Рост без развития 2
Решить структурные проблемы экономики, накопившиеся в предыдущие годы, правительству страны не удается. Надежды казахстанцев на улучшение жизни с приходом президента Токаева не сбылись
Нигмат РАМАЗАНОВ
Продолжение, начало, пожалуйста, в прошлом номере
Результат обратный желаемому
На этом позитивная статистика уходящего года, пожалуй, заканчивается. На развитие других секторов экономики оказали внутренние проблемы Казахстана и ухудшение ценовой конъюнктуры на сырьевые товары. Сокращение притока экспортной выручки в результате падения мировых цен на сырьевые товары оказало прямое влияние, как было отмечено, на показатели внешнеэкономической деятельности. Стоимостные объемы экспорта по итогам девяти месяцев сократились более чем на 10%. При этом наблюдался масштабный рост импорта, что в совокупности привело к двукратному снижению профицита внешней торговли по результатам девяти месяцев.
В свою очередь значительное ухудшение профицита торговли стало основным фактором влияния и на динамику текущего счета платежного баланса. Текущий счет платежного баланса, по предварительной оценке, по итогам девяти месяцев сложился с дефицитом 7,66 млрд. против профицита в аналогичном периоде прошлого года в размере порядка 7,45 млрд. долларов. Учитывая снижение мировых цен в четвертом квартале можно предполагать, что расширение дефицита текущего счета платежного баланса продолжится до конца года.
В отрицательной зоне складывается динамика международных резервов регулятора. Международные резервы Национального банка по результатам 10 месяцев сократились почти на 3,2% до уровня около 34 млрд. долларов США. Снизились объемы запасов как в свободно конвертируемой валюте, так и в золоте. При этом в отчетном периоде произошло незначительное (примерно на 0,6 млрд. долларов или 1,1%) увеличение активов Национального фонда в иностранной валюте до уровня 56,35 млрд. долларов. В результате снизился и объем резервов страны в целом.
Слабый рост активов Национального фонда во многом обусловлен значительным объемом трансфертов в республиканский бюджет для финансирования значимых проектов и дефицита бюджета. При этом продолжается рост государственного долга страны, сохраняется высокий уровень дефицита республиканского бюджета. Так, по состоянию на начало июля дефицит республиканского бюджета составил без малого 3 трлн. тенге, а размер государственного долга с учетом гарантий и поручительств превысил 29,9 трлн. тенге, увеличился по сравнению с началом года на 12,2%. Внутренний долг превысил 20,1 трлн., внешний – составил около 9,8 трлн. тенге. При том, что заимствования дорожают как из-за роста их объема, так и высокой ключевой ставки.
Последние годы характеризовались слабым ростом или стагнацией большинства показателей монетарной политики. Ни улучшение ценовой конъюнктуры, ни сравнительно высокие темпы экономического роста не оказывали адекватного влияния на динамику показателей финансового рынка. Результаты финансового, денежного рынка появятся позже. Но, судя по данным за месяц-два до конца года, можно ожидать, что в уходящем году не стоит рассчитывать на существенное ускорение роста денежных агрегатов, объема депозитов и кредитования экономики банками.
Так, объем депозитов в банковской системе по итогам 10 месяцев вырос всего на 3,6% в номинальном измерении, в то время кредитование экономики банками росло значительно более высокими темпами. Денежная база в широком определении за 10 месяцев сжалась почти на 19%, денежная масса выросла всего на 3,7%. Соотношение денежной базы и ВВП называется степенью монетизации экономики. В Казахстане этот показатель ниже в разы не только чем в развитых странах, но и заметно ниже, чем в ряде развивающихся.
Инфляция, достигшая в феврале этого года многолетнего максимума, оставалась одной из основных проблем уходящего года. Показатель роста цен на потребительские товары и услуги в феврале превысил уровень в 21%. Ускорение инфляции, по словам чиновников, было во много обусловлено влиянием внешних факторов, но это далеко не так. Проблема в том, что сохраняется множество внутренних причин, влияющих на инфляцию, воздействуя на которые можно было значительно минимизировать влияние заграничных. Показатель годовой инфляции в октябре-ноябре снизился примерно в два раза, и по году может сложиться в районе 10%. Основное влияние на торможение роста цен оказал технический фактор, связанный с высокой базой сравнения предыдущего года. В то же время, несмотря на замедление, инфляция в Казахстане все еще сохраняется на высоком уровне.
В целом итоги 2023 года, несмотря на положительные количественные результаты в отдельных видах деятельности, оказались противоречивыми. С одной стороны, в условиях сравнительно высоких мировых цен на энергоносители и роста добычи полезных ископаемых наблюдалось ускорение роста казахстанской экономики. В то же время в части качества развития и решения накопившихся проблем год вновь оказался провальным. Индустриального прорыва не произошло, не удалось продвинуться вперед как в решении ключевой проблемы по снижению сырьевой зависимости отечественной экономики, так и проблем финансового сектора, а также адекватного роста реальных доходов населения. Кроме того, обозначились новые препятствия для поддержания устойчивого роста в виде дефицита электроэнергии, ГСМ, высокой инфляции, участившихся аварий в сфере энергетики и инженерных коммуникаций.
