Разговорчики по-турецки
Почему все кругом стали бояться Эрдогана и нео-Османской Турции?
Юрий Сигов, Вашингтон
Если кто-то думает, что миру есть дело до американских президентских выборов или до целой череды конфликтов на постсоветской территории, то очень глубоко ошибается. По частоте упоминаний в СМИ и Интернете, и по комментариям ведущих мировых политиков вкупе с не менее известными политологами в центре нынешних международных событий - Турция, а также ее президент Т.Эрдоган. Не проходит и дня, чтобы турецкая сторона что-нибудь «этакое» в различных уголках нашей планеты не замутила. И нет такого международного события, которое бы лично – и с чисто турецким апломбом не прокомментировал «новый Осман-паша» из Анкары.
Юрий Сигов, Вашингтон
Если кто-то думает, что миру есть дело до американских президентских выборов или до целой череды конфликтов на постсоветской территории, то очень глубоко ошибается. По частоте упоминаний в СМИ и Интернете, и по комментариям ведущих мировых политиков вкупе с не менее известными политологами в центре нынешних международных событий - Турция, а также ее президент Т.Эрдоган. Не проходит и дня, чтобы турецкая сторона что-нибудь «этакое» в различных уголках нашей планеты не замутила. И нет такого международного события, которое бы лично – и с чисто турецким апломбом не прокомментировал «новый Осман-паша» из Анкары.
При этом создается впечатление, что пока все остальные «большие и важные» в мире по различным причинам занимаются какой-то местничковой мелочовкой, турецкий лидер везде и повсюду - «на коне». Он умудряется и в Ливии мутить воду, пытаясь взять под контроль тамошнюю нефтедобычу. У него есть сила и откровенная государственная наглость грозить грекам и киприотам, требуя свою долю в средиземноморских газовых месторождениях.
Опять-таки господин Эрдоган фактически оккупировал часть северной Сирии, и вовсе не намерен оттуда уходить. Ни под сирийским, ни под российским, ни каким иным давлением. У него – свои виды и на всю сирийскую территорию, и на те районы соседнего Ирака, где проживают, как он считает, «горные турки» (то есть курды). А военное турецкое присутствие с утра до вечера обсуждается в конфликте вокруг Нагорного Карабаха. И даже слышны опасения, что вот-вот Турция просто поглотит (или проглотит - как кому больше понравится) Азербайджан.
Добавлю к этому «братское взаимодействие» Турции с Украиной, угрозы не просто не признавать Крым российским, но и «по мере сил и возможностей вернуть его под турецкий контроль». Запугивает Анкара и единую Европу (особенно достается Франции), которая в холодном поту каждый день ждет новых толп беженцев с Ближнего Востока и Афганистана, которых Турция может в любой момент попросту беспрепятственно пропустить на территорию государств Евросоюза.
С чего такая турецкая активность, и почему именно сейчас?
Самое интересное, что нынешней активностью Турции напуганы абсолютно все – Соединенные Штаты, Европа, Россия, страны Ближнего Востока, Закавказья и Центральной Азии, и даже Африки. Куда не кинь взор - везде турки куда-то вроде как лезут, посылают то свои войска, то оружие, то боеприпасы, то сразу все вместе. А президент Турции грозит точно также всем, кому только можно – причем никого не боится (по крайней мере, на словах). И что показательно: никто ведь ему не в состоянии на данный момент дать ровным счетом (пусть и по разным причинам) никакого отпора.
Объяснения в этом случае одни и те же - от России до Америки. Турция - большая страна, у нее - вторая по численности армия в НАТО, турки везде всех давят не только военным путем, но и экономически. У Турции – очень выгодное географическое положение, и если она захочет (а она уже это делает давным-давно), то может нанести немалый ущерб всем абсолютно государствам, которые посмеют чем-то вредить Анкаре практически в любой сфере.
