Рост экономики в июле замедлился до 4,8%
Нигмат РАМАЗАНОВ
Ухудшение ценовой конъюнктуры на нефть в первом полугодии не отразилось на темпах роста в реальном секторе отечественной экономки, более того, темпы прироста ВВП ускорились до 5,1%. Начало второго полугодия ознаменовалось восстановлением роста мировых цен на нефть, однако при этом по итогам семи месяцев произошло существенное замедление экономического роста.
В январе-июне казахстанская экономика получила менее благоприятные внешние условия с точки зрения ценовой конъюнктуры на наш основной экспортный товар – нефть. Котировки нефти на Лондонской товарной бирже в конце первого полугодия снизились до уровня 75 доллара против порядка 90 доллара за баррель в начале года. Стоимость эталонной марки нефти в среднем за первое полугодие сложилась заметно ниже, чем в аналогичном периоде предыдущего года, не дотянула до уровня прогноза правительства (85 доллара за баррель). Но, несмотря на это обстоятельство, казахстанская экономика в первой половине года продемонстрировала достаточно высокие показатели роста.
По оперативным данным Бюро национальной статистики, объем валового внутреннего продукта (ВВП) за январь-июнь составил в текущих ценах около 46,73 трлн. тенге, увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2022 года на 5,1% в реальном измерении. Динамика ВВП улучшилась по сравнению с тем же периодом прошлого года (рост на 3,4%) и относительно показателя первого квартала текущего года (рост на 4,9%). При этом объем произведенного ВВП в номинальном измерении увеличился по сравнению с январем-июнем 2022 года на 18%, в долларовом выражении – на 17% до уровня более 103,4 млрд. долларов США.
На протяжении первой половины года в базовых отраслях экономики сохранялась сравнительно высокая динамика роста. Выпуск продукции промышленности по итогам шести месяцев ускорился до 3,8% против 2,8% в первом квартале текущего года. Производство продукции сельского хозяйства в отчетном периоде превысило 3%, объем строительно-монтажных работ рос на 16-12%. Темпы прироста инвестиций в основной капитал составили от 19 до 13%. Индекс физического объема производства товаров в целом за шесть месяцев увеличился на 4,8%, производства услуг - на 4,9%. В структуре произведенного ВВП доля производства товаров снизилась с 40,9 до 36,9%, производства услуг, напротив, - выросла с 50,3 до 54,1%. Заметное изменение структуры было обусловлено в основном снижением мировых цен на нефть.
Снижение мировых цен на нефть и ряд других экспортных товаров отразилось на торговле, сопровождалось ухудшением показателей внешнеэкономической деятельности. По информации Бюро национальной статистики, внешнеторговый оборот Казахстана в январе-июне составил 67,2 млрд. долларов, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 4,3%. При этом стоимостные объемы экспорта сократились на 10,3% до уровня 38,0 млрд., импорта – увеличились почти на треть (на 32,2%), составили 29,3 млрд. долларов США. В результате роста импорта и сокращения экспорта положительное сальдо внешней торговли сократилось до уровня 8,7 млрд. долларов против порядка 20,8 млрд. в аналогичном периоде прошлого года. Основным фактором, оказавшим влияние на динамику внешнеторгового оборота Казахстана, стало снижение мировых цен на нефть, ряд других экспортных товаров.
Что касается результатов полугодия в других сферах деятельности, по которым данные представляются на месяц позже, то они выглядят далеко не лучшим образом. Так, согласно предварительным оценкам статистиков, денежные доходы населения в первом полугодии выросли на 15,9% в номинальном измерении. Но при этом в реальном выражении они сократились на 1,6%. Примерно такая же картина наблюдается по заработной плате, показатели которой представляются без учета работников малых предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью. Более оптимистично выглядит ситуация на рынке труда. Но в то же время в последнее время отмечается рост численности лиц, зарегистрированных в органах занятости в качестве безработных.
В целом можно констатировать, что в условиях снижения мировых цен на нефть в отчетном периоде текущего года продолжился восстановительный рост отечественной экономики. Более быстрое восстановление сдерживалось ухудшением ценовой конъюнктуры, отсутствием заметных результатов в решении ключевой проблемы, связанной с необходимостью снижения сырьевой зависимости отечественной экономики. Кроме того, сохранились высокие темпы роста инфляции, несмотря на ее замедление в годовом выражении, ухудшился ряд других макроэкономических показателей развития страны.
Промышленность теряет форму?
Первое полугодие нынешнего года, как было упомянуто, характеризовалось снижением нефтяных котировок. В июле ситуация на рынке нефти изменилась. Падение цен прекратилось, котировки нефти и некоторых других товаров повысились по сравнению с предыдущим месяцем. Торги нефтью на Лондонской товарной бирже в минувшем месяце начались с отметки 75 доллара, а завершились выше уровня 85 доллара за баррель. Стоимость барреля в среднем за месяц сложилась на более высоком уровне, чем в июне, хотя и не достигла уровня прогноза казахстанского правительства на текущий год.
На этом фоне начало третьего квартала ознаменовалось торможением роста базовых отраслей отечественной экономики, служивших до этого основным драйвером ускорения. Так, индекс физического объема производства промышленной продукции в январе-июле вырос на 3,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, против 3,8% по итогам шести месяцев текущего года. Торможение в основном секторе экономики было обусловлено замедлением темпов роста в обрабатывающей промышленности.
