Последний потомок Бату хана-4
Практические результаты русской политики в Туркестане
Бахыт САДЫКОВА, доктор политических наук
Средства достижения цели зависят от среды и обстоятельств, в которых живет и действует движение. Оно вынуждено адаптироваться к этим условиям и не может обойтись без применения насильственных методов для достижения своей цели. По своей структуре в большинстве случаев движение напоминает правительство какого-либо государства, даже если это правительство вынуждено временно находиться за пределами своей страны. Это своего рода политическое руководство в изгнании, которое должно быть вдохновителем борьбы, давать импульс не только движению, но и, по возможности и в идеале, более широким массам, стараясь вовлечь в него весь народ, всю нацию, ибо без поддержки народа движение теряет свой главный признак - национально-освободительный характер.
Бахыт САДЫКОВА, доктор политических наук
Средства достижения цели зависят от среды и обстоятельств, в которых живет и действует движение. Оно вынуждено адаптироваться к этим условиям и не может обойтись без применения насильственных методов для достижения своей цели. По своей структуре в большинстве случаев движение напоминает правительство какого-либо государства, даже если это правительство вынуждено временно находиться за пределами своей страны. Это своего рода политическое руководство в изгнании, которое должно быть вдохновителем борьбы, давать импульс не только движению, но и, по возможности и в идеале, более широким массам, стараясь вовлечь в него весь народ, всю нацию, ибо без поддержки народа движение теряет свой главный признак - национально-освободительный характер.
Стратегия и способы действия движения диктуются самим характером противостояния. Поскольку национально-освободительное движение противостоит государству-колонизатору, более сильному и располагающему всеми легальными средствами для подавления движения, то задача последнего - избегать лобового столкновения. Национальное движение старается ослабить, дестабилизировать государство-колонизатор с тем, чтобы для начала достичь преимущества, а затем одержать окончательную победу, прибегнув к войне либо народному восстанию1.
И, наконец, сказанное о национально-освободительном движении возможно реализовать лишь при наличии достойного лидера, вождя. Личность лидера (вождя) должна отвечать определенным требованиям, обеспечивающим ему лидерство. Главное его качество - достижение харизматических масштабов, что абсолютно необходимо для придания энергии движению и для ее поддержания 2.
С этих позиций народное сопротивление в Туркестане, названное басмаческим движением, может быть однозначно квалифицировано как стихийное движение за национальное самоопределение. Оно не ставило задачу свержения власти в России, как это было в случае с вооруженными действиями большевиков, свергнувших Временное правительство. То, что было названо большевиками Октябрьской революцией, было не чем иным как переворотом, имевшем характер террора.
Все эти положения о природе национальных движений подтверждают точность политической оценки, данной Мустафой Чокаем событиям, имевшим место в Туркестане после падения царского самодержавия.
Для внесения ясности в понимание основных положений национальных движений представляется целесообразным дать определения терминов, которыми оперирует автор настоящей публикации в ходе проводимого исследования. Определения понятий национально-освободительное движение, национализм, шовинизм, сепаратизм даны с опорой на анализ трудов Мустафы Чокая.
Эмиграция - это вынужденное или добровольное переселение из своего отечества в другую страну, вызванное экономическими причинами, национальной дискриминацией или политическими преследованиями3.
Под национально-освободительным движением понимается общественно-политическая деятельность политических единомышленников, направленная на достижение независимости своего народа и восстановление утраченной государственности.
С понятием «национальное движение» неразрывно связаны понятия национализм, шовинизм, сепаратизм.
Политология дает следующие определения в зависимости от различных стадий проявления этого чувства:
- национализм, обозначающий чувство патриотизма, любви к своей нации, к своим корням;
- национализм как обостренное чувство патриотизма, которое приобретает крайнюю форму в случае возникновения обстоятельств, представляющих угрозу существования какой-либо нации4;
- национализм, обозначающий совокупность нациобразующих признаков, объединяющих определенную социальную общность людей и выражающих их самобытность: историю, язык, религию, культуру, традиции;
- национализм, который в условиях, предшествующих рождению самостоятельного государства, означает волеизъявление какого-либо сообщества, осознавшего свою индивидуальность, строить и развивать свое суверенное государство5. Этот тип национализма квалифицирован Мустафой Чокаем как демократический. Являясь убежденным сторонником демократического национализма, он подчеркивал, что такой национализм не имеет никакого отношения ни к пантюркизму, ни к панисламизму и нуждается в защите от реакционных сил6.
