Работа по болевым точкам | Деловая неделя
11 декабря 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Работа по болевым точкам

02.08.2024 11:48:36
№: 28 (1570)

Министр Альназарова не жалеет что согласилась возглавить проблемное для казахстанцев министерство

Минздрав занимается наболевшими проблемами

«ДН»

ВЕСЬ ИЮЛЬ тема здравоохранения продолжает активно освещаться в новостных лентах и СМИ. Вслед за отчетом президенту Токаеву, заявившему о «недостаточной эффективности системы здравоохранения», министру Акмарал Альназаровой приходится держать удар и далее. Вначале, по итогам государственного аудита со стороны Высшей аудиторской палаты среди ее заместителей были произведены рокировки, затем к озвучиванию результатов проверок хозяйства Минздрава подключились МВД, прокуратура и даже Агентство по противодействию коррупции. К критике системы единого закупа лекарственных препаратов подключились фонд «Қазақстан халқына» и палата предпринимателей «Атамекен». В парламенте же раскритиковали планы исключить использование пенсионных накоплений на стоматологические услуги. В ответ Минздрав обещает решить самые острые проблемы здравоохранения, но на это необходимо время, поскольку, как отметила госпожа министр, «одним днем [это все] не решается». Ведомство апеллирует к отечественным производителям лекарств, чтобы они снижали цены на свою продукцию, и к гражданам – чтобы они отслеживали завышение стоимости лекарств через специальное приложение.

Первыми после отчета Высшей аудиторской палаты о результатах своего расследования нарушений отчитались в министерстве внутренних дел. 16 июля МВД озвучили итоги операции «Дәрмек» («Лекарство»), в рамках которой было проверено свыше 800 предприятий и организаций, использующих медицинские препараты в своей деятельности. «Выявлено 11 преступлений по статье 303 УК РК («Нарушение правил обращения с наркотическими средствами, психотропными или ядовитыми веществами»). К административной ответственности привлечено 134 человека, в том числе 70 медицинских работников», - сообщили в полиции.

Также полицейские заявили, что «за нарушения условий хранения изъято свыше 43 килограммов наркотических и психотропных веществ, более пяти тысяч таблеток и 20 тысяч ампул психоактивных препаратов». «Ограничен оборот свыше пяти тысяч тонн прекурсоров из-за нарушения норм лицензирования и требований технической укрепленности к объектам их хранения. К примеру, в ходе проверки на территории одного из промышленных объектов Актюбинской области обнаружены и изъяты более 20 тонн серной кислоты, которая хранилась с нарушением правил обращения с прекурсорами. При проверке медицинской организации Алматы были выявлены нарушения правил хранения и уничтожения наркотических средств, где изъято 624 ампулы промедола и 825 ампул фентанила. В отношении директора компании заведено уголовное дело, что предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 160 МРП либо арест на срок до 40 суток», - отчитались в МВД.

На следующий день, 17 июля, заявление по поводу лекарств сделал общественный фонд «Қазақстан халқына». Благотворители пожаловались на бюрократию, из-за которой онкобольные в стране остаются без некоторых важных препаратов. Речь идет о том, что с ноября 2023 года фонд закупал для казахстанцев 15 позиций современных антираковых препаратов, которые не входили в список гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Затем Минздрав включил часть этих препаратов - «Рибоциклиб», «Абемациклиб», «Апалутамид», «Алектиниб», «Иксазомиб», «Даратумумаб» - в список лекарств, который должен закупаться уже государством и бесплатно распространяться среди больных. Однако, этого пока так и не произошло, потому что ведомство должно было подготовить механизм закупки и распространения этих лекарств, но так пока этого не сделало.

«Регистрация приказа министра здравоохранения от 28 декабря 2023 года № 176 в органах юстиции, предполагает, что до его введения в действие государственные органы должны проработать все необходимые механизмы, связанные с его реализацией. Общественный Фонд «Қазақстан халқына» многократно обращался в министерство здравоохранения, но так и не получил ответов на свои запросы о механизмах и сроках начала реализации приказа МЗ от 28 декабря 2023 года №176, и, во избежание наступления критических последствий в виде прерывания терапии, продолжал обеспечивать наших граждан, страдающих онкологическими заболеваниями, вышеперечисленными шестью наименованиями лекарственных средств», - подчеркнула благотворительная организация. В итоге, уже более полугода «Қазақстан халқына» продолжает закупать препарат по заявкам местных органов, которые признаются, что «не готовы обеспечивать пациентов этими шестью препаратами до конца 2024 года».

