Результат, обратный ожидаемому | Деловая неделя
19 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Результат, обратный ожидаемому

19.07.2022 11:31:32
№: 27 (1477)
Нигмат РАМАЗАНОВ

Улучшение внешних и внутренних условий в последние годы не оказывает адекватного влияния на показатели денежного и финансового рынка Казахстана. В условиях благоприятной ценовой конъюнктуры происходит ослабление курса национальной валюты, сокращаются международные резервы и только отдельные показатели денежно-кредитной политики демонстрируют сравнительно высокие темпы роста. Такая тенденция на фоне наблюдаемого улучшения ценовой конъюнктуры на сырьевые товары и ускорения роста отечественной экономики сохранилась и в первом полугодии текущего года.

Если президент Токаев оценил на «троечку» работу своего правительства то по мнению общественности Смаилов и ко заслужили «неуд»

Прошлый год характеризовался заметным улучшением внешних и внутренних условий, несмотря на продолжающееся распространение коронавируса в мире. Но повышение мировых цен на сырьевые товары, увеличение притока экспортной выручки и восстановительный рост отечественной экономики не оказали ожидаемого влияния на отдельные показатели денежного и финансового рынка. Так, стоимость тенге в среднем за год снизилась по отношению к валютам основных торговых партнеров, заметно сократились международные резервы страны. На этом фоне, согласно данным официальной статистики, наблюдалось ускорение темпов роста цен на потребительские товары и услуги до 8,5%.

Валовые международные резервы Национального банка снизились за минувший год на 3,5% до уровня около 34,4 млрд. долларов. Активы в свободно конвертируемой валюте сократились на 1,2 млрд., составили 10,8 млрд. долларов. Объем активов в золоте составил на начало текущего года более 23,5 млрд. долларов, мало изменился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. При этом активы Национального фонда в иностранной валюте сократились за год более чем на 3,4 млрд. до уровня около 55,3 млрд. доллара. Международные резервы страны в целом сократились до 89,7 млрд. против порядка 94,4 млрд. долларов годом ранее.

Что касается других параметров монетарной политики, то их динамика также была далека от позитивного, оставляла желать лучшего. Впрочем, некоторые показатели монетарной политики продемонстрировали достаточно высокие темпы прироста, что отчасти было обусловлено курсовой переоценкой в результате девальвации тенге к основным мировым валютам, повышением деловой активности. Так, динамика роста денежных агрегатов, объема депозитов и объемы кредитования банками реального сектора экономики заметно опережала показатель инфляции. Кроме того, ускорились темпы прироста основных параметров на рынке финансовых услуг.

Пандемия коронавируса длится уже больше двух лет. Все ждут ее окончания, но прогнозы по поводу того, как долго мы еще будем возвращаться к нормальной жизни, пока не очень утешительные. Но жизнь не стоит на месте, люди постепенно приспосабливаются жить и работать в новых условиях. В этом году ожидается продолжение роста мировой экономики, а также мировых цен на сырьевые товары, оказывающих ключевое влияние на состояние отечественной экономики и показатели монетарной политики. В то же время возникли новые угрозы и риски, связанные с трагическими январскими событиями, ситуацией на Украине, способными оказать давление на мировую и отечественную экономику. 

Рост цен на промышленные и потребительские товары по всему миру стал одним из главных вызовов года. Вдобавок к этому небывалые санкции Запада в отношении России оборвали логистические цепочки, разрушили бизнес-связи и привели к дефициту целого ряда товаров как в России, так и странах вводивших санкции. Дополнительное давление на темпы восстановительного роста глобальной экономики стало оказывать также ужесточение монетарной политики, повышение процентных ставок центральными банками развитых стран.

С другой стороны, начало года ознаменовалось дальнейшим повышение мировых цен на сырьевые товары, стоимость некоторых из них на фоне санкций обновила исторические максимумы. В частности, котировки нефти сорта Brent выросли с уровня порядка 78 доллара в начале января до 110-120 в марте. Во втором квартале рост цен на углеводороды прекратился, но нефть торговалась в районе выше 100 доллара за баррель. Ценовая конъюнктура на сырьевые товары заметно улучшилась по сравнению с предыдущим годом, стоимость эталонной марки нефти превысила не только традиционно консервативные прогнозы казахстанского правительства на текущий год, но и пересмотренные в сторону повышения до 90 доллара за баррель.

Благоприятная ценовая конъюнктура положительно отразилась на динамике роста отечественной экономики, показателей внешней торговли, улучшении состояния платежного баланса. Однако высокие мировые цены и повышение экономической активности в очередной раз не оказали ожидаемого влияния на параметры денежно-кредитной политики. Первое полугодие нынешнего года завершилось ослаблением тенге по отношению к валютам основных торговых партнеров. Девальвация национальной валюты к доллару по итогам полугодия составила 8,9%, менее значительно ослабла позиция тенге к евро. При этом темпы девальвации тенге к российскому рублю превысили 57,7%!

Ускорение роста цен на потребительские товары и услуги стало головной болью для властей. Показатель годовой инфляции в июне (14,5%) в разы превысил верхнюю границу целевого коридора, установленного правительством на текущий год (4-6%). Цены на основные продукты питания выросли за 12 месяцев на десятки процентов и не собираются останавливаться. И если ранее чиновники говорили о замедлении роста инфляции во втором полугодии текущего года, сегодня сроки торможения роста цен ожидаются не ранее следующего года.