Почему же Турция «вдруг» стала столь агрессивной, активной и везде пытающейся установить свои порядки? Для начала - а что сама Турция для этого делает, исходя из внутренних запросов, а затем посмотрим что побуждает ее так себя вести исходя из поведения и политики ее то партнеров, то открытых врагов-конкурентов. Принято почему-то все нынешнее «турецкое возрождение» связывать исключительно с личностью ее президента. Который ради сохранения власти попросту классически переключает внимание всех тех, кто мог бы его от власти дома отстранить (от рядовых граждан до армии) на идею восстановления турецкого мирового (или как минимум регионального) величия.
Это в какой-то степени, думаю, справедливо, но есть и масса тому иных причин. Экономическое положение Турции на самом деле не столь радужное и процветающее, как это принято думать. И дело здесь не только в том, что у страны нет собственных энергоресурсов (а бензин в Турции - в тройке самых дорогих в мире вкупе с Великобританией и Японией). Турция действительно давно могла бы гораздо успешнее использовать свое выгодное географическое положение на стыке Азии и Европы, получая от этого дивиденты со всех, кто этими «экономическими воротами» так или иначе пользуется.
Частично президента Эрдогана не любят жители крупных турецких городов, и особенно Стамбула, Измира и в меньшей степени - Анкары. Но так происходит с правителями повсеместно – от США до России. Зато подавляющая часть сельского населения и обитатели небольших городков своего президента понимают и поддерживают его курс на возрождение турецкого величия, как минимум, вдоль турецких границ. А если будет у него получаться где и подальше - так это стоит только приветствовать.
Слишком раздута международными СМИ и тема якобы заговора внутри армейских кругов Турции, когда его некоторые генералы якобы хотели свергнуть. Армия в Турции – весомая, но далеко не самостоятельная сила. Ее надо периодически занимать какими-то «большими делами». Если она не будет наводить порядок за границей, где якобы самое время настало возрождать турецкое османское величие, значит ей придется либо свергать собственное правительство, либо воевать с курдами. Естественно, что Эрдоган выбрал самый оптимальный вариант: отправить армию на подвиги за границы страны, и тем самым фактически обезопасить себя лично от любых военно-организованных угроз.
Да и сами турецкие военные, почувствовав свою силу и влияние в Сирии, Ливии, разместив базы в Катаре, Джибути и Сомали, наращивая тесное военное сотрудничество с Азербайджаном поняли, что бояться им нечего и некого. Президент их не просто поддерживает, а фактически всеми доступными средствами ищет им в границах некогда могущественной Османской империи все новые и новые точки «приложения сил и военного умения».
Подзатихли в Турции и политические оппоненты Эрдогана. Критиковать его и бросать ему вызов с точки зрения смены власти в стране – очень даже невыгодно и непопулярно, прежде всего в среде рядовых граждан Турции. Слишком во многие международные конфликты Эрдоган уже ввязался, а в некоторые, ввязаться именно в данный период времени он планирует.
И если исходить из интересов не только его собственного удержания власти, но и обеспечение экономического развития страны, то он, в принципе, все делает правильно. Это касается и якобы открытия новых месторождений газа в Черном море, и его усилия по получению нефтяных долей для турецких компаний в Ливии, и возможный выход к Каспийскому морю через Азербайджан, если ему вместе с Баку удастся нанести поражение на Кавказе Армении (Нагорный Карабах - лишь удобный предлог именно для разрешения «армянского вопроса»).
Интересно, что если для предшественников Эрдогана на руководящих постах в стране ключевым был принцип «ноль проблем с соседями», то сегодня для Турции чем больше проблем с соседями именно вдоль границ – тем больше шансов, что какие-то коврижки с этого самого направления можно будет Анкаре поиметь.
Расчет же на то, что турецкая полит-верхушка таким количеством различных споров да конфликтов просто надорвется – значит не понимать самой сути нынешней турецкой политики. Что внутренней, что внешней, которая доставляет сегодня немалую головную боль всем тем, кто пытается с Анкарой то заигрывать, то «по-настоящему партнерствовать», а то и просто идти на поводу, надеясь, что Турция это непременно оценит и за подобное каким-то образом вознаградит.
Провал, заблуждение и невежество - а Турция в чем здесь виновата?
