Последний потомок Бату хана-3
Практические результаты русской политики в Туркестане
Бахыт САДЫКОВА,
доктор политических наук
Самые точные сведения о политике Советов в Туркестане можно найти в большевистских газетах Туркестана.
Газета «Известия» от 7 июня 1919 г. публикует следующий фрагмент резолюции конференции мусульманских коммунистов, состоявшейся летом 1919 г.: «Менталитет, сформированный царским режимом у руководящего и привилегированного класса в Туркестане (т.е. русских), все еще сохраняется. Даже сегодня вызывает удивление то пренебрежение, с которым лица, называющие себя коммунистами, относятся к коренному населению, обращаясь с ним как с рабами. В Ферганской области советская власть не только ничего не предпринимает против разбоев и грабежей, а скорее потворствует им. Более того, там занимаются преследованием мусульманского населения и даже мусульманских коммунистов».
Бахыт Садыкова,
доктор политических наук
Самые точные сведения о политике Советов в Туркестане можно найти в большевистских газетах Туркестана.
Газета «Известия» от 7 июня 1919 г. публикует следующий фрагмент резолюции конференции мусульманских коммунистов, состоявшейся летом 1919 г.: «Менталитет, сформированный царским режимом у руководящего и привилегированного класса в Туркестане (т.е. русских), все еще сохраняется. Даже сегодня вызывает удивление то пренебрежение, с которым лица, называющие себя коммунистами, относятся к коренному населению, обращаясь с ним как с рабами. В Ферганской области советская власть не только ничего не предпринимает против разбоев и грабежей, а скорее потворствует им. Более того, там занимаются преследованием мусульманского населения и даже мусульманских коммунистов».
Если мусульманские коммунисты осторожны в выборе выражений, опасаясь обвинений в национализме, то русский коммунист Георгий Сафаров, свободный от этого, высказывается в газете «Правда» от 20 июня 1920 г. совершенно открыто: «Неравенство в правах европейцев и мусульман в Туркестане проявляется на каждом шагу. Даже сегодня здесь полагают, что только русские могут проводить диктатуру пролетариата в Туркестане. В Перовске (город в Сыр-Дарьинской области) свирепствовал некий Гержо, пользовавшийся беспредельной властью. Он выгнал с родных мест целый казахский род, что повлекло смерть 1 миллиона человек. Русская коммунистическая партия и советская власть выгоняют казахов с насиженных мест, применяя не только силу, но и убивая их днем и ночью». Тот же Сафаров, кстати, пишет: «В 1917, 1918, 1919 годах ради того, чтобы завладеть землей, казахов сжигали заживо. Либо устраивалась травля местного населения, либо казахов обрекали на медленную смерть». (См. газету «Правда» от 20.05. 1922). То, что такие действия были частью политики массового угнетения мусульман, проистекает из свидетельств того же Сафарова: «Русская советская власть в Туркестане, которая воспринимается как чуждая и враждебная мусульманскому пролетариату, находит самым неожиданным образом поддержку у армянской буржуазии (дашнаков, черносотенцев, русских функционеров и даже русских попов».
«Когда в первые дни революции», - говорил Нарбутабеков, делегат Туркестана на съезде народов Востока в Баку в сентябре 1920 г., - большевики провозгласили принцип самоопределения народов, мы им поверили. Но что же происходит в Туркестане в последние три года? Правительство Советов заявило: "С этого дня вы свободны в ваших вероисповеданиях и обычаях. Они неприкосновенны". Но приходят мусульмане и говорят, что попирается их вера, что им запрещают молиться и даже хоронить их близких в соответствии с обычаями и предписаниями их религии: "Мы просим, чтобы принципы свободы и братства соблюдались в реальной жизни, а не на бумаге".
Мусульмане и Красная армия
Мусульман в армию не берут, так как, став вооруженной силой, они не преминут завладеть преимущественным влиянием в местных Советах, что несовместимо с "освободительной миссией" советского правительства.
Вопрос рабочих
Так же как при прежнем режиме, работа в сфере железных дорог, почты, телеграфа и трамвая запрещена мусульманам. Если они и допускаются, то только в качестве чернорабочих. Кадровый состав этих служб, так же, как и промышленных предприятий, набирается в России. Из-за этого мусульмане вынуждены искать работу в китайском Туркестане либо пополнять ряды мятежников. (См. Инклаб, 1922. Февраль. Ташкент).
