Призрак Бакиевых
Жылдыз АЛИЕВА, Бишкек
РЯД СОБЫТИЙ, решений и реформ, привлекающих внимание кыргызстанцев на этой неделе, породили в столице страны целую волну слухов о том, что «клан Бакиевых вновь набирает силу и влияние в Кыргызстане», откуда они были изгнаны в ходе «второй революции» 12 лет назад.
В семье Бакиевых старший сын Курманбека Бакиева (в центре) — Марат (слева), курировал спецслужбы, а младший сын, Максим (справа), — экономику. В отличие от остальных Бакиевых, осевших в Беларуси, Максим выбрал в качестве убежища Англию и, возможно, не прогадал
Многие наблюдатели уверены, что если все и дальше пойдет так «как сейчас», то вскоре они действительно будут полностью реабилитированы, а их оппоненты, кто в 2010 году свергал власть Курманбека Бакиева, наоборот, осуждены по тяжким уголовным статьям. Вспоминают и то, что оба члена правящего дуэта – президент Жапаров и глава ГКНБ Ташиев – считались политическими союзниками клана Бакиевых и их верными сторонниками даже после бегства последних из страны. Конечно, пока это все – всего лишь слухи, но уж слишком много совпадений происходит в последнее время с тем, что им было бы выгодно.
Золото
А пока в стране идет планомерное изменение законодательства в области недропользования. В Минэкономики КР решили, что стране нужны специализированные отраслевые холдинги. Кроме того, потребуются изменения в закон «О недрах». В действующей редакции говорится, что право пользования недрами по решению Кабмина предоставляется только хозяйствующим субъектам и государственным предприятиям со 100-процентной долей участия государства. Законом предусмотрено оказание содействия указанным субъектам при предоставлении права пользования недрами. Продукция сфер недропользования, энергетики и промышленности занимает более трети в национальном экспорте товаров и составляет большую долю в ВВП.
Изучение каких-либо потенциально выгодных месторождений требует вливания крупных денежных средств, которых кыргызское государство просто не имеет. Поэтому в качестве инновации предлагается дополнение – включить в список «допущенных» и те компании, в которых государственная доля составляет лишь 50%. Также чиновники пообещали, что будет «отдельно проработано положение о порядке и условиях предоставления в пользование геологических информационных ресурсов». Но больше всего внимание общественности привлекла еще одна новая норма, которая гарантирует получение государством всего лишь 30% доходов от золоторудных месторождений. Предыдущая редакция закона «О недрах» не устанавливала «потолок» прибыли государства. Для чего так ограничивать бюджет в области, которая, как уже говорилось выше, столь важна для государственного бюджета, неясно.
Стоит отметить, что ровно месяц назад президент страны Садыр Жапаров объявил о том, что власти Кыргызстана получили контроль над самым крупным золоторудным месторождением Кумтор. В ответ, в пресс-службе «Кумтор Голд Компани» дали разъяснения по вопросам «об обязанности КГК выполнить все работы по рекультивации объекта после завершения работ на руднике «Кумтор» и «по разработке технического проекта рекультивации объектов в соответствии с законодательством КР об охране окружающей среды и о недрах с определением объема финансовых средств Фонда рекультивации для рекультивации объектов проекта «Кумтор». Смета расходов по закрытию рудника составляется с «привлеченными признанными международными экспертами», и на сегодня, по предварительным прикидкам, она должна составить не менее $1 – 1,5 миллиарда. И поиск такого объема денег теперь ложится на плечи властей Кыргызстана. Канадцы же вышли из проекта, не дав Кыргызстану возможности получать дивиденды со своих других месторождений, но скинули на страну все головные боли и затраты по утилизации отходов Кумтора. В итоге то, что выглядело, как успешное возвращение актива во владение государства, сегодня может обернуться не прибылью, а лишь новыми расходами и проблемами.
