С севера на юг – без постороннего вмешательства | Деловая неделя
8 сентября 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

С севера на юг – без постороннего вмешательства

30.05.2023 10:34:24
№: 20 (1516)

Иран выведет страны Центральной Азии к Индийскому океану. Если Россия за это заплатит

Юрий Сигов, Вашингтон

Продолжающаяся военная конфронтация России и Украины не просто явно затягивается, но и подталкивает целый ряд государств Евразии к поискам альтернативных путей для сохранения торгово-экономических связей с учетом того, что украинский маршрут в Европу из Азии на данный момент по-прежнему заблокирован. Все же расчеты на то, что конфликт этот как-то быстро рассосется, и жизнь вернется в то самое нормальное, «доковидное» русло давно оказались полностью перечеркнутыми.

Замечу, что уже сформировался целый набор так называемых миротворцев в лице отдельных как стран, так и нескольких с виду уважаемых в мире политиков, предлагающих свои услуги по разрешению конфликта Киева и Москвы. Вот только конфликт этот не просто принципиальный для отдельно взятого региона, а определяющий дальнейшее существование всего нашего мира. Поэтому закончится он, скорее всего, очень даже нескоро. А те, кто думает о возобновлении нормальной торговли и деловых связей, должны теперь осваивать самые невероятные еще вчера обходные пути-дороги.

Одним из таких вариантов является налаживание альтернативного маршрута из Азии в Европу, избегая территорию Украины. Поскольку военные действия там могут продолжаться долго, да и после любого «мира», который там если и удастся установить через эту территорию, вряд ли серьезные бизнесмены пожелают поставлять свои товары, резко активизируются поиски иных маршрутов. Которые и по надежности и безопасности не будут столь рискованными, как украинские, и непосредственного вмешательства в маршрутный процесс со стороны коллективного Запада можно будет как-то избежать.

И что показательно: основные роли в этом маршрутном альтернативном бизнесе призваны будут сыграть, видимо, две крупные страны, находящиеся под самыми разнообразными западными санкциями – Россия и Иран. А поскольку взаимодействие Москвы и Тегерана будет налаживаться при прямом участии стран Центральной Азии, то для региона разворачивающиеся там события будут гарантировано иметь очень важное значение.

Россия стремится к Индийскому океану, потому что другие маршруты могут быть перекрыты ее противниками

Как известно, после распада СССР важнейшим маршрутом для налаживания торгово- экономического взаимодействия со странами Индийского океана было Каспийское море. Но если раньше на его берега выходили территории всего двух стран – Советского Союза и Ирана, то теперь их там целых пять. И пока они пытались «по-братски» разделить акваторию Каспия на национальные участки, коридор Север-Юг, о котором говорилось еще более полувека назад, так и не удавалось запустить в действие.

И вот теперь ситуация стала в корне меняться. Каспий худо-бедно, но пять выходящих на него государств поделили. Отношения сейчас между этими государствами практически по всем пунктам вполне добрососедские (даже при имеющихся отдельных разногласиях они не намерены разрывать торгово-экономические связи и рушить налаженные десятилетиями связи, как это делают сегодня в Европе).

А после резкого ухудшения отношений РФ и стран ЕС существенно потеплели связи Москвы и Тегерана. Вот и сейчас планируемый запуск железной дороги между Рештом и Астарой на территории Ирана – а она представляет из себя часть международного транспортного коридора «Север – Юг», позволит проложить новые глобальные транспортные потоки, которыми смогут воспользоваться не только страны Каспийского бассейна, но и вся Центральная Азия, а также Афганистан и Китай.

По оценкам специалистов, доставка грузов с берегов российских балтийских портов до берегов Индии займет 9-10 дней. Если отправлять эти же грузы по морю, то они попадут к заказчику через полтора месяца, да еще и с возможными препонами и ограничениями со стороны «недружественных РФ стран». Разумеется, портами только Индии подобные торговые маршруты не будут ограничены. К ним планируется подключить такие страны, как Ирак, всю шестерку государств Персидского (Арабского) залива, Пакистан, Шри-Ланку, и далее через Индийский океан в Африку, Юго-Восточную Азию, и в государства Тихого океана.

Если подобный план будет осуществлен полностью, то значительно упадет загрузка как Суэцкого канала, так и его дублера, проходящего через территорию Египта. Но произойдет это только тогда, когда будет проложен новый участок железнодорожного полотна через территорию Ирана длиной 162 км. Согласно соглашению между Россией и Ираном строить эту железную дорогу будут четыре года, и почти полностью за российские деньги (Китай на начальном этапе предлагал свои услуги, но Тегеран и Москва от этого варианта отказались).

Насколько подобный проект реален? Напомню, что эту идею обсуждали еще в начале нынешнего столетия, но тогда денег не было ни у Ирана, ни у России. Да и Азербайджан к этому проекту также должен был каким-то образом подключаться. Сейчас же Россия намерена выделить на строительство железной дороги в Иране кредит в 1,3 млрд. евро из 1,6 млрд. евро, которые необходимы для реализации всего проекта.