Народное образование
В этой области положение хуже, чем до революции. На Х1 съезде Советов (декабрь 1922) председатель советского правительства в Туркестане констатировал, что число школ не превышает 311. «Власти отказываются давать бумагу, необходимую для печатания учебников для мусульманских школ., - пишет ташкентская газета "Кызыл байрак". Та же газета сообщает, что мусульмане, недовольные образованием в большевистских школах, так как дети не могут научиться в них ни читать, ни писать, обратились с просьбой об открытии прежних, религиозных, школ. Эти школы с недавних пор открыты, и теперь в них много учащихся.
Пресса
При старом режиме мусульмане Туркестана не могли и мечтать о своей национальной прессе. Единственная газета, выходившая на языке сартов (узбеков - Б.С.), печаталась в канцелярии генерал-губернатора Туркестана. Ее редактором был некий Остроумов, ярый враг мусульман. Революция вызвала сильное оживление прессы. Большевики дали разрешение только на издание партийных газет, но даже это разрешение было обставлено почти непреодолимыми препятствиями. Газета "Кызыл байрак", названная выше, и газета "Зеравшан", выходившая в Самарканде, жаловались на то, что большевики либо отказываются выдавать бумагу, либо выдают ее в недостаточном объеме. Во всем Туркестане нет ни одной ежедневной газеты на местном языке. Все регулярно выходящие газеты являются партийными органами и носят чисто официальный характер. Самый большой тираж этих газет достигает 3000 экземпляров.
Экономический развал Туркестана
Экономической жизни Туркестана нанесен серьезный удар. Даже в сравнении с центральными регионами России. По статистическим данным центральных советских органов, имеющих отношение к народному хозяйству Туркестана, в 1919 г. в Семиреченской области насчитывалось 4 292 000 голов скота вместо 13 342 000 в 1915 г.
Общая площадь земель, отданных под выращивание хлопка, сократилась в 1922 г. с 680 000 десятин до 52 152 десятин (все данные взяты из материалов Х1 съезда Советов Туркестана). К 1923 году из 840 промышленных предприятий работали только 68. Все остальные были закрыты. Еще более тревожный факт: оросительная система, очень важная для страны, сильно разрушена, в результате чего сильно сократилась площадь орошаемых земель. В Ферганской области, к примеру, эта площадь в 1922 г. сократилась с 610 000 десятин до 249 000 десятин. В других регионах Туркестана сокращение имеет место в тех же объемах.
Голод в Туркестане
Цифры, приводимые ниже, не отражают всей полноты катастрофы. По данным туркестанских газет, в стране свирепствует лютый голод. Так же, как и в 1918 и 1919 годах, Туркестан почти полностью изолирован. Никакой помощи извне нет. В Ферганской области, например, которая больше всех испытала на себе голод, налогообложение в 1922 г. выросло на 109 % по отношению к предусмотренной норме, но даже при этом власти надеются довести эту цифру до 120%. Выручка от налогов используется не в пользу голодного мусульманского населения, а в частных целях советского правительства.
Газета «Туркестан», орган ЦИК Туркестана и местной коммунистической партии, в своем номере от 16 декабря 1922 г. уточняет: «Наманганский район Ферганской области меньше всего испытал на себе голод. Положение, в котором находится район, таково, что Наманган способен помочь нам дать представление о страданиях, перенесенных мусульманами в других областях Туркестана. Так, в 1922 г. в указанном районе проживало 190 675 человек. В предыдущем 1921-м проживало 230 880, а в 1914-м - 303 790. Людские потери за один 1921 г. составили 40 205 человек».
В 1920 г. коров и лошадей в районе насчитывалось 31 576 голов, в 1914 г. - 86 866 голов, а к 1922 г. их осталось 26 177. За один 1921 г. исчезли 5 399 голов скота, которые были либо забиты в период голода, либо исчезли в результате падежа. В 1920 г. посевная площадь была равна 71 765 десятин против 134 365 десятин в 1914-м. А в 1922 г. район располагал лишь 60 000 десятин посевных площадей. Потеряно, таким образом, 11 765 десятин.
Никакой помощи населению властями не оказывалось. Власти ограничились лишь открытием нескольких столовых для голодных мусульман, но работа этих столовых оставляет желать лучшего. Из-за отсутствия помощи больные обречены на медленное угасание».
