Рост экономики замедлился до 3,3%
Улучшение ситуации в реальном секторе отечественной экономки наблюдалось в начале года. В мае темпы прироста ВВП повысились до 4,6%. Однако первое полугодие завершилось резким замедлением роста, и этот процесс продолжился в июле, хотя темпы торможения значительно снизились. Перерастет процесс торможения в тенденцию или нет, будет определяться, кроме прочего, рисками рецессии экономик ведущих стран.
В январе-июне казахстанская экономика получила благоприятные условия с точки зрения ценовой конъюнктуры на наш основной экспортный товар – нефть. Котировки нефти на Лондонской товарной бирже в конце первого полугодия выросли до уровня выше 110 доллара против порядка 79 доллара за баррель в начале года. Стоимость эталонной марки нефти в среднем за первое полугодие превысила 100 доллара за баррель, сложилась намного выше, чем это прогнозировалось нашим правительством в конце прошлого года (60 доллара за баррель). Это обстоятельство наряду с низкой базой сравнения оказало положительное воздействие на показатели производства товаров, услуг и экономики в целом.
По оперативным данным Бюро национальной статистики, объем валового внутреннего продукта (ВВП) за январь-июнь составил в текущих ценах более 39,61 трлн. тенге, увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2021 года на 3,4% в реальном измерении. Динамика ВВП улучшилась по сравнению с тем же периодом прошлого года (рост на 2,3%), но замедлилась относительно показателя первого квартала текущего года (рост на 4,4%). При этом объем произведенного ВВП в номинальном измерении увеличился по сравнению с январем-июнем 2021 года на 22,7%, в долларовом выражении – на 16,6% до уровня около 88,3 млрд. долларов США.
На протяжении первого квартала в основном секторе экономики наблюдалась повышательная динамика роста, после чего наметилось торможение. Выпуск продукции промышленности по итогам шести месяцев замедлился до 3,5% против 5,8% в первом квартале текущего года. Производство продукции сельского хозяйства в отчетном периоде увеличилось на 1,4%, объем строительно-монтажных работ вырос на 9,2%. Индекс физического объема производства товаров в целом увеличился за шесть месяцев на 4,1%, производства услуг - на 2,1%. В структуре произведенного ВВП доля производства товаров выросла до 40,9%, производства услуг – снизилась до 50,3%.
Рост мировых цен на нефть и другие экспортные товары отразился на торговле, сопровождался улучшением показателей внешнеэкономической деятельности. По информации Бюро национальной статистики, внешнеторговый оборот Казахстана в январе-июне составил более 63,7 млрд. долларов, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 39,4%. При этом стоимостные объемы экспорта увеличились на 56,3% до уровня 42,25 млрд., импорта – на 14,8%, составили около 21,46 млрд. долларов США. В результате опережающего роста экспорта положительное сальдо внешней торговли повысилось до уровня 20,8 млрд. долларов, более чем в 2,5 раза превысило показатель шести месяцев прошлого года. Основным фактором, оказавшим влияние на динамику внешнеторгового оборота Казахстана, стало повышение мировых цен на нефть, ряд других экспортных и импортных товаров.
Что касается результатов полугодия в других сферах деятельности, по которым данные представляются на месяц позже, то они выглядят следующим образом. Среднемесячная номинальная заработная плата в январе-июне превысила 298,5 тысяч тенге, увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 24,1%, в реальном выражении рост оценивается в 10,9%. Денежные доходы населения составили порядка 143,9 тысяч тенге в месяц, с ростом на 14,2% и 2,1% соответственно в номинальном и реальном измерении. Не менее оптимистично выглядит и ситуация на рынке труда. Согласно опубликованным данным, численность безработных во втором квартале оценивается в 452 тысяч человек, уровень безработицы – 4,9% к рабочей силе.
В целом можно констатировать, что в условиях повышения мировых цен на нефть и другие товары в отчетном периоде текущего года продолжился восстановительный рост отечественной экономики. Относительно быстрое восстановление поддерживалось благоприятной ценовой конъюнктурой, базировалось на низкой базе сравнения, так как в первой половине прошлого года наблюдались сравнительно невысокие темпы роста ВВП и производства продукции промышленности. Вместе с тем в отчетном периоде наблюдалось ослабление курса национальной валюты, ускорение роста инфляции, продолжилось сокращение международных резервов страны.
Промышленность теряет форму
Первое полугодие нынешнего года характеризовалось ростом нефтяных котировок. В июле ситуация на рынке нефти изменилась. Рост цен прекратился, котировки нефти и некоторых других товаров заметно снизились по сравнению с предыдущим месяцем. Так, в отдельные дни котировки нефти на Лондонской товарной бирже опускались ниже 100 доллара за баррель. Но в то же время стоимость барреля в среднем за месяц сложилась на высоком уровне, значительно превышающем прогнозы правительства Смаилова, в среднем за месяц сложились выше указанной отметки.
На этом фоне начало третьего квартала ознаменовалось продолжением торможения роста основного сектора отечественной экономики, начавшемся еще в апреле. Индекс физического объема производства промышленной продукции в январе-июле вырос на 2,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года против 5,8% по итогам первого квартала текущего года. Торможение в основном секторе экономики было обусловлено замедлением темпов роста в горнодобывающей и обрабатывающей промышленности.
