Работа по болевым точкам-2
Чтобы сообщить об увиденных нарушениях, гражданам нужно сфотографировать и загрузить фотографию товарного чека и упаковки лекарства, а также отправить заявление через приложение Dari.kz, которое будет автоматически направлено в территориальные департаменты Комитета медицинского и фармацевтического контроля министерства здравоохранения
Минздрав работает с подрядчиками и населением, а Нацплан отражает проблемы
«ДН»
В АВГУСТЕ тема здравоохранения продолжает оставаться одной из самых острых социальных тем в Казахстане. Новое руководство профильного министерства разгребает «Авгиевы конюшни», доставшиеся ему «в наследство» от прошлых администраций. Острее всего стоят вопросы финансовой дисциплины и доступности лекарств с медицинскими услугами для населения. Пока в парламенте критиковали планы исключить использование пенсионных накоплений на стоматологические услуги, Минздрав уговаривает отечественных производителей, чтобы они снижали цены на лекарства. Тем временем, в президентском Национальном плане развития вновь были отражены острейшие проблемы отрасли.
В прошлом номере «ДН» мы рассказывали о результатах государственного аудита здравоохранения со стороны Высшей аудиторской палаты. Ее отчет показал многомиллиардные нарушения и выявил, что в результате введения ОСМС «ощутимого снижения нагрузки на государство за счет солидарной ответственности граждан» так и не произошло. При этом, несмотря на широкое распространение системы приписок в медицинских организациях, когда граждане через приложения находят информацию об услугах, которые им не оказывали, государственный аудит выявил «хроническое неосвоение средств Нацфонда».
На этом фоне через палату «Атамекен» огласили свои претензии к системе ОСМС и ее подрядчики. Представители Нацпалаты предпринимателей сообщили, что получили множество обращений от предпринимателей, жалующихся, что с начала года задолженность перед медорганизациями резко увеличилась, а системные задержки в финансировании со стороны Фонда социального медицинского страхования доходят до пяти месяцев. Как сообщает об этом сайт Informburo.kz, акты по оказанным услугам за апрель фонд частично покрыл лишь в июле, в результате чего медицинские учреждения находятся на грани финансового коллапса из-за растущей кредиторской задолженности.
Одной из проблем, по словам представителей «Атамекена», является введение в феврале 2023 года Минздравом оплаты амбулаторных услуг по линейной шкале, которое только усугубило ситуацию по растущей задолженности государства перед частными медицинскими организациями. Теперь, вместо оплаты по факту оказанных услуг медучреждения получают средства по лимиту, установленному ежемесячным планом ФСМС. «Бизнес хоть и был против линейной шкалы, но, зная о недостатке денежных средств, уже смирился. Мы просили ввести частичное фондодержание и рассмотреть вопрос передвижек. Но прошло больше года и ничего не сделано. Сейчас наблюдаем очередную задержку, причём значительную», – рассказала директор департамента медицинских услуг НПП Назгуль Кабдрахманова.
По данным национальной палаты предпринимателей, задолженность перед частными лабораториями за первые полгода превысила 8 млрд тенге, что порождает нарастание долгов по всей цепи услуг в области здравоохранения. Не получив оплату от медицинских организаций, которым должен Минздрав, приостанавливают поставки лекарств и реагентов поставщики. В результате, медики не могут проводить необходимые анализы и ставить диагнозы гражданам. «Сумма долгов сказывается на покупке реагентов, порядка 50% – это услуги соисполнения по государственному заказу. Реагентов осталось на 3-4 месяца с запасом. Далее мы будем вынуждены отказывать в выполнении услуг поликлиникам и организациям, к которым прикреплено население. Особенно это критично для пациентов, сдающих жизненно важные анализы. Например, люди с пересаженными органами и эпилепсией», – поделился проблемой директор по маркетингу и инновациям КДЛ «Олимп» Алексей Балась.
В ответ, в ФСМС заявили, что оплатили акты за январь – март и частично - за апрель. В этом месяце фонд «планирует начать оплату актов за май». По мнению представителей ФСМС, «этапы финансирования не должны отражаться на оказании медицинской помощи для казахстанцев», однако в «Атамекене» с этим не согласны. «Финансовая нестабильность и задержки в оплате услуг ставят под угрозу не только медицинские учреждения, но и здоровье всего населения Казахстана. Необходимы немедленные действия со стороны министерства здравоохранения, ФСМС и Республиканского центра электронного здравоохранения для стабилизации ситуации и предотвращения катастрофических последствий», – поставили вопрос ребром представители бизнеса. Также они призвали Минздрав предпринять какие-то действия «по улучшению финансирования медицинских учреждений и введению ответственности должностных лиц за несвоевременную оплату услуг».
