Россия «сокращает фронты»
«ДН»
УЖЕ ТРИ недели российские войска в Украине практически не продвигаются на основных направлениях вторжения. Армия Путина не просто так топчется на месте, она уперлась в ожесточенную оборону и контратаки украинской армии и сил территориальной обороны. На этом фоне заметно поменялась даже риторика российской стороны, которая существенно сократила свои амбиции по поводу достижимости своих целей в Украине и делает вид, что изначально и добивалась того, что на текущий момент получила. Понятное дело, что такая скромность связана только с провалом первоначального плана по захвату соседней страны, а под «денацификацией» и «демилитаризацией» подразумевалось именно насаждение в Киеве марионеточного «дружественного» правительства.
Теперь, когда стало ясно, что это невозможно, Кремль ищет формат такого выхода из войны, который можно было бы хоть каким-то образом объявить «достижением целей специальной военной операции» или, говоря по-простому, победой. Однако, и тут не все просто – даже предварительно согласованные в ходе переговоров в Турции с представителями Украины компромиссные формулировки вызывают критику у «ястребов», настаивающих на «достижении всех целей специальной военной операции» (поскольку говорить о «войне до победного конца» запрещено в РФ законом). Владимир Путин слишком задрал ставки, поставив все на успех своего нападения на Украину, и выдать скромные тактические успехи за победу, оплаченную развалом экономики, будет очень трудно…
Боевые действия
Как уже говорилось выше, последние недели россияне не могут похвастаться даже территориальными приобретениями, нигде, несмотря на ожесточенные бои, пока не удается достичь серьезных успехов. Ожесточенные бои под Киевом из наступательных для россиян постепенно превратились в оборонительные, и украинские войска показывают видео с улиц освобожденных ими предместий своей столицы, городков Гостомель, Ирпень, Буча. Такие же видео с освобожденными населенными пунктами идут из Черниговщины и Харьковщины. Ожесточенные бои за город Изюм, который прикрывал коммуникации Донецкой группировки, также не привели к какому-то серьезному усилению позиций россиян, поскольку в тылу у них остаются крупные города, взять которые они не смогли (а по их словам, и не пытались) – Харьков, Полтава, Чернигов, Сумы.
Пропавший из эфира на длительное время – с 11 марта по 29 марта – министр обороны РФ Сергей Шойгу сформулировал это так, что «в целом основные задачи первого этапа операции выполнены», что «позволяет сосредоточить основное внимание и основные усилия на достижении главной цели - освобождении Донбасса». Ранее об этом заявил один из его подчиненных - генерал Рудской, причем в тех же выражениях: «в целом основные задачи первого этапа операции выполнены», «наши силы и средства будут концентрироваться на главном - полном освобождении Донбасса». Генерал более подробно рассказал о том, почему россияне не берут города. «Изначально мы и не планировали их штурм, чтобы не допустить разрушений и минимизировать потери среди личного состава и мирного населения. И хотя такую возможность мы не исключаем, однако по мере выполнения отдельными группировками поставленных задач, а они решаются успешно, наши силы и средства будут концентрироваться на главном – полном освобождении Донбасса», - сказал он за пару дней до возвращения в эфир министра обороны.
Эти слова определенно противоречат тому, как на самом деле обстоят дела. Только в одном Харькове разрушению в результате ракетных и артиллерийских ударов россиян подверглись 1500 административных и жилых зданий, из которых 1292 – это многоэтажные и одноэтажные частные жилые дома. В итоге, по оценке городского головы Игоря Терехова, 15% многоэтажных домов (!) этого города больше не пригодны для жизни. Кроме того, в Харькове от обстрелов пострадали 70 школ, 54 детских сада и 15 больниц, не говоря уже о 239 административных зданиях. В городе и одноименной области за месяц войны погибли 19 детей. Точное количество людей, погибших только в одном регионе Украины от рук российских военных, неизвестно, но еще две недели назад составляло более 500 человек. Если это минимизация потерь и блокада, то штурм, похоже предполагает полное стирание города до состояния лунного ландшафта.
