Под знаком укрепления доллара
Минувший месяц на сырьевых рынках ознаменовался снижением котировок нефти по сравнению с августом. Это обстоятельство наряду с другими факторами оказало дополнительное давление на курс национальной валюты по отношению к доллару США. В сентябре ускорился рост цен на потребительские товары и услуги, но инфляция в годовом выражении сохранилась на уровне предыдущего месяца.
Нигмат РАМАЗАНОВ
Минувший месяц на сырьевых рынках ознаменовался снижением котировок нефти по сравнению с августом. Это обстоятельство наряду с другими факторами оказало дополнительное давление на курс национальной валюты по отношению к доллару США. В сентябре ускорился рост цен на потребительские товары и услуги, но инфляция в годовом выражении сохранилась на уровне предыдущего месяца.
Улучшение ценовой конъюнктуры на протяжении предыдущих четырех месяцев подряд сменилось в сентябре снижением котировок нефти. Торги на Лондонской товарной бирже начались с уровня порядка 46 доллара, а к концу первой половины сентября опускались несколько ниже 40 долларов за баррель. Во второй половине месяца нефть сорта Brent торговалась в районе 41-44 доллара, в последний день сентября торги завершились в районе 42 доллара за бочку. Очередному снижению цен способствовали опасения участников рынка касательно второй волны пандемии, снижения спроса на энергоносители.
Статистика распространения коронавируса вновь ухудшилась во второй половине сентября, что, возможно, стало основной причиной давления на нефтяные котировки. Вместе с тем цены на Лондонской товарной бирже сложились выше важной психологической отметки в 40 долларов и, по прогнозам экспертов, до конца года будут держаться в этом районе. При таком раскладе котировки нефти в среднем за год сложатся более чем в два раза выше, чем это ожидалось правительством Казахстана в начале года после появления новостей о распространении вируса (20 долларов за баррель).
Тем временем снижение нефтяных цен в сентябре наряду с рядом других факторов оказало в минувшем месяце давление на национальную валюту. В первые дни месяца на фоне возросших цен на нефть биржевой курс доллара опускался ниже 420, а затем и 419 тенге. Но уже 3 сентября вслед за снижением котировок нефти и курса рубля к доллару биржевой курс американской валюты на внутреннем рынке вновь превысил отметку в 420 тенге. По мере продолжающегося снижения нефтяных цен биржевой курс американской валюты в конце первой половины сентября превысил уровень в 426 тенге.
В начале второй половины месяца котировки нефти на Лондонской товарной бирже поднялись выше отметки в 41 доллар, курс российской валюты по отношению к американской стабилизировался на уровне 75 рублей. На этом фоне тенге удалось вернуть большую часть потерь, понесенных ранее. Средневзвешенный биржевой курс доллара на внутреннем рынке снизился за три рабочих дня почти на 6 тенге, по состоянию на 18 сентября составил 420,76 тенге.
Неудачной для тенге выдалась последняя декада сентября. Стоимость доллара на предпоследней неделе вновь повысилась почти на 6 тенге, несмотря на сравнительно высокие котировки нефти в районе 43-41 доллара за баррель. Против тенге могло сыграть дальнейшее ослабление российского рубля к доллару. Биржевой курс американской валюты на российском рынке вырос за это время с уровня порядка 75 до отметки выше 78 рубля по состоянию на 25 сентября.
В следующий понедельник, 28 сентября, падение рубля продолжилось. К концу дня котировки доллара почти достигли отметки в 80 рублей, а средневзвешенный биржевой курс американской валюты на внутреннем рынке превысил 428 тенге. Ослабление тенге продолжилось и в последние два дня сентября. Происходило это на фоне небольшого снижения мировых цен на нефть, возврата части потерь рубля к доллару США. В последний день месяца биржевой курс американской валюты на вечерних торгах составил 431,81 тенге.
Таким образом, курс доллара за сентябрь вырос более чем на 11 тенге, темпы девальвации национальной валюты к доллару по результатам 9 месяцев повысились почти до 12,9%. В среднем за сентябрь официальный курс основной пары составил 423,86 тенге за 1 доллар, превысил показатель предыдущего месяца более чем на 5 тенге. Ослабление национальной валюты наблюдалось в течение всего третьего квартала, биржевой курс доллара на внутреннем рынке за это время повысился более чем на 27 тенге.
Падение тенге к доллару аналогичным образом отразилось на его стоимости к евро. Официальный курс единой валюты, установленный Национальным банком на последний день сентября, вырос до 502,14 тенге. В среднем за сентябрь официальный курс евро повысился до 500,17 тенге против 494,70 тенге в среднем за август. Более значительному повышению стоимости евро на внутреннем рынке препятствовало усиление в сентябре курса доллара на мировых рынках, в том числе по отношению к евро.
Девальвация тенге к основным мировым валютам в сентябре сопровождалась дальнейшим повышением стоимости первого по отношению к российскому рублю. Официальный курс рубля по состоянию на 30 сентября снизился до 5,42 тенге. Темпы укрепления тенге к рублю возросли до 17,6%. В среднем за сентябрь официальный курс пары составил 5,59 тенге против 5,67 в предыдущем месяце.
