Прогноз на апрель
Кадры задержания и экстрадиции Райыма Матраимова стали сенсацией, но не означают конца политической карьеры бывшего таможенника. Нельзя забывать, что нынешний президент Жапаров, с которым воюют Матраимовы, пришел к власти в ходе третьей революции прямо с тюремных нар, куда может попасть обратно, если в стране произойдет четвертая революция
Практически все факторы революционной ситуации в Кыргызстане налицо
Жылдыз АЛИЕВА, Бишкек
ЗА ПОСЛЕДНИЕ недели в Кыргызстане набирают силу политические процессы, сочетание которых в прошлом уже приводило к попыткам насильственной смены власти, которые, в зависимости от успешности, называли либо «переворотами», либо «революциями». Среди этих факторов продолжение конфликта официального Бишкека с Западом из-за законопроекта об НПО, захват потенциальных спонсоров политических перемен Матраимовых, приговор политическому оппоненту правящего дуэта Мадумарову и война теперь уже с международным криминалом, начавшаяся убийством правоохранителями «главного вора» и «смотрящего» за Кыргызстаном Камчи Кольбаева.
Во вторник, 26 марта, в Бишкек доставили двух братьев Матраимовых – Тилека и Райымбека, задержанных накануне в Азербайджане. Доставили, можно сказать, с шиком и на высоком уровне – с охраной из сотрудников Госкомитета нацбезопасности (ГКНБ) и на борту правительственного авиалайнера. И сразу же доставили в здание ГКНБ и его СИЗО.
Парой дней ранее в Бишкеке арестовали группу граждан Азербайджана, прибывших сюда, по версии чекистов, чтобы организовать покушение на главу государства Садыра Жапарова и руководителя спецслужбы Камчыбека Ташиева, образующих вдвоем правящий тандем.
В отличие от предыдущего ареста зимой 2021 года, когда чекисты мягко, под белы рученьки завели Райыма Матраимова к себе в здание, а затем почти сразу выпустили, в этот раз всё было предельно жёстко. Арестованный был в наручниках. Ему публично устроили унизительный допрос прямо с телекамерами на взлетно-посадочной полосе аэропорта. После чего сразу повезли в офис ГКНБ.
Чуть позже туда привезли еще одного их брата - Исламбека. Поначалу речь шла и про арест старшего в этой семье – Искендера. Однако, чуть позже стало известно, что последний в тот день срочно вылетел из Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) в Бишкек и сам должен явиться в ГКНБ. Райыма Матраимова взяли под арест до 26 апреля. Он проходит по уголовным делам, предусмотренным статьями 169 «Незаконное лишение свободы» и 222 «Легализация (отмывание) преступных доходов». А еще его троих братьев — Тилека, Исламбека и Руслана — также заключили под стражу. Этих уже арестовали в Ошском областном суде. В отношении Исламбека и Руслана Матраимовых, обвиняемых по статье 222 «Легализация (отмывание) преступных доходов», применена мера пресечения в виде заключения под стражу до 18 мая. Тилек Матраимов обвиняется в злоупотреблении должностным положением (статья 337 УК КР).
В связи с задержанием азербайджанских киллеров Райыма Матраимова также ожидает и обвинение «в организации попытки покушения на убийство политических деятелей». Последнее, в случае приговора, гарантирует 15-25 лет тюрьмы с конфискацией имущества.
Однако, наблюдатели еще не говорят о разгроме клана Матраимовых. Скорее они уверены, что все только начинается. Вряд ли Матраимовы не подготовили план действий на подобный случай. Не зря на свободе есть еще один из Матраимовых - Искендер, а также их зять - Шайлообек Атазов, владелец бойцовского клуба «Эрем» в Оше. С учетом того, что спортсмены в Кыргызстане – это постоянный резерв «бойцов» для криминала, то это важный фактор. У братьев есть много денег, подпольная армия подкупленных чиновников, кроме того их социальная опора – жители родного им Кара-Суйского района Ошской области, самого густонаселенного в Кыргызстане. Не стоит сбрасывать со счетов их сватов – Жээнбековых во главе с экс-президентом Сооронбаем, которого в свое время в результате третьей революции сверг именно Садыр Жапаров. Эта группа может попытаться взять политический реванш в союзе со своими сватами. В результате в народе уже идет слух, что Жээнбековых действующая власть тоже не против «пустить под пресс», просто пока руки не дошли.
