Самолеты не ко двору | Деловая неделя
20 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Самолеты не ко двору

29.11.2023 12:01:19
№: 43 (1539)

Казахстан отказался покупать французские истребители

Вот что, солдаты, говорит генерал по поводу способов победы над более многочисленным, лучше вооруженным и занимающим более выгодное стратегическое положение противником. – Он перелистнул страницу. – Никогда Не Вступай С Таковым В Бой.

Из книги «Патриот» Терри Пратчетта

НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ французские СМИ сообщили, что Париж намерен продать нашей стране свои военные самолеты - истребители Dassault Aviation Rafale. Об этом сообщила, в частности, французское издание La Tribune. Согласно его информации, именно продвижение интересов французских производителей военной техники (а не поиски поставщиков урана для АЭС Франции, утративших возможности поставок из Нигера) было главной задачей визита французского президента Эммануэля Макрона в Казахстан и Узбекистан.

«Согласно источникам, на протяжении нескольких месяцев Dassault Aviation активно ведет работу в двух центрально-азиатских странах в этом направлении», – сообщило издание. По информации французской прессы, официальный Париж предлагает Казахстану и Узбекистану приобрести истребители Rafale и именно «в этом и заключалась суть поездки Эммануэля Макрона в Казахстан, а затем в Узбекистан 1 и 2 ноября». Согласно информации из статьи, La Tribune, Узбекистан уже высказал желание приобрести 24 истребителя. Что касается нашей страны, то в условиях, когда она не только вывела из употребления, но уже и заказывает утилизацию 2/3 своего авиационного парка, было бы логичным как раз пополнить его современными западными образцами вооружений. К сожалению, в министерстве обороны РК, видимо, считают иначе: вскоре после того, как появился перевод статьи из La Tribune, его представители опровергли эту информацию. То, что это произошло на фоне очередного перекрытия главного  маршрута экспорта казахстанской нефти через нефтепровод КТК и порт Новороссийск, вероятно, объясняет позицию Астаны, которая опасается гнева Москвы, способной одним движением «передавить» главную пуповину экономики нашей страны.

В статье La Tribune отмечается, что по информации ее источников, обе «страны заинтересованы в поставках боевых самолетов», которые Франция предлагает поставлять, чтобы «углубить двусторонние отношения» с Казахстаном и Узбекистаном. Короткая поездка главы французского государства произошла после визитов во Францию президента Узбекистана Шавката Мирзиеева 21 и 22 ноября 2022 года и президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева 29 и 30 ноября», — отмечается в статье La Tribune. Впрочем, даже на уровне намерений в глаза бросается разница между позициями Ташкента и Астаны. Если, как уже говорилось выше, Узбекистан перешел к конкретике и может купить до 24 истребителей, «чтобы заменить свои старые российские самолеты боевыми самолетами более нового поколения», то планы на них Казахстана охарактеризованы как «более отдаленная перспектива», причины которой также отражены достаточно откровенно: «географическая и даже политическая близость Астаны и Москвы не благоприятствует двойному источнику поставок с западным производителем самолетов».

«Однако Франция решила смело попытать удачу как в Казахстане, так и в Узбекистане. Она желает поддержать их «в их усилиях по реформированию и модернизации, внести вклад в диверсификацию их партнерских отношений, поддержать их независимость и суверенитет, а также их стремление укрепить связи с Европой», — цитирует издание источник в Елисейском дворце поделившийся с ними своим видением еще перед официальным визитом Эммануэля Макрона в Астану и Самарканд. Теперь в Казахстане заявили, что «эта информация не соответствует действительности», правда не уточнили - идет ли речь о покупке французских истребителей сейчас или о планах их покупать вообще. 

В целом, как «ДН» ранее уже писала, в этом году Минобороны Казахстана отправляет под нож более сотни устаревших советских самолетов, среди которых, правда, обнаружились модели, активно используемые в текущей войне в Украине. Причем, не только с испытывающей понятные затруднения с техникой украинской стороны, но и с российской, из-за чего у нас даже возникли подозрения, что столь масштабное и не совсем понятное уничтожение 2/3 авиапарка ВВС РК может быть завуалированным способом передачи машин и запчастей россиянам, у которых также наблюдается острая нехватка и того, и другого. 