Впрочем, именно это случилось с Мариуполем, крупнейшим городом востока Украины, остававшимся под контролем украинских властей. Бои в этом городе, где оборону держат части ВСУ и полк Национальной гвардии МВД Украины «Азов», носят самый ожесточенный характер. Бои идут за каждую улицу, каждый дом, каждый закоулок. Число погибших мирных жителей, погибших в Мариуполе, неизвестно, однако речь идет, похоже, о тысячах людей. Только в одном драматическом театре, около которого были надписи «Дети», в результате воздушного удара погибли около 300 человек, скрывавшихся в бомбоубежище.
По информации мэра города, 90% жилых зданий в городе пострадало от обстрелов и 40% не подлежит восстановлению совсем. Половина из полумиллионного населения под обстрелами россиян эвакуировалась в сторону свободной территории Украины, а 20-30 тысяч мариупольцев были насильно вывезены в Россию, что Киев считает похищением. Осажденные украинские войска отказываются покидать город даже с оружием в руках. Президент Украины Зеленский в интервью российским журналистам заявил, что предлагал военным покинуть город, но они отказались: «Они сказали: «Мы не можем (покинуть Мариуполь). Тут раненые люди. Мы не бросим раненых». Мало того, они сказали: «Мы не бросим убитых». Чтобы вы поняли, в городе валяются трупы на дорогах, на тротуарах, просто валяются трупы. Их никто не убирает – российских солдат и граждан Украины, всех».
Судя по всему, под контролем украинцев в этом городе остались только здания в самом центре да промышленная зона, которую штурмующие части постепенно охватывают все теснее и теснее. Окруженные видят свою задачу в том, чтобы стоять на смерть, оттягивая на себя тысячи солдат армии РФ, ополчения ЛДНР и кадыровских отрядов. Кстати, во главе одного из них всплыл некий Руслан Геремеев, экс-заместитель командира батальона «Север», которого правоохранительные органы России безуспешно искали в прошлом, поскольку именно он считался следствием организатором убийства российского оппозиционного политика Бориса Немцова в 2015 году. Затем его переквалифицировали в свидетели, но ни в каком статусе не смогли допросить в кадыровской Чечне. Теперь этот военный оказался на переднем крае и получил тяжелое ранение – президент Чечни Рамзан Кадыров разместил в Телеграмме видео с посещением Геремеева в больнице.
Видимо, Мариуполь все же падет в ближайшие дни или недели, однако, это вряд ли можно считать крупным успехом для россиян, поскольку сам город больше не выполняет свою функцию – его нельзя использовать ни в качестве транспортной или складкой базы, ни в качестве укрытия военными или гражданскими лицами. В целом, юг Украины – пока самое успешное по итогам месяца войны направление российского вторжения. В этом районе был захвачен единственный (на настоящий момент) крупный город, областной центр, - Херсон. Однако, дальнейшее продвижение россиян уперлось в Николаев, успешно отбивший все атаки. Неподалеку от Херсона в поселке Чернобаевка, расположен военный аэродром, который российские войска неоднократно пытались использовать в качестве базы для наступления на Николаев и далее на запад – в сторону Одессы. Однако николаевская группировка вооруженных сил Украины постоянно наносит артиллерийские, ракетные и минометные удары по нему, раз за разом уничтожая десятки единиц военной техники, вертолетов и солдат. По украинским данным, число таких огневых атак, заканчивавшихся потерями для армии вторжения, достигло уже 12.
Благодаря упорству Николаева продвижение российских войск на Запад и Север от Херсона пока не получило никакого продолжения. Также завязло движение в сторону Запорожья и Днепра. Эти города очень важны тем, что они являются дальним тылом для Донецкой группировки ВСУ, которая упорно отстаивает свои позиции у самого Донецка. Более менее серьезное продвижение со стороны ЛДНР имеет место только на севере этого фронта, в сторону Изюма. Параллельно ВВС РФ и ракетные силы продолжают наносить удары по всей территории Украины, поражая военные склады, запасы топлива и ключевые коммуникации в тылу украинской армии.
