Прописан рост. На 4% | Деловая неделя
27 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Прописан рост. На 4%

15.11.2022 09:48:31
№: 42 (1492)

Качество планирования в «Новом Казахстане» остается таким же, каким было в «старом»

Нигмат Рамазанов

Правительство ежегодно в конце августа пересматривает прогноз социально-экономического развития страны на текущий год и среднесрочную перспективу, на основе которого формируется бюджет. Судя по ожиданиям властей, рост экономики в 2023 году составит 4%, и в среднесрочной перспективе стабилизируется на этом уровне, несмотря на то, что в 2023-2025 годах планируется заметное увеличение добычи нефти.

Прогнозы экономического развития и параметров бюджета на текущий год и среднесрочную перспективу корректируются ежегодно, причем не один раз в зависимости от фактических результатов истекшего периода и изменения внешних и внутренних условий. Основанием для пересмотра основных параметров развития называются, как правило, уточнение оценки ВВП, изменение внешних условий и прогнозов международных организаций касательно роста мировой экономики, а также мировых цен на товарных рынках, в первую очередь – на нефть. В последние годы к этому добавились еще и факторы пандемии коронавируса, возросшая неопределенность в мире, связанная, в том числе, с санкциями коллективного Запада в отношении России.

Годом ранее прогнозы на текущий год формировались исходя из мировой цены на нефть в 60 долларов за баррель. При этом темпы прироста ВВП в реальном измерении оценивались в 3,9%. В этом году оценки были пересмотрены в сторону повышения стоимости нефти до 90 долларов за баррель, а объемы добычи – в сторону снижения с 87,9 млн. до 85,7 млн. тонн. При этом темпы прироста ВВП пересмотрены правительством в сторону снижения до 3,0%, в то время как год назад чиновники планировали рост на 3,9% при значительно более низких мировых ценах на нефть.

До конца года остается не так много времени и можно ожидать, что цены на нефть в среднем за год могут сложиться выше прогноза правительства, пересмотренного в сторону повышения. Однако, несмотря на значительный рост цен на нефть по сравнению с прогнозом прошлого года, ожидаемый рост ряда показателей оказался не столь масштабным, как можно было рассчитывать. За исключением, пожалуй, стоимостных объемов экспорта. Этот показатель оценивается властями на уровне 81,6 млрд. против 57,64 млрд. долларов, ожидаемых правительством год назад.

Что касается других показателей текущего года, они изменились разнонаправленно. По сравнению с прогнозом годичной давности были ухудшены показатели роста сельского хозяйства, промышленности, не изменились взгляды чиновников относительно динамики роста строительства, транспорта. Согласно прогнозу властей, объемы ВВП в номинальном и долларовом измерении увеличатся примерно на 18,9% и 9,9% соответственно. Так, планируется, что объем ВВП составит порядка 103,6 трлн. тенге. В условных единицах - повысится до 225,2 млрд. а на душу населения - составит около 11,7 тысяч долларов США. Для сравнения, в 2013 году эти показатели составляли около 244 млрд. и более 14 тысяч долларов соответственно.

Консервативный подход правительства по оценке мировой цены на нефть в предыдущие годы в последнее время выглядит более близким к оценкам международных финансовых институтов. Рассмотрены три возможных сценария развития экономики страны на следующий год при различных ценах на товарных рынках. За основу принят базовый сценарий, при котором мировые цены на нефть в 2023-2027 году прогнозируются на уровне 85 долларов за баррель. Отметим, что год назад цены и на текущий, и на 2023-2026 год прогнозировались казахстанским правительством в 60 доллара, а два года назад – в 35 доллара за бочку.

Исходя из этих и других прогнозов, согласно базовому сценарию темпы прироста отечественной экономики в 2023 году планируются на уровне 4% в реальном измерении против 3% роста, ожидаемого властями в текущем году (Таблица). Темпы прироста ВВП на среднесрочную перспективу по сравнению с прогнозами годичной давности также изменились в сторону снижения, несмотря на то, что объемы добычи нефти повышаются, а мировые цены на нефть планируются на высоком уровне. Выходит, согласно ожиданиям чиновников, ни рост добычи нефти, ни высокие цены на нефть не помогают ускорению темпов прироста отечественной экономики.

Как известно, значительное влияние на показатели развития отечественной экономики длительное время оказывали не только цены, но и объемы добычи нефти. Добыча нефти в следующем году прогнозируются в объеме 92,6 млн. тонн, то есть выше ожидаемого в текущем году (85,7 млн. тонн). На этом фоне планируется ускорение роста промышленности до 4,6%, в том числе добывающей отрасли – до 6,4%. Темпы прироста объема строительно-монтажных работ в 2023 году ожидаются на уровне 3,8%, производства продукции сельского хозяйства - 3%.   При этом предполагается, что динамика роста в сфере услуг не претерпит существенных изменений по сравнению с текущим годом, за исключением небольшого ускорения в сфере транспорта и складирования, а также информации и связи.

