Последний Надеждин
Жены мобилизованных надевают белые платки чтобы не одевать черные
В России отказали в регистрации единственному антивоенному кандидату в президенты
«ДН»
НА ЭТОЙ неделе в России Центральная избирательная комиссия РФ отказалась зарегистрировать кандидатом в президенты на мартовских выборах оппозиционного кандидата Бориса Надеждина, обосновав это избыточным процентом брака среди собранных подписей в его поддержку. Надеждин, несмотря на то, что до последнего времени не был сколько-нибудь известным политиком, мог стать главным соперником Владимира Путина в ходе предвыборной кампании, поскольку он – единственный из немаргинальных кандидатов, кто реально выступал с критикой путинской «специальной военной операции» - войны против Украины. Видимо, в Кремле решили, что риск участия в выборах «несистемного кандидата» даже в полностью срежиссированных выборах слишком велик, ибо голосование за Надеждина могло обернуться антивоенным флеш-мобом.
Белые платочки в центре Москвы
На прошлой неделе в центре Москвы группа женщин (по некоторым данным, до двухсот) в характерных белых платках, шарфах и косынках возлагала цветы к могиле Неизвестного солдата в Александровском саду. Это была акция движения жен мобилизованных в российскую армию для участия в войне в Украине («специальной военной операции», как говорит российская пропаганда). Женщины объединились в целое движение, назвав его «Путь домой». Сама акция была приурочена к 500-му дню с начала «частичной мобилизации», объявленной Владимиром Путином 21 сентября 2022 года, после ряда заверений, что никакой мобилизации не будет. Большие потери российской армии, напавшей на Украину в феврале 2022 года, необходимость удерживать 2000-километровый фронт и успехи вооруженных сил Украины вынудили Кремль призвать около 330 тысяч военнослужащих запаса в действующую армию, вопреки заверениям о том, что в «СВО» будут участвовать только контрактники. Полиции, наблюдавшей за действиями женщин, было больше, чем участников акции. Во время нее сотрудники МВД задержали 17 журналистов (мужчин), снимавших и освещавших акцию жен мобилизованных.
Белые платки, косынки и шарфы участников акции движения «Путь домой» – это отсылка к аргентинскому движению «Матери площади Мая», объединявшему главным образом женщин, выходивших на акции протеста в Буэнос-Айресе против пропажи их родных, репрессированных военной хунтой в 70-80-е годы прошлого века. «Матери» кружились по Пласа-де-Майя центральной площади аргентинской столицы в медленном движении по кругу, взявшись за руки по двое – неподвижное стояние трех и более человек полиция воспринимала, как незаконный митинг, а тут формально придраться было не к чему. Сдерживало полицию также и то, что участвовали в акции преимущественно женщины, которые начали приходить на Пласа-де-Майя каждый четверг, всего на полчаса – между 15:30 и 16:00 часов.
По образцу «Матерей с площади Мая» участницы «Пути домой» собираются в городах России по субботам. Они молча протестуют против того, что их родные были мобилизованы до конца войны, хотя до недавнего времени привлекаемые в ряды российской армии заключенные получали амнистию и отпускались домой спустя всего лишь полгода участия в военных действиях. Понятно, что из числа бывших «зека» до свободы доживали не все, вероятно даже, что и вовсе единицы, но сам принцип, что преступников отпускали домой, а законопослушных и лояльных граждан держат на фронте без каких-либо ограничений по времени, очень расстраивал женщин. В целом, большинство из них, наверное, не были против войны с Украиной (да и небезопасно сейчас в России быть против «СВО»), но «несправедливость» и большие потери среди мобилизованных заставляют их как-то выражать свой протест. Кремль старается не замечать это пока еще не слишком многочисленное движение, тем более, что основная нагрузка по мобилизации легла на дальние от Москвы регионы и национальные окраины, однако, там уже сделали определенные шаги на встречу «белым платкам». Нет, их мужей не отправят домой к какой-то точной дате, они так и останутся в окопах «до победы», но зато зеков теперь перестали отпускать домой через полгода. Выжившим бывшим обитателям колоний предлагается контракт до конца военных действий, и это предложение из разряда тех, от которых нельзя отказаться. Если, конечно, не хочется вернуться обратно в тюрьму, а то и попасть под расстрел.