Противостояние может быть весьма жестким. Матраимовы вполне способны финансировать настоящую революцию. Состояние клана может превышать миллиард долларов, а также у них есть и многочисленные коррупционные связи. Поддерживаемые в том числе и гигабайтами компромата на всех, кто брал их «подарки» - от рядовых таможенников и до политиков с чиновниками самого высокого уровня. Плюс у Матраимовых есть свои «заряженные СМИ» и отдельные блогеры, чье влияние сегодня даже побольше, чем у государственных медиа.
На этом фоне Бишкек рискует остаться в политической изоляции со стороны Запада. На днях парламент Кыргызстана в третьем чтении принял законопроект «О неправительственных организациях/Иноагентах», который призван помочь властям взять под контроль все эти НПО/НКО, живущие на гранты Запада. После того, как президент страны подпишет его, все получатели иностранных грантов будут обязаны раскрывать свои источники финансирования и все финансовые операции. Вроде бы ограничений по сферам деятельности нет, но представители США и Европы уже заявили, что новый закон ставит под удар неправительственный сектор, правда пообещав, что усилят финансирование своих структур в Центральной Азии «для противодействия России и Китаю».
На этом фоне Кремль, с которым отношения правящего дуэта достаточно ровные, находится в слабой позиции – его войска завязли в Украине, и «экспедиционного корпуса», наподобие тех десантников, что в 2022 году мгновенно отправили подавлять казахский Кантар, уже нет. Армяне свое участие в ОДКБ уже приостановили, Беларусь без России никого не пошлет, а Казахстан, кажется, от греха подальше уже отослал все более или менее боеспособное воинство на Голанские высоты с миссией ООН. Так что в случае массовых беспорядков в Кыргызстане протянуть руку военной помощи правящему дуэту будет, видимо, некому.
Тем более, что традиционный «силовой ресурс революций» - криминальные элементы, входящие в состав международного «Братского круга» – уже находятся с властями Кыргызстана в состоянии войны. «Приезд» азербайджанцев – это уже третья информация о том, что международный криминал желает поквитаться с властями, особенно с главой ГКНБ Ташиевым за смерть «вора в законе» Камчыбека Кольбаева 4 октября прошлого года. Его «ликвидировали чекисты за оказание вооруженного сопротивления», как гласит официальная версия. Неофициальные источники говорят, что Коля-Киргиз всегда спокойно относился к задержаниям и спокойно позволял отвести себя на допрос, тем более, что вскоре его с этого допроса традиционно отпускали на свободу. Почти сразу после смерти криминального авторитета в Бишкеке была арестована еще группа киллеров - из Узбекистана, также вроде как приехавшая «мстить за коллегу».
В конце прошлого года также сообщалось, что депутат Жогорку кенеша Эмиль Джамгырчиев пытался лично договориться с криминалом Узбекистана по поводу того, чтобы убить президента Кыргызстана и его главного чекиста. Однако узбекские спецслужбы пресекли эти движения и под арест попал даже один из двух наиболее известных узбекских «воров» - Салимбай-байвотча. Кыргызские чекисты об этом объявили во всеуслышание, но почему-то так не предъявили соответствующую статью обвинения парламентарию. Когда они пришли за этим в Жогорку кенеш Джмагырчиев продемонстрировал чудеса спортивной формы и сбежал, после чего сдался только под гарантии того, что его не арестуют. Так он, до сих пор и на свободе. Как скоро, видимо, и оппозиционный политик Адахан Мадумаров, на днях признанный виновным по тяжелой статье обвинения – в «государственной измене».
