Принуждение с удалением | Деловая неделя
25 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Принуждение с удалением

Под шумок таинственного вируса планируется полное переформатирование трудовых и общественных отношений всего человечества

11.01.2021 12:11:45
№: 02(1405)
Юрий Сигов, Вашингтон

Так уж получается, что если не знаешь, что вокруг тебя происходит, не поймешь почему, то или иное событие зачастую полностью в рамках абсурда случается, и когда не веришь ни одному слову ни всезнающих медиков, ни еще больше из себя мнящих политиков -значит точно надо уходить либо в религию, либо начинать верить в какие-то заговоры и потусторонние силы. Так, в принципе, многие сейчас и поступают. Тем более, что ситуация с вирусом ничуть не улучшается (а ведь скоро год, как вся эта катавасия началась), а перспективы с ее дальнейшим развитием вырисовываются совсем даже не обнадеживающие.

В то же время верить во что-то неземное, раскрученное какой-то никому неведомой мировой закулисой, и уж тем более - подозревать в этом то Сороса, то Билла Гейтса - себе же в убыток. Наверное, надо просто брать по маленькому кирпичику эту самую карантинную реальность, случившуюся с нами со всеми с марта прошлого года. И попытаться осознать, почему именно это, а не иначе происходит, и что можно от этого самого происходящего ожидать, ну, как минимум до конца нынешнего года. 

Так вот много уже чего гадалось-предполагалось и о сроках окончания вирусной эпопеи, и насчет то ли полного, то ли почти окончательного краха туризма, поездок любого вида и расстояний, образования как такового и еще того, о чем мы именно сегодня пока еще не подозреваем. Но пока (насколько я могу судить по американской и европейской прессе) то ли умышленно, то ли по недосмотру в стороне остается очень важный, и крайне болезненный процесс постепенного перетаскивания всего цивилизованного человечества на так называемую «удаленку». 

Модным это слово стало еще в начале прошлого года, за него стали, что называется, цепляться все, кому не лень, чтобы показать свою и техническую подкованность, и осведомленность по поводу быстрыми темпами происходящими в мире компьютерно-интернетовскими прорывами. Даже появилось такое понятие, как «а вы еще ходите на работу или учебу? Неужели вы не хотите идти в ногу с вирусным временем, и переместиться как можно скорее в настоящий и всех нас ожидающий виртуал?) 

Дистанция, понимаешь. Говорят, так будет лучше. Вот только кому? 

Итак, о чем идет речь и почему вся эта история с переводом всего и вся на некое виртуальное взаимодействие человеческих индивидуумов идет нынче семимильными шагами? И что конкретно в этом не просто плохого, а куда более страшного, нежели вся эта бессмысленная ерунда с масками-намордниками и перчатками, которые прилипают к клавишам компьютера и ручкам дверей? При том ровным счетом ни от чего и никого не защищая, но хотя бы не наносящее вреда даже не нашему завтрашнему, а очень даже ближайшему будущему? 

Начну с самого простого. Человек - существо, как уже все за это вирусное время убедились, исключительно социальное. Посадить его в карцер, привязать на веревку, обрубить его именно социальные концы - равносильно постепенной моральной деградации. Не случайно самым страшным наказанием для преступников является перевод в одиночную камеру или карцер, где не то что общения - даже запаха возможных человеческих контактов не допускается. 

Соответственно, чем бы человек на нашей планете не занимался – от бизнеса до учебы, от творчества до игры с домино на лавочке в кругу пенсионеров – ему непременно нужно общение. Человеческое, прямое, без помех и ограничений. А вовсе не виртуальное, компьютерное, на какой-то платформе или в социальной сети. И уж, конечно, не посредством разного рода никому непонятных электронных кодов, рисованием смешных и не очень мордочек на всепроникающих, и по сути дела правящих миром уже лет 15 смартфонах. 