«По окончанию шестимесячного периода, в Фонд поступили и продолжают поступать обращения от местных исполнительных органов, в которых они выражают неготовность обеспечивать онкопациентов шестью лекарственными средствами до конца текущего года. С целью поддержки непрерывного лечения граждан, Общественный фонд «Қазақстан халқына» осуществил приобретение вышеперечисленных шести лекарственных препаратов еще на два месяца, то есть до конца августа 2024 года. Министерство здравоохранения, областные Управления здравоохранения и онкологические центры уведомлены о необходимости принять меры для бесперебойного обеспечения граждан с онкологическими и онкогематологическими заболеваниями в соответствии с нормативно-правовыми актами нашей страны. Общественный фонд «Қазақстан халқына» обратился к депутатам мажилиса парламента республики Казахстан с просьбой взять на контроль вопрос исполнения приказа МЗ РК от 28 декабря 2023 года № 176 самим министерством здравоохранения и местными исполнительными органами», - отмечается в специальном заявлении, размещенном на сайте фонда.

Далее, уже 22 июля была распространена информация о нарушениях в работе НАО «Фонд социального медицинского страхования» и его региональных филиалов за 2022-2023 годы. Со ссылкой на члена Высшей аудиторской палаты Расула Рахимова, сайт Tengrinews, сообщил, что «уже второй по счету аудит данной сферы охватил средства и активы на 3,8 триллиона тенге», «проверочные мероприятия затронули 13 организаций» и аудиторами были выявлены многомиллиардные нарушения. Еще один вывод аудиторов по деятельности системы обязательного социального медицинского страхования (ОСМС), заключается в том, что своей цели – снять с государства нагрузку по содержанию системы здравоохранения – она не смогла. «На сегодня в систему обязательного социального медстрахования (ОСМС) входят 16,2 миллиона человек. При этом 12 миллионов относятся к льготным категориям, взносы за которых делает государство. Плюс есть порядка двух миллионов госслужащих, работников бюджетных организаций и квазигоссектора. В результате финансовая нагрузка на государство без учета частных расходов (платной медицины) составляет минимум 76%. В этой связи один из ключевых выводов аудита состоит в том, что, несмотря на внедрение ОСМС, ощутимого снижения нагрузки на государство за счет солидарной ответственности граждан по-прежнему нет», - отмечается на сайте новостного агентства.

Государственный аудит выявил «хроническое неосвоение средств Нацфонда» (за 2022-2023 годы на ОСМС выделено свыше 50 миллиардов тенге, не освоены - 13 миллиардов тенге, или 26% суммы). Кроме того, сообщается, что «Фондом не уделяется должного внимания мониторингу качества медуслуг». «Наряду с этим аудит выявил факты двойной оплаты соисполнителями медуслуг за счет ФСМС и самих граждан, хотя по существующим правилам медучреждения принимают обязательство не брать плату за те виды медпомощи, которые финансируются по линии ГОБМП и ОСМС. Так, по стационарной помощи установлены факты двойной оплаты минимум на 1,7 миллиарда тенге, по амбулаторной - на 27,6 миллиарда тенге. При этом мониторинг данного аспекта со стороны фонда не проводится», - отмечается в выводах аудиторской палаты.

«В целом по итогам аудита установлены: процедурные нарушения более чем на 32 миллиарда тенге; неэффективное планирование и использование средств - на 31,1 миллиарда тенге. Сумма финансовых потерь и упущенной выгоды составила 11,8 миллиона тенге. Также установлено 65 процедурных нарушений, 154 иных нарушения и системных недостатка. Материалы по фактам двойной оплаты медуслуг и приписок передаются в правоохранительные органы», - резюмировали в Высшей аудиторской палате. Минздрав не прокомментировал эти заявления, тем более, что они относятся к периоду, когда нынешний министр не возглавляла этом ведомство.

Параллельно аудиторам, в регионах идут и прокурорские проверки. Правда, они относятся к ОСМС скорее косвенно. Так, прокуратурой Акмолинской области был проведен анализ состояния законности в сфере обязательного социального медицинского страхования и установлено, что работодателями необоснованно удерживались взносы ОСМС с многодетных матерей (воспитывающих более шести детей), лиц с инвалидностью и обучающихся по очной форме обучения, которые освобождены от их уплаты. «В результате вмешательства прокуратуры 436 представителям льготных категорий вернули незаконно удержанные с них деньги, общая сумма превысила 60 миллионов тенге», - отметили в региональном подразделении надзорного органа. Претензии тут, скорее к не разобравшимся в законодательстве работодателям, чем к системе здравоохранения.

