Революция додавила | Деловая неделя
17 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Революция додавила

Жээнбеков ушел в отставку

16.10.2020 09:55:20
№: 35(1392)
Жээнбеков ушел в отставку

 Жылдыз АЛИЕВА, БИШКЕК

 ВЧЕРА после обеда, наконец, произошло то, чего не смогли добиться демонстранты в ночь с 5-го на 6-е октября, взяв Белый дом в Бишкеке. После переговоров с только что утвержденным премьер-министром Садыром Жапаровым президент Сооронбай Жээнбеков заявил, что подает в отставку. До этого он утверждал, что уйдет лишь после новых парламентских выборов. Таким образом, можно говорить, что «Октябрьская революция» или «третий кыргызский переворот» пришли к своему логическому завершению. Что интересно, Сооронбай Шарипович пришел к власти практически день в день три года назад. За эти три года он полностью дискредитировал себя в глазах избирателей и государственного аппарата, не ставшего защищать президента на прошлой неделе, в результате чего и лишился власти. Впрочем, как отмечают даже признанные критики Жээнбекова, у него хотя бы хватило совести и воли бескровно уйти.

Жылдыз АЛИЕВА, БИШКЕК

ВЧЕРА после обеда, наконец, произошло то, чего не смогли добиться демонстранты в ночь с 5-го на 6-е октября, взяв Белый дом в Бишкеке. После переговоров с только что утвержденным премьер-министром Садыром Жапаровым президент Сооронбай Жээнбеков заявил, что подает в отставку. До этого он утверждал, что уйдет лишь после новых парламентских выборов. Таким образом, можно говорить, что «Октябрьская революция» или «третий кыргызский переворот» пришли к своему логическому завершению. Что интересно, Сооронбай Шарипович пришел к власти практически день в день три года назад. За эти три года он полностью дискредитировал себя в глазах избирателей и государственного аппарата, не ставшего защищать президента на прошлой неделе, в результате чего и лишился власти. Впрочем, как отмечают даже признанные критики Жээнбекова, у него хотя бы хватило совести и воли бескровно уйти.

Для начала отметим важные моменты прощальной речи Жээнбекова. Его обращение было достаточно кратким. «Вчера жогорку кенеш (ЖК) утвердил состав правительства, я подписал указы президента Кыргызской республики о соответствующих назначениях. Но это не сняло напряженность. К сожалению, агрессия не утихает, требование моей немедленной отставки продолжается. Текущая ситуация близка к двустороннему конфликту. С одной стороны - протестующие, с другой - правоохранительные органы. Военнослужащие и правоохранительные органы обязаны применять оружие для защиты государственной резиденции. В этом случае прольется кровь, это неизбежно. Я призываю обе стороны не поддаваться провокациям. Для меня мир в Кыргызстане, целостность страны, единство нашего народа и спокойствие в обществе превыше всего. Нет ничего дороже для меня жизни каждого моего соотечественника. Я не держусь за власть. Не хочу остаться в истории Кыргызстана как президент, проливший кровь и стрелявший в собственных граждан. Поэтому принял решение уйти в отставку. Призываю Садыра Жапарова (избранного премьер-министра КР - «ДН») и других политиков увести своих сторонников из столицы страны и вернуть мирную жизнь бишкекчанам», - заявил теперь уже экс-президент.

На неделе стало известно, где был Сооронбай Шарипович в наиболее острые моменты 5-го и 6-го октября, когда демонстранты рассеяли силы милиции и взяли штурмом Белый дом. Сейчас сообщают, что глава кыргызского государства нашел убежище на территории посольства Российской Федерации в Бишкеке. Это объясняет слухи о том, что в Кыргызстан в срочном порядке прибыли группы спецназа из России, которые обеспечивали физическую безопасность Жээнбекова, благодаря чему он смог перебраться на территорию государственной резиденции «Ала-Арча» (в пригороде столицы) и начать первые переговоры с лидерами протестующих. Правда, то, что отыграть ситуацию полностью, уже нереально, было ясно сразу, и начинать Жээнбекову пришлось с того, чтобы издать указ об аннулировании итогов выборов.

