Прокурорский список | Деловая неделя
27 июля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Прокурорский список

18.08.2022 15:51:30
№: 29 (1479)
Усеченные данные о погибших провоцируют сомнения в официальной трактовке январских событий

Правда — точно горькое питье, неприятное на вкус, но зато восстанавливающее здоровье.
Оноре де Бальзак, французский писатель

НА ЭТОЙ неделе государство, наконец, пошло на выполнение требований гражданского общества и обнародовало официальный список погибших в результате январских событий этого года, в котором содержится 238 фамилий. К сожалению, вместо подробного мартиролога, публикация которого сняла бы множество вопросов, имеющихся у всех казахстанцев к официальной версии трагических событий, прокуратура предоставила просто список фамилий с инициалами. По ним непонятно практически ничего – ни обстоятельства смерти, ни статус покойного (власти утверждали, что многие из них – это преступники, плюс часть погибших - силовики), ни возраст (а среди погибших были и дети), ни даже пол человека. Единственный плюс – теперь граждане страны получат возможность сравнить свою информацию по погибшим с официальной, и, если они знают неучтенного в прокурорском реестре погибшего, то теперь смогут заявить об этом – указав на неполноту данных расследования. Правозащитные организации уже заявили о расхождениях своих списков жертв с прокурорским, указав как минимум одну фамилию иностранного гражданина, который точно погиб в январе, но в официальном мартирологе не упомянут. В целом же, публикация списка только актуализирует главные вопросы по январским событиям к властям страны: Что это было? Кто организовал то, что было? Кто виновен в стольких смертях людей? Ответа на них мы не получили и спустя более чем семь месяцев после Кровавого января…

Презентация списка погибших произошла в рамках очередного отчета Генпрокуратуры по расследованию событий января. Ничего нового замглавы первой службы Генеральной прокуратуры Елдос Килымжанов на брифинге в СЦК не сказал – «вооружённые преступники целенаправленно захватывали и уничтожали стратегические государственные и гражданские объекты», производили «демонстративные избиения, грабежи и убийства», чтобы «создать панику на улицах, запугать людей, посеять страх среди всего населения, добиться дестабилизации ситуации в стране». Из нового были только некоторые обстоятельства по списку погибших. «Во время январских событий погибло 238 граждан. Есть среди них преступники, есть и невинно погибшие. Мы детально разбираемся по каждому факту. На сегодня обстоятельства гибели установлены и следствие продолжается по 176 лицам. В их числе 19 сотрудников силовых ведомств, которые погибли в городе Алматы, Алматинской, Жамбылской и Кызылординской областях. Указанные сотрудники были убиты, а некоторые просто растерзаны преступниками при исполнении служебных обязанностей по защите общественного порядка и государственных объектов», – сказал Елдос Килымжанов. Также по словам представителя надзорного ведомства, «92 человека погибли при совершении вооружённых нападений на здания акиматов, полиции, резиденции президента, телевышки, магазины и другие объекты в Алматы, Кызылорде, Таразе, Шымкенте и Атырау».

Также замглавы первой службы Генеральной прокуратуры заявил, что «в результате применения недозволенных методов допроса сотрудниками силовых органов скончалось шесть человек, подозреваемых в участии в массовых беспорядках». «Все эти факты тщательно расследуются специальными прокурорами. Подозреваемыми признаны 15 силовиков, к ним применены различные меры пресечения», – отметил Елдос Килымжанов. Признал он и факты неправомерного применения огнестрельного оружия и военными: «За превышение своих полномочий, повлёкшее гибель отдельных граждан на блокпостах и вблизи воинской части в городе Талдыкорган, а также на площади в городе Алматы, к уголовной ответственности привлекается ряд военнослужащих». Они, видимо, входят в число упомянутых 15 силовиков, которые предстали перед судом.

Впрочем, об эффективности расследования пыток можно сделать вывод по тому, что мы знаем о самом известном деле с их применением после январских событий – с кыргызстанским музыкантом-джазменом Викрамом Рузахуновым, которого они заставили оговорить себя. Отчитываясь о нем в конце прошлого месяца, наша прокуратура сообщила, что проводит расследование по статье ст. 146, ч. 2, п. 1 УК «Пытки, совершенные группой лиц» в отношении «неустановленных сотрудников правоохранительных органов». В официальном заявлении Генпрокуратуры РК говорится: «Круг подозреваемых лиц определить не представляется возможным по ряду причин (отсутствуют видеозаписи, журналы регистрации посетителей и доставленных лиц, все задействованные сотрудники находились в масках, в том числе в медицинских)». Знаете, какой вывод из всего этого можно сделать? Что руководство МВД как минимум не сотрудничает со следствием – куда иначе могли пропасть видеозаписи и журналы регистрации? Такие вещи происходят или по приказу начальства, или по причине его халатности, граничащей с саботажем. Ну, а считать, что нахождение пытавших людей в масках препятствует их опознанию, можно только закрыв глаза на тотальное молчание всех коллег вероятных подозреваемых. Судя по этому, или само следствие не заинтересовано в установлении истины, или для сотрудников правоохранительных органов законы Омерты («взаимная порука», мафиозная клятва молчания), запрещающие «сдавать» своих, выше законов Республики Казахстан, предусматривающих наказание за недонесение (статья 434 УК РК) и укрывательство (статья 432 УК РК).