А теперь о том, почему Турция столь уверенно себя ощущает на международной арене, и почему не встречает фактически никакого сопротивления своим планам расширения влияния в важных для себя районах. И об очевидном стремлении Эрдогана восстановить по максимуму страну в тех границах, в которых некогда рулила огромными территориями незабвенная Османская империя.
Начнем с самой сильной и большой страны-союзника Турции - Соединенных Штатов. Так почему-то давно считается, что надо учитывать, что американцы не очень привечают стремление президента Эрдогана сделать свою страну «вновь великой» (им хватит, что Америку вновь великой делает Д. Трамп). Как и сам Эрдоган обвиняет США в том, что они укрывают его политических противников, однако ни из НАТО он не выходит, ни каких-то особых антиамериканских действий не предпринимает.
Да и самим Соединенным Штатам по большому счету давно не до Эрдогана. Там свои внутренние конфликты, своя борьба за власть, а что делается в Турции и вокруг нее в Вашингтоне мало кого волнует. Та же история с европейцами. Турцию не принимают в Евросоюз, и, скорее всего, этого вообще не произойдет. Но турецким властям все эти членства в ЕС на сегодняшний день и не особо важны. У Турции – другие заботы, расширять свое влияние по окрестностям, и им важно, чтобы Европа этому не мешала. А она никуда и не лезет - и боится, и не хочет получить на свои территории новые толпы ближневосточных беженцев.
Особый разговор об отношениях Турции и России. Более недальновидной и попросту по всем позициям проигрышной политики в отношении Турции со стороны Москвы даже представить себе невозможно. Убийство посла РФ в Анкаре, сбитый турками российский военный самолет, постоянные провокации и столкновения с турецкими военными в Сирии, полностью «профуканный» удар Азербайджана по Армении с турецкой помощью, бессмысленность сооружения (причем за российский счет) газопровода под дном Черного моря, который может оказаться вообще никому не нужен - и еще с десяток натуральных позорнейших провалов именно на турецком направлении (от возведения по сути делу жесткому противнику опять-таки за свой счет атомной электростанции до продажи в кредит (!) противовоздушной системы С-400, начинкой которой турки с удовольствием поделятся со своими партнерами по НАТО).
И это, не говоря о том, что Турция - прямой противник России на всем постсоветском пространстве. Турция - основной соперник России в странах Центральной Азии (наряду с Китаем), в отношении Украины Анкара так и вовсе проводит открыто антироссийскую политику, которая больше присуща настоящему врагу, нежели «важному стратегическому партнеру» (коим именует Турцию российское верхнее руководство). А ведь Турция не признает Крым (причем не только российским, но и украинским), намерена поставлять оружие и технику Украине для разгрома вооруженных подразделений Донбасса, и вызывающе угрожает российской военной базе в Армении в случае, если та посмеет атаковать армию Азербайджана, воюющую в Нагорном Карабахе.
Все это говорит о том, что пока все ключевые игроки ближайших географических регионов мира к Турции занимаются либо своими делами, либо считают Анкару своим «важным стратегическим партнером», турецкое руководство просто умело пользуется удобным случаем. И на фоне очевидной слабости, боязни решительных действий и нежелания получить в лице Турции опасного и коварного врага со стороны основных геополитических конкурентов, президент Эрдоган действует смело и решительно. И в очередной раз показывает всему миру, что только таким образом можно и нужно добиваться поставленных политических целей в современных условиях. Кому бы, и по каким бы причинам они не нравились, и кто бы его за подобный курс не критиковал.
Останавливать Эрдогана никто не планирует. Значит Турция будет идти все дальше – и до конца
Насколько успешным может стать дальнейшее расширение влияния Турции за ее пределами, и будет ли дальше поддерживать его активный курс на восстановление влияния бывшей Османской империи само турецкое население? Если оценивать внутреннюю обстановку в самой Турции, то своей внешнеполитической активностью Эрдоган умело отвлекает большую часть обычных граждан от внутренних проблем. И чем больше Турция будет «наводить порядки» там, где посчитает нужным (естественно, если не будет встречать отпора), тем проще турецкому президенту будет удерживать под контролем ситуацию у себя дома.
