Сентябрьские бои
Взрывы на "суперхранилище" боеприпасов армии РФ в Торопце стали настоящим шоком для россиян
ВСУ переходит к обороне и больно бьет по тылам в РФ
«ДН»
ОЖЕСТОЧЕННЫЕ БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ на территории Украины и России продолжаются. Пока украинцам удалось отбить контратаку войск РФ на свой плацдарм в Курской области, войска РФ продолжают яростные атаки на позиции ВСУ в Донецкой области, медленно приближаясь к городу Покровску, стратегической точке, важной для снабжения и поддержания всей оставшейся обороны украинских войск на всей Донеччине. На этом фоне украинцам удалось нанести сильный удар по снабжению российских военных, уничтожив огромные склады с ракетами и снарядами в Тверской области. Российскую «z-общественность» также сотрясает скандал из-за разоблачений, сделанных погибшими «операторами БПЛА», от которых избавилось их собственное командование, отправив их «на смерть» в «мясной штурм». Моральный дух россиян существенно упал, что, правда, пока никак не сказалось на частоте и ожесточении атак с их стороны. Правда, до начала сезонной осенней распутицы стороны, скорее всего, уже не сильно изменят конфигурацию своих позиций. На этом фоне официальный Киев упрашивает Запад разрешить ему использовать дальнобойные ракеты для ударов по российской территории, а также обещает представить план победы в этой войне.
«На земле» в текущий момент противостояния на более чем полуторатысячекилометровом фронте есть две основные «горячие точки». Первая – на Донеччине. Там российские войска продолжают наступать в районах к западу от Донецка на нескольких направлениях. Главный же удар, видимо, продолжает планировать в направлении Покровска. Он является важным для всей оборонительной системы ВСУ на Донбассе: город является важным логистическим центром обороны, находясь на трассе T054, соединяющей несколько стратегически важных городов. Через Покровск проходит снабжение таких городов, как Константиновка, Горловка и Краматорск. Его захват усложнит украинские логистические цепочки в Донецкой области и облегчит захват Россией всего региона. Для российской армии овладение этим городом могло бы стать главной победой летней кампании, после чего она могла бы уже отвести свои силы на пополнение и переформирование, как это было после захвата Бахмута в прошлом году.
Продвижение россиян на Покровск происходит за счет массированных «мясных штурмов», главным образом, силами подразделений «Шторм Z» сформированных из заключенных российских колоний и СИЗО, которых командиры безжалостно гонят в бой, не считаясь с потерями. Правда, из-за опережающего темпа наступления, а также контратак ВСУ, которые перебросили на это направление резервы из числа подразделений Нацгвардии – в том числе бригады «Кара-Даг» и «Азов», в сентябре россияне сосредоточились на обеспечении флангов, ликвидируя угрозы справа и слева от основной «кишки» захваченной ими территории.
Частям ВСУ приходится отступать, чтобы сосредоточится на обороне ключевой точки – Покровска. Правда, теперь у россиян появилось больше возможностей для маневра, и они могут перенести направление удара, и как минимум часть наступающих частей была брошена на движение в обход Покровска, вокруг которого россиянам за считанные дни первых недель сентября удалось захватить целый ряд деревень к северу и югу от города.
Для частей ВСУ на Донеччине наступил оперативный кризис, который они пока не могут купировать, правда, и для россиян этот успех стал по-настоящему Пирровой победой. Во-первых, он достигается ценой огромных потерь в людях и особенно в технике, во-вторых, из-за этих потерь у наступающей группировки не хватает войск, которые бы могли превращать прорывы фронта в маневренные действия в оперативной глубине обороны противника. Иными словами, из-за траты всех резервов на штурмы, россияне не могут воспользоваться их итогами и им нечего вводить в преодоленные оборонительные порядки, расширяя прорывы, окружать и преследовать силы ВСУ. Вместо этого происходит медленное «отодвигание» обороняющихся с одних рубежей на другие, разница между которыми лишь в степени их подготовки для долговременной обороны. Эффективности «мясным штурмам» придает не само использование пехоты, которой «не жалко» командирам, но и то, что выявленные ею (ценой жизни) узлы обороны ВСУ уничтожаются массированными артиллерийскими и, особенно, авиационными ударами, для которых российские войска используют так называемые «корректируемые авиационные бомбы» - КАБ, весом от полутонны до полутора тонн.