- От всех вышеприведенных форм национализма следует отличать национализм как политическую доктрину, претендующую на решение проблем человечества, при которой главенствующая роль отводится определенной нации7. В этом значении национализм теряет свою демократическую сущность и перерастает в шовинизм, который Мустафой Чокаем определен так: «Шовинизм - это замыкание в собственных нуждах одной-единственной нации, прибравшей к рукам все бразды правления, предав забвению нужды других; в результате они (нужды других) попадают в полное подчинение шовинистической нации»8.
Под сепаратизмом понимается деятельность, направленная на нарушение территориальной целостности государства, а часть территории, за отделение которой ведут борьбу сепаратисты, с точки зрения истории, языка, культуры, религии и традиций представляет собой неотъемлемую составляющую основного государства.
Заключение
Таким образом, Мустафа Чокай обосновал вынужденный отказ от идеи автономии в составе России и переориентацию ее на идею независимости, что, по сути, предполагает организацию национального движения. Политическая деятельность в новых условиях, то есть в Европе, за пределами Туркестана, заставила туркестанского эмигранта вновь осмыслить внутриполитическую, экономическую и социальную жизнь населения Туркестана в поисках новых форм борьбы за национальное самоопределение. В свете этой задачи Мустафа Чокай предпринял шаги дабы предать гласности истину о попрании Советами права народов на самоопределение. В этот же период он занят решением таких теоретических проблем, как:
- роль эмиграции в национальном движении,
- тюркское единство,
- взаимоотношения между властью и народом,
- народ, нация и национальное чувство,
- взаимоотношения между колонией и метрополией,
- национализм и шовинизм.
В дальнейшем все эти вопросы найдут отражение в его выступлениях, статьях, эссе и книгах, написанных им на разных языках. Пребывание в Европе
позволяет ему изучить изнутри опыт формирования гражданского общества в передовых странах Европы, а его журналистские контакты - встречаться и обмениваться мнениями с представителями разных политических кругов.
Современные теории, отражающие суть, характер и специфику национальных движений подтверждают положения, изложенные в выступлениях и публикациях Мустафы Чокая о национальном движении в Туркестане.
Изучение теоретико-методологических основ политического наследия Мустафы Чокая показывает, что эмиграция в Европу обозначила новый этап в его политической деятельности: его сообщения и доклады о ситуации в советском Туркестане и туркестанском национальном движении представляют собой анализ, основанный на научно-теоретическом осмыслении социального положения туркестанцев и национальной политике большевиков. Оценка, данная Мустафой Чокаем и деятелями партии Алаш событиям Октября 1917 г. в России, оказалась наиболее верной. Прежде всего, по двум основным причинам:
1) государственный переворот, совершенный большевиками, уничтожив первые ростки демократии, привнесенные деятельностью Временного правительства, заложил основы тоталитарного режима;
2) полное игнорирование национальных интересов коренного населения, подавление самым жестоким образом национальных автономий, провозглашенных на территории Туркестана, отказ большевиков от любых форм сотрудничества с национальными организациями заставили туркестанских джадидов переориентировать задачи национального движения; задача создания автономии в рамках российского государства была заменена задачей борьбы за национальное самоопределение.
Впервые в истории национальных движений Туркестана Мустафа Чокай и его сподвижники-алашординцы приходят к идее разделения движения на две ветви; Мустафа Чокай не только закладывает основы национального движения, но также теоретически обосновывает роль и место в нем эмиграции. Его единомышленники, деятели Алаш-Орды, принявшие из тактических соображений решение войти в ряды коммунистов, разрабатывают теорию мусульманского национального коммунизма, практическим воплощением которой стало десятилетие их пребывания во властных структурах Советов и ознаменовавшее расцвет национальной культуры и науки в Казахстане.
Можно выделить немало факторов, способствоваших формированию личности лидера, каковым был и вошел в историю народов Центральной Алии Мустафа Чокай. Однако бесспорно то, что основу этих факторов следует, прежде всего искать в той области, которую казахи называют «тек», то есть происхождение, порода. Потомок Бату хана по материнской линии бесспорно оправдал значение слова «бату», которое в переводе с чагатайского означает «несокрушимый». Это качество характера проявилось не только в незыблемости идей, разработанных и изложенных Мустафой Чокаем в далекие двадцатые-тридцатые годы прошлого столетия, но и в роковой для него период защиты прав туркестанцев и других выходцев из СССР, оказавшихся в нацистских концлагерях. Ученые российской Академии наук признают, что «ликвидация Мустафы Чокаева была выгодна, прежде всего, чекистам»9. Мустафа Чокай был убит, но остался несокрушим.
PS. Три периода политической активности Мустафы Чокая отражены в написаниях его фамилии, отражающих туркестанский, российский и эмиграционный периоды его жизни: Мұстафа Шоқай, Мустафа Чокаев и Mustafa Tchokaeff /Mustafa Çokay.