Таковы официальные данные о районе, который считается наименее пострадавшим от голода в Туркестане. Большевики не пропускают никакой помощи извне, ни со стороны American Relief Administration, ни со стороны Comité de Secours aux Russes.
Когда Советы обратились за помощью к зарубежным странам, они ни слова не сказали о голоде в Туркестане. Поэтому неудивительно, что Туркестан не фигурирует в женевском «Докладе об экономическом положении в России в связи с голодом 1921-1922 гг. и о ситуации в области земледелия», опубликованном Лигой Наций.
Туркестан ревниво оберегается большевиками от пытливых сторонних глаз. Причина в том, что вопреки внешне мирному характеру своей политики в отношении западных капиталистических стран, большевики избрали Туркестан полигоном для своей политической деятельности, нацеленной против европейских владений на Востоке.
Настоящее сообщение достаточно характеризует политику советской власти в Туркестане. Судя по итогам деятельности нескольких лет, она представляется более опасной и вредоносной для мусульманского населения, чем политика царской России. Российская империя предусматривала эксплуатацию Туркестана в интересах русской нации, и эта политика имела свою логику, враждебную и неприемлемую для коренных жителей, но понятную с позиции русификаторской миссии, на которую претендовала Россия.
Этого нет в случае с советской администрацией. Правительство Советов после провозглашения России «Союзом равноправных социалистических республик» призвала мусульман Туркестана самим определить свой строй и высказаться либо за союз с Россией, либо за полную независимость страны. И при всем при этом Россия стала на практике применять политику угнетения. Нынешняя политика России лишена всякой логики либо какой-либо руководящей идеи. Это политика бесконечного обмана.
Если власть в стране отказывается помогать умирающему от голода народу и запрещает всякому в оказании такой помощи, если «освободительная армия III Интернационала» грабит и истребляет мирное население, если устраивается травля мусульман Туркестана с целью захвата его территориальных богатств, если его народу отказывают в получении образования, то мусульмане Туркестана вправе считать такую власть в лице русского советского правительства враждебной и угрожающей самомý существованию народа, как физическому, так и морально-политическому.
Стремление Туркестана к независимости
Политика колонизации и русификации, проводимая Российской империей, вольные или невольные ошибки Временного правительства и, наконец, неслыханная доселе политика угнетения, проводимая ныне советским правительством, составляют весь комплекс причин, которые убедили мусульман Туркестана в необходимости переориентировать свою программу, заменив задачу достижения автономии задачей достижения национальной независимости. Разумеется, несмотря на их исключительную тяжесть, это причины внешнего порядка, и можно было бы не спешить ставить вопрос о независимости Туркестана, однако пробуждение национального сознания началось при первых же контактах населения Туркестана с русским населением, проявившим нетерпимость к коренным жителям.
Географическое положение Туркестана, как говорилось выше, делает эту страну удобной базой для оказания «влияния на лимитрофные страны» (Персию, Афганистан, китайский Туркестан и, в определенной мере - Индию).
Эта политика, развернутая в Туркестане Российской империей и продолженная советским правительством, способствовала, в итоге, превращению Туркестана в укрепленный лагерь, где население стало жить в режиме военной оккупации.
Российская империя, убежденная в том, что она выполняет свою «историческую миссию», преследовала химерические планы по завоеванию Индии. Первый этап в реализации этого плана - это закрепление своей власти на территории Туркестана, откуда советская Россия ведет свои действия, прикрываясь именем мировой революции. В рамках этого плана Туркестану отведена роль жертвы в политической игре.
Туркестан стремится к обретению самостоятельности и не желает быть зависимым от политики на Востоке, пробудившемся от векового сна. Туркестан не желает также оставаться пассивной страной и служить кому бы то ни было ареной интриг и средством устрашения.
Страна сказочных богатств Туркестан хотел бы строить нормальные отношения со всеми государствами. В начале своего независимого существования Туркестану не обойтись без помощи извне. Необходимы будут значительные капиталы для развития ирригационной системы на более чем семи миллионах десятин земли, представляющих собой территориальные запасы Туркестана для развертывания хлопководства. Это позволило бы ему соперничать в этой области с Америкой.
Разработка минерального сырья в Туркестане, включающего залежи нефти, угля и руды, также требует приезда предпринимателей и вложения капиталов.