Видимо, пытаясь лишить россиян этого оружия, украинская разведка сумела нанести чрезвычайно эффективный удар по крупному хранилищу боеприпасов Минобороны РФ в Тверской области, в районе города Торопец. В ночь на 18 сентября дрон ВСУ нанес удар по «арсеналу комплексного хранения», построенному и с помпой презентованному там в 2018 году. «Арсенал был построен в рамках запущенной Минобороны России в 2012 году целевой программы совершенствования системы хранения боеприпасов и взрывчатых веществ, призванной исключить их содержание под открытым небом, - сообщает Би-Би-Си. - В Минобороны заявляли, что арсенал «соответствует высочайшим мировым стандартам» и позволяет укрыть запасы ракет и боеприпасов от внешнего воздействия и обеспечить их сохранность и взрывопожаробезопасность». Объект принимал заместитель министра обороны генерал армии РФ Булгаков, ныне сидящий в СИЗО по обвинению в коррупции.
Детонация боеприпасов на «суперскладе» в Торопце была настолько серьезной, что пожары там были зафиксированы из космоса, а международные сейсмические лаборатории зафиксировали подземные толчки, сравнимые по силе с землетрясение в 2,5 балла. Официальные власти России скрывают масштабы происшедшего, но «z-общественность» буквально душит от гнева и она выступает с открытой критикой Кремля, агрессивную войну против Украины она яростно поддерживает. Больше всего z-блогеры критикуют власти за то, что у этого объекта практически отсутствовал режим секретности, не только о его строительстве сообщали открыто в СМИ, но и в обычных интернет-сервисах с использованием спутниковых снимков можно было найти подробные фотографии объекта, запечатлевшие открытое складирование снарядов и ракет. «Товарищ сбрасывает мне в личку спутниковые фото складов в Торопце. С высокой детализацией, — пишет z-активист Алексей Живов в своем Телеграм-канале. — Многое лежало под открытым небом и легко различалось, в одном месте ракеты. В другом снаряды и т. д. Я его спрашиваю: «Откуда ты все эти фотки в таком качестве берешь?». Знаете, откуда? Yandex и Google карты. У меня цензурные слова закончились по этому вопросу. Я просто не понимаю, что происходит».
Также провоенных российских активистов очень разозлил тот факт, что построенный за 3,6 миллиардов рублей арсенал был уничтожен банальным попаданием дрона, а не даже баллистической ракеты. Еще один z-блогер, Роман Алехин, очень эмоционально пишет: «По поражению инновационного склада ракет и БК в Торопце Тверской области, о котором Минобороны открыто докладывали, как защищённом от внешнего воздействия, ещё в 2018 году, сложно что-то сказать без мата... И это даже не про коррупцию и разворовывание всего и вся в ведомстве. Это про управление. Мне очень сложно понять и принять, что до сих пор остались в зоне поражения крупные склады ракет и БК. Это же, как с построениями в зоне боевых действий или движение колоннами в зоне поражения химарей, фпв и артиллерии. Почему за 2,5 года не стало понятно, что в этой войне нельзя собираться большими группами, сосредотачивать в одном месте технику и боеприпасы, а надо все дробить и обеспечивать через умные логистические цепочки? Где внедряемые бережливые технологии? Если же ещё и в Тверскую область долетел БПЛА до военного склада, то есть и второй вопрос: мы уже долгое время говорим и показываем, как противник эффективно работает пулеметами с пикапов по нашим Гераням, почему такими группами не охраняются хотя бы военные объекты в зоне поражения БПЛА? Самое печальное, что МО не учится во время войны, не учится над ошибками, а допускает не только много новых, но и старых или из них вытекающих. Так войну не выиграть...».
О важности склада для армии РФ можно судить по информации, главы Центра противодействия дезинформации при СНБО Украины Андрея Коваленко, который заявил, что в Торопце хранились ракеты для реактивной системы залпового огня «Градов», комплексов ПВО С-300 и С-400, а также баллистические ракеты для оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер», стреляющих баллистическими ракетами. Там же «начинал создаваться запас северокорейских KN23», представляющих собой баллистические ракеты максимальной дальности в 700 км, являющиеся аналогами российских ракет для системы «Искандер», а также «Кинжал» (они являются авиационной вариацией тех же «искандеров»).
Вторая «горячая точка» на фронте российского-украинского противостояния – Курская область РФ. Месяц назад туда вошли части ВСУ, легко прорвав пограничные укрепления, которые охраняли частями из солдат-срочников, а также чеченскими подразделениями «Ахмат». Украинцы частично оккупировали два района Курской области, что само по себе стало вызовом для Кремля, поскольку означало перенесение войны на признанную российскую территорию. Кроме психологического эффекта, операция в Курской области вынудила российское командование отправлять туда резервы, которые в ином случае могли бы бросать на усиление наступления в Донецкой области. Контрнаступление россиян против курской группировки ВСУ началось 10 сентября, и поначалу им удалось вернуть контроль над целым рядом населенных пунктов. Затем, оказалось, что это была уловка ВСУ, которые заманили штурмовые колонны в окружение. После этого российское контрнаступление в этом регионе окончательно заглохло.