Главным промежуточным результатом военного противостояния в Украине на настоящий момент можно считать декларацию Россией снижений активности россиян на Киевщине и Черниговщине. Несмотря на то, что сами украинцы не очень доверяют этим заявлениям, последние новости оттуда выглядят для них очень обнадеживающе – все больше контратак заканчиваются освобождением сел и городов, длительное время удерживавшимися российскими войсками. Растет количество пленных, брошенной и уничтоженной бронетехники армии РФ. По данным иностранных наблюдателей, несмотря на тяжелые потери, танков у украинцев стало больше, чем было в начале войны, благодаря тому, что они захватили более 100 танков у российской армии. Руководство Украины уверено, что именно на поле боя решится судьба этой войны, однако, оно продолжает вести с российскими представителями переговоры, теперь уже в Турции, тем более, что в них неожиданно начали появляться все больше согласованных моментов.
Переговоры
Президент Украины Владимир Зеленский в недавнем интервью российским журналистам примерно описал свое видение целей и задач переговоров: «Уменьшить количество жертв максимально, сократить сроки этой войны, вывести войска Российской Федерации на компромиссные территории, а это - все, что было до 24 числа [февраля месяца, когда началось российское вторжение], до нападения. Пускай вернутся туда. Я понимаю, что освободить полностью территорию, заставить Россию невозможно, это приведет к Третьей мировой войне. Я прекрасно все понимаю и отдаю себе отчет. Поэтому я и говорю - да, это компромисс. Вернитесь туда, с чего все началось, и там попытаемся решить вопрос Донбасса. Сложный вопрос Донбасса».
Судя по заявлениям руководителей делегаций, в Стамбуле был достигнут серьезный прогресс. «Украина отказывается от вступления в военные союзы, от размещения иностранных военных баз, контингентов, проведения военных учений на территории Украины без согласия государств-гарантов, включая Российскую Федерацию… Со своей стороны, Российская Федерация не возражает против стремления Украины вступить в Европейский союз», - так описал достигнутые компромиссы глава российской делегации на переговорах с Киевом, помощник президента РФ Владимир Мединский.
Тут нужно отметить, что отказ от вступления в НАТО стал не сколько жертвой Киева, сколько признанием того факта, что в условиях военного противостояния с Россией эта организация ее в свои ряды не примет, и открыто помогать против нее военными силами не собирается. Кроме того, стало ясно, что армия Украины при наличии достаточного количество современного оружия сама в состоянии давать отпор даже самым лучшим российским подразделениям. А система гарантий от таких государств, как Турция, Германия, Польша, США предлагаемая Киевом, по своей сути, является тем же самым оборонительным соглашением, которое украинское руководство стремилось получить от НАТО, так что опять мы видим тут больше не реальную уступки позиции России, сколько стремление России воспринять в этом качестве иные форматы обеспечения обороны Украины. «Мы получили письменные предложения украинской делегации, как я понимаю, согласованные с руководством Украины, которые сводятся к следующему: Украина провозглашается постоянно нейтральным государством под международно-правовыми гарантиями в целях реализации внеблокового безъядерного статуса», - передал это Мединский.
При этом Киев не признает аннексию Крыма и Донбасса, но предлагает на полтора десятилетия отказаться от попыток военного разрешения этого вопроса. Как отмечает британская газета Financial Times, Россия больше не требует «денацификации» Украины и готова позволить Киеву присоединиться к ЕС, если на переговорах он согласится на военный нейтралитет. В проекте соглашения о прекращении огня нет трех первоначальных основных требований России - не только «денацификации» и «демилитаризации», но и защиты русского языка, сказали собеседники издания, отмечает Би-Би-Си. Говоря о последнем, президент Украины, печально констатировал: «Хуже всего русскому языку сделал Владимир Владимирович Путин. Я считаю, непоправимый ущерб. Конечно же, люди будут стесняться за пределами России говорить в каких-то обществах иногда по-русски. Так и будет. Такое происходило после той или иной войны, результатом которой в мире был признан конкретный агрессор. [...] На долгие годы точно».
Кроме того, представители Украины отметили, что любые договоренности о мире демократические власти страны обязаны провести через референдум, проведение которого невозможно в условиях военных действий. В целом вариант промежуточных договоренностей, переданных украинцами россиянам, выглядит примерно так:
- Переговоры о статусе Крыма и Севастополя будут идти в течение 15 лет, стороны отказываются от вооруженного способа решения этого вопроса;
- вопрос о статусе и судьбе районов, контролируемых так называемыми "народными республиками", вынесен в отдельный пункт, его могут обсудить президенты двух стран на личной встрече;
- Украина готова согласиться на внеблоковый статус неядерной страны при наличии четких и жестких гарантий от ряда стран (Великобритания, Китай, США, Турция, Франция, Канада, Италия, Польша и Израиль). Это должно быть закреплено документально.