Впрочем, буквально на следующий день, 23 июля, Антикор доложил о результатах анализа коррупционных рисков в деятельности ТОО «СК-Фармация», дочерней компании Минздрава занимающейся централизованным закупом лекарств, распространяемых в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. «Как показали результаты анализа, в СК-Фармация имеются серьезные коррупционные риски, препятствующие реализации задач по своевременному и качественному обеспечению населения лекарственными средствами и медицинскими изделиями, развитию фармацевтической отрасли и промышленности», - сделали вывод борцы с коррупцией. Анализ деятельности ТОО «СК-Фармация» проводился в первом квартале этого года Антикоррупционной службой совместно с министерством здравоохранения, таким образом, эта критика касается, прежде всего, работы предшественников г-жи Акмарал Альназаровой, как и выводы государственного аудита, приведенные выше.

Также анализ Антикора выявил, что «более половины аукционов по закупу лекарств проходили неконкурентным способом (всего 1 241 лот в период 2020-2023 годов)», чему способствовали заложенные в правила нормы, которые позволяют определять победителя при поступлении только одной заявки. «Фармкомпании, используя эту лазейку, в сговоре с другими поставщиками выигрывали тендеры по максимальной высокой цене. Таким образом, не обеспечивались конкуренция и снижение стоимости закупок», - считают борцы с коррупцией. Они установили, что в 62% случаев проведения аукционов цена в результате конкуренции снижалась лишь незначительно, а в 30% аукционов – не снижалась вовсе. «Частые отказы поставщиков-посредников от участия в первом шаге аукциона, участие в них парами и «обмен победами» указывают на широкое применение картельного сговора. Это делается для создания мнимой конкуренции и удержания высоких цен закупок, что подтверждается недавними расследованиями, проведенными уполномоченным органом по защите и развитию конкуренции», - отметили в Антикоре. Также его специалисты выявили, что при закупе медоборудования тендерной комиссией к аукциону допускались поставщики, заявки которых не соответствовали условиям тендера, а также игнорировались отрицательные заключения экспертов.

Также в Антикоре отмечают, что в деятельности СК-Фармация «возникали риски необоснованного завышения стоимости закупок», о чем можно судить по результатам выборочного анализа, выявившего 13 договоров по закупу медоборудования, которые имели разную стоимость, но со схожими техническими характеристиками. Все это позволило сформироваться целому пулу компаний, покрывающих значительную долю рынка по предоставлению услуг логистики, хранения и поставке лекарств и медизделий. В результате, непрозрачность процессов заключения долгосрочных договоров способствовала необоснованному обогащению компаний, которые фактически не имели намерения развивать отечественное фармпроизводство, поскольку в деятельности некоторых из них «имеются признаки ввоза зарубежной продукции вместо их реального производства». «На это указывают сведения об импорте, недостаточность ввозимого сырья для производства нужного количества товара, нехватка производственных мощностей, а также аномально низкие показатели по электро- и водопотреблению, - отметили представители антикоррупционного ведомства. - Наряду с этим отмечается ненадлежащий контроль (контроль ограничивается единовременным выездным осмотром и составлением акта) и размытые критерии признания производителя отечественным (достаточно произвести стерилизацию и упаковку товара)».

«По блоку управления персоналом выявлены коррупционные риски, связанные с трудоустройством лиц в обход конкурса, отсутствием независимых членов в конкурсной комиссии, непринятием мер по устранению конфликта интересов, командным перемещением, неправомерным утверждением доплат, вознаграждений, выплат командировочных, а также зарплат отдельным сотрудникам, фактически не работавшим в СКФ. В целом итоги внешнего анализа свидетельствуют о неправильной организации менеджмента в СКФ, что не позволяет на должном уровне реализовать поставленные перед ним задачи», - резюмировали антикоровцы. Выясняется также, что само ТОО «СК-Фармация» «практически не работало напрямую с производителями, вся работа выстраивалась через посредников». «По сути, это ненужные «прокладки», которые обогащались, приобретая лекарства у производителей с последующей перепродажей СКФ. При этом такие поставки осуществлялись по максимальным ценам, без конкуренции, через картельный сговор. Даже отечественные производители, заключившие с СКФ долгосрочные договоры, шли на манипуляции, сопряженные с фиктивным производством», - считают в Антикоре.