Впрочем, были моменты, когда из-за раздрая в рядах протестующих, показалось, что он сможет восстановить свои позиции, даже несмотря на хаос и беспорядок в системе госуправления. До сих пор около половины текущего состава парламента физически не участвует в его работе. Большая часть отсутствующих, по слухам, вообще покинула территорию страны. В этих условиях и стали раздаваться голоса за то, чтобы «оставить все, как было, до парламентских выборов». За исключением перевыборов депутатов. Даже были вновь арестованы и посажены по камерам почти все, кого освободили в период 5-6 октября, включая экс-президента Алмазбека Атамбаева. Правда, успели податься в бега Сапар Исаков и Албек Ибраимов, союзники бывшего главы государства. Вернулся в свое кресло даже бежавший было мэр столицы Азиз Суракматов. А 12 октября эффектно появился генеральный прокурор Откурбек Жамшитов, тоже пропадавший непонятно где всю неделю. Причем, люди его увидели сразу на заседании вновь избранного кабинета министров, который представлял главный триумфатор «октябрьской революции» - вчерашний заключенный, осужденный за захват заложников, попытку организации массовых беспорядков Садырбек Жапаров. Свой срок он получил во времена правления Алмазбека Атамбаева. Поэтому совсем не странно, что после его прихода к власти Атамбаев вернулся на нары в СИЗО ГКНБ.

К слову, путь Жапарова тоже не был усыпан розами, его пришлось утверждать дважды. Первая попытка была признана неудачной из-за многочисленных нарушений в процедурах голосования депутатами жогорку кенеша. Из-за того, что они разбежались кто куда, на первом голосовании банально не было кворума, не соблюдался регламент в части предоставления доверенностей на право голоса, не был избран должным образом спикер.

Все это дало право Жээнбекову поначалу отклонить решение ЖК. Второй раз все прошло более-менее пристойно. Уже не было проблем с кворумом (нашлись недалеко бежавшие депутаты), вместо трех комитетов был образован один, единый, который в ускоренном порядке рассмотрел кандидатуру Жапарова на должность премьера, сразу же вместе с членами его команды. В обоих случаях все прошло единогласно. Впрочем, в своей основе правительство осталось прежним.

«Новый-старый» кабинет Жапарова:

Первый вице-премьер-министр - Артем Новиков, вице-премьер-министр - Равшан Сабиров, вице-премьер-министр - Максат Мамытканов, вице-премьер-министр - Аида Исмаилова, министр экономики - Санжар Муканбетов, министр финансов - Кыялбек Мукашев, министр здравоохранения - Алымкадыр Бейшеналиев, министр сельского хозяйства - Эркинбек Чодуев, министр юстиции - Марат Жаманкулов, министр иностранных дел - Руслан Казакбаев, министр культуры и информации - Нуржигит Кадырбеков, министр чрезвычайных ситуаций - Бообек Ажикеев, министр внутренних дел - Уланбек Ниязбеков, министр транспорта и дорог - Бакыт Бердалиев, министр труда и соцзащиты - Улукбек Кочкоров, министр образования и науки - Алмазбек Бейшеналиев, председатель Государственного комитета промышленности, энергетики и недропользования - Жыргалбек Сагынбаев, и председатель Государственного комитета информационных технологий и связи - Алтынбек Исмаилов.

Также можно сказать, что это техническое правительство, призванное удержать страну в правовом поле и провести парламентские выборы. Как и возможные досрочные президентские выборы. Согласно законам страны, в ближайшие месяцы теперь придется выбирать и жогорку кенеш, и нового президента. И еще можно отметить, что этот состав кабмина - это еще и попытка выдержать региональный баланс вместе с внешнеполитическими приоритетами страны.

Далее, Садыр Жапаров озвучил некоторые перемены, которые он намерен осуществить. Для начала - усилить полномочия президента и вернуть одномандатные округа на выборах в ЖК. Сколько депутатов теперь будут избираться на партийной основе - еще не ясно, будут уточнять попозже. Но партийному парламентаризму, видимо, в любом случае, пришел конец. Новый глава правительства также выступил и за возвращение в паспорта графы «национальность», которая была упразднена во время правления Алмазбека Атамбаева. Этим от потрафил требованиям националистов, которые обвиняли Алмазбека Шаршеновича в потакании интересам китайских граждан, стремившихся получить паспорта Кыргызстана.

В ходе этих преображений были и казусы. Основная причина «переутверждения» Жапарова в должности премьера заключается в том, что депутаты наспех выбрали нового спикера - Мыктыбека Абдылдаева, забыв про регламент, cогласно которому, законодательный орган страны должна была возглавить первый вице-спикер Аида Касымалиева, а правительство - вице-премьер Алмазбек Батырбеков. К тому же, упомянутая Касымалиева во время голосования и вовсе покинула зал, лишив, таким образом, своих коллег даже призрака кворума, о чем она открыто и написала в социальных сетях. Естественно, что юристы стали подчеркивать в этот момент. Пришлось депутатам исправляться и поднимать на метафорической кошме вчерашнего заключенного вновь.