Франция смело взялась за проведение активной политики на Востоке. Ее влияние в Турции, несмотря на события последних лет, остается значительным. Это влияние не только материальное, но и моральное и цивилизаторское, тесно связанное с интересами Франции в этой стране. Франция могла бы проявить такой же интерес и оказывать такое же влияние в Туркестане. Распространение французского влияния на Туркестан было бы расценено как благоприятное мусульманским населением Туркестана, которое не считает, что Франция захочет когда-нибудь превратить их страну в укрепленный лагерь.
Французский капитал не стал бы служить средством для интриг и не представлял бы ни для кого угрозы. Он стал бы мощным фактором развития экономики Туркестана.
Что касается центрального положения по отношению к другим мусульманским странам и исторической роли, которую Туркестан сыграл в мусульманском мире, то Туркестан представляется как важная веха в восточном мире. Государство, которое распространило бы свое влияние на Туркестан, пользовалось бы одновременно влиянием и в других мусульманских странах.
Пока достаточно было бы внедрить настоящую идейную программу, и, если бы она была благоприятно встречена, с нею можно было бы ознакомить широкие массы мусульманского населения Туркестана. Нельзя не отметить, что на пути реализации этой идеи будут и трудности. Но центры национальных организаций, существующие за пределами Туркестана и связанные неразрывными узами со всеми регионами страны, могут найти верный способ, чтобы довести ее до ума и сознания нации.
С другой стороны, было бы необходимо распространить во всех мусульманских странах информацию относительно последствий политики Советов в Туркестане»1.
Адресуя свои слова западной общественности, Мустафа Чокай изложил кратко и емко историю Туркестана, подчеркнул ее историческую значимость и влияние в регионе. Вместе с тем, он дал самую точную оценку политике большевиков, раскрыл причину того, что заставило национальные организации заменить задачу достижения автономии задачей обретения независимости.
Политика Советов привела, в итоге, к гражданской войне в регионе, которую большевики представили миру как бунт бандитов-басмачей. А Туркестанская Автономия, провозглашенная в Коканде, была названа ими буржуазно-националистическим, пантюркистским государственным образованием, имевшим целью восстановить Кокандское ханство2.
Термин «басмачество» появился в 1919 году. Как указывают узбекские исследователи, в туркестанском обществе басмачи - это народные заступники. Их лозунг гласил: «Туркестан - это родина туркестанских народов. Изгоним врага с родины!». Басмаческое движение имело всенародный характер, охватив все слои населения: представителей духовенства, интеллигенции, дехкан, ремесленников, сапожников3.
Что касается численности участников басмаческого движения, то узбекские ученые со ссылкой на советские и зарубежные архивные источники называют цифру от 70 до 100 тысяч человек4.
То, что басмачи не были ни бандитами, ни разбойниками, признавали и сами большевики. Так, в своей секретной депеше командующий Трудфронтом М.В.Фрунзе в январе 1920 г. докладывал обстановку в Туркестане следующим образом: «Два с лишним года житница Туркестанского края Фергана является ареной кровавой борьбы. Местная советская власть в первое время своего существования сделала все возможное, чтобы оттолкнуть от себя трудовое население вместо привлечения к власти широких кругов рабочего и крестьянского населения. Вместо национализации производства шел открытый грабеж не только буржуазии, но и средних слоев населения. Действовавшие здесь части красноармейских войск в руках некоторых руководителей превращались из защитников революции и трудового народа в орудие насилия над ним. На этой почве и создалось то движение, которое известно под именем басмачества. Басмачи не просто разбойники. Если бы было так, то, понятно, с ними давно было бы покончено»5.
Такую же оценку обстановке в Фергане дают и нейтральные источники. Так, представитель французской военной миссии в Персии Жорж Дюкрок в своем донесении назвал репрессивные акции против повстанцев Ферганы «новым проявлением негибкой политики в отношении автономистских тенденций». Далее он обрисовал сложившуюся ситуацию так: «Когда начались волнения в этой плодородной провинции, по праву называемой Туркестанским раем, Колосов (один из представителей большевиков в Фергане - Б.С.) при поддержке рабочих и железнодорожников подавил бунт с энергичностью, напоминавшей действия русских генералов в Андижане. Заводы были разрушены, все промышленное богатство Ферганы было уничтожено. Самое деятельное участие в этих акциях принимал комиссар Осипов. Волнения не прекратились. Они продолжаются и сейчас. Это вынуждает большевиков поддерживать в Фергане военные действия6.
