Признание судебных нелепостей
17.06.2024 10:59:54
№: 22 (1564)
Прокурор Международного уголовного суда (МУС) Карим Хан требует выдачи ордера на арест официальных лиц Израиля
Есть ли толк от массового признания Европой Палестины и угрозы международных судебных преследований израильского руководства?
Юрий Сигов, Вашингтон
Наряду с продолжающимся российско-украинским военным конфликтом (а точнее – Россия пытается не проиграть в войне коллективному Западу) постоянно в центре внимания даже тех, кто далеко от региона географически находится, остается война на Ближнем Востоке. Там много лет, и много чего кошмарного и ужасного происходит, а на нынешнем этапе сражения идут между армией Израиля и сторонниками палестинского движения Хамас.
История всего ближневосточного противостояния длительная, никакого решения мало-мальски вменяемыми методами она не имеет (я уже неоднократно пояснял, что пока будут существовать государство Израиль, а его поддерживать Соединенные Штаты, никаких земель в свою собственность Палестина и все те, кто за ней стоит, не получит). Соответственно любые рассуждения о том, что надо вот провести какую-то очередную конференцию по Ближнему Востоку, выдвинуть какую-то «…надцатую» по счету мирную инициативу где-нибудь в Нью-Йорке или Женеве - пустая трата времени и средств.
Между тем вот что любопытно. Понять подобные реалии на местности, думаю, вполне под силу ведущим мировым политикам, да и есть у меня подозрение, что они все это давно знают и держат в памяти. Вот только все, что до сих пор делается ими прямо противоположно по результатам тому, в чем они вроде как должны были бы разбираться. И чем более жестким образом ведут себя по отношению к палестинскому населению израильские военные, тем больше разного рода политических абсурдностей и нелепостей плодится на просторах как Европы, так и Соединенных Штатов.
Среди них - публичное признание Палестины как независимого государства рядом стран Европы и вынесение судебного приговора в форме преследования Международным уголовным судом в Гааге в отношении высшего израильского политического и военного руководства. Звучат оба эти предложения более, чем приятными для слуха и осознания палестинцами. Вот только зачем все это делается, и получит ли Палестина в конце концов свою землю, а Израиль действительно будет ли за преступления этим самым международным судом наказан?
Суд да дело – затея давняя и практически всегда бесполезная
Начну с судебных решений, которые недавно вынес Международный уголовный суд, юрисдикцию которого признают всего 123 государства нашей планеты (из 193 стран ООН, плюс есть еще те, кто в эту организацию не входит). Сам факт существования подобного суда теоретически (как и всех международных организаций) с одной стороны полезен, а с другой крайне опасен. Прежде всего – для суверенитета отдельно взятых государств, местное законодательство которых вовсе не предусматривает, чтобы кто-то посторонний из-за границы им советовал, кто у них там прав, а кто и в чем виноват.
Много говорилось уже о том, что влиятельные страны мира, блюдущие собственный государственный суверенитет, чихать хотели на любые решения суда в Гааге, никогда их у себя сами исполнять не будут, да и особо не обращают внимание на то, в адрес какой страны, и по какой причине этот суд вообще принимает какие-либо решения. Другой вопрос, когда Международный уголовный суд (МУС) планирует – и не просто так – кого-то очень нелюбимого, даже ненавидимого, а заодно и его страну наказать.
Bот тут уже о существовании МУС резко вспоминают те, кто сам его решения ни в грош не ставит. Поднимается, как правило, медийная информационная волна, МУС становится главным закоперщиком международной справедливости, а Соединенные Штаты (которые сами этот суд не признают) буквально требуют, чтобы он обязательно наказал «провинившихся». А если первое лицо государства-нарушителя куда-то отправится с вояжем, арестовать такого нарушителя и доставить его в Гаагу для публичных разбирательств.
Вот и на этот раз надо было подождать восемь месяцев, чтобы решить на уровне искателей справедливости от МУС, что пришло время обвинить израильских политических и военных лидеров в геноциде палестинского народа в секторе Газа. И не просто обозначить их преступниками на словах, но и доставить на международную скамью подсудимых.
Глава МУС господин Карим Хан при этом пытается возложить ответственность за факты геноцида в секторе Газа отнюдь не на Израиль, а в первую очередь на руководство движения Хамас. Он требует для начала арестовать его начальника Исмаила Хани, который хотя и не участвовал в планировании и осуществлении нападения отрядов Хамас на Израиль 7 октября, тем не менее, несет якобы уголовную ответственность уже за сам факт руководства этой организацией. В этом случае виновными объявляются все члены Хамаса, а судить хотят его главу и других лидеров движения.
