Подающимся в бега | Деловая неделя
25 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Подающимся в бега

11.04.2022 11:55:06
№: 13 (1463)
Украинский конфликт приведет к серьезнейшим демографическим последствиям для всей Европы. И не только для нее

Юрий Сигов, Вашингтон

Давно принято считать, что ни один человек с того места, где он родился и живет, никогда не уедет, если эти самые условия жизни для него остаются хотя бы минимально приемлемыми. Это и наличие какого-то гарантированного удобства проживания, и надежная крыша над головой, и родные-близкие вокруг, с которыми и проще, и веселее жить. Нужно нарушить очень существенные составляющие этого, даже самого примитивного комфорта жизни, чтобы человек все же от него решил куда-то убежать или уехать.

Никто не отрицает при этом наличия чисто внешнего замеса романтики, когда тебе почему-то кажется, что где-то там, «за бугром» жизнь и комфортнее, и безопаснее, и по деньгам намного выгоднее. Особенно часто подобные чувства обуревают молодых людей, потому как воспринимают они, как правило, по большей части только внешнюю оболочку происходящего. И просто в силу отсутствия жизненного опыта не в состоянии оценить событие изнутри. И уж тем более- прикинуть, что будет через пару месяцев, когда весь романтический пафос таинственным образом куда-то улетучится.

Так вот о том, что люди не хотят оставаться в своей стране, когда там вспыхивают военные действия, известно, как минимум с момента распада СССР. Если раньше советские люди могли подобное наблюдать где-то «там», то вот уже более 30 лет все это случается у них прямо под боком - а зачастую и в их собственных странах. Это и Нагорный Карабах, и Абхазия с Южной Осетией, и Приднестровье, и Донбасс. Были волны побега собственных граждан из постсоветских стран по чисто экономическим причинам (да подобный процесс продолжается и до сих пор). И вот теперь - Украина.

Что здесь особенно примечательно. Сам процесс исхода населения из этой республики начался практически сразу после распада Советского Союза, но носил он вполне контролируемый характер. Уезжавшие на заработки (в основном) за рубеж граждане этой республики если и оставались за границей, то все равно не порывали связи с родиной. Но когда Евросоюз ввел для Украины (а также Грузии и Молдовы) фактически безвизовый режим, то количество украинцев, уехавших именно в Европу в поисках и работы, и нового места жительства резко увеличилось.

Донбасс был только началом. Сейчас - продолжение. Что будет дальше?

Многое изменилось в 2014 году, когда после событий вокруг Крыма и Донбасса с украинской территории люди массово стали уезжать и переселяться в другие страны. Более трех миллионов вчерашних обитателей Украины (это только по официальным данным) переселились в Россию, свыше 200 тысяч – в Чехию, более 150 тысяч – в Словакию и почти 100 тысяч – в Польшу. Общее число украинцев, покинувших свою страну после 2014 года по данным Международной организации по миграции составило 4,1 миллиона человек.

По большому счету это – население такой страны, как Коста-Рика или города Санкт-Петербурга. То есть наиболее активные, предприимчивые, не желающие страдать по жизни, надеющиеся все же на лучшее будущее в дальних краях, собственную землю родную покинули. И вот теперь - новые пертурбации, новые волны беженцев, и с ними – новые проблемы, последствия которых скажутся неизбежно не только на самой Украине, но и на всех соседних с ней странах. А также, уверен, и далеко за ее границами.

Итак, по данным миграционных структур ООН, Украину только за прошедший март покинуло более четырех миллионов беженцев. Свыше 3,5 миллионов из них находятся на данный момент в странах Евросоюза. В Россию уже прибыло более миллиона беженцев главным образом из Донбасса, а также Мариуполя и Херсона. Поток беженцев не ослабевает, и перед правительствами стран- соседей с Украиной сейчас стоит непростой вопрос: как все эти толпы людей принимать, и что с ними делать дальше.

Да, на помощь людям, покинувшим Украину, приходят правительства принимающих стран и добровольцы из числа местных жителей. Однако с учетом того, что боевые действия на украинской территории могут продолжаться неопределенно длительное время, даже самые щедрые власти тех же государств Евросоюза просто не смогут с проблемой беженцев справиться. Да и ооновские структуры здесь точно будут бессильны: ведь такое количество людей, покидающих свои дома, просто не поддается никакому учету. И соответственно невозможно будет ни определить размеры необходимой помощи, ни ее конкретных адресатов.
Правительства стран ЕС просят украинских беженцев взять с собой действительные биометрические паспорта и доверенности на детей. При этом в документах, выдаваемых беженцам на границах Украины со Словакией, Венгрией и Польшей подчеркивается: отсутствие проездных или медицинских документов типа сертификата о вакцинации или сданного теста на COVID-19 не будет являться препятствием для въезда в страны Евросоюза. То есть по сути дела украинским гражданам открыт безвизовый и бесконтрольный въезд в государства ЕС.
Что это означает? Всем, кто "спасается от войны на Украине» по гуманитарным соображениям разрешается въехать в соседние страны ЕС даже без документов, и уже в стране пребывания получить "временное убежище и удовлетворение основных потребностей, таких как пища и медицинская помощь". Опять-таки сие обозначает очень простые вещи: твоя задача – выехать любым путем с украинской территории в любую европейскую страну, а там тебя местные власти просто обязаны принять – с обеспечением жильем, питания и медицинской помощи.