Впрочем, судя по продолжению акций, жены мобилизованных такую «справедливость» сильно не оценили, и продолжают выражать свой глухой протест. В Генштабе армии РФ на вопросы о временных рамках пребываний их мужей на фронте отвечают: «в случае ограничения срока службы призванных по мобилизации возникнет необходимость коренного изменения системы подготовки военнослужащих, что потребует значительных времени и сил, которыми ВС РФ в условиях специальной военной операции не располагают». Открытые акции «Пути домой» начались в ноябре, с Москвы, когда во время пикета коммунистов на Театральной площади (он был посвящен годовщине Октябрьской революции) около 30 родственниц мобилизованных развернули плакаты с надписями «Мобилизованным пора домой» и «Нет бессрочной мобилизации». «Путь домой» - это название Телеграм-канала, в котором участницы акции договорились ее провести. Вскоре после первой акции на Театральной площади в Москве, на канале был опубликован манифест, разошедшийся в интернете на лозунги и цитаты. Самая яркая из них: «Нас наебали и вас наебут». На автомобилях участниц появились стикеры с надписью «Vерните мужа я Zаебалась», обыгрывавшие буквы V и Z, ставшие символами путинской СВО.
Количество подписчиков канала быстро возросло и составило 26 тысяч на декабрь прошлого года. Во время акций «Пути домой» полицейские пока стараются не трогать женщин и вымещают свою злость на присутствующих мужчинах, главным образом, журналистах. Потенциально, «Путь домой» может стать самым опасным вызовом политике Владимира Путина, поскольку количество мобилизованных продолжает расти – на фронт призывают все новых и новых россиян, поскольку армия РФ несет тяжелые потери.
Принявший решение принять участие в выборах президента Борис Надеждин мог бы рассчитывать на голоса жен мобилизованных: он единственный, кто говорит, что война против Украины – это «фатальная ошибка», а направление, куда ведет страну Путин, - «катастрофа». Также Надеждин единственный, кто встретился с активистами женского движения. После этого в местах, где он собирал подписи для своего выдвижения, по всей России возникли очереди – тысячи людей пришли поставить подпись за него. Точнее, против войны, единственным доступным им способом: открыто выступать с критикой «СВО» в современной России чревато уголовным преследованием по статье против «фейков об армии». Принятая вскоре после начала нападения России на Украину, статья грозит всем недовольным наказанием от 3 до 15 лет. В краткие сроки его представители собрали более 200 тысяч подписей (при 100 тысяч необходимых) в его поддержку.
Как ни странно, но Надеждина по упомянутой выше статье никто не привлекал и не привлекает, несмотря на то, что он – постоянный участник всевозможных политических ток-шоу на российском телевиденье, главная тема на которых последние годы одна – Украина. Медийность Надеждина – один из аргументов его критиков, уверенных, что в эфир пропагандистских передач мог попасть только «системный» человек, пускай и транслирующий противоположные мейнстриму вещи. В таких теле-шоу есть даже специальная роль «гостей для битья», мягко оппонирующих совсем уже теряющим человеческий вид «ура-патриотам».
То, что Надеждин давно и регулярно появляется в этом амплуа вызвало критику со стороны «неконструктивной» оппозиции в РФ (зачастую в эмиграции), которая указывает на то, что со всеми реальными оппонентами Кремль уже давно расправился, и если Надеждин допущен на ТВ, это свидетельствует об определенного рода договоренности между Кремлем и Надеждиным, избирательная кампания которого могла быть согласованной, чтобы продемонстрировать, что в стране есть и «реальная оппозиция», а не только парламентские «компрадоры». На прошлых выборах роль спарринг-партнера Владимира Путина сыграла журналистка Ксения Собчак, которую также подозревают в том, что она оппозиционная лишь снаружи, а внутри – целиком продукт путинской эпохи и реальности.
