Прописано ускорение роста. До 5-6% | Деловая неделя
18 июня 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Прописано ускорение роста. До 5-6%

10.10.2023 10:25:35
№: 36 (1532)

Нигмат Рамазанов

Правительство ежегодно в конце августа пересматривает прогноз социально-экономического развития страны на текущий год и среднесрочную перспективу, на основе которого формируется бюджет. Судя по плану властей, рост экономики в 2024 году составит 5,3%, в среднесрочной перспективе ускорится до 6%. Вслед за ожидаемым увеличением добычи нефти до уровня выше 100 млн. тонн.

Прогнозы экономического развития и параметров бюджета на текущий год и среднесрочную перспективу корректируются ежегодно, причем часто не один раз в зависимости от фактических результатов истекшего периода и изменения внешних и внутренних условий. Основанием для пересмотра основных параметров развития называются, как правило, уточнение оценки ВВП, изменение внешних условий и прогнозов международных организаций касательно роста мировой экономики, а также мировых цен на товарных рынках, в первую очередь – на нефть. В последние годы к этому добавились еще и факторы пандемии коронавируса, возросшая неопределенность в мире, связанная, в том числе, с санкциями коллективного Запада в отношении России.

Годом ранее прогнозы на текущий год формировались исходя из мировой цены на нефть в 85 долларов за баррель. При этом темпы прироста ВВП в реальном измерении оценивались в 4,0%. В этом году оценки были пересмотрены в сторону снижения стоимости нефти до 80 долларов за баррель, а объема добычи – с 92,6 млн. до 90,5 млн. тонн. При этом, несмотря на это, темпы прироста ВВП в текущем году пересмотрены правительством в сторону повышения до 4,7%, в то время как год назад чиновники планировали рост на 4,0% при более высоких мировых ценах на нефть и объемах ее добычи.

До конца года остается не так много времени и можно ожидать, что цены на нефть в среднем за год могут сложиться выше прогноза правительства, пересмотренного в сторону снижения. Несмотря на ожидаемое снижение мировых цен на нефть и объема ее добычи по сравнению с прогнозом прошлого года, изменение ряда показателей оказалось не столь существенным, как можно было ожидать. За исключением, пожалуй, лишь динамики в отдельных секторах сферы услуг, где темпы роста оцениваются заметно выше, чем год назад.

Что касается отдельных параметров текущего года, они изменились разнонаправленно. По сравнению с прогнозом годичной давности были ухудшены показатели роста горнодобывающей промышленности, оптовой и розничной торговли. Практически не изменились взгляды чиновников относительно динамики роста сельского хозяйства вопреки неблагоприятной обстановке в растениеводстве. При этом повышены темпы роста транспорта, обрабатывающей промышленности. Согласно прогнозу властей, объемы ВВП в номинальном измерении снизятся примерно на 1,3%, в долларовом выражении, напротив, повысятся на 3,1%. Так, планируется, что объем ВВП составит порядка 119,1 трлн. тенге. В условных единицах - повысится до 264,7 млрд. а на душу населения - составит 13,3 тысяч долларов США. Для сравнения, в 2013 году эти показатели составляли около 244 млрд. и более 14 тысяч долларов соответственно.

Консервативный подход правительства по оценке мировой цены на нефть в предыдущие годы в последнее время выглядит более близким к оценкам международных финансовых институтов. Рассмотрены три возможных сценария развития экономики страны на следующий год при различных ценах на товарных рынках. За основу принят базовый сценарий, при котором мировые цены на нефть в 2024-2028 году прогнозируются на уровне 80 долларов за баррель. Отметим, что год назад цены и на текущий, и на 2024-2027 год прогнозировались казахстанским правительством в 85 доллара, а три года назад – в 35 доллара за бочку.

Исходя из этих и других прогнозов, согласно базовому сценарию темпы прироста отечественной экономики в 2024 году планируются на уровне 5,3% в реальном измерении против 4% роста, ожидаемого властями в год назад. Темпы прироста ВВП на среднесрочную перспективу по сравнению с прогнозами годичной давности также изменились в сторону ускорения, вместе с ростом объемов добычи нефти и стабилизации мировых цен на нефть, планируемых на сравнительно высоком уровне. Выходит, согласно ожиданиям чиновников, рост добычи нефти станет основным драйвером ускорения темпов прироста отечественной экономики.

Как известно, значительное влияние на показатели развития отечественной экономики длительное время оказывали мировые цены на нефть и объемы ее добычи. Добыча нефти в следующем году прогнозируются в объеме 95,4 млн. тонн, то есть выше ожидаемого в текущем году почти на 5 млн. тонн. Но при этом планируется замедление роста промышленности до 4,3%, в том числе добывающей отрасли – до 4,7%. Темпы прироста объема строительно-монтажных работ в 2024 году ожидаются на уровне 8%, производства продукции сельского хозяйства - 3,7%.   Предполагается, что динамика роста в сфере услуг не претерпит существенных изменений по сравнению с текущим годом.

Прогноз основных показателей на 2024 год, как было отмечено, рассчитывался исходя из цены нефти 80 долларов за баррель, то есть примерно на ожидаемом в текущем году уровне. В то же время правительство рассчитывает, что ВВП в номинальном выражении превысит 135,0 трлн. тенге, увеличится в сравнении с текущим годом на 13,3%. ВВП в долларовом измерении в следующем году, исходя из среднегодового курса 460 тенге за доллар, оценивается в размере 293,5 млрд. долларов США. Соответственно, ожидается повышение ВВП на душу населения до уровня около 14,6 тысяч долларов.

