Президент иностранных дел | Деловая неделя
20 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Президент иностранных дел

в стране бесконечного кризиса

20.05.2021 15:12:40
№: 19(1422)
в стране бесконечного кризиса

Демократия — это прежде всего процедура.
Английская пословица

ВЧЕРА президент Касым-Жомарт Токаев приехал в Таджикистан, эта страна только недавно воевала с нашим соседом, Кыргызстаном. Днём ранее хозяин Ак-Орды говорил по телефону с Алиевым и Пашиняном, на границе Армении и Азербайджана очередной территориальный кризис. На день рождения Токаеву, который тот традиционно не справляет, звонил Путин. Потом он же звонил Назарбаеву. Говорят, обсуждали вопросы взаимоотношений РФ и РК, интеграцию. Перед этим официальный глава нашего государства звонил президенту Швейцарии. Тоже говорили о чем-то важном. Это очень напряжённый и плотный график, человек занимается кучей дел, решает международные кризисы - карабахский, ферганский. Для министра иностранных дел это просто высший пилотаж. Правда, Касым-Жомарт Кемелевич вовсе не глава внешнеполитического ведомства РК, а президент Казахстана. И, как президент Казахстана, должен был бы очень плотно и напряжённо работать по ситуации в стране, которая пусть и не участвует в чужих войнах, но ведёт свою борьбу с коронавирусом, причем с большими потерями. И не выигрывает. Даже наоборот. Сам же Токаев потребовал от Минздрава и Кабмина за апрель переломить ситуацию «на ковидном фронте», пригрозив их главам оргвыводами. Но прошло уже больше полутора месяцев после крайнего срока, а никакого перелома нет. Наоборот, Минздрав запутался в статистике смертности, страна вернулась в «красную зону», а количество вакцинированных с нарастающим разрывом отстаёт от графика. На этом фоне президент и занимается заграницей. Как будто он не глава государства, а президент иностранных дел...

«ДН» уже не раз обращала внимание на ситуацию с ультиматумом Токаева Кабмину, условия которого сформулировали сами же члены правительства, и сами же провалили. Обещали стабилизировать и остановить рост заряжений, вакцинировать по 2 млн. граждан в месяц. В итоге, начали играть в игры со статистикой, выдавая полу-вакцинированных за полноценно привитых. По факту же к обязательству за апрель к третьей декаде мая приблизились только по этому половинчатому результату. Вот только в мае должны были бы привиться уже другие 2 млн. граждан, но их нет. Зато есть другие игры со статистикой, на этот раз со смертностью. После того, как по подсчетам иностранных специалистов смертность в стране от коронавируса была обозначена в десятки раз выше официальных цифр, а Минздрав начал это опровергать, он никак не может привести статистику к единому результату. Цифры в 3, 4, 6 тысяч всплывают то тут, то там, и никак не совпадают друг с другом, а путанные объяснения, почему статистика меняется таким загадочным образом, не вызывают никакого доверия.

Вишенкой на торте некомпетентности Минздрава стало вчерашнее сообщение о возвращении Казахстана в красную зону по заражениям коронавирусом. То есть не то чтобы перелома, но даже стабилизации ситуации с пандемией в Казахстане, как мы видим, не наблюдается. И это - по нашей же собственной статистике, точность которой, как мы видели выше, находится где-то в районе прогноза погоды. А Кабмин тем временем только-только сам себе пытается уяснить каков же точный срок между первой и второй дозой вакцины! Будто бы специально, чтобы подчеркнуть и ещё более выпукло обрисовать проблему, на этой неделе даже отказало приложение Ashyq, с помощью которого правительство хотело постепенно размораживать карантинные запреты для бизнеса.

Что в сухом остатке? То, кто Кабмин и Минздрав работают из рук вон плохо, и, фактически, проваливают вакцинацию, это пол-беды. Вторая половина - в том, что у главы исполнительной власти, судя по всему, нет либо решительности, либо полномочий, что кардинально решать такие вопросы увольнениями. И даже там, где он, кажется, находит в себе силы снимать чиновников, будто бы назло происходит какое-то колдовство: лишившиеся после его критики постов лица тут же всплывают на другой ответственной должности! Например, 20 апреля Токаев снимает председателя комитета автомобильных дорог министерства индустрии и инфраструктурного развития Сайранбека Бармакова за ослабление контроля в сфере «наведения порядка в строительстве и ремонте республиканских и местных дорог». А уже 23 апреля, на третий день после отставки, он же назначается директором Алматинского областного филиала АО «НК «КазАвтоЖол», национального оператор по управлению автомобильными дорогами. Формально, чиновник перешел из госсектора в квазигоссектор, но фактически несправившегося со своими обязанностями человека просто пересадили на другую должность в той же самой сфере. Такая же история произошла с генералом полиции Дуйсембаевым, которого уволили после скандального видео с конем, которое расследовали по персональному поручению Токаева, в этом же апреле он всплыл на должности заместителя председателя комитета противопожарной службы МЧС РК.

Казалось бы, ну ладно, такова уж конфигурация власти в стране, что президент - де-факто не глава исполнительной власти, а все ещё дипломат (добровольно или вынужденно), но кто тогда должен нести ношу ответственности за происходящее внутри страны? Сильно снизивший обороты своей государственно-политической деятельности елбасы? Парламент? А если так, то не означает ли это, что схема транзита власти не сработала и может быть пересмотрена вновь? Случайно ли такой осведомленный относительно закулисья казахстанской политики человек, как экс-премьер Кажегельдин вдруг начал говорить о досрочных выборах? Не скрывающий, что он общается и с представителями руководства Казахстана, даже находясь в вынужденной политической эмиграции, он может играть, конечно, в какие-то свои игры, но вроде бы союзных ему фигур пока нет на доске казахстанской политики. Просто внесение же смуты, неуверенности в казахстанскую политическую элиту тоже под вопросом. Из слов экс-премьера выходит, что он явно лично симпатизирует Токаеву, и даже на словах приближать конец его срока - не совсем в его интересах, особенно, с учетом альтернатив, с которыми у него могут быть и вовсе личные счёты...

В условиях, когда схема транзита власти демонстрирует очевидные сбои, растет уязвимость всей системы. И происходит это на фоне испытаний для всего человечества – пандемия далеко не закончилась, геополитических игр супердержав, а также вновь вскрывающихся вооруженных конфликтов, еще вчера казалось бы надежно замороженных. Карабах, Фергана, Палестина, вывод войск США из Афганистана – это далеко неполный список горячих точек, которые могут оказывать свое влияние на казахстанскую повестку дня. Центральная Азия вновь становится одной из активных зон борьбы за влияние старых и новых игроков, растет бедность и отчаяние внутри стран региона. А у нас непонятно, кто управляет страной. У и так достаточно неповоротливой бюрократической системы, пораженной проказой коррупции, болезнями некомпетентности, трайбализма и кучей других проблем, добавилась еще одна, причем очень большая – она, по сути, не знает, какие приказы исполнять, а какие – нет. Даже в странах, где формально есть двоевластие – как при конституционной монархии, например, все равно есть четкое разделение функций и ответственности. У нас же этого в результате формального транзита власти все равно не произошло. И даже, если сейчас в рамках этой модели будут произведены персональные перестановки, под видом выборов, суть от этого не поменяется. Мы по-прежнему остаемся в красной зоне.

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...