Проблема или шанс? | Деловая неделя
27 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Проблема или шанс?

29.02.2024 17:11:25
№: 8 (1550)

Санкции против России, как триггер для Казахстана

Торговля не разорила ещё ни одного народа.

Бенджамин Франклин, один из отцов-основателей США

НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ вышли несколько публикаций и заявлений, связанных с поддержанием режима санкций против России, наложенных за последние 2 года, прошедшие после начала вторжения Кремля в Украину. Выводы исследований эффективности санкций противоречивы и где-то даже противоположны - кто-то говорит о существенном ударе по возможностям РФ закупать товары, необходимые для ее вооруженных сил, а кто-то - что в соседних странах сформировались целые экосистемы «параллельного импорта, которые компенсировали срыв прямых поставок запрещенных товаров.

В числе стран, через которые Россия продолжает получать необходимое, есть и Казахстан. Отдельные юридические лица нашей страны уже были буквально пойманы за руку, когда заказанные ими товары банально не доходили до Казахстана, и «пропадали» на территории РФ. Формально, и к официальной Астане тут претензии предъявить сложно: она начинает более-менее отвечать за груз только на своей территории, а «благодаря» тому, что все основные торговые пути между Западом и Казахстаном идут через российскую территорию, грузы могут «пропадать» банально «по пути». Реально запугать санкциями Западу удалось только крупные финансовые институты, которые радикально сократили расчеты с российскими картами, счетами и банками после того, как им был поставлен выбор: или это, или изоляция от международной финансовой системы. Мелкие компании-однодневки в разных странах, использующие расчеты в криптовалюте, продолжают завозить в Россию товары, которые она может использовать на войне против Украины. Как в итоге все это будет решать Запад и чем оно может грозить Казахстану, мы, видимо, увидим довольно скоро.

Оптимизм по поводу эффективности санкций на этой неделе распространяло министерство финансов США, чей представитель - заместитель министра финансов США Уолли Адеймо - отчитался о существенном сокращении движения средств между Россией и другими странами, после того как Вашингтон в декабре 2023 заявил о возможности введении вторичных санкций против нарушителей ограничений на торговлю с Россией. По словам американского чиновника, угроза Вашингтона наложить прямые ограничения на финансовые учреждения «существенно повлияла на финансовые потоки между Россией и такими странами, как Турция, Объединенные Арабские Эмираты и Казахстан». Особенно серьезно такие угрозы повлияли на турецкие финансовые институты, о чем сообщает Reuters, резюмируя интервью с вице-министром финансов США: «Угроза США финансовым компаниям-посредникам охладила турецко-российскую торговлю. Уолли Адеймо указал на срыв или замедление некоторых платежей как за импортируемую российскую нефть, так и за турецкий экспорт».

Сообщается, что представители Минфина США объездили крупнейшие страны, через которые идут финансовые потоки, используемые в российской контрабанде, и предупредили местные банки, что им просто «могут отказать в доступе к рынкам стран G7, если они будут вести сделки с организациями, на которые распространяются ограничения США». Это подействовало на органы банковского надзора Турции, Объединенных Арабских Эмиратов и Казахстана, которые «серьезно отнеслись к угрозам Вашингтона». «Они начали просить нас о встречах, чтобы сказать: что мы можем сделать, чтобы сохранить доступ к доллару? Банки (...), которые знали, что они в центре нашего внимания, хотели убедиться, что они на правильной стороне, с Соединенными Штатами или бизнесом, который они ведут в долларах», - заявил Адеймо. Казалось бы, это большой успех политики удушения российского импорта, но анализ его структуры показывает, что пока он практически не пострадал, поменялись только способы доставки товаров.

Об этом свидетельствуют данные расследования Bloomberg, чьи авторы пришли к неутешительным выводам: санкции Евросоюза против России недостаточно эффективны и Кремль вполне успешно обходит их, используя компании-однодневки в третьих странах, в том числе и в Казахстане. По мнению американских журналистов, «Россия продолжает получать санкционные технологии и товары, используемые для производства оружия, напрямую из Европы». Причем, около четверти от общего объема подсанкционных товаров вообще попали в РФ напрямую. Остальные три четверти через страны-посредники: «Турция, ОАЭ, Сербия и Китай были среди стран, вовлечённых в обход санкций Евросоюза, как и страны, граничащие с Россией — в том числе Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан и Армения. Хотя данные показывают, что прямая официальная торговля Евросоюза с Россией товарами двойного назначения прекратилась после начала войны, возросший экспорт таких товаров из ЕС в третьи страны полностью заполнил этот пробел».

Один из способов провоза санкционных товаров - дробление заказов на тысячи мелких заказов от фирм-однодневок: «Большая часть этой торговли идёт через сети из тысяч мелких компаний вне ЕС, подавляющее большинство которых зарегистрировано в Китае, и часто проходит в несколько этапов через разные юрисдикции. Поставки сложно отследить, так как они регулярно используют цепочки из многочисленных вендоров и реселлеров».