О том, что всеми нами постепенно начинают управлять электронные устройства и те, кто их разрабатывает, и за их использованием стоит, понятно даже школьникам. Но общий процесс захвата технологиями социального человеческого пространства все же пока шел постепенно, без надрыва. Поскольку еще минимум представители двух поколений людей ко всей этой электронно-компьютерной суете относятся не просто негативно, а не желают делать освоение ее премудростями целью собственной жизни. 

Но вот пришел Его Величество Вирус, и в мире стали происходить какие-то не просто странные, но и крайне опасные изменения. Начну с бизнеса, потому как он пострадал во всем мире больше всего. А особенно малый и средний, на котором, образно говоря, крутится-вертится вся наша планета. Для примера предлагаю посмотреть на то, что произошло в самом центре Города Большого Яблока - Нью Йорка - крупнейшего мегаполиса в США, самой посещаемой туристической точке нашей планеты. И место, где сосредоточены более 78 процентов всех финансовых богатств Соединенных Штатов. 

Как только начался вирусный карантин, местные власти, следуя слепо пожеланиям организации под названием ВОЗ, пошли по пути закрытия – сначала частичного, а потом и полного как ресторанов и магазинов, так и всего того, что предполагало какие-либо человеческие контакты. А поскольку весь бизнес в центре Нью Йорка - это сплошь офисы малых и средних компаний и службы сервиса (есть и крупные монстры сервисного и интернет сегмента, но у них на Манхеттене лишь представительские конторы), то всем там трудившимся было предложено оставаться дома, и на работу не ходить. 

По началу народ думал, что все это – на две-три недели, не больше. Соответственно главы компаний никого не собирались радикально сокращать-увольнять. А предложили персоналу по возможности не просто оставаться дома, но и выполнять имевшиеся обязанности по работе в домашних условиях. То бишь при нынешнем развитии электронной техники садиться за компьютер - и за работу. 

Тут же начались споры, а хорошо ли подобное, или не очень? В плюсы была записана полнейшая свобода самого работающего и по поводу собственного внешнего вида по своей жилплощади можно ходить хоть в трусах и с банкой пива в руке, хоть в костюме-тройке для большего понта. Не нужно было ездить в офис, тратить на это немалое время, и еще большие деньги (а многие на работу на остров Манхеттен в Нью Йорке добираются каждый день иногда по 2-2,5 часа в одну сторону). Да и мелькать перед глазами начальства, побаиваясь его грозного окрика стало как-то неактуально - можно ведь вполне было и вздремнуть на новом рабочем месте. Тем более, если это - рядом с тобой находящийся домашний уютный диванчик. 

Словно радуясь нагрянувшим трудовым изменениям, народ с упоением подключался к различным платформам, участвовал в разных круглых и квадратных столах, обмене мнениями, связываясь с партнерами и коллегами в других странах. Которые раньше ездили друг к другу в гости в командировки. А теперь, сидя что в Индии, что Гондурасе на карантинном поводке, могли общаться лишь в виртуальном пространстве. 

А тем временем удаленная работодательность стала как-то неопределенно затягиваться. Проходил месяц за месяцем, сотрудники одной и той же компании перестали вообще видеться вживую, начальство постепенно начинало избавляться от еще вчера вроде бы нужных сотрудников, но без которых по мере развития вирусной истории вполне можно было уже обойтись. Плюс владельцам компаний совершенно бессмысленно стало платить аренду офисов, стоимость которых в том же центре Нью Йорка – одна из самых высоких в стране. 

Не успели возобновить работу, как вновь все закрыли на новый карантин. Так, может быть, из него лучше вообще не выходить? 

Тут надо отметить, что жизненная практика давно показала: нет ничего более постоянного на свете, чем временное. Перевод на удаленное выполнение служебных обязанностей на какой-то вроде бы небольшой срок на деле обернулся полным разрушением всех социальных трудовых отношений. По крайней мере, с этим столкнулись работодатели во всех ведущих западных странах. А возвращаться, как это модно стало говорить, к «нормальной жизни» желающих становилось все меньше и меньше. 