За чей счет? Естественно, местных правительств, или говоря финансовыми терминами – за счет местных налогоплательщиков. Замечу, что подобные правила в странах ЕС существуют в отношении беженцев с 2001 года, но никогда ранее они не применялись странами Евросоюза на практике – даже когда на континент в 2015 году хлынули миллионы беженцев из Сирии, Афганистана и Ирака. Тогда каждая страна ЕС сама решала, что делать с беженцами, и когда одни (Германия) их щедро принимала, другие (Венгрия, Польша) на свою территорию беженцев не пускали.

На этот раз руководство Евросоюза решило подобный план содействия беженцам впервые в истории задействовать на практике, и с марта нынешнего года украинские граждане могут подобными условиями перемещения на территорию соседних государств ЕС воспользоваться. При этом сама по себе проблема беженцев – это уже многолетняя головная боль всех европейских стран. Напомню, что после начала сирийского конфликта несколько лет назад на въезд в страны ЕС было подано 2,4 миллиона прошений об убежище.

С Украиной все складывается намного серьезнее. Во-первых, военные действия там продолжаются, и конца и края им не видно. Во-вторых, по данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, только с начала марта Украину покинули свыше четырех миллионов человек. Около 400 тысяч из них находятся в данный момент в Молдове, но конечная цель этих людей – окончательно осесть не в Кишиневе или молдавских селах, а перебраться в наиболее развитые европейские страны.

Среди приоритетов украинских граждан на переселение фигурируют Австрия, Германия, Швейцария, чуть менее привлекательные – Чехия, Словакия и Польша.  Относительно стран Евросоюза – опять-таки впервые в истории - заявки от украинских граждан, стремящихся покинуть свою страну, рассматриваются коллективно. То есть все побежали – и я побежал. Никаких индивидуальных рассмотрений прошений об убежище, то есть если ты сейчас в том огромном человеческом потоке пытаешься перебраться в Европу, то шансы на это - почти стопроцентные.

На что надеются граждане Украины - понятно. На что надеются правители стран ЕС – не совсем

Чем вся эта история с беженцами в практической плоскости может обернуться? По данным миграционных властей Евросоюза, официально заявки о предоставлении временной защиты, или по сути дела платного убежища подали 800 тысяч человек (вероятно, по причине того, что еще не все далеко решили, в какой конкретно стране они в дальнейшем обустроятся – но что на Украину возвращаться не станут - гарантия практически стопроцентная). Так вот каждому из них будет предоставлен вид на жительство, доступ к медицинской помощи, возможности трудоустройства, получению жилья и образованию для детей.

Срок данного распоряжения властей ЕС – до начала марта следующего года. Плюс учтите, что по крайней мере пока на территории его украинские беженцы распределяются крайне неравномерно. К примеру, во Францию уже перебрались более 40 тысяч человек с украинскими паспортами, в Бельгию – 17 тысяч, в Германию – 28 тысяч (местные власти там заявили, что готовы принять до 200 тысяч украинцев), а основная нагрузка по украинским беженцам приходится на Польшу (там уже скопилось более 2,5 миллионов человек, но многие из них заявляют, что хотят перебраться в США, Великобританию и даже Австралию).

Для всех этих беженцев в странах ЕС организованы пункты регистрации, вакцинации и временного размещения. Каждого беженца снабжают одеждой, лекарствами и продуктами, а те добровольцы, к примеру, в Германии, которые уже обосновались в этой стране из числа бывших граждан России и Казахстана, обязаны разговаривать с беженцами «на удобном для них языке». Поскольку русский для них – «неудобный», то сплошь и рядом фиксируются языковые недовольства и нестыковки.

Еще один любопытный нюанс оказания помощи беженцам в странах ЕС – это выдача каждому желающему бесплатной сим-карты с мобильным интернетом, а из Польши или Чехии беженец может уехать бесплатно по украинскому паспорту дальше, просто сказав, куда он хочет конкретно отправиться (опять-таки бесплатно можно сесть на автобус, отправляющийся в Германию, Финляндию, Португалию, Испанию, Грецию, где готовы принять несколько тысяч беженцев у себя различные неправительственные организации).

Вся эта помощь беженцам с Украины финансируется как из личных пожертвований, так и из государственных средств каждой страны ЕС. Около 3,5 миллиарда евро будет выделено на прием и помощь беженцам с Украины из единого европейского бюджета.  
При этом уже сегодня все европейские страны сталкиваются не только с дополнительными финансовыми нагрузками, но и с серьезнейшими проблемами социального характера.

Весь мир явно стал перевернутым с ног на голову. И что будет дальше - никто предсказать не может

И здесь вот что хотелось бы отметить. Вот в Соединенных Штатах президент Дж. Байден подписал распоряжение на принятие в стране 100 тысяч беженцев с Украины. Кто эти люди, по каким критериям отбора они попадут в США, кто их будет еще на Украине «отбирать» на переселение – дело темное, но в Конгрессе обсуждается дополнительная квота на еще 100 тысяч человек. Это на случай, если российская военная операция продолжится на ближайшие месяцы.