На внешней арене позиции Турции довольно прочны, и опять-таки если ключевые противники этой страны в регионе будут и дальше пассивны, и беспомощны, у Анкары появятся очень неплохие возможности многие из задумок своего президента – и в довольно короткие сроки реализовать. Особый интерес вызывает позиция Турции в отношении целого ряда постсоветских государств. В Центральной Азии, как известно, Анкара была весьма активна сразу после распада СССР. Тогда турки делали упор на возрождение «Большого Турана» - тюркоязычного мира, который пришло время по камешку собирать вне зависимости от того, где та или иная республика географически находилась (от независимых стран Центральной Азии до Крыма, Татарстана и Башкирии).
Затем наступило некоторое затишье, но сейчас Турция вновь наращивает свое присутствие в тюркоязычном мире, причем ставка делается не столько на экономику (с ней у турок не очень нынче складывается), сколько на большую политику. Определенную роль в этом играет лично президент страны Эрдоган, помогает ему в этом и армия. И если у турок получится нанести поражение на Кавказе (хотя бы не полностью, но в каком-то ощутимом масштабе) Армении совместно с Азербайджаном, то дальше внешнеполитическая активность Турции будет только нарастать.
Это касается и отношений с Украиной (Крым по-прежнему для турок – только «свой», а то, что он на данном этапе принадлежит России в Анкаре считают «временным недоразумением»), и с Грузией (там именно экономическое влияние Турции просто подавляющее), и в странах Центральной Азии с упором на Казахстан и Туркменистан как страны, богатые энергоресурсами. Не забыли турки и о важном культурно-образовательном присутствии в постсоветских государствах. Стипендии для студентов, медицинское обслуживание, различные программы для подготовки местных кадров в Турции - все это идет своим чередом, и при полной инертности той же России и стран Европы у Турции по данным направлениям есть очень неплохие перспективы.
Важен и энергетический аспект поведения Турции на постсоветском пространстве. Ставка делается турками сейчас на поставки газа и нефти из Азербайджана, а если удастся поплотнее взаимодействовать с Баку на военном уровне в сражениях с Арменией, то Турция, выйдя к Каспийскому морю, вполне может использовать свой политический и военный потенциал для прокладки под дном Каспия трубопроводов из Туркменистана и Казахстана (правда, этому гарантировано будут мешать Россия и Иран, но Анкару, судя по всему, это вовсе не пугает).
Очень важен и тот момент, что данная политика Турции по руководством президента Эрдогана - не сиюминутная его попытка воспользоваться удобным случаем, и что-то для себя «отхватить» в близлежащих к Турции регионах. Это - долгосрочная и последовательно проводимая линия на укрепление своего регионального влияния. При этом лично президент Эрдоган просто получает удовольствие от того, как перед ним заигрывают, и регулярно попадают впросак ведущие мировые лидеры - от президента США до президента России.
Практически по всем позициям, по которым ведется так называемое «взаимовыгодное турецко-российское» экономическое и политическое сотрудничество исключительные выгоды получает только Турция. При этом чем больше российская сторона пытается умиротворить президента Эрдогана и пойти ему на уступки (непонятно, с какой только стати?), тем более решительно и безнаказанно действует турецкий руководитель. Это видят, и по своему оценивают первые лица других постсоветских стран, и сделав соответствующие выводы, укрепляют всячески партнерство именно с Турцией, считая ее сильной, уверенной в себе, и возглавляемой влиятельным и настойчивым региональным лидером.
Как бы не завершился Карабахский конфликт (а он может длиться еще очень долго), и к чему бы не привела охватившая весь мир вирусная зараза, Турция под руководством президента Эрдогана будет и дальше стремиться если не к полной, то к значительно усиливающейся степени влияния везде, где она не будет встречать отпор - от Ливии и других стран Магриба до государств Персидского (Арабского) залива, Кавказа, Украины и Крыма. Именно такая политика позволит господину Эрдогану и на будущее оставаться у власти. И именно такой курс будет все больше подталкивать Турцию на грань неизбежного прямого военного столкновения с целым рядом стран, включая Россию.