Правда, в этом случае судебное преследование уже от МУС будет не индивидуальным, а в форме коллективной ответственности. Но тогда суду стоило бы арестовать и все израильское руководство – включая президента страны Ицхака Герцога, начальника израильского генерального штаба, кого-то из конкретных командиров, участвовавших в нападении Израиля на сектор Газа, а также других лиц, принимающих решения в Военном кабинете Израиля (а там таких около 20 человек).
Теперь давайте оценим происходящее с точки зрения неких реальных, а не имиджевых и словесных сотрясений воздуха всеми этими якобы судебными инстанциями международного масштаба. Если МУС все-таки ордер на арест ведущих персонажей из числа израильского руководства выдаст, то это может оказать куда бо́льшее негативное влияние на Израиль, чем на палестинских боевиков Хамас. Те практически не появляются в Европе и Америке, и им все равно, что там о них думают или решают в Гааге.
Другой вопрос - израильские политические и военные лидеры. Они активно посещают и Европу, и Северную Америку, но теперь им там может грозить перспектива ареста. Однако США никогда ни одного израильского начальника не арестуют, а европейцы подумают сотню раз, стоит ли им связываться что с Хамас, что с Израилем в плане выполнения решения уголовного суда, принимающего решения на основании чисто политических пристрастий. Причем в зависимости от того, кому, и по какой причине та или иная политическая конъюнктура покажется выгодной.
Я напомню, как МУС принимал решение о подсудности российского президента за якобы совершенные им преступления в конфликте с Украиной, и как это влияет (или не очень) на поведение президента РФ в плане его посещения других государств. За все время с момента принятия решения Гаагским судом у первого лица России случился только один конфуз: «большие союзники» России по БРИКС в руководстве ЮАР попросту решили не связываться с этим самым МУСом, и не пустили (а иначе пришлось бы В. Путина им арестовывать) к себе на встречу на высшем уровне.
Явно нелепейшие и неуклюжие оправдания и со стороны ЮАР, и «понимания», которое тогда в адрес перепугавшегося юаровского демарша выразило российское руководство показали: для международного имиджа страны и ее начальства решения МУСа все же болезненны. И по возможности лучше их вообще не допускать. Поэтому нынешние решения Международного уголовного суда по Израилю имеют определенное, но по большей части чисто символическое значение в политическом плане.
Ведь лидеры Израиля обвиняются МУС в военных преступлениях, и суд предлагает наказывать Израиль на основе его нынешних действий в секторе Газа. Но из США уже поступают угрозы, и прежде всего от ряда сенаторов-республиканцев, которые гарантируют наказания уже судьям МУС, если те продолжат обвинять израильское руководство в геноциде палестинцев.
Как, кого, и чем конкретно наказывать? Тем более, что ближневосточный конфликт - вечный, и всех виновных не пересажаешь?
Здесь еще есть один любопытный момент. Несколько лет назад официально признанный президент Палестины Махмуд Аббас не желал под различными предлогами подавать документы о ратификации Палестиной так называемого Римского статута на вхождение ее в состав МУС. Тогда же руководство Хамаса, действующего в секторе Газа, заявило, что можно вступать в МУС, чтобы потом в случае необходимости судить Израиль за преступления против человечества.
В итоге создалась просто тупиковая ситуация. Палестина в обеих своих территориях юрисдикцию МУС признает, а Израиль и США отвергают. МУС решает, что израильтяне - преступники, и их руководителей надо якобы судить. А американское и израильское руководство спокойно поплевывает на все эти МУСы и им подобные, потому как их не признает, и решения такого суда для них не указ.
И тут вот еще что интересно. Хотя Соединенные Штаты не являются членами МУС, президент страны Дж. Байден приказал подчиненному ему правительству делиться имеющимися доказательствами российских военных преступлений на Украине с Гаагой. Понятное дело, что там главным виновным будет российский президент и российские генералы, и МУС уже будет работать не по каким-то международным нормам, а согласно «международному порядку, основанному на правилах».
А это значит, что международное право и юрисдикция МУС могут быть использованы только по отношению к своим врагам и противникам. Но сами все эти ограничения соблюдать не обязательно, плюс они не применимы в отношении себя и своих союзников. То есть и Соединенные Штаты, и Израиль могут спокойно оставаться при любых решениях и обвинениях МУС полностью безнаказанными, и никакой гражданин Хан им ничего не сделает.