Что касается самого списка, обнародованного Генеральной прокуратурой, то решение публиковать только фамилию и инициалы ее представители объясняют тем, что «Иные сведения об обстоятельствах гибели граждан согласно нормам уголовно-процессуального законодательства и с учетом мнений близких родственников погибших разглашению не подлежат», хотя многие из родственников погибших в январе граждан, требуя полноты расследования, сами давно раскрыли их имена и обстоятельства смерти. Правозащитные организации также уже выступили с критикой прокурорского списка. Усеченный вариант данных о погибших не позволяет общественности полноценно ознакомиться с информацией о том, как они погибли. Кроме того, как отметила руководитель неправительственной организации «Ар.Рух.Хак» Бахытжан Торегожина, у правозащитников есть информация о погибших, не попавших в прокурорский список жертв. «В ходе беспорядков в Алматы был застрелен гражданин Израиля 22-летний Леван Когеашвили, который проживал в Казахстане последние несколько лет, — сообщила она в своем аккаунте на Facebook. - Мы проверили свои списки со списками, опубликованными Генеральной прокуратурой. Наши списки расходятся, и один из них — Леван Когеашвили». Кстати, момент с иностранцами, на самом деле, очень важен. В списке не видно ни одного имени, подтверждавшего бы участие в январских событиях «международных террористов», «афганских» или «ближневосточных» боевиков, о чем наши власти говорили не раз.

Так, к примеру, в выступлении президента Токаева на внеочередной сессии ОДКБ об этом говорится довольно прозрачно: «С уверенностью говорю о прямом участии террористов, в том числе зарубежных боевиков в агрессии против Казахстана. Не случайно бандиты нападали по ночам на морги, забирали и увозили тела своих погибших подельников. Они также забирали тела боевиков прямо с поля боя. Это практика международных террористов известного происхождения. Именно таким образом они заметают следы». Сотрудничающая с властями страны адвокат Айман Умарова даже назвала страны, откуда приехали пресловутые боевики: Китай, Узбекистан, Саудовская Аравия. Также президент Токаев в разговоре с президентом Европейского совета Шарлем Мишелем рассказал об участии «иностранных боевиков преимущественно из центрально-азиатских стран, включая Афганистан», а также о том, что «были боевики из Ближнего Востока».

Полиция описала общественности целый детектив, объясняя, почему они не могут продемонстрировать тела «иностранных боевиков». «Нападения осуществляли профессионально подготовленные люди, в совершенстве владеющие оружием, методами ведения боя. При этом они не оставляли убитых и раненых, а забирали их с собой. В эти дни было 7 нападений на морг, в ходе которых 41 тело погибших было похищено неизвестными лицами», - рассказал на тот момент начальник полиции Алматы Канат Таймерденов. Затем его подчиненные сообщили, что правоохранительные органы обнаружили места тайных захоронений боевиков и даже установили их личности. Логично было бы предположить, что эти лица должны быть внесены в опубликованный прокуратурой список, но даже простое знакомство с фамилиями из него не выявляет ни одной (!), которая была бы нехарактерна для нашей страны. Нет ни одного арабского или афганского имени. А если так, то вообще непонятно, зачем было похищать 41 тело и тайно хоронить их где-то? Какие-то странные вышли террористы – мало того, что тысячей «профессионально подготовленных» против сотни малоопытных полицейских не то, что не смогли захватить здание ДВД в Алматы, но даже за сутки боя не смогли нормально обстрелять его, поскольку оно даже внешне разительно отличалось от зданий на Новой площади, где была ожесточенная перестрелка. Совершенно непонятно и то, зачем начали нападать на морги, чтобы спрятать от общественности тела, которые никаких особенных подозрений в итоге не вызывают…

Как мы видим, даже без детального изучения и сбора информации по январским событиям, опубликованный официальный список жертв вызывает только новые вопросы, а также сомнения в заявлениях официальных лиц на самом высоком уровне. И это очень печально, потому что без правдивого расследования этих событий и честных выводов о степени вины каждого, кто в них участвовал, а потом – комментировал, формируя официальную позицию, мы не перевернем эту трагическую страницу нашей истории. А не оставив ее в прошлом, мы будем обречены на риск повторения невыученных уроков истории – из-за очередного поднятия цен на какой-нибудь важный товар или пропажи его из продажи, или из-за растущей нищеты, или еще из-за какой-нибудь рядовой ситуации, которая в цивилизованной стране была бы легко разрешима. Понятное дело, что нестыковки официальной версии могут и, скорее всего, являются следствием политического компромисса, но это же означает, что данная закулисная сделка оставляет под нашей государственностью настоящую бомбу, способную сработать в любой момент. И даже если это «ложь во спасение», то это не отменяет того факта, что «Новый Казахстан» начинается именно с неправды, раскрытие которой настолько нежелательно его лидеру, что стоит того, чтобы рискнуть главным, что определяет влиятельность настоящего политика – доверием граждан. Ну, а там, где правду и доверие меняют на власть, сложно ожидать реальных перемен…

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...