Прогноз основных показателей на 2023 год, как было отмечено, рассчитывался исходя из цены нефти 85 долларов за баррель, то есть примерно на 10% ниже ожидаемого уровня в текущем году. В то же время правительство рассчитывает, что ВВП в номинальном выражении составит около 120,7 трлн. тенге, увеличится в сравнении с текущим годом на 16,5%. ВВП в долларовом измерении в следующем году, исходя из среднегодового курса 470 тенге за доллар, оценивается в размере 256,7 млрд. долларов США. Соответственно, ожидается повышение ВВП на душу населения до уровня 13,2 тысяч долларов.

В условиях прогнозируемого властями снижения мировых цен на нефть (относительно предыдущего года) и роста объема добычи нефти, правительство ожидает умеренного снижения показателей внешней торговли. Согласно прогнозу, объем экспорта уменьшится менее чем на 1 млрд. (по сравнению с ожидаемым объемом этого года) до уровня 80,9 млрд., импорта – увеличится на 1,4 млрд. до 45,7 млрд. долларов. Соответственно, профицит торгового баланса может составить около 35,2 млрд. против планируемых в текущем году 37,4 млрд. долларов.

Таким образом, согласно прогнозу правительства в среднесрочной перспективе ожидается продолжение роста ВВП, но без ускорения, как это планировалось всего год назад. Отметим, что годом ранее на фоне прописанного роста добычи нефти, перспективы экономического роста на этот период оценивались правительством более оптимистично. Достижению запланированного роста ВВП в реальном выражении при прогнозируемой правительством стабилизации мировых цен на нефть будет способствовать в первую очередь увеличение объемов добычи нефти. Впрочем, не исключено, что мировые цены на нефть сложатся выше, чем это предусматривается в базовом сценарии правительства. В случае снижения цен на нефть, что также нельзя исключать (например, в результате ухудшения ситуации с распространением коронавируса или дальнейшего обострения политической напряженности), ухудшатся не только показатели внешней торговли.

Как показывает собственная практика, для выхода на устойчивые темпы роста уже недостаточно только увеличения добычи углеводородов, повышения мировых цен на нефть. В этих условиях драйвером роста могли бы стать структурные реформы, которыми правительство занимается много лет. Однако заметной отдачи от реформ не видно. За истекшие годы сколько-нибудь значимых качественных изменений в структуре экономики и инвестиций, экспорта и экономического роста не произошло. В отличие от стран, обеспечивших качественный рывок, власти Казахстана так и не смогли родить прорывную идею, которая смогла бы изменить структуру экономики, создать драйверы роста, менее зависимые от внешней конъюнктуры.

В заключение отметим, что ожидания на следующий год составлены исходя из достаточно реальной оценки мировых цен на нефть, оказывающих основное влияние на макроэкономические показатели развития нашей страны. Судя по ним, будущий год на фоне продолжения экономического роста обещает быть сравнительно успешным. Но положительные темпы роста экономики могут быть признаны эффективными только в случае хотя бы постепенного изменения структуры экономики, роста реальных доходов населения, улучшения других показателей. Если же рост будет по-прежнему базироваться на конъюнктурных факторах в виде увеличения добычи полезных ископаемых, повышения мировых цен на сырьевые товары, это будет означать, что ничего в экономике страны не меняется и Казахстан по-прежнему остается экспортером сырьевых ресурсов на мировые рынки.

Такая тенденция, похоже, будет сохраняться еще долго, поскольку рост отечественной экономики с точки зрения изменения структуры вряд ли будет сопровождаться позитивными изменениями. Власти постоянно твердят о необходимости диверсификации экономики. Так, недавно глава правительства заявил, что Казахстан вступил в новый период политического развития и экономической трансформации, что подразумевает реализацию мер по диверсификации экономики, реформированию госуправления и комплексное развитие человеческого капитала. Это, по его словам, позволит выйти на траекторию устойчивого и качественного экономического роста.

Заявления подобного рода произносятся далеко не в первый раз, но на деле мало что меняется. Похоже, не стоит ждать улучшения ряда макроэкономических показателей страны и в среднесрочной перспективе.

Так, за пять лет рост государственного долга предполагается почти на 20 трлн. до 44,1 трлн. тенге при сохранении соотношения долга к ВВП на уровне 24-25%. Ставится задача снизить ненефтяной дефицит республиканского бюджета до 7,8 трлн. в 2025 году против запланированных более 8,1 трлн. тенге в 2023 году. Задачи по снижению дефицита ставились и ранее, но оставались на бумаге. Так, три года назад объем ненефтяного дефицита в текущем году планировалось сократить до уровня 4,5 трлн., а согласно последним оценкам правительства дефицит ожидается в размере 9,3 трлн. тенге.

Снизить инфляцию до уровня 4% и ниже чиновники обещали еще в начале 2000-х годов, а в последний раз – перенесли на 2025 год. Примерно такая же картина с показателем ВВП на душу населения, который планировалось увеличить до уровня 15 тысяч долларов еще в 2013 году. Затем сроки не раз пересматривались, и теперь выход на эти показатели также переносится на 2025 год. Хотя далеко не факт, что эти планы также будут претворены в жизнь. Одним словом, качество планирования в «Новом Казахстане» остается таким же, каким было в «старом». Прогнозы даже на текущий год меняются как минимум два раза, исходя из ожидаемых фактических показателей. Возникает вопрос, нужны ли прогнозы на среднесрочную перспективу, если они не раз корректируются даже на текущий год?

 

 

 


Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...