Самолеты-призраки | Деловая неделя
27 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Самолеты-призраки

26.10.2023 16:43:07
№: 38 (1534)

или Зачем Казахстан списывает на металлолом две трети своих боевых «крыльев»?

Санкции есть санкции. Мы не должны их нарушать. Тем более мы получаем уведомления в отношении того, что в случае нарушения санкций последуют так называемые «вторичные санкции» со стороны Запада в отношении нашей экономики. То есть идет очень сложная, деликатная работа, которую я мог бы назвать прохождением «между Сциллой и Харибдой».

Касым-Жомарт Токаев

СТРАННАЯ НОВОСТЬ была обнародована нашими коллегами на этой неделе. Министерство обороны Казахстана выставило на продажу сразу 117 «морально устаревших» (по их определению) самолетов, среди которых почему-то есть те модели, которые сегодня продолжают активно использоваться в ходе военных действий обеими сторонами конфликта в Украине. Впрочем, это не самое странное в объявлении, размещенном на сайте государственной торговой площадки. Самое странное в том, что кому-то предлагается купить самолеты за миллионы долларов, которые после этого там же на месте нужно будет уничтожить, причем их даже якобы нельзя разобрать на детали (хотя, как правило, детали военной техники должны быть взаимозаменяемыми в рамках одной модели).

Абсолютная алогичность этой сделки вызывает подозрения в том, что за ней может скрываться что-то иное, и это иное может быть (и это мы не утверждаем, а только делимся предположениями!) поставками этих самых самолетов одной из воюющих или подсанкционных стран мира. Тем более, что у Казахстана уже есть такой скандальный прецедент, когда в конце 90-х из нашей страны десятки самолетов МиГ-21 были проданы Северной Корее, причем, это был не единственный эпизод поставок вооружений из Казахстана Пхеньяну. Кстати, та же Северная Корея теперь известна тем, что она сама поставляет артиллерийские боеприпасы и ракеты в обход санкций Запада российской армии, воюющей в Украине. За поставку МиГов в КНДР в 2000-м году был привлечен к суду Бахытжан Ертаев, на тот момент начальник Генштаба ВС РК, который был оправдан в суде и спокойно продолжил военную карьеру. Скандал с МиГами не сказался и на карьере тогдашнего премьер-министра РК Касым-Жомарта Токаева, который сейчас занимает пост президента нашей страны. Стоит ли теперь нам ожидать каких-то комментариев и вопросов со стороны США?

Итак, чтобы не быть голословными в попытке своего анализа данной информации, приведем новостной материал агентства КазТАГ, чьи журналисты «накопали» эти сведения в открытых источниках, целиком:

«Астана. 25 октября. КазТАГ – 117 советских истребителей выставили на торги в Казахстане, передает корреспондент агентства. «Продавец – Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Қазарнаулыэкспорт (Казспецэкспорт)» комитета государственного оборонного заказа министерства индустрии и инфраструктурного развития»; объект продажи – реализация авиационной техники с условием ликвидации в количестве 81 единиц», – говорится в описании торга на сайте торговой площадки. 81 самолет 1975-1989 годов выпуска находятся сейчас в войсковой части в поселке Жетыген в Алматинской области. Стартовая цена за весь лот составляет Т1 019 782 199. Также 11 самолетов за Т230,5 млн содержатся в войсковой части в Карагандинской области, 10 единиц за Т358,3 млн в Семее и 15 самолетов за Т194,8 млн в Шымкенте. В основном «Казспецэкспорт» выставил на торги самолеты МиГ-31, МиГ-27, МиГ-29 и Су-24. Начало торгов назначено на 26 октября. В отчете указано, что военная техника не пригодна к эксплуатации. Оцениваемые объекты находятся в непригодном к использованию состоянии вследствие морального устаревания, модернизация их экономически нецелесообразны. Согласно приказу МИИР РК, истребители должны быть ликвидированы посредством утилизации на территории войсковых частей. С учетом технического состояния и уникальности, их использование в других целях, в том числе в качестве источника запасных частей невозможно».

А теперь давайте попробуем детально разобраться в этом всем. Итак, заявляется, что 117 самолетов МиГ-31, МиГ-27, МиГ-29 и Су-24 выставлены на продажу четырьмя войсковыми частями за общую сумму 1,8 млрд тенге (или $3,7 млн). Причем непонятно, что вообще получает покупатель (кроме возможности поселфиться на фоне военной техники), если самолеты после продажи должны быть «ликвидированы посредством утилизации на территории войсковых частей», а использовать их даже на запчасти нельзя. Особенно отмечается, что самолеты «находятся в непригодном к использованию состоянии вследствие морального устаревания», а «модернизация их экономически нецелесообразна».

Согласно открытым данным, последняя эскадрилья бомбардировщиков МиГ-27 ВВС РК (12 самолетов) была не так давно «переведена в резерв». Что это значит на военном языке, мы точно не знаем. Но самолеты явно не списывались окончательно, хотя и с боевого дежурства, очевидно, их сняли. Если всего за несколько лет нахождения в резерве они пришли в непригодное состояние, то перед тем, как продавать их на металлолом кто-то же должен был задать вопрос – почему наша техника так быстро пришла в негодность и кто в этом виноват? Может быть, имело смысл продать их, пока они еще были «на лету»? Если тут у нас налицо не халатность и нерачительность, то что? Впрочем, мы видели, что те же россияне снимают с хранения давно устаревшие модели вооружения – вплоть до танков, грузовиков и артиллерийских систем 40-50-х годов прошлого века. Так что «моральное устаревание» в условиях украинской войны для российской армии, потерявшей огромное количество техники, перестало быть препятствием для использования вооружений.