Тем временем, в руководстве здравоохранительного ведомства также назрело обращение к частному сектору, производящему лекарственные препараты. 27 июля глава Минздрава попросила казахстанских производителей лекарств снизить цены. Акмарал Альназарова провела совещание с представителями казахстанских фармкомпаний и основными дистрибьюторами иностранных фармкомпаний, на котором призвала продавцов и производителей лекарств «проявить социальную ответственность и пересмотреть цены в сторону снижения».
«Государство стремится обеспечить доступность медицинской помощи и лекарств для всех граждан. Перед началом закупочной кампании важно удостовериться, что цена на лекарства, установленная производителем, является приемлемой и доступной. При этом наценка локальных дистрибьюторов должна оставаться в пределах регрессивных наценок», - отметила глава Минздрава. В ее ведомстве отмечают, что несмотря на все усилия по удешевлению препаратов в рамках государственных закупок, все равно встречаются случаи, когда «цены на генерические или биоаналогичные препараты превышают стоимость оригинальных лекарств». Генерики – это удешевленные аналоги лекарств, которые разрешается выпускать после 20-летнего моратория на изобретенный препарат в рамках системы защиты авторских прав разработчиков. Превышение генериком стоимости оригинального препарата является очевидным признаком завышения цены на лекарство.
«Министерство продолжает работать над устранением таких случаев и улучшением системы ценообразования. Для увеличения доли отечественной продукции в закупках предусмотрена мера поддержки по заключению долгосрочных договоров на срок до 10 лет. Однако не все производители и дистрибьюторы предоставляют скидки. Министр здравоохранения призвала представителей фармкомпаний проявить социальную ответственность и пересмотреть цены в сторону снижения. Ведомство продолжает работу по оптимизации процесса закупа и обеспечению доступности лекарств для всех граждан», - говорится в официальном пресс-релизе Минздрава.
Дополнительной системой контроля за ценами на лекарства должно стать специальное мобильное приложение, с помощью которого граждане смогут отслеживать предельные цены на препараты и сообщать властям о случаях нарушений. «Министерство здравоохранения РК рекомендует гражданам использовать мобильное приложение Dari.kz для отслеживания предельных розничных цен на лекарства. Это позволит обеспечить доступность и справедливость ценообразования на жизненно важные медикаменты», - сообщается на сайте Минздрава. Приложение Dari.kz уже доступно для бесплатного скачивания в App Store и Google Play.
Чтобы сообщить об увиденных нарушениях, гражданам нужно сфотографировать и загрузить фотографию товарного чека и упаковки лекарства, а также отправить заявление, которое будет автоматически направлено в территориальные департаменты Комитета медицинского и фармацевтического контроля министерства здравоохранения. «Приложение также позволяет сообщать о побочных эффектах, возникших после применения лекарственных средств. Это способствует улучшению контроля за качеством медицинских препаратов», - считают в министерстве. Также в этом же пресс-релизе Минздрав напомнил аптекам и дистрибьюторам, что за превышение установленных предельных розничных цен предусмотрены штрафы. «В соответствии с частью 1 статьи 426 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» предусмотрены следующие штрафы:
• Физические лица: 70 МРП.
• Должностные лица: 100 МРП.
• Субъекты малого предпринимательства: 130 МРП. • Субъекты среднего предпринимательства: 200 МРП. • Субъекты крупного предпринимательства: 1000 МРП».
Кроме контроля за ценами, Минздрав налаживает прямые каналы для связи с гражданами и в борьбе с коррупцией. «Если вы столкнулись с ограничением доступа к медицинским услугам, требованиями вознаграждения или другими действиями коррупционного характера при получении медицинской помощи, немедленно звоните на номер 1414, - сообщает официальный пресс-релиз ведомства. - Обращения будут зарегистрированы операторами Единого контакт-центра (ЕКЦ) и направлены на рассмотрение в соответствующие медицинские организации. Для обеспечения полной прозрачности и справедливости рассмотрения каждого случая, все сообщения будут поступать одновременно в региональное управление здравоохранения, службу собственной безопасности Фонда социального медицинского страхования и министерство здравоохранения».
Помощь граждан должна переломить ситуацию в борьбе с этим злом: «Министерство здравоохранения стремится создать атмосферу полной нетерпимости ко всем проявлениям коррупции. Мы просим сообщать о любых нарушениях. Активное участие наших граждан играет важную роль в создании честной и доступной системы здравоохранения для всех. В подтвержденных случаях коррупции информация будет передана в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер».
Об одном из таких случаев на неделе стало известно из сообщений судебных органов. Так, в Алматы суд вынес приговор двум бухгалтерам городской поликлиники № 30, «которые годами воровали бюджетные деньги, начисляя их «мёртвым душам». «Главный и расчётный бухгалтеры поликлиники оказались на скамье подсудимых по обвинению в присвоении чужого имущества в особо крупном размере, - отметили в пресс-службе суда. - В ходе расследования стало известно, что они более четырёх лет, с июня 2019 по ноябрь 2023 года, систематически начисляли зарплату и надбавки людям, которые на самом деле в медучреждении не работали. Деньги злоумышленники оставляли себе. Таким образом они незаконно обогатились более чем на 340,3 млн тенге». По итогам следствия, бухгалтеры полностью признали вину, а суд «с учётом смягчающих обстоятельств» приговорил главного бухгалтера к семи с половиной годам колонии, а расчётного — к семи годам.