Мустафа Чокай в статье «Керенский жэне Туркiстандагы улттык козгалыс (Керенский и национальное движение в Туркестане) приводит конкретные факты бесчинств, учиняемых большевиками в отношении коренного населения: «В результате «блокады», погибли 1 миллион 117 тысяч туркестанцев. На ноябрьской конференции 1917 г. большевики приняли решение не допускать туркестанцев к управлению Туркестаном. Русские солдаты беспричинно предали огню и мечу мирные селения местных жителей. Русские мужики силой отобрали у туркестанцев их скот и лучшие пастбища. В ответ на обращение жителей с просьбой прекратить грабежи и бесчинства Сталин заявил, что это «вполне оправданные действия русского народа, который впервые в мире совершил пролетарскую революцию»7.
Попытку правительства Кокандской Автономии восстановить утраченную туркестанскую государственность так же, как и правительства Алаш-Орды, провозгласившего Автономию Казахского края, следует расценивать как первые и самые яркие, после падения царизма, проявления национального возрождения демократическим путем тюркских народов российской Центральной Азии. Мустафа Чокай, возглавив Автономию, придерживался концепции единого Туркестана, которую последовательно развивали Баласагун, Навои, Жумабай8
Разгром автономий частями Красной армии спровоцировал подъем национально-освободительного движения.
Изучение опыта национально-освободительных движений современными исследователями привело их к выводам, имеющим универсальный характер и совпадающим со взглядами Мустафы Чокая на природу и специфику туркестанского национально-освободительного движения. Так, французский исследователь Ален Гандольфи выделяет два типа национально-освободительных движений в соответствии с их целями и задачами:
1) если задачей движения является избавление своего народа от колониальной и микроколониальной зависимости, аннексии, либо какой-то другой формы господства, то оно квалифицируется как движение за национальную самостоятельность, за самоопределение.
2) если же задачей движения является вооруженная борьба за захват существующей власти с тем, чтобы внедрить свою идеологию; если при этом выдвигаются лозунги «освобождение народа от внутреннего гнета и притеснения», от «тирании одной личности» или режима, от господства какой-либо группы людей или социального класса, то речь идет о революции или терроризме ( в зависимости от того, каким оно окажется после достижения своей цели9).
Ален Гандольфи устанавливает ряд закономерностей структурного и содержательного плана, свойственных национально-освободительным движениям10.
Национальное движение за самоопределение имеет целью восстановление либо построение национального государства через разрыв с государством-предшественником, которое воспринимается как незаконное. Эта нелегитимность проистекает из колониального характера оккупации11.
P.S. В следующей части будут даны определения понятий национализма (четыре вида), а также понятий шовинизм и сепаратизм.
Ссылки:
1 - Чокай М. Туркестан. Политика России и национальное движение в Туркестане№ Что Франция могла бы предпринять в Туркестане. Архив МИД Франции Серия Е, Азиатская Россия, д. 39, С.. 227-252 (нафр. яз) Пер. статьи Б.Садыковой.
2 - Советский энциклопедический словарь. М.,1980. С. 605.
3 - Абдуллаев Р.М., Агзамходжаев М.М., Алимов И.А. и др. Туркестан в начале ХХ в.: к истории истоков национальной независимости. Ташкент, 2000. С.169.
4 - Там же. С. 169.
5 - Там же. С. 168-169 со ссылкой на РГВАб. Ф. 110. Оп. 3. Д. 234. Ал. 4-5.
6 - Архив французской сухопутной армии. СССР /Центральная Азия. 7 N 3268. Военная и политическая ситуация в регионе Закаспия и Туркестане: события 1917-1919 гг. в Ташкенте и Ашхабаде. Докладная Военного атташе Жоржа Дюкрок’а
(Дипломатическая миссия Франции в Персии) – Председателю Совета, Военному Министру, направленная 3 октября 1919 г.
7 - Шоқай М. Таңдамалы. Алматы№ Қайнар баспасы, 1998. I-ші том, 106 б.
8 - Қойгелдиев М. Тұтас Түркістан идеясы және Мұстафа Шоқайұлы. Алматы, 1997. 24-27 бб.
9 - Gandolfi A. Les mouvements de libération nationale.PUF, 1989.Р. 15
10 - Там же. С. З3-35.
11 - Там же. С.6.