Прописан рост | Деловая неделя
23 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Прописан рост

14.09.2021 10:28:46
№: 34 (1437)
Нигмат Рамазанов

Правительство ежегодно в конце августа пересматривает прогноз социально-экономического развития страны на текущий год и среднесрочную перспективу, на основе которого формируется бюджет. Как это традиционно обещают чиновники, ускорение произойдет не сегодня и не завтра, а в среднесрочной перспективе. Судя по ожиданиям властей, рост экономики в 2022 году составит 3,9%, в следующем - ускорится до 5,3%. На этот раз такие ожидания, похоже, связаны с увеличением добычи нефти.

Прогнозы экономического развития и параметров бюджета на текущий год и среднесрочную перспективу корректируются ежегодно, причем не один раз в зависимости от фактических результатов истекшего периода года и изменения внешних условий. Основанием для пересмотра основных параметров развития называются, как правило, уточнение оценки ВВП, изменение внешних условий и прогнозов международных организаций касательно роста мировой экономики, а также мировых цен на товарных рынках, в первую очередь – на нефть. В последние два года к этому добавился еще и фактор пандемии коронавируса.

Годом ранее прогнозы на текущий год формировались исходя из мировой цены на нефть в 35 долларов за баррель. При этом темпы прироста ВВП в реальном измерении оценивались в 2,8%. В этом году прогнозы были пересмотрены сначала в сторону повышения стоимости нефти до 50 долларов за баррель и роста ВВП - до 3,1%. Согласно последней, августовской, корректировке, ожидаемые темпы прироста ВВП повышены до 3,7%, мировые цены на нефть – до 60 доллара за баррель. До конца года остается не так много времени и можно ожидать, что цены на нефть в среднем за год могут сложиться примерно в два раза выше прогнозируемого правительством год назад уровня (35 долларов за баррель).

Столь значительное повышение мировых цен на нефть сопровождалось улучшением прогноза отдельных макроэкономических показателей. Однако, несмотря на масштабный рост цен на нефть по сравнению с прогнозом прошлого года, темпы прироста показателей оказались не столь масштабными, как можно было рассчитывать. За исключением, пожалуй, стоимостных объемов экспорта. Этот показатель оценивается властями на уровне 57,4 млрд. против 43,6 млрд. долларов, ожидаемых правительством год назад.

Что касается других показателей текущего года, они изменились не столь значительно. Согласно прогнозу властей, показатели ВВП в номинальном и долларовом измерении увеличатся примерно только на 4,7% и 3,5% соответственно. Так, планируется, что объем ВВП составит порядка 80,3 трлн. тенге. В условных единицах ВВП повысится до 188,9 млрд. а на душу населения - составит около 10 тысяч долларов США. Для сравнения, в 2013 году эти показатели составляли около 244 млрд. и более 14 тысяч долларов соответственно, а за восемь лет, во многом в результате девальвации тенге, указанные параметры в долларовом эквиваленте сократятся почти на 30%.

Консервативный ранее подход правительства по оценке мировой цены на нефть в последнем прогнозе социально-экономического развития на следующий год и среднесрочную перспективу выглядит более близким к оценкам международных финансовых институтов. Рассмотрены три возможных сценария развития экономики страны при различных ценах на товарных рынках. За основу принят базовый сценарий, при котором мировые цены на нефть в 2022-2026 году прогнозируются на уровне 60 долларов за баррель. Повторим, что год назад цены и на текущий и на 2022-2025 год прогнозировались казахстанским правительством в 35 доллара за бочку.

Согласно базовому сценарию темпы прироста отечественной экономики в 2022 году планируются на уровне 3,9% в реальном измерении против 3,7% роста, ожидаемого властями в текущем году. Темпы прироста ВВП на среднесрочную перспективу по сравнению с прогнозами годичной давности изменились не очень значительно, несмотря на то, что мировые цены на нефть и объемы ее добычи были пересмотрены в сторону значительного повышения. Впрочем, согласно ожиданиям чиновников, темпы прироста отечественной экономики будут ускоряться, достигнут 5,3% в реальном измерении в 2023 году, в среднем за пять лет составят 4,8%.

Как известно, заметное влияние на показатели развития отечественной экономики длительное время оказывали не только цены, но и объемы добычи нефти. Добыча нефти в следующем году прогнозируются в объеме 87,9 млн. тонн, то есть выше ожидаемого в текущем году (86 млн. тонн). Несмотря на это, планируется замедление роста промышленности до 2,6%, что обусловлено торможением обрабатывающей промышленности. Темпы прироста объема строительно-монтажных работ в 2022 году оцениваются на уровне 3,8% против 8% в текущем году, продукции сельского хозяйства - 4,5%. При этом ожидается, что динамика роста в сфере услуг не претерпит существенных изменений по сравнению с текущим годом, за исключением сферы транспорта и складирования.

Прогноз основных показателей на 2022 год, как было отмечено, рассчитывался исходя из цены нефти 60 долларов за баррель, то есть примерно на 10-20% ниже уровня в текущем году. В то же время правительство рассчитывает, что ВВП в номинальном выражении превысит 87 трлн. тенге, увеличится в сравнении с текущим годом на 8,4%. ВВП в долларовом измерении в следующем году, исходя из среднегодового курса 425 тенге за доллар, оценивается в размере 204,9 млрд. долларов США. Соответственно, ожидается повышение ВВП на душу населения до уровня 10,7 тысяч долларов.