Главным итогом анализа стало принятие плана организационных мероприятий по устранению вышеуказанных коррупционных рисков, утвержденного 12 мая Агентством по противодействию коррупции совместно с министерством здравоохранения. Через день, 25 июля, и на сайте ТОО «СК-Фармация» появилось информационное сообщение по результатам проверки его деятельности Антикором, в котором значительная часть выводов антикоровцев парируется. Так, по поводу закупок медицинского оборудования в компании отмечают, что они «осуществляются в соответствии с установленными требованиями, не допускающими несоответствующих заявок» через портал закупок АО «Центр электронных финансов», а при «отсутствии шагов на аукционе, Единым дистрибьютором направлялись обращения в правоохранительные и антимонопольные органы для проверки возможных антиконкурентных действий». Далее, отмечается, что «по результатам проверок таких нарушений выявлено не было», хотя в материалах Антикора говорилось не о конкретных нарушениях, а о наличии их рисков по итогам соответствующего анализа.

По поводу «прокладок» между собой и отечественными компаниями-производителями в «СК-Фармация» заявили, что «Единый дистрибьютор пересматривает механизмы закупа на улучшение этого процесса». Не совсем согласны в компании и с недостаточной, по мнению Антикора, экономией государственных средств. «Важно подчеркнуть, что с момента создания Единого дистрибьютора общая экономия средств, выделенных на лекарственное обеспечение в рамках ГОБМП и в системе ОСМС, составила более 264,4 млрд тенге. Экономия по итогам закупа лекарств и медизделий на 2024 год составила порядка 50 млрд тенге. При этом в рамках тендерных процедур, с учетом аукциона по снижению цены, экономия составила 41,9 млрд тенге по 642 наименованиям лекарственных средств и медизделий. Так, по 56 наименованиям цена была снижена более чем на 50%», - отметили в «СК-Фармация». Есть что сказать закупщикам и по поводу заключения долгосрочных договоров с отечественными производителями, где имелись признаки ввоза зарубежной продукции вместо их реального производства. Тут они говорят, что «при закупе отечественной продукции [компания] осуществляет проверку на наличие сертификата о происхождении товара для внутреннего обращения СТ-KZ и индустриального сертификата», что, видимо, должно означать, что анализировать объемы сырья и их соответствие количеству выпускаемой продукции, как это делали аналитики Антикора, не входит в их обязанности. Тем не менее, в «СК-Фармация» примирительно отметили, что «с целью повышения уровня локализации отечественного фармацевтического производства Единым дистрибьютором направлен ряд предложений в соответствующий уполномоченный орган по увеличению и росту доли казахстанского содержания».

По поводу коррупционных рисков, связанных с трудоустройством, в компании заявили, что создали «Кадровый комитет, который будет коллегиально принимать решения по вопросам планирования внутренних кадровых назначений, повышения размера заработной платы работников, выплаты единовременной премии за достижения в работе и других вопросов кадровой политики», а «по результатам проверки в отношении руководителя Службы управления персоналом ТОО «СК-Фармация» применено дисциплинарное взыскание». Резюмируя на примирительной ноте, в компании отметили, что «благодаря проверке Антикоррупционной службы в ТОО «СК-Фармация» были выявлены недостатки в работе, требующие внимания» и она «продолжит реализацию Плана по устранению обнаруженных коррупционных рисков».

Впрочем, вероятно, главным итогом этого анализа можно считать то, что правление ТОО «СК-Фармация» 29 июля назначил нового человека – финансист и аудитор Еркен Жакатай. «Имеет стаж руководящей работы более 30-ти лет в государственном (министерство государственных доходов РК, министерство финансов РК, министерство индустрии и новых технологий РК), квазигосударственном (АО «Фонд «Даму» Фонда устойчивого развития «Казына», АО «Национальный медицинский холдинг» РК, Торговое представительство Республики Казахстан в Российской Федерации) и частном секторе», - говорится о его биографии в официальном сообщении на сайте организации.

Прокомментировала результаты анализа Антикоррупционной службой «СК-Фармация» и сама министр здравоохранения Акмарал Альназарова. Выступая на брифинге, в ответ на вопрос журналистов о том, не стоит ли вовсе ликвидировать ТОО «СК-Фармация» и передать закуп лекарств в ведение местных властей по регионам, она ответила: «Мы до 2018 года этот опыт имели. Когда все медицинские организации самостоятельно закупают [лекарственные препараты и оборудование], в целом возможны, во-первых, перебои с поставкой лекарственных средств. Во-вторых, с учетом объема закупаемых единым дистрибьютором [лекарств и оборудования] имеется возможность на отдельных позициях все-таки иметь существенную экономию бюджетных средств».