На этом фоне немного радует то, что стало известно на этой неделе в области реализации кыргызского золота: ОАО «Кыргызалтын» было восстановлено в списке Good delivery («Надежный поставщик») LBMA – Лондонской ассоциации рынков драгметаллов. Как отметил заместитель председателя правления ОАО «Кыргызалтын» Жениш Сейдалиев, «решение получено путем сложной, кропотливой работы всего коллектива и удалось пройти три стадии технического аудита и предоставить все необходимое для проведения установленных LBMA процедур для подтверждения соответствия». «Руководство ОАО «Кыргызалтын» наладило тесную связь с представителями LBMA. Были несколько раз организованы встречи, конференц-переговоры с руководством LBMA, предоставлены ответы на все интересующие их вопросы. Более того, вся продукция, произведенная аффинажным заводом ОАО «Кыргызалтын» с 17 сентября 2021 года, также имеет статус Good delivery», - отметил Сейдалиев.
Он добавил, что ОАО «Кыргызалтын» находится в списке надежных поставщиков LBMA на протяжении 22 лет, с 1999 года, и всегда действует в рамках законодательства КР, придерживается правил, установленных LBMA. В свою очередь, исполнительный директор LBMA Рут Кроуэл выразила благодарность за усилия ОАО «Кыргызалтын» и высоко оценила действующую политику компании по работе с LBMA. Также представители LBMA положительно отреагировали на мирное урегулирование вопроса с Centerra Gold и StoneX и рекомендовали в последующем держать тесную связь с LBMA. Согласно открытой информации, в последние годы практически все золото Кумтора скупалось именно через LBMA. При этом злые языки говорят, что договоренности с LBMA – это не «трудовой подвиг» офиса ОАО «Кыргызалтын», а «тихие связи» Максима Бакиева, младшего сына Курманбека Бакиева, осевшего в столице Туманного Альбиона сразу после свержения власти своего отца.
Возможно, держа именно это в голове, депутат Султанбай Айжигитов по простоте душевной высказался в парламенте о том, что «Кыргызстан готовят к продаже», как раз во время обсуждения изменений в законы «О недрах», «О соглашениях о разделе продукции при недропользовании» (это про 30% от дохода недропользователей в бюджет государства). Нардеп заявил, что стране нужна доля от доходов за продажу недр никак не меньше 70%. По словам Айжигитова, в Законе «О недрах» надо четко прописать такую долю. «Нужно прописать и условия. Пока инвесторы не вытащат свои деньги, дать им в доверительное управление, а потом постепенно возвращать. На сегодня с учетом того, что мировая глобальная финансовая система в тупике, золото дорожает с каждым днем. Поэтому [я предлагаю разделить доходы следующим образом:] 30% - инвесторам, 70% — стране. Понятие «не менее 30%» приведет к коррупционным схемам. Каждый начнет на свой карман работать. Мы и так разбазарили богатство наше. Любое уважающее себя государство работает на себя. Хотят — пусть работают, не хотят — пусть остается все нашим внукам и правнукам, они найдут что с этим делать», — предложил Айжигитов.
Нардеп также призвал коллег «проанализировать ситуацию». «Сейчас Закон «О пастбищах» хотят принять, где разрешается их приватизация. Зеленый климатический фонд дает грант в виде $29,9 миллиона. За какие такие красивые глаза нам дают эти деньги просто так? Недавно Акылбек Жапаров сертификат получил о защите инвесторов, там грант $150 миллионов. Вы что, Кыргызстан продать собираетесь? Подозрительная тенденция. Это только начало. Как бы мы оптом не продали [весь] Кыргызстан!», — подчеркнул нардеп Айжигитов.
Теории о причастности к этим событиям Макима Бакиева связывают с его деловыми интересами и экономическими аппетитами. Буквально накануне свержения своего отца он реорганизовал правительство и управление госимуществом таким образом, что возглавил новый орган ЦАРИИ, получивший подобно казахскому ФНБ «Самрук-Казына» управление всеми прибыльными активами государства, оставив правительству только социальный блок, генерирующий траты и убытки госбюджета. Кроме того, благодаря коррупционным связям он получил целый ряд месторождений, которые у него не отобрали, несмотря ни на какую революцию, и продолжал получать прибыль от продажи кыргызских недр даже находясь в эмиграции.