Далеко не лучшую динамику продемонстрировали и другие показатели монетарной политики. Валовые международные резервы Национального банка за полугодие сократились почти на 6,8% (на 2,3 млрд.), составили порядка 32,04 млрд. долларов США. Снижение резервов регулятора было обусловлено сокращением как запасов в свободно конвертируемой валюте, так и активов в золоте. Еще более значительными оказались потери активов Национального фонда. Активы фонда в иностранной валюте только в июне сократились почти на 2,0 млрд., а за 6 месяцев снизились более чем на 3,4 млрд. до уровня около 51,9 млрд. долларов. Международные резервы страны в целом снизились за полгода на 5,8 млрд. до уровня менее 84 млрд. долларов. Такая тенденция наблюдается не первый год, и не понятно, когда резервы начнут расти, если это не происходит при рекордно высоких ценах на нефть.

Заметные изменения произошли на рынке государственных долговых ценных бумаг, где на протяжении последних лет наблюдался устойчивый рост объема бумаг в обращении. Объем краткосрочных нот Национального банка в обращении, используемый для изъятия «избыточной» ликвидности, составил на конец первого полугодия около 1,8 трлн. тенге, снизился за шесть месяцев почти на 15%. Объем в обращении облигаций Минфина составил около 11,7 трлн. тенге, темпы прироста составили 6,2%. Суммарный объем ГЦБ в обращении вырос за полгода на 2,3% до уровня около 14,6 трлн. тенге. Замедление роста могло быть обусловлено снижением уровня избыточной ликвидности.

На момент подготовки материала отсутствовали данные за первое полугодие по денежным агрегатам, депозитному и кредитному рынкам. Следует отметить, что публикация информации по этим и другим рынкам постепенно отодвигается на более поздний срок после отчетного периода, что, разумеется, негативно отражается на актуальности публикуемой информации. Что до показателей за январь-май, то динамика денежных агрегатов в отчетном периоде оказалась в отрицательной зоне. Денежная база в широком определении сжалась за это время почти на 10%, составила около 9,88 трлн. тенге. Денежная масса за январь-май сократилась на 5,9%, превысила 28,3 трлн. тенге.

Объем депозитов резидентов в банках за январь-май снизился на 6,9% (на 1,86 трлн. тенге), составил на конец мая порядка 25,24 трлн. тенге. Объем кредитов банков реальному сектору экономики вырос за пять месяцев на 5,5% по сравнению с началом года, превысил 19,52 трлн. тенге. Основное влияние на рост объемов кредитования оказали показатели прироста потребительских займов. При этом объемы корпоративного кредитования снижаются, вопреки заявлениям об «избыточной» ликвидности отечественной банковской системы.

Таким образом, лишь отдельные показатели денежно-кредитной политики в первой половине текущего года продемонстрировали положительную динамику, в то время как по другим наблюдался обратный отсчет. Сократились международные резервы Национального банка, активы Национального фонда. Объемы денежного предложения, депозитов снизились не только в реальном, но и номинальном измерении. Динамика денежных агрегатов отражается на снижении показателя монетизации экономики, наряду с сокращением объема корпоративного кредитования остается препятствием на пути повышения темпов роста экономики.

Динамика показателей монетарной политики в текущем году будет по-прежнему определяться во многом конъюнктурой мировых цен на сырьевые товары, ситуацией в экономике. Начало второй половины года ознаменовалось ухудшением внутренних и внешних условий. Мировые цены на нефть в текущем году прогнозировались казахстанским правительством на уровне 60 доллара, но были пересмотрены в сторону повышения до 90 доллара за баррель. Согласно ожиданиям чиновников, цены на наш основной экспортный товар могут сложиться примерно на четверть выше фактического уровня предыдущего года.

В среднем за январь-июнь цены на нефть эталонной марки сложились выше 100 долларов за баррель. Однако в первой половине июля ситуация на рынке изменилась не в пользу экспортеров. Конечно, пока котировки остаются на высоком уровне, но в истекшем периоде месяца они уже несколько раз опускались ниже психологического уровня в 100 долларов. Ключевое давление на цены оказывали опасения относительно того, что ужесточение монетарной политики приведет к рецессии в США и ЕС и далее – к падению спроса на нефть. Кроме того, трейдеры ожидали увеличения добычи рядом арабских стран по итогам визита президента США на Ближний Восток.

Внутренние условия в последнее время также изменились не в лучшую сторону. В июне произошло замедление роста отечественной экономики. Это событие не стало неожиданностью. Предпосылки возможного замедления темпов роста ВВП появились еще в мае. Однако скорость торможения в июне оказалась выше, чем можно было ожидать. На этом фоне в первой половине июля продолжилось ослабление позиции тенге по отношению к доллару США. Биржевой курс доллара по состоянию на 15 июля превысил 480 тенге. При этом на внутреннем валютном рынке несколько ослабла позиция российского рубля. Но произошло это, как и ожидалось «ДН», исключительно за счет изменения курса пары доллар-рубль.

Очевидно, пока еще рано судить, как изменятся цены на углеводороды во второй половине года. По оценкам некоторых экспертов мировые цены на нефть могут и подскочить до 150 и даже 200 долларов, и упасть до уровня порядка 65 доллара за баррель. Многое будет зависеть от сроков ожидаемой рецессии, введения ценового ограничения на экспорт российской нефти. В то же время при любом сценарии на рынке нефти вряд ли стоит рассчитывать на улучшение показателей отечественного финансового рынка, учитывая вероятность замедления роста экономики.

 


Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...