Руководитель Минздрава подвела все к тому, что требуется не ликвидация, а переформатирование «СК-Фармации», поскольку за время своей деятельности она все же сэкономила бюджету около 250 миллиардов тенге. «Сегодня СКФ закупает как для стационаров, так и амбулаторное лекарственное обеспечение. По амбулаторному лекарственному обеспечению мы сегодня рассматриваем вопросы о возможной поэтапной децентрализации лекарственных препаратов, для того чтобы сделать их более пациентоориентированными, чтобы на местах пациенты уже через электронные рецепты могли бы их закупать в розничном сегменте», - отметила она, добавив, что ее ведомству необходимо совершенствовать цифровые инструменты, которые позволят делать закупки более прозрачными. «Поэтому переформатирование работы СКФ требуется, абсолютно согласна и с вами, и с коллегами, которые проверяли. С нарушениями [мы] согласны, часть из них передали в правоохранительные органы. По некоторым из них мы работаем над совершенствованием и над оптимизацией. Расход бюджетных средств должен быть эффективным, прозрачным», - резюмировала Альназарова.

Также она поделилась своими мыслями по поводу объема работы, необходимой для устранения системных проблем в области здравоохранения. «Кто-то это должен делать. Проблем достаточно. Самое главное - что мы видим, где эти проблемы. Видим пути решения данной проблемы. В то же время у качества есть начало и нет конца. Населению нужно будет предоставлять все более качественные и качественные, доступные медицинские услуги», - заявила глава Минздрава. На вопрос, не жалеет ли министр о том, что согласилась занять эту должность, он ответила: «Было поручение. Сейчас мы его исполняем. Все, что зависит от министерства здравоохранения, будет максимально предложено и сделано».

«Каждый день тысячи человек обращаются в медорганизации, в целом, есть вопросы по качеству оказания помощи, подготовки кадров, оснащения. Это очень многогранный вопрос. В первую очередь, это по первичным звеньям. Второй вопрос - ценовое регулирование, лекарственная политика. Вопросы цифровизации. Достаточно большой вопрос. Мы до конца года полностью пересмотрим стандарты. Порядка 67% тарифов будут пересчитаны. Первую часть тарифов мы уже увеличили с 1 июля. По другим профилям проводим расчеты, будут готовы к 1 сентября», - рассказала министр о проблемах, которые в данный момент решает ее ведомство. На вопрос журналистов о сроках их решения, она попросила не устанавливать их: «Давайте, не будем… В целом, в первую очередь, мы до конца года все нормативы, которые необходимы, будут усовершенствованы. Проводится очень большая работа. Одним днем не решается… Я думаю, что поэтапно мы будем все совершенствовать. Вопрос контроля качества оказания медуслуг для нас является приоритетным».

По ее мнению, цифровизация должна решить вопрос с одной из главных претензий населения к системе здравоохранения – приписками. «В целом по цифровизации, которая должна исключить максимально количество приписок, тоже соответствующая работа сегодня начата. На базе десятой поликлиники с 1 августа мы в пилотном режиме хотим запустить несколько инструментов по нивелированию приписок, которые сегодня имеют место быть», - отметила Акмарал Альназарова, раскрыв, что один из таких инструментов – Face ID, сканер лиц.

В дополнение к заявлению министра о борьбе с приписками отдельное заявление выпустил и сам Минздрав. В нем ведомство признает, что в «последнее время всё больше пациентов обнаруживают в своих мобильных приложениях записи о медицинских услугах, которые, по их мнению, не были предоставлены». «Так называемые приписки наносят не только экономический ущерб, но и подрывают доверие общества к системе здравоохранения. Несмотря на существующие системы контроля и мониторинга, очевидно, что их недостаточно для предотвращения подобных инцидентов. Министерство здравоохранения приступило к разработке новых механизмов, направленных на предотвращение приписок медицинских услуг», - сообщается в заявлении на сайте. Для решения этой проблемы ведомство предлагает такие цифровые решения, как подтверждение посещения и получения медицинской помощи через мобильное приложение пациента, идентификация пациента с использованием технологии Face ID, сканирование QR-кода или уникального кода цифрового документа пациента. Кроме этого «рабочая группа также рассмотрит возможность внедрения дополнительных мер для усиления контроля» и «в ближайшее время будет проведена оценка предложенных механизмов, чтобы определить их эффективность и возможность практического применения в медицинских учреждениях страны». «Внедрение этих мер поможет значительно снизить количество приписок и восстановить доверие пациентов к системе здравоохранения. Министерство здравоохранения продолжит активно работать над улучшением качества медицинских услуг и обеспечением прозрачности их оказания», - считают в ведомстве.

Продолжение темы – в следующем номере


Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...