По этой же причине сам Карим Хан при вступлении в должность руководителя МУС обещал Совету Безопасности ООН заниматься только теми делами, которые передаются ему Совбезом. А никакие судебные дела по поводу тех же Афганистана и Палестины туда не попадают - их не пропускают по понятным причинам Соединенные Штаты. Зато по Украине все дела будут идти по зеленой улице, а вот по Палестине ситуация будет умышленно замалчиваться и откладываться в долгий ящик. Пока вся публичная антиизраильская кампания не затихнет.
Европа, Африка и Латинская Америка осуждают Израиль и признают Палестину. Мертвому припарка?
Между тем параллельно судебным искам против Израиля, которые выдвинули сразу несколько государств (помимо МУС), те решили привлечь, по моему мнению, не столько внимание к судьбе народа Палестины, сколько к собственному – пусть даже и лишь чисто медийному весу – в международных делах. Страны так называемого «мирового большинства» не могут в чем-то рявкнуть на США или Европу, поскольку от них по-прежнему очень сильно зависят. А вот выдвинуть обвинения – да еще публично - да еще в Международном суде - это сразу же поднимет их статус как важных мировых игроков.
Такие страны, как ЮАР, Чили, Колумбия, Мексика, Бразилия решили, что сыграть на всенародном осуждении Израиля за его бомбардировки сектора Газа – самое подходящее и для поднятия внешнеполитического престижа своих стран, и собственных лидеров. Президент Колумбии даже разорвал дипломатические отношения с Израилем, а Бразилия очень сильно пригрозила Израилю «политическими последствиями», если тот не перестанет убивать палестинских женщин и детей.
А теперь перейдем к чистой прагматике. Что, Израиль перестал от всех этих демаршей существовать? Или там начался голод, холод и народные восстания? Да плевать Тель Авив хотел на все эти заседания судов, высказывания чуждых им президентов и осуждения международной общественности. Никаких реальных потерь он от всей этой суеты судебной не понес. Как ничего кроме привлечения внимания к собственной судьбе не выиграло палестинское руководство. Ведь решения МУС насчет того, что Израиль виновен в геноциде палестинцев никакой законной, и главное - принудительной силы не имеет.
Или вот несколько европейских стран решили торжественно и публично признать независимое государство Палестину. Таких стран, надо отметить, уже было 141, а теперь Испания, Словения, Ирландия, Норвегия, еще кто-то на подходе - и все вдруг решили, что Палестина – это независимое государство, и оно имеет право на существование. Толк от всех этих заявлений и признаний какой? В практической плоскости - никакого, и что символично - все правители стран ЕС, которые на это признание потратили время и силы, о подобном практическом «эффекте» предпринимаемых ими мер прекрасно осведомлены. Тогда зачем они все это делают?
Да, для палестинского руководства, да и народа важно, чтобы его дело по-прежнему волновало и беспокоило как можно больше стран и народов. Вот Турция решила прекратить с Израилем в знак солидарности с палестинцами все торговые отношения. Но на практике это мало на что может повлиять. Точнее не повлияет ровным счетом ни на что. Лишний политический капитал тому же Т. Эрдогану - безусловно. Политический капитал справедливому делу народа Палестины – никто и не спорит.
Показательно и то, как подобное признание Палестины теми же европейскими странами происходило: торжественно, в парламентах, с непременной речью первого лица правительства, с выражением своих братских чувств народу Палестины. Но при этом все как заводные твердят – «мы за дружбу и взаимопонимание с народом Израиля». А народ этот избрал премьер-министра, который отдает приказы бомбить палестинцев. А какой-то МУС этого самого премьера хочет арестовать и судить.
И вот глядя на все эти игры в большую и малую политику, думается, что от всей этой суеты сует никакого толку ни в плане достижения Палестиной истинной, а не показной независимости не будет. И никакой Израиль с любым премьер-министром так называемое мировое цивилизованное сообщество не накажет. Потому как тратит время истинно впустую – осуждая того, кому они не могут и попросту боятся нанести никакого ущерба. А восхваляя и прославляя того, кому на деле ни один из них не может, да и не особо хочет нанести ущерб на практике.
Получается, что вроде как мировое сообщество что-то все время делает, кого-то судит, наказывает чисто формально, признает того, у кого нет земли, и кого ее лишили совершенно конкретные люди. Вот только сделать с этим ничего на практике это самое мировое сообщество не хочет. Потому как так построены нынешние «правила поведения» в международных делах, что «у кого сила - тот и прав». Что при наличии МУСа, что при полном игнорировании его решений. Даже если Палестину признает 191 член ООН (разумеется, Америка и Израиль до этого никогда не снизойдут) …
Комментарии
Загрузка комментариев...