В условиях прогнозируемой властями стабилизации мировых цен на нефть (относительно предыдущего года) и роста объема добычи нефти, правительство ожидает умеренного повышения показателей внешней торговли. Согласно прогнозу, объем экспорта увеличится на 3,4 млрд. (по сравнению с ожидаемым объемом этого года) до уровня 83,1 млрд., импорта – на 1,5 млрд. до 60,7 млрд. долларов. Соответственно, профицит торгового баланса может составить порядка 22,4 млрд. против планируемых в текущем году 20,5 млрд. долларов.

Таким образом, в среднесрочной перспективе ожидается не только продолжение роста ВВП, но и его ускорение, как это планировалось год назад. Отметим, что годом ранее перспективы экономического роста на этот период оценивались правительством менее оптимистично, несмотря на прогнозируемые более высокие цены на нефть и объемы ее добычи. Достижению запланированного роста ВВП в реальном выражении при прогнозируемой правительством стабилизации мировых цен на нефть будет по-прежнему способствовать в первую очередь увеличение объемов добычи нефти. Впрочем, не исключено, что мировые цены на нефть также сложатся выше, чем это предусматривается в базовом сценарии правительства. В случае же снижения цен на нефть, что также нельзя полностью исключать, ухудшатся не только показатели внешней торговли.

Как показывает собственная практика, для выхода на устойчивые темпы роста уже недостаточно только увеличения добычи углеводородов, повышения мировых цен на нефть. В этих условиях драйвером роста могли бы стать структурные реформы, которыми правительство занимается много лет. Однако заметной отдачи от реформ не видно. За истекшие годы сколько-нибудь значимых качественных изменений в структуре экономики и инвестиций, экспорта и экономического роста не произошло. В отличие от стран, обеспечивших качественный рывок, власти Казахстана так и не смогли родить прорывную идею, которая смогла бы изменить структуру экономики, создать драйверы роста, менее зависимые от внешней конъюнктуры.

Косвенным подтверждением этого служит неутешительная динамика ряда важных показателей развития, причем в условиях планируемого ускорения экономического роста. Так, в следующем году ожидается дефицит текущего счета в размере 7,8 млрд. долларов США, государственный долг страны превысит 34,1 трлн. тенге. Все еще на высоком уровне планируется показатель инфляции (6-8%), что окажет давление на размер заработной платы и доходов населения в реальном выражении. Отметим, годом ранее чиновники обещали снизить инфляцию в 2024 году до 4-5%. Но эти благие намерения вновь остались только на бумаге.

В заключение повторим, что ожидания на следующий год составлены исходя из достаточно реальной оценки мировых цен на нефть, оказывающих основное влияние на макроэкономические показатели развития нашей страны. Судя по ним, будущий год на фоне продолжения экономического роста обещает быть сравнительно успешным. Но положительные темпы роста экономики могут быть признаны эффективными только в случае хотя бы постепенного изменения структуры экономики, роста реальных доходов населения, улучшения других показателей. Если же рост будет по-прежнему базироваться на конъюнктурных факторах в виде увеличения добычи полезных ископаемых, повышения мировых цен на сырьевые товары, это будет означать, что ничего в экономике страны не меняется и Казахстан по-прежнему остается экспортером сырьевых ресурсов на мировые рынки.

Такая тенденция, похоже, будет сохраняться еще долго, поскольку рост отечественной экономики с точки зрения изменения структуры вряд ли будет сопровождаться позитивными изменениями. Власти постоянно твердят о необходимости диверсификации экономики. С высоких трибун звучат заявления о том, что Казахстан вступил в новый период политического развития и экономической трансформации, что подразумевает реализацию мер по диверсификации экономики, реформированию государственного управления и комплексное развитие человеческого капитала. Что, по их словам, позволит выйти на траекторию устойчивого и качественного экономического роста.

Заявления подобного рода произносятся далеко не в первый раз, но на деле мало что меняется. Масштабные реформы в Казахстане объявлялись уже не один раз, но не претворялись в жизнь. Похоже, не стоит ждать улучшения ряда макроэкономических показателей страны и в среднесрочной перспективе. Так, за пять лет рост государственного долга предполагается почти на 20 трлн. до 50,5 трлн. тенге при сохранении соотношения долга к ВВП на уровне 25-23%. Ставится задача снизить ненефтяной дефицит республиканского бюджета до 7,9 трлн. в 2026 году против запланированных порядка 8,8 трлн. тенге в 2024 году. Задачи по снижению дефицита ставились и ранее, но оставались на бумаге. Так, четыре года назад объем ненефтяного дефицита в текущем году планировалось сократить до уровня 4,5 трлн., а по последним оценкам правительства дефицит ожидается в размере около 9 трлн. тенге.

Снизить инфляцию до уровня 4% и ниже чиновники обещали еще в начале 2000-х годов, а в последний раз, в прошлом году – перенесли на 2025 год. В настоящее время власти вообще разуверились в способности усмирить рост цен до такого уровня, теперь в среднесрочной перспективе рассчитывают на снижение только до 5%. Примерно такая же картина с показателем ВВП на душу населения, который планировалось увеличить до уровня 15 тысяч долларов еще в 2013 году. Затем сроки не раз пересматривались, и выход на эти показатели переносится на 2025 год. Хотя далеко не факт, что эти планы также будут претворены в жизнь. Одним словом, качество планирования в «Новом Казахстане» остается таким же, каким было в «Старом». Прогнозы даже на текущий год, не говоря уже о среднесрочной перспективе, меняются как минимум один раз, исходя из ожидаемых фактических показателей.


Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...