Россию последними словами, но в школах его опусы – по-прежнему в обязательном списке на уроках литературы.
И как быть с местными кадрами? Сразу передать им всю власть, и они будут без внешнего присмотра, скорее всего, делать все то же самое, что делали при украинской власти? А кого присматривать ставить? Российских военных, полицию-милицию, или надеяться на «высокое самосознание» местного населения? Не случайно ведь уже ходит анекдот о том, что первое, куда с удовольствием пойдут записываться украинские мужики на освобожденных территориях – это Росгвардия. То есть запишутся они в силовики, которые и прежней власти были нужны (но для совсем иных целей), и новой явно потребуются.
И, заметьте: это ведь речь идет о точно таких же, как российская сторона, этнически русских людях. А если это будут другие во всех отношениях соседи? Да и живут они, вне зависимости от своей именно национальной принадлежности, уже более 30 лет совершенно в иных условиях. Кто, к примеру, сможет сегодня предложить тем же грузинам вновь войти в состав России? Они не то, что не согласятся – они будут с такими «предлагающими» воевать – и, скорее всего, не так, как в 2008 году.
  По этой и многим другим причинам я бы все страхи о том, что Россия сможет каким-то образом за счет соседних государств определенным образом расшириться, разделил бы на две составляющие. Военная необходимость: она существует, если Москва будет по каким-то причинам ощущать реально смертельную угрозу своей безопасности со стороны (а, скорее всего, с территории) любого соседнего государства. И тогда использование военной силы ею вполне возможно. Да, и скорее всего, так на деле и произойдет.
А вот в чисто человеческом аспекте «возможного присоединения» вариантов практически нет. Политические различия, сформировавшиеся за эти три десятилетия не только сами по себе независимые государства (которые постсоветскими называют лишь по старинке), да и правящие там элиты никогда не согласятся ни с какими – даже самыми с виду разумными – доводами российской стороны об объединении. И произойти оно может только в результате какого-то глобального катаклизма по типу того, что сегодня наблюдается вокруг Украины. В любом другом случае опасения, что Россия где-то по соседству «повторит украинский сценарий» вряд ли можно считать обоснованными и на практике осуществимыми.

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...