Надеждин исчезает последним?
Да, и без телевидения, Надеждин, бывший советник Кириенко, переплавившегося из правого либерала в одного из самых консервативных кремлевских автократов, выглядит для сторонников того же Навального очень сомнительно. Тем более, что Надеждин активно сотрудничал с Алексеем Кудриным, бывшим министром финансов путинских Кабминов, а также с «Единой Россией» и «Справедливой Россией».
«Надеждин регулярно появляется на российском государственном телевидении как некий символический либерал в крайне нелиберальной среде. Выступая на НТВ в сентябре 2022 года, он раскритиковал войну против Украины, утверждая, что ее нельзя выиграть, используя «методы колониальной войны». Хотя он много раз говорил, что вторжение в Украину было дорогостоящей ошибкой России, и призывал к прекращению огня и переговорам, он никогда не осуждал войну прямо и не призывал к возвращению оккупированных Россией украинских территорий, то есть, не высказывал позиции, которая почти наверняка привела бы к уголовному преследованию в путинской России», - отмечает журналист «Радио Свободы» Роберт Коалсон в своей статьей о нем.
Даже, если Надеждин не был согласованным с Кремлем кандидатом, масштабы поддержки, которую он получил, как критик «СВО», не могли не напугать Кремль, который, в итоге, использовал формальные причины – наличие большого процента «брака» среди подписей в пользу кандидата – и отказал ему в регистрации. В ЦИК заявили, что из представленных 100 тысяч подписей комиссия забраковала 15% при минимально возможном проценте «брака» в 5%. Чиновники заявили, что нашли автографы покойников, а также много случаев, когда сборщик подписей не был заявлен в списках сборщиков. В Центризбиркоме РФ заявили, что проверяли подписи с помощью нейросетей (искусственного интеллекта), после которых 40 экспертов перепроверяли их выводы, что вместе заняло 144 часа (ровно 6 суток).
«Согласно всем опросам, я на втором месте [по рейтингу] после Путина. Это десятки миллионов людей, которые хотят голосовать за меня. А вы мне рассказываете про умерших в подписях и неправильные паспорта. Я понимаю, что это проблема в законе, Мы, конечно, будем его оспаривать», — цитирует Би-Би-Си заявление Бориса Надеждина на заседании Центральной избирательной комиссии. Штаб Надеждина заявил, что дойдет до Верховного суда в борьбе за подписи, но очень маловероятно, что ему позволят попасть в итоговый бюллетень. В нем, видимо, будет всего 4 фамилии: Владимира Путина, лидера ЛДПР Леонида Слуцкого, члена КПРФ Николая Харитонова и представителя партии «Новые люди» Владислава Даванкова.
Судя по всему, мартовские выборы никак не повлияют на ситуацию в России, без «своего» кандидата антивоенное движение пока еще слишком слабо и немногочисленно. На Западе на этой неделе вышел доклад с прогнозами пяти наиболее возможных сценариев будущего для России. Согласно выводам его авторов, самый вероятный сценарий для нее в краткосрочной перспективе – это сохранение режима власти Владимира Путина. Второй потенциальный вариант – свержение Путина руками «ура-патриотов», вроде путча Евгения Пригожина. Потенциальные лидеры такого заговора или уже уничтожены (сам Пригожин), или нейтрализованы в тюрьме, как Стрелков-Гиркин. Даже свержение Путина «технократами» не воспринимается, как прогноз перехода к демократии. Возможность перехода России к демократии еще менее вероятна, а наименее реальным авторы доклада считают общий распад федерации. Сегодня главная ставка для сохранения власти Путина лежит не внутри России, но в США – если к власти в ноябре придет Дональд Трамп, который может пойти на компромисс с хозяином Кремля, согласившись на аннексию захваченных российскими войсками украинских территорий. В этой ситуации Надеждин – не только слишком слабая надежда для российской либеральной политической страты, но и, вероятно, последняя.