- Предыдущий пункт (если договоренность о нем будет достигнута) фактически предусматривает, что на территории Украины не будут размещаться иностранные военные базы и военные контингенты.
- Украина обязуется не вступать ни в какие военно-политические союзы. Международные военные учения на территории Украины смогут проводиться только при согласии стран-гарантов.
При этом, как отмечает Би-Би-Си, в договоре, как предлагает Украина, также должен быть прописан действенный механизм взаимодействия стран-гарантов, и, по сути, это может быть похоже на 5-ю статью Устава НАТО («нападение на одного члена альянса равнозначно нападению на весь альянс»). В итоге Киев отказывается от планов вступления в НАТО в обмен на гарантии безопасности, которое это вступление бы давало. Речь идет об обязательстве стран-гарантов открыто вступать в защиту Украины своими войсками в случае агрессии против нее.
Глава российской делегации Владимир Мединский «назвал предложения украинской стороны конструктивным шагом в поиске компромиссов и заверил, что Россия их рассмотрит и даст соответствующий ответ». Это выглядит, как сильное изменение в позиции России с момента начала войны, когда ее переговорщики требовали полного разоружения и капитуляции украинской армии. Несмотря на то, что сейчас представители Кремля говорят, что не меняли своих требований к Киеву, мы прекрасно помним, что 25 февраля министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил: «К переговорам мы готовы в любой момент, как только Вооруженные силы Украины откликнутся на призыв нашего президента, прекратят сопротивление, сложат оружие». Одно это показывает, насколько неудачным и обескураживающим был для руководства России прошедший месяц боев, если оно перешло от предварительного требования по капитуляции ВСУ для начала переговоров к характеристике гарантий безопасности Киеву со стороны ведущих стран НАТО, как «конструктивного предложения».
Вполне естественно, что это вызывает и крайнее неудовольствие «ястребов» в России, начиная от пропагандиста Соловьева и кончая президентом Чечни Кадыровым. Всех этих людей объединяет то, что они в принципе не верят в переговоры с Киевом и требуют войны до победного конца (хотя войной в России происходящее называть запрещено). «На Украине нет власти, чтобы вести переговоры. Там есть кукла, а кукловоды на Западе, в Европе сидят», - заявил в частности Рамзан Кадыров. - Мы, воины, не согласны на переговоры, на эти соглашения. Ну, это политическая воля, на это у нас есть президент, как он скажет, так и будет. Но мы, воины, не намерены ни на шаг отступить. И мы призываем руководство государства в лице президента, чтобы нам дали закончить то, что он начал».
Прогноз
В условиях шаткой стабильности, сложившейся на фронтах и направлениях украинской войны, сложно предполагать, даже не чем закончится, а как будет продолжаться этот конфликт. Более менее четкое видение этого пока представил советник президента Зеленского Алексей Арестович. По его мнению, активные военные действия на территории Украины будут идти еще как минимум две недели. «Потом еще будет стационарная фаза, затяжная, когда нам придется выносить их, стоящих на месте и не способных наступать. Будет еще зеленка, партизанские набеги... Война никуда не делась», – считает он.
«Сейчас [со стороны российских войск идет] попытка добить Мариуполь и оцепить зону операции объединенных сил [зону боевых действий в Донецкой и Луганской областях] будет главной их задачей. И нам, сразу говорю, там будет не так весело, как было до сих пор. И будет очень тяжело. Очень тяжело, и еще неизвестно, чем кончится. Будет ли успех у нас или у них - это большой вопросительный знак, 50 на 50. Они сейчас концентрируют силы», - считает он.
Одно из главных медийных лиц официального Киева на этой войне, в прогнозах он сейчас очень осторожен: «Там сложная обстановка, я сразу говорю. Я известен как главный оптимист, но я просто трезвый человек. И когда нужно предупреждать - я предупреждаю. И вот сейчас я предупреждаю о том, что там в ближайшие дни будет очень тяжело. Но и наше командование это понимает и предпринимает определенные меры, чтобы было тяжело россиянам, а не нам. Но как будет – посмотрим».