Напомним, что в первом квартале года темпы прироста промышленной продукции и в добывающей, и обрабатывающей промышленности превышали 6%. В январе-июле, по данным Бюро национальной статистики, темпы роста производства в горнодобывающей промышленности и разработке карьеров замедлились до 1,0%. Положительная динамика роста в добывающей отрасли поддерживалась небольшим увеличением добычи нефти и газового конденсата в январе-июле (на 0,3% до 49,9 млн. тонн). В отчетном периоде выросла также добыча угля и природного газа по сравнению с тем же периодом прошлого года, сократилась добыча железных руд.
Показатели прироста в обрабатывающей промышленности в январе-июле составили 4,9%, также снизились относительно первого квартала текущего года. Поддержанию роста не сырьевого сектора способствовало увеличение производства напитков, резиновых и пластмассовых изделий, строительных материалов, химической и металлургической промышленности, готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования. При этом сократилось производство азотных и минеральных удобрений, плоского проката и ряда других товаров.
Повышение мировых цен на углеводороды и другие сырьевые товары отразилось на динамике стоимостных показателей промышленного производства. Ежемесячные показатели прироста превысили 4 трлн. тенге. Объем промышленной продукции в действующих ценах в январе-июле составил более 28,08 трлн. тенге. В номинальном измерении объем производства продукции по сравнению с аналогичным периодом 2021 года увеличился на 39,3%, или более чем на 7,9 трлн. тенге в абсолютном измерении. Увеличение объемов производства промышленной продукции зафиксировано в 16 регионах республики, снижение – в 4 областях.
Объем валовой продукции сельского хозяйства в январе-июле составил в текущих ценах 2388,2 млрд. тенге, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 2,1% в реальном измерении против 1,4% по итогам полугодия. Ускорение произошло в результате увеличения объемов валовой продукции растениеводства на 6,7% до 402,5 млрд. тенге. Валовая продукция животноводства выросла на 1,3%, поддерживалась за счет увеличения поголовья скота и птицы, за исключением коз и свиней. Производство мяса и молока выросло на 1,4% и 1,2% соответственно, яиц – на 6,6%.
В июле наблюдалось замедление роста в сфере строительства по сравнению с предыдущим месяцем. Объем строительно-монтажных работ по итогам января-июля составил 2525,7 млрд. тенге, увеличился на 8,6% против 9,2% в январе-июне текущего года. При этом ввод жилья в эксплуатацию по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился на 0,8%, составил менее 7,7 млн. кв. метров. Инвестиции в основной капитал в январе-июле составили 6872 млрд. тенге, выросли на 4,5%. За счет собственных средств предприятий и населения было профинансировано 75,4% всего объема инвестиций, государственного бюджета – 12,9%.
По мере торможения роста производства промышленной продукции наметился аналогичный процесс в сфере услуг. В последние 3-4 месяца снизились темпы роста в сфере торговли, транспорта, связи. По результатам семи месяцев объем розничной торговли (без оборота общественного питания) составил 7474,4 млрд. тенге, увеличился всего на 2,1% по сравнению с январем-июлем предыдущего года, несмотря на декларируемые высокие темпы роста заработной платы и доходов. В транспортной сфере темпы роста замедлились до 5,6%, объемы грузооборота выросли на 4,5%, пассажирооборота - на 18,3%. Темпы прироста в сфере услуг связи снизились до 6,5% против 7,2% в январе-мае текущего года.
Краткосрочный экономический индикатор в январе-июле составил 104%, в то время как по итогам первого квартала показатель равнялся 106,5%. Расчет индикатора осуществляется для обеспечения оперативности и базируется на изменении индексов выпуска по базовым отраслям: сельское хозяйство, промышленность, строительство, торговля, транспорт и связь, составляющих свыше 60% от ВВП. Нисходящая динамика индикатора аналогичным образом отразилась на показателе экономики в целом. По предварительным данным, темпы прироста ВВП за январь-июль замедлились до 3,3% против 4,6% в январе-мае текущего года.
Торможение экономического роста могло быть обусловлено влиянием ряда факторов. Постепенным снижением эффекта низкой базой сравнения, замедлением роста промышленности и сферы услуг. Кроме того, на динамике ВВП могли отразиться санкции в отношении нашего основного торгового партнера, хотя это обстоятельство связано не только с рисками, но и новыми возможностями для развития отечественной экономики. Еще одним фактором могло стать то обстоятельство, что первая фаза восстановления после любого кризиса, как правило, быстрая. Затем, по мере выхода на докризисные значения по ВВП и другим макропоказателям, скорость роста экономики замедляется.
Можно назвать и другие причины происходящего. Но как объяснить тот факт, почему на фоне заоблачных мировых цен на нефть возникают такие проблемы. Очевидно, основная причина замедления роста кроется в модели и качестве развития. Несмотря на бесконечные реформы, ввод в эксплуатацию тысяч новых предприятий по программам индустриально-инновационного развития, сырьевая зависимость казахстанской экономики не снижается. Качественных изменений в структуре инвестиций, экспорта и экономического роста не происходит. И как только прекращается рост добычи нефти, как правило, возникают проблемы с устойчивым ростом со всеми вытекающими из этого последствиями.