Снижение стоимости рубля к тенге было обусловлено более сильным падением первого по отношению к основным мировым валютам. Так, в сентябре стоимость евро в моменте приближалась к 93-рублевой отметке, а доллар подскочил почти до 80 рублей. Банк России был вынужден оказать поддержку рублю. Было заявлено, что с 1 октября по 30 декабря регулятор намерен осуществлять дополнительные продажи валюты на внутреннем рынке в объеме 2,9 млрд. долларов ежедневно.
Следует также отметить, что ослабление тенге и большинства других сырьевых валют в сентябре было вызвано, помимо прочего, укреплением доллара на мировых рынках. Что в свою очередь было обусловлено усилением опасений инвесторов по поводу второй волны коронавируса. В частности, курс основной пары мировых валют в начале сентября составлял порядка 1,20 доллара за евро, а в конце месяца стоимость единой европейской валюты снизилась почти до уровня 1,17 доллара.
Если верить данным официальной статистики, ослабление тенге по отношению к основным мировым валютам не оказывает существенного влияния на динамику потребительских цен. В сентябре темпы инфляции повысились, но с учетом падения курса тенге и влияния сезонного фактора остались на сравнительно низком уровне. По информации Комитета по статистике, инфляция в минувшем месяце, как и год назад, составила 0,3%. Цены на продовольственные товары по сравнению с предыдущим месяцем не изменились, непродовольственные товары подорожали на 0,4%, тарифы и цены на платные услуги населению выросли на 0,5%.
Накопленный уровень инфляции за девять месяцев составил 4,9% против 3,3% в январе-сентябре 2019 года. Наиболее значительно в отчетном периоде повысились цены на продовольственные товары (на 7,4%), рост цен на непродовольственные товары составил 3,9%, а цены и тарифы на услуги населению выросли на 2,5%.
Рост цен на потребительские товары и услуги в годовом выражении остался на уровне предыдущего месяца, составил 7%. В то же время этот показатель значительно повысился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (5,3%).
Основное влияние на инфляцию по-прежнему оказывает опережающий рост цен на продовольственные товары. За последние 12 месяцев цены на них выросли на 10,8%, в то время как рост цен на непродовольственные составил 5,6%, платные услуги населению – 3,6%. Такая тенденция наблюдается на протяжении длительного времени. И это при том, что согласно данным статистики в течение многих лет отмечается рост поголовья скота и птицы, декларируется повышение производства основных продуктов питания – мяса, молока, яиц.
Согласно последним оценкам властей, инфляции в текущем году ожидается на уровне 8-8,5%. Предполагается, что слабый внутренний спрос будет оказывать дезинфляционный эффект. При этом поддерживать инфляцию будет перенос обменного курса тенге на цены, на фоне ожидаемого дефицита платежного баланса. А также увеличенный фискальный импульс, воздействие которого на инфляцию продолжится и в 2021 году. Об этом на заседании правительства заявил председатель Национального банка Ерболат Досаев.
Одним из основных рисков для роста инфляции остается валютный канал, в том числе в результате ожидаемого ухудшения состояния текущего счета платежного баланса, влияющего на динамику обменного курса и потребительские цены. Сдерживающим фактором стало падение покупательной способности населения вопреки заявлениям властей о росте заработной платы и доходов не только в номинальном, но и реальном выражении. С учетом этих и других факторов инфляция останется в целевом коридоре, несмотря на сезонное ускорение роста цен в четвертом квартале. Впрочем, в случае если возникнут проблемы с удержанием инфляции, статистики, скорее всего, получат команду остановить рост цен. Поэтому можно не сомневаться в том, что инфляция на бумаге до конца года не выйдет за пределы целевого диапазона. Но при этом показатель инфляции сложится значительно выше уровня прошлого года.
Что касается прогноза динамики курса основной пары на внутреннем рынке, то ключевым фактором влияния являются мировые цены на углеводороды. Ситуация на рынке нефти в последнее время ухудшилась. Цены на наш основной экспортный товар падают, поскольку рост числа случаев коронавируса ухудшил перспективы спроса, что привело к усилению давления на цены, в том числе и из-за повышения добычи ОПЕК+ в прошлом месяце. Стало очевидно, что вирус не удалось сдержать. Уровень заражения растет, число погибших в мире превысило 1 миллион, и картина выглядит тревожно.
На этом фоне котировки фьючерсов нефти Brent на Лондонской товарной бирже на закрытии торгов в прошлую пятницу, 2 октября, упали ниже 39 доллара за баррель. Цены на медь, которые считаются индикатором здоровья мировой экономики, рухнули на прошлой неделе на рекордную с весны величину. Сырье, в отличие от финансовых виртуальных активов, являются физическим активом. Поэтому падение спроса на него отражает опасения участников рынка относительно состояния реальной экономики. В начале текущей недели нефтяные цены повысились до 40, а затем и выше 41 доллара за баррель, на этом фоне биржевой курс американской валюты во вторник, 6 октября, сложился ниже отметки 430 тенге.