Если учесть, что американцы недавно приняли после бегства из Кабула у себя 50 тысяч афганцев, то появление десятков тысяч выходцев из другой страны (пусть даже и европейского внешнего вида) рядовых граждан не очень обрадует. Более того: бывший президент страны Д. Трамп в своих выступлениях напирает на то, что вместо заботы о народах других стран неплохо бы правительству Соединенных Штатов позаботиться о своих собственных соотечественниках. Если же этого не произойдет, то находящихся нынче у власти в США демократов ожидает на промежуточных выборах в Конгресс в ноябре сокрушительное поражение.

А еще через два года республиканцы могут вновь вернуться в Белый дом, и не исключено, что этим человеком станет Дональд Трамп. По этой причине не иначе как «безумием» называют европейскую политику в оказании помощи украинским беженцам консервативные обозреватели Америки. Они считают, что при такой политике ЕС, как минимум половина населения Украины, а вместе с ней – и ряда других постсоветских стран рванет в Европу, раз уж по сути дела «любому, спасающемуся от российской агрессии» можно получить бесплатно все, на что у самих европейцев уходит жизнь целого поколения.
Не секрет, что во многих европейских странах в последние годы сами местные жители вынуждены бороться за обеспечение своим собственным детям мест в школах и детских садах. Теперь же их правительства гарантировано предоставляют места в своих учебных заведениях украинским детям. Дело в том, что в ходе миграционного кризиса с Ближнего Востока Европа принимала в основном молодых мужчин. А сейчас среди украинских беженцев большинство – это женщины и дети.
К ним в Европе традиционно более снисходительное и жалостливое отношение, особенно если беженка утверждает, что ее муж погиб в бою с «русскими оккупантами», то есть все шансы получить полный пакет социальной помощи, лекарства, вакцины, учебные материалы на родном языке (опять будет проблема с русским языком, но деваться некуда - на украинском ничего не напечатали пока). Детям беженцев в Германии, Швеции, Франции сразу же дают места в школах и гимназиях, плюс по 300-400 евро на каждого ребенка «подъемные».

Практически во всех странах ЕС, куда потенциально могут попасть беженцы с Украины, открылись бесплатные языковые курсы, а самим беженцам предоставлен бесплатный проезд на автобусах и местных электричках. При этом уже проживающие в Европе беженцы из стран Ближнего Востока и Африки, ожидающие рассмотрения своих заявок на гражданство месяцами и годами, по-прежнему требуют пособий и помощи себе от местных властей. Они уже повсеместно возмущаются тому, что их "конкуренты" с Украины фактически без очереди получают места в университетах или разрешения на работу.
Та же Чехия уже приняла более 300 тысяч беженцев с Украины и продлила до конца мая введенный в стране режим чрезвычайного положения. Власти в Праге предсказывают, что если военная операция России продлится и после майских праздников, то общее число украинских беженцев в стране перевалит цифру в пол миллиона. Да и соседняя Словакия уже приняла за месяц около 75 тысяч украинцев, что для страны в 5 миллионов собственного населения – существенная нагрузка и на социальную сферу, и на бюджетные расходы.

О чем подобное свидетельствует? С одной стороны, кризис наплыва беженцев с украинской территории – серьезнейший вызов как для Евросоюза, так и для тех, кто имеет гораздо больше возможностей и механизмов практически беспроблемно принять сотни тысяч выходцев из этой страны (по типу Соединенных Штатов). С другой стороны подобная, мягко говоря, сердобольность ко всем подряд без разбора, кто сегодня направляется в Европу с территории Украины может сыграть с принимающей стороной злую шутку.

Сами граждане Украины, видя подобную отеческую заботу о себе тех же европейцев, будут массово стремиться покинуть свою страну, что самой Украине ничего хорошего не сулит. Ведь одно дело принимать настоящих беженцев, спасающихся от смерти, грабежей и насилия. Но надо четко понимать, что когда прием беженцев ведется не индивидуально, а массово, то к этим людям могут присоединиться практически все, кто чем-то просто недоволен у себя на родине. Плюс к этим же группам беженцев легко могут примкнуть и выходцы из других постсоветских республик (из той же Молдовы), если по какой-то причине они оказались на Украине (ведь они – тоже беженцы, почему бы и нет?) И их, получается, и в Европе, и в Америке тоже придется по нынешней логике развития событий, принимать у себя.

В любом случае, как бы долго не продолжался конфликт вокруг Украины, нынешняя ситуация с беженцами прежде всего в Европе, может иметь очень серьезные последствия не только для самого Старого континента, но и для всех окружающих стран - а также далеко за их пределами. Поскольку конфликт этот может продолжаться еще очень долго, то и толпы беженцев, переселяющихся подальше от войны, могут расти каждую неделю. И далеко не факт, что нынешними методами доброты и сердечности ближайшие географические соседи Украины сумеют его хотя бы минимально разрешить.

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...