Правда, в этом плане есть один существенный, на мой взгляд, изъян для РФ: дорога строится по территории зарубежного государства на российские деньги. А если в Иране поменяется власть (как в Киеве в 2014 году)? Кто и как вернет России вложенные в объект средства, да и будет ли вовсе возвращать? Или иранские партнеры нынче настолько в доверии Москвы, что можно вот так спокойно вложиться миллиардами в то, что неизвестно окупится ли?
Поскольку Тегеран и Москва столь официально и решительно объявили о начале работ по прокладке коридора Север-Юг, очевидно, что именно маршрут в обход Каспия через территорию российских кавказских регионов и Азербайджан признан был наиболее рентабельным. Железнодорожная ветка пойдет через Астрахань, Махачкалу, Азербайджан и Иран. Между тем активно рассматриваются и другие варианты, под которые, правда, надо будет еще искать дополнительное финансирование.

Так, для стран Центральной Азии принципиален будет маршрут через Казахстан и Туркменистан все к той же иранской границе. А там грузы будут уже перекидываться на железнодорожное полотно Ирана и доставляться к его портам либо в Оманском заливе, либо направлены далее через порты Пакистана и Индии. Кстати, есть вариант и прямого морского пути через Каспий. Из Астрахани в иранские порты на юге, что вместо сухопутных перевалок сделает приоритетными морские перевозки.

Не совсем, правда, понятно, какой через четыре года будет международная обстановка, и закончится ли каким-то образом военный конфликт России и Украины. Вопрос этот принципиален, потому как России может быть к тому моменту не до сооружения железной дороги для выхода своих товаров и поставок из стран Центральной Азии к берегам Индийского океана. Да и деньги Москве к тому моменту могут понадобиться на совсем иные цели.

Здесь вновь удивительным образом, причем буквально «за уши» притягивается существование Шанхайской Организации по Сотрудничеству (ШОС). Вроде как Россия и Иран, а также большая часть государств Центральной Азии - члены этой структуры, и соответственно именно в рамках ШОС подобный участок коридора Север - Юг становится реальностью – и без участия государств коллективного Запада.

Плюс целый ряд специалистов, как это бывало и 20 лет назад, пытаются связать эту железную дорогу чуть ли не с Северным морским путем, и тем самым как бы доказать, что Евразия может спокойно и успешно развиваться – причем вообще без Европы. А как только маршрут этот начнет функционировать бесперебойно и надежно, так вроде как и другие страны, расположенные как в этом регионе, так и за его пределами, к подобной инициативе поспешат присоединиться.

Маршруту Север-Юг будут всячески мешать те, кто останется в стороне

Как и все современные торгово-экономические пути в мире кем-то контролируются, в них вкладываются огромные средства, и создать что-то иное, да еще в обход того, что уже вроде как налажено и давно функционирует – дело не просто сложное, но и крайне рискованное. Когда более 20 лет назад подобный проект только обсуждался, его категорическими противниками выступали Соединенные Штаты и Великобритания, поскольку они контролировали морские перевозки по всей планете. И позволить, чтобы появились маршруты, угрожающие существующему положению дел, они никак не могли.

Однако на данном этапе в мире сложилась совершенно иная ситуация. На Россию и Иран наложены беспрецедентные санкции, обе страны фактически выключены из западного финансового и денежного пространства. И им надо либо налаживать взаимодействие по доставке товаров и услуг напрямую, либо задействовать потенциал своих ближайших географических соседей, в том числе – стран Центральной Азии, Китая, Индии и ряда других государств.

Здесь интересен и подход к подобному проекту с точки зрения безопасности. Наверное, проводить этот маршрут через страны Центральной Азии из России в Иран было бы безопаснее. Но, очевидно, в Москве и Тегеране посчитали, что надо в такой большой экономический проект вовлечь страны Закавказья, и прежде всего Азербайджан. Да и российские регионы Кавказа могут получить в этой ситуации дополнительные возможности как для самой торговли, так и для создания новых рабочих мест.

Кстати, подобный подход важен и для того, чтобы в новые схемы и маршруты включены были те страны, которые пока остаются где-то в стороне от «большой региональной торговой дороги». Те же китайцы при прокладке четвертой газовой трубы из Туркменистана настояли на том, чтобы проложить часть трубы через территорию Кыргызстана, тем самым давая возможность Бишкеку также подключиться к китайскому транзиту и получать от этого неплохие деньги. А поскольку транзитные страны будут и на дальнейшее заинтересованы в подобных платежах, то они и будут обеспечивать максимальную безопасность и данному, и другим проектам подобного типа.

