Право имеем… | Деловая неделя
23 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Право имеем…

или Указ для галочки?

11.06.2021 09:27:19
№: 22(1425)
или Указ для галочки?

«ДН»

НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ президент Касым-Жомарт Токаев подписал указ «О дальнейших мерах Республики Казахстан в области прав человека», который, как справедливо отмечает сайт «Радио «Азаттык», явно приурочен к очередной сессии Совета ООН по правам человека в Женеве с 21 июня по 15 июля, а также к отчету Казахстана в Комитете по применению стандартов Международной организации труда о том, были ли устранены нарушения Конвенции МОТ № 87 о свободе ассоциаций и защите права на организацию. Сам указ повторяет неоднократно высказанные постулаты либеральной повестки дня второго президента Казахстана, характерной чертой которой стала реализация в откровенно половинчатом виде. Несмотря на «актуализацию» проблематики прав человека, ожидать какого-то прорыва в этой сфере не получается. Да, и стратегия «замыливать глаза» международным институтам по проблеме прав человека, при помощи бюрократической имитации активности тоже может перестать себя оправдывать.

В указе Токаева говорится ровно следующее:

«Правительству Республики Казахстан утвердить план первоочередных мер в области прав человека (план мероприятий), предусматривающий следующие направления работы:

- совершенствование механизмов взаимодействия с договорными органами ООН и специальными процедурами Совета ООН по правам человека;

- обеспечение прав жертв торговли людьми;

- права человека в отношении граждан с инвалидностью;

- ликвидация дискриминации в отношении женщин;

- право на свободу объединения;

- право на свободу выражения мнения;

- право человека на жизнь и общественный порядок;

- повышение эффективности взаимодействия с неправительственными организациями;

- права человека в области уголовного правосудия, исполнения и предупреждения пыток и жестокого обращения».

Согласно распоряжению Токаева, «правительству поручено ежегодно к 25 января по итогам года представлять в администрацию президента информацию о ходе выполнения плана мероприятий». Контроль за исполнением указа возложен на администрацию президента и вводится он в действие прямо со дня подписания.

О том, какое значение этому документу предает сам президент, можно судить по его твиту: «Важный этап политической модернизации – это дальнейшая реализация конкретных мер в области прав человека. Сегодня подписан соответствующий указ. Правительству поручено принять план срочных мер по его исполнению». С более развернутым комментарием указа выступил тот, кому это положено по должности. Помощник президента по политическим вопросам Ерлан Карин выступил в своем Телеграмм-канале, где подчеркнул, что «президент подписал очень важный документ», который «усиливая фокус государства на правозащитных вопросах, является продолжением президентского курса по политической модернизации и либерализации».

«Ранее президент затрагивал правозащитную проблематику в ходе второго заседания Национального совета общественного доверия (20 декабря 2019 года), в результате чего в Казахстане была отменена смертная казнь. Правозащитная тематика шла отдельным блоком и в прошлогоднем Послании главы государства (1 сентября 2020 года). В частности, им было поручено принять комплексные меры по защите граждан, особенно детей, от кибербуллинга, борьбе с торговлей людьми и пытками. Далее уже на пятом заседании НСОД (25 февраля 2021 года) президент предложил новый пакет мер, направленный на обеспечение прав человека в пенитенциарных учреждениях, защиту прав женщин. Таким образом, значимость данного указа состоит в том, что с его принятием правозащитная тематика окончательно оформляется как один из базовых приоритетов государственной политики. Реализация всех положений, закрепленных в сегодняшнем «Июньском указе», обеспечит комплексную модернизацию правозащитной сферы, станет нашим очередным шагом к построению справедливого и прогрессивного государства», - отметил он.

О том, насколько правозащитная тематика действительно стала базовым приоритетом, можно судить по тому, что оглашая свое Послание в прошлом году, как отметил сайт «Радио «Азаттык», «Токаев посвятил вопросу прав человека менее двух минут почти полуторачасового выступления в парламенте на совместном заседании палат». И вопрос не только во времени. Выпячивая такие редкие конкретные результаты, как отмену итак уже не применявшейся с 2004 года смертной казни, Карин волей-неволей выдает то, что очевидно всем: реального прогресса в области прав граждан в Казахстане нет.

Декриминализация клеветы в виде выведения из УК одноименной статьи, это фикция – без аналогичного действия в адрес статьи 274 («Распространение заведомо ложной информации»), которая имеет ровно тот же смысл. Уведомительный характер митингов – это еще большая фикция, ведь для их проведения все равно требуется «согласование». Снижение порога для регистрации политических партий не отменяет того факта, что их по-прежнему никто не регистрирует. Буквально на этой же неделе бывший «нуротановец» Нуржан Альтаев, пытающийся зарегистрировать новую партию «Ел тiрегi», заявил, что с ноября прошлого года партия 6 раз (!) получила отказ в регистрации. На днях она подала заявление в седьмой раз и если опять итогом будет отказ, Альтаев пригрозил вывести своих сторонников на митинг протеста. Именно такие факты будут включаться в отчеты о правах человека, а не очередные бюрократические опусы, изображающие активность государства в приведении этой сферы в порядок. О том, что Нур-Султану не удается обмануть международную общественность, можно судить хотя бы по недавней резолюции о правах человека, принятой Европарламентом. В ней прямо говорится про «вызывающее беспокойство ухудшение общей ситуации с правами человека [в Казахстане] и подавление организаций гражданского общества».

Предлагаемые в качестве «новой страницы в избирательной системе» выборы районных акимов на самом деле тоже не смогут переломить ситуации, ведь они остаются подчиненными областным и городским акимам, фактически не имеют самостоятельных бюджетов. Наделить граждан правом избирать реальных руководителей местных органов власти в лице акимов областей и городов республиканского подчинения Касым-Жомарт Токаева не предложил. Мало что изменилось и для средств массовой информации в Казахстане, чиновники только активнее стали подавать на журналистов в суды, а тем, кто пока избежал этого, приходится работать, постоянно держа в голове статью 274 УК РК. Независимость судов, прозрачность правоохранительной системы и системы государственной власти в целом – все это остается нерешенными вопросами, постоянно «бьющими» по права человека. Без того, чтобы что-то кардинально менять в этом направлении, можно сколько угодно «расширять» права граждан на бумаге, но реально ничего не изменится.

Ну, а реальную оценку тому, улучшилось ли в Казахстане соблюдение прав человека или нет, дадут тоже не в Женеве или Брюсселе, а у нас в стране. Когда ежегодно из страны перестанут выезжать десятки тысяч профессионалов и молодых людей. Даже коронавирусный год, когда по всему миру были закрыты границы, из нашей страны только официально выехали почти 30 тысяч граждан. Значительно больше выезжает без оформления выезда на постоянное место жительства, но, по факту, для оседания за пределами страны. И прекратится этот исход только тогда, когда у казахстанца у себя дома будет уверенность в том, что его права не будут нарушены, у него есть перспективы, он защищен законом, он сможет жить достойно. Пока ничего этого нет, какие бы указы не подписывали в Ак-Орде…

 

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...