В январе-июле, по данным Бюро национальной статистики, темпы роста производства в горнодобывающей промышленности и разработке карьеров составили 3,8%. Положительная динамика роста в добывающей отрасли поддерживалась увеличением добычи нефти на 5,6%, природного газа – на 2,5%, прочих полезных ископаемых (на 14,2%), а также добыча руд (кроме железных). Показатели прироста в обрабатывающей промышленности в январе-июле составили 3%, снизились относительно января-июня текущего года. Поддержанию роста несырьевого сектора способствовало увеличение производства продуктов питания и напитков, резиновых и пластмассовых изделий, строительных материалов, химической и легкой промышленности, готовых металлических изделий, продукции машиностроения. При этом значительно сократилось производство бензина и ряда других нефтепродуктов.
Падение мировых цен на углеводороды и другие сырьевые товары отразилось на динамике стоимостных показателей промышленного производства. Ежемесячные показатели прироста упали ниже 4 трлн. тенге. Объем промышленной продукции в действующих ценах в январе-июле составил около 26,3 трлн. тенге. В номинальном измерении объем производства продукции по сравнению с аналогичным периодом 2022 года снизился на 6,4%, или более чем на 1,8 трлн. тенге в абсолютном измерении. Увеличение объемов производства промышленной продукции зафиксировано в 16 регионах республики, снижение – в Актюбинской, Карагандинской, Улытау и Кызылординской областях.
Объем валовой продукции сельского хозяйства в январе-июле составил в текущих ценах 2764 млрд. тенге, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 2,6% в реальном измерении, против 3,2% по итогам полугодия. Поддержанию роста способствовало увеличения объемов валовой продукции растениеводства на 0,6% до 386,7 млрд. тенге. Валовая продукция животноводства выросла на 3%, выросло поголовье крупного и мелкого скота, за исключением коз, свиней и птицы. Производство мяса и молока увеличилось на 4,1% и 2,5% соответственно, яиц – сократилось на 2,2%.
В июле наблюдалось также замедление роста в сфере строительства по сравнению с предыдущим месяцем. Объем строительно-монтажных работ по итогам января-июля составил 2942,3 млрд. тенге, увеличился на 11,6% против 19-12% в январе-июне текущего года. При этом ввод жилья в эксплуатацию по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 11,7%, составил около 8,6 млн. кв. метров. Инвестиции в основной капитал в январе-июле превысили 8,1 трлн. тенге, выросли на 12,4%. За счет собственных средств предприятий и населения было профинансировано 76% всего объема инвестиций, государственного бюджета – 14,3%, кредитов банков – всего 2,1%.
По мере торможения роста производства в реальном секторе наметился аналогичный процесс и в сфере услуг. По результатам семи месяцев объем розничной торговли (без оборота общественного питания) составил около 9,5 трлн. тенге, увеличился на 8,8% по сравнению с январем-июлем предыдущего года, в то время как в первом квартале этого года темпы прироста измерялись двузначным числом. В транспортной сфере темпы роста составили 7,2%, объемы грузооборота выросли на 2,4%, – пассажирооборота - на 13%. Темпы прироста в сфере услуг связи снизились до 8,5% против более 10% в январе-марте текущего года.
Краткосрочный экономический индикатор в январе-июле составил 105,3%, в то время как по итогам первого полугодия рост показателя равнялся 105,6%. Торможение весьма умеренное, учитывая замедление в сфере производства и услуг. Расчет индикатора осуществляется для обеспечения оперативности и базируется на изменении индексов выпуска по базовым отраслям: сельское хозяйство, промышленность, строительство, торговля, транспорт и связь, составляющих свыше 60% от ВВП. Нисходящая динамика индикатора аналогичным образом отразилась на экономики в целом. По предварительным данным, темпы прироста ВВП за январь-июль замедлились до 4,8% против 5,1% в январе-июне текущего года.
Торможение экономического роста в июле было обусловлено влиянием ряда факторов. Замедлением роста практически во всех секторах производства и товаров, и услуг. Причем сокращение производства промышленной продукции относительно предыдущего месяца наблюдалось не только в июле. Кроме того, на динамике ВВП отразились аварии на крупных объектах, которые приобретают системный характер. Еще одним препятствием на пути достижения устойчивого роста остается сырьевая направленность казахстанской экономики, что обуславливает ее высокую зависимость от изменения внешних и внутренних условий.
Вторая половина года может стать периодом торможения, а не бурного роста, как об этом недавно заявляли чиновники. В правительстве уже начали говорить о возможном сокращении добычи нефти в текущем году на 1,5 – 2 млн. тонн, снижаются показатели роста обрабатывающей промышленности. Климатические условия не позволяют рассчитывать на ускорение и в аграрном секторе. Эти и другие предпосылки свидетельствуют о том, что положение дел в экономке не столь позитивно, как это преподносится правительством. Основная причина кроется в модели и качестве развития. Несмотря на бесконечные реформы, ввод в эксплуатацию тысяч новых предприятий по программам индустриально-инновационного развития, сырьевая зависимость казахстанской экономики не снижается. Качественных изменений в структуре инвестиций, экспорта и экономического роста не происходит. И как только прекращается рост добычи нефти, как правило, возникают проблемы с устойчивым ростом со всеми вытекающими из этого последствиями.