Проблемы у Временного правительства
В пользу того, что последние недели проходят под знаком их реванша, говорит еще одна новость. Дело в том, что близится к завершению следствие по массовым беспорядкам и межнациональному конфликту в июне 2010 года в Ошской и Джалал-Абадской областях. На прошлой неделе свои показания давали члены правящего тандема: президент Садыр Жапаров и глава Госкомитета нацбезопасности (ГКНБ) Камчыбек Ташиев. Как уже говорилось, они оба входили в обойму приближенных лиц семьи Бакиевых. Последние были обвинены в том, что они спровоцировали межнациональную резню, обозленные тем, что узбекская диаспора не поддержала режим Бакиевых. Другой целью дестабилизации могла быть задача усложнить жизнь своим оппонентам, образовавшим Временное правительство (ВП) в столице после бегства Курманбека Бакиева.
Тогда, 12 лет назад в межнациональных столкновениях, по официальным данным, погибли около 500 человек и две тысяч были ранены. В реальности цифры могут быть в несколько раз больше. Эта рана разделила кыргызстанцев разных национальностей и крайне медленно затягивается. Все эти годы Бакиевы обвиняли новую власть – Алмазбека Атамбаева, Розу Отунбаеву, Омурбека Текебаева и других - в том, что это они спровоцировали июньские события, так как пошли «на тайный сговор с лидерами узбекской диаспоры», для получения их поддержки в борьбе с бывшим президентом и получению голосов на предстоящих выборах. В ответ на союз против Бакиевых, они вроде как пообещали узбекам автономию. Члены Временного правительства, в свою очередь возложили вину на семью беглого президента и лидеров узбекской диаспоры, обвинив их в сепаратизме, который пришлось подавлять военной силой…
По пришествии к власти в октябре 2020 года, тандем объявил о том, что «добьется правды о событиях в июне 2010 года». И в прошлом году было возбуждено уголовное дело, которое должно скоро завершиться. А ставший главой спецслужб Камчыбек Ташиев уже однозначно возложил всю вину на всех бывших членов ВП.
И вот, один из главных действующих лиц тех событий, автор конституции парламентской республики, Омурбек Текебаев, казалось бы отошел от политики и весной этого года отбыл в Германию в качестве посла. Теперь же пошли разговоры, что его скоро на этом посту заменит пока еще действующий глава Кабмина Акылбек Жапаров, который вроде как уехал «на лечение в эту европейскую стану», но злые языки утверждают, что это лишь предлог, а на самом деле он намерен «осмотреться на месте», поскольку сменит Текебаева на посту.
Ну, а сменить однофамильца президента во главе правительства, как ожидается, готовится как раз сам Ташиев, земляк Бакиевых. Это даже может быть положительно обыграно в рамках традиционных, но негласных кыргызских правил: раз президент с Севера, то премьер должен быть с Юга. А на сегодня оба первых кресла в КР - за северянами. Если все так и будет реализовано, а в Бишкек вернется Текебаев, то его может ждать перспектива вместе с бывшими соратникам по ВП сесть на скамью подсудимых.
«И если они будут осуждены, а это очень даже вероятно, - отмечает один из бишкекских политологов, попросивший не раскрывать его имени. - Тогда семья Бакиевых сможет полностью реабилитироваться и вернуться в Кыргызстан. Но это [тоже] чревато совершенно непредсказуемыми последствиями. Единственное, [что] Максим Бакиев сможет насладиться местью сполна». Спустя всего 12 лет после свержения власти его семьи. Ранее, как отмечали кыргызские соцсети, при Жапарове в Кыргызстане побывал первый свергнутый президент Аскар Акаев, теперь же очередь может дойти и до второго лидера страны, с которым у действующего лидера отношения гораздо лучше…