Есть, правда, сомнения относительно того, что Россия сможет получать какие-то товары через порты Балтийского моря и отправлять их через всю страну в сторону Азербайджана и Ирана к берегам Индийского океана. Те же европейские страны открыто заявляют, что уже в следующем году они намерены полностью «обнулить» любые торговые отношения с РФ даже если им придется на этом потерять огромные средства. Но надо учитывать и тот факт, что и на других морях России очень сложно будет на что-то опереться, кроме иранского железнодорожного проекта.

Черное море при наличии выхода к нему Украины никаких гарантий безопасности России дать не может, да и выход из него контролирует Турция, не самый надежный и верный партнер не только для Москвы, но и для любой страны. Через порты Северных морей также можно много потерять при вывозе товаров - да и далеко оттуда до любой точки планеты кроме, наверное, Европы. Поэтому либо надо будет все по суше отправлять до портов Тихого океана (где вокруг – тоже сплошь недружественные страны), либо пробиваться к Индийскому океану через Азербайджан и Иран.

Американцы всегда смогут надавить и на Азербайджан, и на страны Центральной Азии. Но в дело может активно вмешаться и Китай

Если строительство железной дороги Решт-Астара пойдет успешно, то это сделает Иран одним из важнейших игроков не только в торговом и транспортном коридоре Север-Юг, но и укрепит его связи как с Россией, так и со странами Центральной Азии. Также Тегеран теснее станет сотрудничать со своими ближайшими соседями – Пакистаном и Индией, а также Китаем.

Показательно и то, что именно подобному сотрудничеству Москвы и Тегерана долгие годы мешали очень влиятельные российские олигархи и представители так называемой «пятой колонны», для которых все, что плохо для коллективного Запада должно было быть сорвано любыми путями. Однако после начала российско-украинского военного конфликта иранское направление, а также расширение связей со странами Центральной Азии стало одним из приоритетных направлений во внешней политике РФ.

К тому же в российских министерствах и ведомствах много чиновников, давно уже «прикормленных» Турцией. И для них все, что идет мимо Анкары и Стамбула - в корне неправильно, и для них персонально финансово невыгодно. Соответственно даже частичное переориентирование торгово-экономических потоков на Азербайджан и Иран в обход морских перевозок по Черному и Средиземному морям их более, чем не устраивает. Но здесь уже будет важно, насколько ближайшее окружение российского президента (особенно так называемые силовики) смогут этот проект пробить, и не поддаться внешнему шантажу.

А вот разнообразное давление со стороны Соединенных Штатов и единой Европы на этот проект практически гарантировано. То, что оно будет оказываться всячески на Россию и Иран не столь само по себе важно и опасно, поскольку они давно уже находятся под различными санкциями и ограничениями, мешающим им нормально развиваться и взаимодействовать с другими государствами. А вот страны Центральной Азии, скорее всего, получат от Вашингтона и Брюсселя на начальном этапе «дружеский совет» не связываться с этим проектом.

А уж если по каким-то причинам подобному совету они не внимут, то в ход пойдут самые различные методы – от запрета на поставки тех или иных товаров до создания на их территории зон социальной нестабильности и хаоса. Правда, в этой ситуации в происходящее могут активно вмешаться Китай и Индия. И тем, и другим подобный торгово-экономический коридор выгоден, и они в нем вполне могут самым непосредственным образом поучаствовать.

Для Индии это будет хорошей возможностью расширить свой экспорт как в Россию, так и страны Центральной Азии. Для индусов это особенно важно еще и потому, что в этом регионе они куда больше закупают у партнеров, чем продают. А при сооружении железной дороги через Иран из России индийские товары могут беспрепятственно попадать на большие по объемам рынки. Тут уже важно будет определить, а какие товары конкретно те же страны Центральной Азии смогут там покупать, потому как в обмен на нефть и газ даже при очень большом желании Дели по сути дела мало что сможет им предложить взамен.

Можно с уверенностью утверждать, что по большому счету для Дели подобный проект – это еще один шанс выйти через Центральную Азию и Россию на европейские рынки. Если же российские товары и услуги (а, скорее всего, так и будет) коллективным Западом будут бойкотироваться, то с Индией пока ни о каких санкциях речи не идет - по крайней мере со стороны тех же европейцев. Да и Китай этим проектом заниматься точно пожелает. Однако здесь стоит все же отметить, что и китайские, и индийские товары по такому маршруту так или иначе, но будут приносить доходы и России, и Ирану, а к этому та же единая Европа точно отнесется крайне негативно.

Не надо забывать и о определенном соперничестве (если не сказать о жесткой конкуренции) Дели и Пекина в подобном проекте, где возможно установить собственный контроль и укрепить свое влияние на важных во всех отношениях рынках.

Поэтому от активности и степени участия в этом проекте Китая и Индии наряду с Россией и Ираном очень многое будет зависеть. Ведь его основная идея – это обойти западные маршруты, и наладить прямое взаимодействие географически соседних стран, максимально задействуя тем самым как железнодорожные, так и океанские перевозки. А реально осуществимо это только при тесном сотрудничестве всех участников проекта, и их желании как можно быстрее добиться начала его эффективной работы.

 

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...