В условиях возможного снижения мировых цен на нефть (относительно предыдущего года) и небольшого роста объема добычи нефти, правительство ожидает умеренного повышения показателей внешней торговли. Согласно прогнозу, объем экспорта увеличится примерно на 2,7 млрд. (по сравнению с ожидаемым объемом этого года) до уровня 60,1 млрд., импорта – на 2,1 млрд. до 40,8 млрд. долларов. Соответственно, профицит торгового баланса может составить более 19,3 млрд. против ожидаемых в текущем году 18,7 млрд. долларов.

Таким образом, согласно прогнозу правительства в следующем году ожидается продолжение роста ВВП с последующим ускорением в 2023 году. Достижению запланированного роста ВВП в реальном выражении при прогнозируемой правительством стабилизации мировых цен на нефть будет способствовать в первую очередь увеличение объемов добычи нефти. Впрочем, сохраняется вероятность, что мировые цены на нефть сложатся выше, чем это предусматривается в базовом сценарии правительства. Возможно, именно на это и рассчитывали чиновники при составлении прогнозов на среднесрочную перспективу.

В случае снижения цен на нефть, что нельзя исключать (например, в результате ухудшения ситуации с распространением коронавируса), ухудшатся не только показатели внешней торговли, но и обменный курс доллара сложится заметно выше 425 тенге. Соответственно, объем экономики и ВВП на душу населения в долларовом измерении не дотянет до планируемого уровня. Добавим, что даже при более благоприятных внешних условиях восстановление макроэкономических показателей в условных единицах до уровня 2013-2014 года, будет медленным, несмотря на планируемое правительством наращивание добычи нефти в 2022-2026 годах.

Как показывает собственная практика, для выхода на устойчивые темпы роста уже недостаточно только увеличения добычи углеводородов, повышения мировых цен на нефть. В этих условиях драйвером роста могли бы стать структурные реформы, которыми правительство занимается много лет. Так, количество новых объектов, введенных по программам индустриально-инновационного развития, перевалило за тысячу, на это были затрачены триллионы тенге, но заметной отдачи не видно.

За истекшие годы сколько-нибудь значимых качественных изменений в структуре экономики и инвестиций, экспорта и экономического роста не произошло. В отличие от стран, обеспечивших качественный рывок, власти Казахстана так и не смогли родить прорывную идею, которая смогла бы изменить структуру экономики, создать драйверы роста, менее зависимые от внешней конъюнктуры. Именно поэтому прогнозы развития даже на текущий год пересматриваются не один раз. Власти обещают ускорение роста экономики и повышение благосостояния населения не сегодня и завтра, а в среднесрочной перспективе, но и эти прогнозы не подтверждаются.

К примеру, снизить инфляцию до уровня 4% и ниже чиновники обещали еще в начале 2000-х годов, а в последний раз – перенесли на 2020 год. Обещанный срок уже прошел, но прогноз по инфляции вновь пересмотрен в сторону повышения. Достижение целевого ориентира теперь в лучшем случае планируется в 2023 году, но далеко не факт, что эти планы будут претворены в жизнь. Примерно такая же картина с показателем ВВП на душу населения, который планировалось увеличить до уровня 15 тысяч долларов еще в 2013 году. Затем срок не раз пересматривался, и теперь выход на этот показатель переносится за границы 2026 года.

В заключение отметим, что ожидания на следующий год составлены исходя из достаточно реальной оценки мировых цен на нефть, оказывающих основное влияние на макроэкономические показатели развития нашей страны. Судя по ним, будущий год на фоне продолжения экономического роста обещает быть достаточно успешным. Но положительные темпы роста экономики могут быть признаны эффективными только в случае хотя бы постепенного изменения структуры экономики, роста реальных доходов населения, улучшения других показателей. Если же рост будет по-прежнему базироваться на конъюнктурных факторах в виде увеличения добычи полезных ископаемых, повышения мировых цен на сырьевые товары, это будет означать, что ничего в экономике страны не меняется и Казахстан остается экспортером сырьевых ресурсов на мировые рынки.

Такая тенденция, похоже, будет сохраняться еще долго, поскольку рост отечественной экономики с точки зрения изменения структуры вряд ли будет сопровождаться позитивными изменениями. Власти постоянно твердят о необходимости диверсификации экономики, а рост обрабатывающей промышленности в 2022-2026 годах планируется весьма скромными темпами на уровне 3,5-4,5%. Похоже, не приходится рассчитывать и на то, что казахстанцы в полной мере ощутят плоды экономического роста. Поскольку ожидается даже падение размера реальной заработной платы в 2023-2025 году по сравнению с предыдущим. Судя по этим цифрам, возобновление экономического роста в Казахстане никак не отразится на уровне благосостояния наших сограждан вопреки декларируемым приоритетам.

Не ждут власти улучшения и ряда других показателей. Так, за пять лет рост государственного долга предполагается на 10 трлн. до 37,5 трлн. тенге при сохранении соотношения долга к ВВП на уровне выше 31%. Ставится задача снизить ненефтяной дефицит республиканского бюджета до 6,5 трлн. в 2024 году против запланированных более 7 трлн. тенге в 2022 году. Но задачи по снижению дефицита ставились и ранее, но оставались на бумаге. Так, три года назад объем ненефтяного дефицита в текущем году планировалось сократить до уровня менее 4 трлн., а согласно последним оценкам правительства дефицит ожидается в размере 8,2 трлн. тенге.

 

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...