Первомайский районный суд Бишкека признал виновным политика и лидера партии «Бутун Кыргызстан» по делу о государственной измене за подписание протокола по кыргызско-таджикской границе в 2009 году, но… не стал назначать Мадумарову наказание. Признать политика виновным, но не назначать наказание «в связи с истечением срока давности» суд просили сами прокуроры. Почему суд вообще состоялся, если срок давности истек, непонятно.
Правда, как считают политические наблюдатели, таким образом правящий дуэт формально исключил своего последовательного критика из легального политического процесса. Но зато это же подталкивает его к тому, чтобы найти себя в нелегальных политических процессах – например, в той же самой попытке силового смещения Жапарова-Ташиева.
В итоге, то, что задумывалось, как изящная нейтрализация в спокойные времена, может стать фактором осложняющим текущий политический кризис, подталкивая Мадумарова в лагерь желающих сместить власти без выборов. Кроме этого за пределами страны своего часа может ожидать еще один революционер со стажем – Алмазбек Атамбаев, которого Жапаров с Ташиевым хоть и отпустили из тюрьмы, но далеко не сразу, из-за чего тот не скрывает, что «не простил» своих освободителей, обставивших его на поворотах третьей революции. Кадров, денег и внешнего влияния для новой силовой смены в стране, таким образом, достаточно.
Тем более, что часть коалиции уже есть – киллеры-азербайджанцы, не просто так прибыли в Бишкек, по слухам, лично Райымбек Матраимов летал в Баку и там провёл переговоры с местными криминальными авторитетами, чтобы они прислали своих «бойцов», которых, правда, быстро повязали. Возможно потому, что они слишком быстро прилетели в КР – без подготовки и разведки. Или же они были сразу же взяты чекистами, потому что у последних неплохо поставлена оперативная информация в криминальном мире. Либо удобный случай избавиться от пары отморозков появился уже у коллег чекистов из Азербайджана, которые могли сообщить в Бишкек о планах и личностях «гастролеров». Да и последовавший арест неудавшегося заказчика в Баку и его быстрая экстрадиция на родину – говорят в пользу этого варианта. Кстати, один из беглых таможенников Кыргызстана, пару лет ранее уже был также арестован в Баку.
Политические обозреватели уверены, что как и в прошлые успешные революции, милиция и военные вряд ли будут активно подавлять массовые акции протеста против Жапарова-Ташиева. Причина проста – за последние годы многих высокопоставленных руководителей МВД и верхушку Минобороны чекисты буквально закошмарили различного рода арестами и обвинениями. В ход шли обвинения в коррупции, злоупотреблении должностным положением и т.п. При этом, задержания идут по делам 10-летней давности и далее. Также милиционеров и военных прессуют и за связи с криминалом (Кольбаевым) и «отмывание доходов, полученных преступным путём». Антикоррупционная кампания Ташиева также затронула и почти весь крупный и средний бизнес Кыргызстана. Периодически в социальных сетях всплывают суммы официальных и неофициальных компенсаций от предпринимателей в государственную казну и карманы чиновников за прекращение преследований. Политическое руководство страны, может и успело нажить состояние на своих врагах, но, похоже, превратило в них все основные политические и властные институты, за исключением правительства и ГКНБ.
Отсюда, и прогноз: самый минимум, что может нас ожидать после завершения поста Орозо, это митинги протеста и перекрытия дорог в Ошской области. Это местная национальная забава и политическая технология – нанять людей, кормить их и платить им, чтобы они бастовали и давили на власти. Тем временем, заказчики будут вести свои закулисные переговоры. Или, если те провалятся, начнут собирать критическую массу протестантов в Бишкеке, чтобы в нужный момент захватить резиденцию президента и выгнать его из страны.
Общее ощущение от разговоров с политологами в Бишкеке такое, что спорят больше об определениях – то ли «лед тронулся» в сторону революции, то ли ее «пожар вот-вот разгорится». А в главном, что впереди страну могут ожидать новые испытания – все едины. Проблема тут только в том, что каждый следующий революционер довольно быстро становится очередным диктатором, против которого поднимается «вся страна»…