Если с МиГ-27 еще как-то можно согласиться по поводу «морального устаревания» (с учетом того, что в России этот термин уже не актуален), то на счет остальных моделей продаваемых на утилизацию, есть более острые вопросы. Потому что, если мы взглянем, например, на список самолетов, используемых Россией в своей «специальной военной операции» против защитников Украины, мы увидим и Су-24, и МиГ-29, и МиГ-31. Су-24 есть и у ВСУ (до начала войны их было около 30). По состоянию на 2015 году, Казахстан располагал 25 самолетами Су-24/Су-24М, которые были выведены из эксплуатации в период до 2017 года. В резерве они, получается, простояли всего 6-8 лет, но неужели так плохо сохранялись, что превратились в металлолом? У России этих машин на 2023 год было около полутора сотен, десятки их она потеряла при ударах украинскими ракетами по аэродромах или в небе над Украиной. Может ли Москва быть заинтересована в получении 25 хотя бы «наборов» запчастей этой модели? Вполне. Кому еще интересны такие самолеты? Например, Ирану. На 2023 год эта страна, по открытым источникам, владела 29 Су-24МК. Тегеран также находится под санкциями Запада, и продавать ему оружие страны, заботящиеся о своей репутации, избегают.

Похожая ситуация с МиГ-29 и МиГ-31. Из открытых источников известно, что на хранении в Шымкенте стояли 12 МиГ-29 и 2 МиГ-29УБ. У России около сотни этой модели самолетов остается на вооружении, согласно информации открытых источников. Подтвержденных потерь среди самолетов этой модификации у России нет, так как они используются вне театра боевых действий и из-за линии фронта запускают ракеты X-29, X-31 и другие. У Украины было около 40 МиГов-29, и она несла тяжелые потери именно среди этих самолетов. Какое-то количество самолетов этой модели Киеву пообещали или уже поставили Словакия и Польша. Не все они в хорошем состоянии и украинцы разобрали некоторые из подаренных им машин, чтобы позаимствовать детали для ремонта своих самолетов. У Казахстана был 31 МиГ-31Б и МиГ-31БМ на 2023 год по открытым источникам. У России есть 127 Миг-31, и нет информации о потерях среди этих авиамашин, хотя они вполне могли попасть под огонь в ходе ударов украинских беспилотников по военным аэродромам на территории РФ.

Судя по цифрам продажи на «металлолом», Казахстан пускает под «нож» практически все свои военные самолеты этих моделей, и у нас, если ориентироваться на открытые источники, остается только около 60 самолетов моделей Су-27 и Су-30. Говоря иными словами, две трети боевых самолетов страны оказались непригодны и теперь должны быть разом утилизированы, хотя такие же модели продолжают использоваться соседними с нашей страной. Это, естественно, должно вызывать законный вопрос: не производится ли «под шумок» контрабандная продажа этой военной техники?

На наш взгляд, вполне обоснованы подозрения в том, что на самом деле наши самолеты будут не распилены, после того, как какой-то чудак их выкупит на металлолом (тем более лом получится неоправданно дорогим, так как за такую сумму можно приобрести 15 тысяч тонн обычного металлолома), а просто отправятся служить на боевое дежурство (или для «донорства» деталей) в чужие страны. Такой вариант будет очевидным и явным нарушением режима санкций в отношении потенциальных получателей этих самолетов (неважно - целиком или деталями), поскольку таковых у нас рядом только два – Россия и Иран. В Украину мы явно не собираемся поставлять эту технику даже тайно – такой демарш Москва не поймет и не простит. Неясно, правда, как к такому возможному сценарию отнесется Вашингтон, постоянно призывающий нашу страну строже придерживаться санкций, наложенных международным сообществом на Россию, как на страну-агрессора.

В свое время, когда выяснилось, что Казахстан поставил устаревшие МиГ-21 КНДР, это стало настоящим испытанием американо-казахстанских отношений, вынудив Назарбаева срочно отправить в отставку министра обороны Мухтара Алтынбаева, и своего близкого соратника - председателя КНБ Нуртая Абыкаева. Если нынешняя «оптовая утилизация» казахстанских самолетов тоже является попыткой прикрыть нечто подобное, это может резко изменить статус Казахстана в текущей геополитической ситуации с нейтральной страны на соучастника агрессии против Украины. Что чревато международной изоляцией Астаны, резким оттоком инвестиций и работающего в стране западного бизнеса, как это было в феврале прошлого года в России. Сложно представить, чтобы Токаев решился на подобный риск, и в этой ситуации Астане вдвойне важно максимально минимизировать любые подозрения. Сделать это достаточно просто – нужно пригласить всех военных атташе, аккредитованных в РК, на утилизацию всех 117 самолетов, чтобы они могли своими глазами убедиться, что техника реально уничтожается, и от нее не остается никаких запчастей, которые могут быть использованы для контрабандного экспорта.

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...