Также война в Украине показала, насколько впереди по сравнению с бывшими советскими и действующими российскими образцами находится конструкторская мысль и в целом современная боевая техника стран Запада. Даже небольшие (очевидно недостаточные) поставки западных вооружений, вроде HIMARS или ATACMS сильно меняли картину вооруженного противостояния в пользу ВСУ. Этот, как и предыдущие, конфликт продемонстрировал огромную эффективность беспилотной тактической авиации для нанесения ударов по незащищенным целям, военной технике, воздушной тактической разведки и наведения артиллерии на цели в режиме реального времени. С другой стороны, провал украинского наступления на юге также указывает на тот факт, что обычную авиацию беспилотники заменить пока еще не могут. Киев все еще ждет поступления американских самолетов, на которые руководство страны возлагает большие надежды. Французское оружие также участвует в украинском конфликте и зарекомендовало себя довольно неплохо. Для Казахстана французские самолеты могут быть очень полезны.

Во-первых, потому что они вероятно лучше российских, во-вторых, потому что у россиян просто нет лишних самолетов на продажу - максимум на что они идут, на обмен на другие виды вооружений, которых им очень не хватает на фронте - беспилотники, управляемые снаряды и другое. Многие военные контракты Российской Федерации сорваны из-за того, что вместо поставок в страны-покупатели, оборонка отправляет технику на фронт, чтобы восполнить тяжелейшие потери. Более того, была информация также о том, что россияне просили своих покупателей возвращать им уже поставленные партии вооружений, ввиду крайнего дефицита их у самих вооруженных сил РФ. Ну, и в-третьих, в целом разнообразие военной техники существенно расширяет горизонты знаний и умений военнослужащих. Тем более, что и Минобороны Казахстана также старается усилить свои возможности.

Об этом мы можем судить хотя бы по тому факту, что в базе готовящихся к принятию документов “Открытые НПА” доступен свежий проект постановления правительства о призыве в армию и другие силовые структуры сотен офицеров запаса. Согласно документу, в вооруженные силы необходимо призвать 752 офицера на 2 года: "Офицеры запаса, годные к воинской службе и не прошедшие ее, будут призваны для прохождения воинской службы на должностях офицерского состава сроком на 24 месяца". В подразделения Минобороны планируется призвать 600 офицеров, в Пограничную службу КНБ - 80, в Нацгвардию - 42, в МЧС - 30. На этом фоне довольно странно, что прирастая людьми наша армия не горит желанием увеличивать количество техники. 

Особенно с учетом того, что авиационный парк страны был сокращен на две трети. Непонятно, как это вообще можно обосновать с точки зрения радеющих за интересы страны чиновников. Другое дело, что тут в дело могли вмешаться силы, «не радеющие» за безопасность Казахстана. Конечно, перекрытие КТК, случившееся почти одновременно с отказом Казахстана от французских истребителей, может быть просто совпадением. Тем более, что соцсети жителей Причерноморья говорят о «шторме десятилетия». Но может и не быть. За прошедшие с начала нападения России на Украину полтора (а скоро уже и два) года, наша страна пока так и не продвинулась в том, чтобы диверсифицировать маршруты поставок нефти на внешние рынки. На восточное направление - в КНР труба заполняется российской нефтью, и соглашение по этому поводу было продлено. Какие-то объемы должны будут нарастить через Каспий в Баку-Тбилиси-Джейхан, но опять же это пока еще не реализовано, хотя годы летят, угроза изоляции нашей страны от торговых маршрутов никуда не делась. В целом, работу правительства в данном направлении сложно оценивать как-то положительно.

Возвращаясь к вопросу о вооружениях в целом, можно констатировать, что и тут, если и есть прорывы, то пока не в укреплении безопасности страны, а скорее в области списания вооружений в утиль. Времена, когда в основе обеспечения безопасности страны лежали дипломатические усилия и договора с соседями прошли - мы видим, что при желании ни договора о дружбе, ни взаимное признание границ не останавливают желающих поживиться чужой территорией. Рассчитывать на геополитических противников страны-агрессора, как показывает пример Украины, тоже можно лишь до определенных пределов, так как они могут быть заинтересованы не в нашей территориальной целостности и безопасности, а в том, чтобы их супостат просто завяз в очередном конфликте, как в кровавом болоте. Поэтому, в итоге, свою безопасность должны обеспечивать, в первую очередь, мы сами.

 

 

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...