Ставка на сырье
Ускорение роста в уходящем году, похоже, прибавило оптимизма чиновникам касательно перспектив развития. Так, среднегодовой рост ВВП на предстоящие пять лет прогнозируется правительством на уровне 5,8%. Состояние отечественной экономики длительное время определяется в основном объемами добычи полезных ископаемых и мировыми ценами на сырьевые товары. Что обусловлено ключевой проблемой, связанной с высокой сырьевой зависимостью отечественной экономики. Решить структурные проблемы, накопившиеся в предыдущие годы, не удается. Поэтому перспективы развития страны на среднесрочный период и на будущий год по-прежнему зависят главным образом от того, сколько мы добываем полезных ископаемых и какие на них складываются цены на мировых рынках.
Перспективы на будущий год с этой точки зрения оцениваются правительством весьма оптимистично. Прогноз социально-экономического развития формировался правительством исходя из оценки мировой цены на нефть в 80 доллара за баррель на среднесрочную перспективу и увеличения объема ее добычи в 2024 году до 95,4 млн. тонн. При этом рост сельского хозяйства, промышленности, строительства планируется в будущем году на уровне 3,9 – 8 %. Объемы экспорта и импорта оцениваются в пределах несколько выше ожидаемого показателя текущего года в размере порядка 83,1 и 60,7 млрд. долларов США соответственно. Реальный рост ВВП, по оценке правительства, в 2024 году ускорится до 5,3% и до 6% в 2026-2028 годах.
Номинальный ВВП вырастет со 135 трлн. в 2024-ом до 218,5 трлн. тенге в 2028 году, а в долларовом измерении – с 293,5 млрд. до 474,9 млрд. долларов соответственно. При таких параметрах ВВП на душу населения возрастет с уровня порядка 14,6 тысяч до 22,5 тысяч долларов в 2028 году. Следует отметить, что макроэкономические параметры в условных единицах определялись на среднесрочную перспективу исходя из курса в среднем за 2024-2028 годы в 460 тенге за 1 доллар. Стабилизация курса на такой отметке в течение более пяти лет маловероятна. Но такой подход к оценке курса тенге позволяет улучшать показатели развития страны в долларовом выражении, которые затем, как правило, пересматриваются в сторону снижения.
Согласно этим цифрам, в следующем году мировые цены на нефть могут сложиться примерно на уровне ожидаемого показателем текущего года, а объем добычи нефти может увеличиться сразу примерно на 5 млн. тонн. При этом планируется небольшое ускорение роста в сфере производства услуг. Ожидается, что заработная плата работников будет расти более высокими темпами как в номинальном, так и реальном измерении. Ситуация на рынке труда, как считают чиновники, останется стабильной, возрастет численность наемных работников, а самостоятельно занятых, напротив, существенно сократится по сравнению с текущим годом.
Дефицит текущего счета платежного баланса оценивается в 7,8 млрд. против ожидаемого в текущем году дефицита в 9 млрд. долларов США. Что касается обязательств государства, его долг, как планируется, вырастет примерно на 3,5 трлн., составит около 34,2 трлн. тенге. Рост государственного долга будет обусловлен увеличением долга правительства до 28,7 трлн. тенге. При таких параметрах отношение госдолга к ВВП несколько снизится по сравнению с уходящим годом, а правительственного долга – повысится. Активы Национального фонда планируется нарастить до 68 млрд. долларов.
За счет чего власти рассчитывают на продолжение положительных результатов в следующем году. Похоже, основная ставка делается на значительное (примерно на 5 млн. тонн) наращивание добычи нефти по сравнению с текущим годом. Напомним, что такие планы строились и ранее. Так, в 2021 году прогнозировалось, что добыча нефти в текущем года превысит 99 млн., а в 2024 году – составит около 104 млн. тонн. Но эти прогнозы оказались завышенными, и не исключено, что целевые показатели роста добычи придется вновь пересматривать. Препятствовать достижению поставленной цели может также возможное снижение цен на нефть и, соответственно, ухудшение показателей внешней торговли, платежного баланса, курса тенге и так далее.
Как показывает собственная практика, в последние годы даже улучшение ценовой конъюнктуры на сырьевые товары не всегда оказывало адекватное влияние на показатели роста экономики. Связано это в первую очередь с отсутствием значимых результатов в решении проблемы по снижению сырьевой зависимости экономики. Кроме того, с начала нового года на динамику экономики начнет оказывать влияние возросшая база сравнения. Рассчитывать на существенное улучшение геополитической напряженности, по всей видимости, также не следует.
Положительные темпы роста экономики в следующем году, очевидно, сохранятся, однако не факт, что продолжится тенденция ускорения. Реформы в стране объявлялись уже много раз, но не воплощались в жизнь. Радикально изменить экономику не удается. Необходимо чтобы рост экономики сопровождался изменением структуры экономики, улучшением ситуации в финансовом секторе, ростом реальных доходов населения. Без этого наблюдаемый в последние годы экономический рост, опирающийся в основном на объемы добычи полезных ископаемых, не может быть признан эффективным.