Далее, из курьезов отметим речь теперь уже бывшего спикера Дастана Джумабекова, который в своем обращении к еще кандидату на пост премьера Садыру Нургожоевичу попросил последнего «вернуть в тюрьмы всех, кто был освобожден незаконно». Поняв, или вспомнив, что это относится и к самому Жапарову (по его делу еще не было полной реабилитации), Дастан Артисбекович (теперь шутят, что он оправдал свое отчество) добавил: «Но в вашем случае все по-другому, мы понимаем…».

На этих же юридических казусах пыталась сыграть и президент переходного периода 2010 - 2011 годов Роза Отунбаева, призвавшая Жээнбекова до конца бороться за пост президента и не уходить в отставку, как он обещал ранее Жапарову. Еще один заметный политик, который просил президента остаться - бывший премьер Феликс Кулов - также присутствовал на встрече, и потом прокомментировал случившееся так: «Я думаю, со временем нам станет известно, кто на него надавил и какие факторы заставили Жээнбекова принять такое решение. Очевидно, что все пошло по сценарию людей, которые хотят взять власть. Сейчас уже хотят распустить парламент, и тогда автоматически власть переходит в руки премьер-министра. И тогда встанет такой вопрос: как человек распорядится этой властью? Дай Бог ему мудрости, чтобы они сделали все для блага народа. Но если это будет сделано для того, чтобы привести к власти каких-то людей из тени, то этого ему народ никогда не простит». Анонимные бишкекские политологи считают, что «под людьми, которые хотят взять власть» Кулов могу иметь ввиду криминальные круги, в частности «вора в законе» Камчи Кольбаева, земляка Жапарова по Иссык-Кульской области. Многие в стране уверены, что он играл ключевую роль в том, чтобы свернуть президента, но не дать прийти к власти Атамбаеву.

В обмен на уход Сооронбаю Шариповичу был обещан статус «экс-президент КР», что подразумевает неприкосновенность. И Жээнбеков уже был готов уходить сразу же, но затем попытался переиграть. Он отменил первое решение парламента об утверждении Жапарова на должности главы кабмина. Депутаты проголосовали второй раз, а заодно выбрали в спикеры Каната Исаева. После этого Жапаров и южный политик Камчибек Ташиев тут же поехали снова встречаться с Жээнбековым по поводу отставки последнего. Чем это закончилось - мы уже знаем.

И не сказать, что все решалось только в «Ала-Арче». Так даже ООН пообещали прислать своего специального представителя в Бишкек. Прибыл в эти дни в Кыргызстан и

спецпредставитель президента РФ Дмитрий Козак. Он известен тем, что передает личные послания от российского лидера Владимира Путина, не предназначенные для публичной огласки. Его визит был во вторник 13 октября. И Жээнбеков после его визита стал тормозить свое первоначальное решение уйти с поста. Однако, поздно вечером появилась информация, что «Россия приостанавливает оказание финансовой помощи Кыргызстану в виду сложной ситуации». В Бишкек вновь стали прибывать сторонники Жапарова, только они уже с центральной площади стали перебираться к государственной резиденции, где в эти дни заседали депутаты и правительство. В итоге капитуляция Жээнбекова произошла примерно в 14.00 в четверг, когда общественности и стало известно, что он все же подал в отставку.

Теперь депутатам ЖК вновь придется собраться, чтобы принять отставку главы государства. Формально лидером страны становится и.о. спикера Канат Исаев. Кстати, он поначалу просил Жээнбекова остаться на своем посту как можно дольше. Партия Исаева даже подала в суд с требованием отменить решение Центризбиркома об аннулировании итогов выборов от 6 октября 2020 года. Но когда его спросили, откажется ли он от должности и. о. главы государства, Канат Кедейканович не дал прямого ответа. Но только подчеркнул, что «не имеет морального права занимать эту должность, поскольку срок полномочий шестого созыва истекает».

Мистики и нумерологи заметили, что для всех президентов Кыргызстана возраст 61 год стал «черным». Вот и Соронбай Жээнбеков не дотянул до своего 62-летия всего один месяц и ушел, как до этого Акаев и Бакиев. Сооронбай Шарипович находился у власти меньше всех своих коллег по президентству в Кыргызстане - всего три года. Дольше всех руководил страной Аскар Акаев - 14 лет, далее идут - Алмазбек Атамбаев - 6 лет и Курманбек Бакиев - пять лет. Меньше Жээнбекова просидела только и.о. президента переходного периода Роза Отунбаева - полтора года. Садыру Жапарову - 51 год, Канату Исаеву - вообще 45, так что этим политикам, видимо, можно попробовать играть в «царя горы» по-кыргызски еще долго. Пока же в Бишкеке шутят, что на случайные номера горожан все еще звонят жители Минска, и просят поделиться опытом…

 

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...