Более того - сократив персонал, расходы на аренду офисных площадей, закрыв миллионы магазинов, парикмахерских, ремонтных и иных мастерских, разного рода представительств и конторок не пойми для чего и раньше существовавших, решены были фактически две очень важные задачи. Первая – сокращены расходы: на все, на что только можно. То есть людям либо вовсе, либо частично перестали платить зарплату за то, что они раньше делали «вживую». Сократилось передвижение людей на транспорте, в обед они перестали посещать окрестные ресторанчики, а после окончания работы – и различные культурно-развлекательные заведения. 

В том же Нью Йорке только доходы от оплаты парковки сократились за первые шесть месяцев прошлого года на 78 процентов. А уже к июню-июлю из центра города стали массово уезжать, закрывая офисы, сотни самых различных компаний – от влиятельных и вроде бы финансово вполне приличного ранее зарабатывавших до небольших конторок, которые работали по сути дела лишь в минимальный «ноль». А с нашествием вируса не просто разорились, а массово отказались от платы арендных платежей. 

Коснулось это и крупных магазинных сетей по типу «Виктория Сикритс» - магазины очень приличной женской одежды и белья, которые именно по причине вирусной истерики просто прекратили свое существование. Опять-таки во всех этих структурах работали тысячи уборщиков, охранников, подсобных рабочих, портье и секретарей. Теперь они все остались без работы, хотя продаваемые вещи женского и мужского гардероба по интернету непонятно нынче вообще для какой цели существуют. Ведь купить-то новое платье, туфли или кофточку можно и через компьютер, а вот куда во всем этом идти? Все ведь кругом по-прежнему закрыто-закупорено! 

Главное же то, что непонятно совершенно, сколько все это удаленное выдворение рабочей силы по домам будет продолжаться. Все эти рекламные фанфары насчет вакцин всех видов и расцветок лишь отвлекают людей от реалий жизни. Никакой проблемы вируса вакцины решить не смогут, потому как их практическая польза может быть подтверждена (или опровергнута) не ранее, чем через 4-5 лет. А сидеть все это время в четырех стенах, и трудиться (там, где тебя еще держат на работе) виртуально бесконечно долго даже самые стойкие трудоголики очень скоро откажутся. И что тогда? 

Платить будут меньше. Работать потребуют больше и дольше. А управлять такими виртуальными работниками (как и студентами) станет гораздо легче 

А ведь на удаленное обучение перевели тихой сапой по всему миру и систему образования. Коснулось это и институтов с университетами (что даже для самой цифровизированной страны - смерти подобно), и школьного обучения, и даже детских дошкольных учреждений. То, что пытались подавать как некую игру в современные технологии (дескать, пусть детишки привыкают к новым реалиям) превратилось постепенно в очень опасную тенденцию. При которой не просто резко снизился уровень образования, но и был нанесен непоправимый удар по важнейшей в человеческой цивилизации профессии учителя (преподавателя). 

Опять-таки стоит подчеркнуть, что идея состоит ведь в главном: оторвать обучаемого от обучающего. Сделать так, чтобы сидящий перед компьютером студент что-то там виртуально готовил-пописывал, а преподаватель, получая от целой группы в 40-50 человек некие письменные работы, сутками напролет сидел и всю эту писанину проверял. Естественно, что в этом адском труде у любого - даже сверх способного грамотно распределять свое время – не будет никаких возможностей общаться со студентами напрямую. Вести беседы, передавать напрямую свои знания и умения потому, что ни студентам, ни ему самому будет просто не до этого. 

Это уже не говоря об обучении профессиям, требующим прямого контакта. При освоении ремесла, скажем, врача, пилота, физика или инженера. Здесь важно еще и то, что я не слышал ни одного доброго слова ни от одного ни студента, ни преподавателя по поводу перевода системы обучения на удаленку (а о родителях школьников так и упоминать нет смысла). Но вы очень сильно удивитесь, однако это так и есть: все руководители что систем образования, что какие-то не пойми откуда взявшиеся эксперты в сфере бизнеса, менеджмента и прочей словесной абстракции стали как один заговорчески твердить о том, как же здорово, что вся эта удаленка все-таки случилась. 