Учитывая все это Брюссель пытается противостоять «утечкам» санкционных товаров двумя способами: налагая вторичные санкции на компании, замешанные в контрабанде, и убеждая правительства стран-посредников самим регулировать поток товаров, чтобы не пропускать запрещенные товары в Россию. Если в отношении Турции, Армении это еще может сработать, то страны Центральной Азии расположены так уникально, что вынуждены торговать через российскую территорию, что позволяет заказанным для них товарам, буквально растворяются на российских просторах. Прекратить это довольно сложно: альтернативные маршруты торговли с Западом для наших стран упираются в более дорогую логистику через Кавказ (оплачивать ее придется нашему потребителю, который вынужден все больше экономить) и неофициальное блокирование практически любой чуждой КНР торговли через китайскую территорию. Это позволяет нашим чиновникам умывать руки - если «санкционка» не дошла до Казахстана, то они и не отвечают за нее. Тем более, что и «заказчики» не спешат жаловаться на не поступивший до «конечного потребителя» товар, потому что ими, собственно говоря, так все и задумывалось. А представители казахстанского бизнеса тоже рады «перевести стрелки» на отправителей грузов, которые «сами должны понимать», как пролегает маршрут их поставок и каковы риски, а если они закрывают на это глаза, то вполне осознанно соучаствуют в контрабанде. В итоге, авторы еще одной публикации на эту тему - журналисты Би-Би-Си - тоже вынуждены констатировать «низкую эффективность … введенных торговых ограничений». Опрошенные ими эксперты отмечают, что Запад не ожидал, что Россия сможет «довольно быстро перестроить цепочки поставок через страны, к санкциям не присоединившиеся». Когда же это произошло, то «стало ясно, что ограничительные меры не так эффективны, как на это рассчитывали на Западе — гибкость рынка была недооценена».

Ну, а спрос, как известно, рождает предложение. В итоге «появление посредников в торговле с Россией создало целые рынки услуг по обходу санкций». «Сейчас запущена опасная большая игра в кошки-мышки, — описывает в интервью Би-Би-Си механизм обхода санкций научный сотрудник Берлинского центра Карнеги по изучению России и Евразии Александра Прокопенко. — Мы видим, как работает Управление по контролю за иностранными активами в США: они накрывают цепочку поставок, а через некоторое время эта цепочка возникает с новыми юрлицами. Такие схемы станут более дорогими за счет того, что больше стран станут применять санкции к посредникам». Однако, в итоге, все упирается в вопрос эффективности блокады финансовых операций с Россией. «Попадание под американские санкции для мировых банков фактически означает исключение из мировой финансовой системы.

Пока банки из третьих стран не попадали в черный список», - отмечает Би-Би-Си, констатируя, что, «в итоге угроза санкций в отношении банков усложняет торговлю», но не прекращает ее совсем. Тем более, что крупнейший торговый партнер (и, предположительно, помощник в обходе санкций) России - Китай - «создает собственную торговую инфраструктуру — это касается транзакций, логистики, страхования, юридического сопровождения сделок».        «Это даже не механизмы для обхода санкций, а просто инфраструктура, параллельная текущей глобальной финансовой системе», — цитирует Би-Би-Си Александру Прокопенко. Частью ее являются криптовалюты, которые, хотя официально и запрещены в Китае, на самом деле продолжают активно использоваться для экспортных операций под контролем правительства.   

В России различные криптобиржи и крупные фермы по производству неконтролируемой мировой финансовой системой валюты также начали переходить под контроль близких к Кремлю олигархов, а то и ФСБ напрямую еще с 2014 года. По мнению экспертов Би-Би-Си, эта торговля не столько экономически выгодна Пекину, сколько имеет под собой политические основания и ее существование - это «такая экономическая помощь, которую Китай фактически оказывает России с 2022 года». 

А это потенциально может привести к ползучей экспансии Пекина в российском направлении. А этого не хочет уже Вашингтон. Он, и так в своей санкционной политике стремится создать ситуацию, когда самой России будет невыгодно торговать, но при этом рынки, особенно нефтяной, не будут подвержены большим изменениям, чтобы не расшатывать мировую экономику. Что же касается мирного «добровольного поглощения» России Китаем, то это - второй страшный сон Вашингтона после распада России на много мелких военизированных лоскутов с ядерным оружием.

В итоге, серьезные рычаги по усилению контроля за соблюдением санкций остались только против стран Центральной Азии во главе с Казахстаном, которые потенциально могут столкнуться с ситуацией запрета провоза санкционных товаров через российскую территорию (собственно говоря, других вариантов уже практически не осталось, так как фирмы-однодневки преследовать бессмысленно). В кратковременной перспективе это будет негативно влиять на рост издержек импорта и инфляцию, но в долгосрочной может стать триггером укрепления инфраструктуры альтернативных территории России торговых путей для всего центрально-азиатского региона. Тут, правда, Казахстан вначале должен сам разобраться со своими границами, чтобы альтернативные маршруты в Центральной Азии не возникли, как способ обойти уже нашу территорию. Такие настроения, к сожалению, также есть у наших соседей, особенно Кыргызстана, чьи перевозчики просят правительство помочь им с созданием маршрута в Россию в обход нашей страны, даже если это означает транзит через Узбекистан, Туркменистан и Каспий. Таким образом, только от решимости Астаны зависит - станет ли возможное ужесточение санкций в виде блокады провоза запрещенных товаров по российской территории просто очередным вызовом и проблемой для казахстанской экономики или будет триггером для развития альтернативных торговых маршрутов, в которых мы так отчаянно нуждаемся. Тут уместно было бы привести цитату товарища Си: «Опасность и возможность сосуществуют всегда — именно преодолев опасность, появляется возможность».

 

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...