Что касается восприятия проблем здравоохранения, то на этой неделе также стало известно, как это отражено в Национальном плане развития Казахстана, подписанном президентом Токаевым. «За последние 5 лет в Казахстане ожидаемая продолжительность жизни увеличилась на 1,9 года и коэффициент младенческой смертности снизился на 3%. Однако общие показатели смертности все еще выше среднего уровня стран ОЭСР на 19% за счет сравнительно высокой смертности по болезням системы кровообращения, нервной системы, органов дыхания и пищеварения», - говорится в Национальном плане развития Казахстана до 2029 года.
Низкие показатели демонстрирует и отечественное производство лекарств: в 2023 году доля лекарственных средств и медицинских изделий отечественного производства на локальном фармацевтическом рынке составила всего 14,4%, а доля казахстанской отечественной продукции в быстрорастущих объемах закупа лекарственных средств – всего 32%.
«В рейтинге стран по уровню медицинского обслуживания Numbeo в 2024 году Казахстан занял 60-е место из 94 стран, поднявшись с 2020 года на 26 строчек. Самая низкая оценка в 2024 году отмечена по таким компонентам, как удовлетворенность оперативностью (ожиданием) и удовлетворенность квалификацией и компетентностью медицинского персонала», - сказано в документе, который цитирует агентство КазТАГ.
Что касается оценки эффективности системы финансирования здравоохранения, то тут тоже скорее «неуд»: «За годы внедрения обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) финансирование здравоохранения в Казахстане выросло почти в разы, и по итогам 2023 года текущие расходы здравоохранения (за вычетом капитальных расходов) составили Т4,4 трлн, или 3,7% от ВВП. Однако эти показатели в 2,5 раза ниже среднего показателя в странах ОЭСР (9,2%)». Таким образом, несмотря на значительное увеличение объемов финансирования, система здравоохранения продолжает испытывать определенные трудности, что сказывается на качестве и доступности медицинской помощи. «Так, одной из основных причин недофинансирования системы здравоохранения являются низкие тарифы на медицинские услуги, которые не покрывают некоторые виды расходов и не индексируются на инфляцию, что ограничивает привлечение частных поставщиков услуг, обновление инфраструктуры, повышение качества и доступности медицинских услуг. В результате медицинские организации ежегодно сталкиваются с острым дефицитом финансовых средств. Другой проблемой является непрозрачное и неэффективное расходование выделяемых средств медицинскими организациями, коррупционные риски в виде хищений и приписок. В целом, доля «карманных» расходов граждан в общей структуре расходов на здравоохранение в 2023 году составила 26,6% (2022 год – 29,6%, 2021 год – 23,9%, 2020 год – 26,3%), что выше уровня 15-20%, рекомендованного Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ)», - отмечают авторы Нацплана.
Также в документе отражены износ и устаревание медицинской инфраструктуры: «В среднем по стране уровень износа объектов здравоохранения составляет 49,3%, при этом капитальный ремонт необходим порядка 40% объектов всей инфраструктуры здравоохранения. Более 35% объектов по стране нетиповые (приспособленные), что, в свою очередь, не позволяет развивать новые технологии, обеспечивать надлежащие условия для пациентов и (или) персонала. Износ оборудования в среднем составляет 66,3% (из них медицинского – 49,1%, лабораторного – 83,5%)». Не хватает и квалифицированных кадров: «В 2023 году обеспеченность врачебными кадрами в Казахстане (40,6) превысила средний показатель стран ОЭСР, который составил 33 врача на 10 тыс. населения. Однако имеются значительные дисбалансы в разрезе «город-село» (разница в три-семь раз) и между регионами (разница в 1,7 раза от среднего). Сохраняется высокая потребность в количестве среднего медицинского персонала. По итогам 2023 года потребность во врачебных кадрах на селе (дефицит по незанятым должностям) составила 1,12 тыс. штатных единиц».
Прошлись авторы стратегического плана и по уровню цифровизации сферы здравоохранения: «Сегодня система здравоохранения использует множество разрозненных информационных систем без должной интеграции. В результате отмечаются непрозрачность процессов оказания медицинской помощи и неэффективное использование ресурсов. Отсутствие должной цифровизации, негативно отражающееся на эффективности контроля и управления финансовыми потоками, и адекватности планирования объемов, включая дорогостоящие лекарственные средства, приводит к перепотреблению определенных видов помощи и перерасходу средств системы обязательного социального медицинского страхования».