Министры с высоких трибун стали приводить какие-то сногсшибательные цифры о якобы чрезвычайно выгодной оптимизации числа сотрудников, опять-таки якобы сохраненных миллионах жизней пожилых преподавателей вузов, которые сидя дома, смогли без угрозы для собственного здоровья, по компьютеру вести свои лекции – да еще и не заражать студентов. Для которых якобы тоже было просто подарком судьбы сидеть онлайн, и вместо посещения лекций копаться в интернете для написания очередной курсовой или дипломной работы. 

Стали, помимо всего прочего, достаточно регулярно публиковаться и какие-то опросы, в которых что сотрудники мелких и средних компаний выступали за продолжение «удаленного банкета», и студенты с преподавателями, а также освоившие удаленку школьники не прочь вроде как свести к минимуму личное общение. Чтобы побольше побыть дома, и главное - никого и ничем не заразить в случае «общественно- социального контакта» что в школе и вузе, что в офисе своей компании. 

Что же получается в результате? В принципе схема перемещения человеческой жизни в виртуальное пространство давно состоялась, и суть ее прежде всего в отсутствии как живого человеческого коллектива, так и наличии внешнего управления «трудящимися массами». Знаете, что по требованию европейских начальников вынуждены были сделать правительства трех Прибалтийских республик после объявления ими о своей независимости от СССР? Они быстренько ликвидировали у себя все промышленное производство. Зачем? То, что якобы эти предприятия были «отсталыми» и «не подходившими под единые европейские стандарты» - лишь очень неуклюжая и частичная составляющая объяснения происходившему. 

Главное же иное: на всех промышленных предприятиях Прибалтики был ликвидирован, грубо говоря, рабочий и инженерный класс (в основном это были русскоязычные). Нет контактов, нет социального взаимодействия, нет элементарного труда в коллективе - значит нет никакой опасности, что эти люди о чем-то не устраивающем власти, между собой договорятся. Точно также сейчас можно весьма эффективно и социально-разрушительно обращаться со всей той трудовой массой. Которую убрали из сферы социальных контактов, и посадили на полнейший, и что немаловажно - очень даже длительный виртуал. 

Ведь сидящего на удаленке сотрудника можно в любой момент уволить, и никто из бывшего коллектива об этом не узнает и этому не сможет помешать. Можно понизить зарплату, сократить любые пакеты социалки и прочего, можно отправлять любого в неоплаченный отпуск. А всякие корпоративы проводить исключительно онлайн, без личного контакта людей между собой. Тем более, что и какого-то офиса, где они могли бы вместе находиться, больше не существует. 

Полностью на виртуал можно перевести сам процесс набора кадров, исключительно по компьютеру обучать студентов научным и иным премудростям. Выставлять им виртуальные оценки, принимать их курсовые и дипломные работы. А всякие выпускные вечера – что в школах, что в вузах – проводить все с теми же компьютерными картинками. И не на концертных платформах с танцами и музыкой, а в компьютерном квадратно-гнездовом формате. Когда студенты только в виртуале видят лица своих учителей, а те – своих, вроде как «удаленных учеников». 

Самое же важное вот что. Любая попытка навязать нечто удаленное – это прямой путь к разрушению социально-общественного формата взаимоотношений людей между собой. Какой бы вирус, и сколь долго бы он не перетряхивал планету, не должен разрушать основную заповедь человеческого существования. А то временное карантинное ярмо, которое становится по всему цивилизованному миру все более постоянным, и уже чуть ли не обязательным, может нанести всему человечеству непоправимый урон. От которого не спасет никакая - даже самая вроде бы эффективная и надежная вакцина.

 

 

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...