Широкий жест | Деловая неделя
6 декабря 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Широкий жест

21.11.2024 16:39:28
№: 42 (1584)

Или Отмена деклараций нищих - за ненадобностью?

Гражданин должен платить налоги с тем же чувством, с каким влюбленный дарит своей возлюбленной подарки.

Новалис, немецкий писатель, философ и поэт

НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ правительство с подачи президента Токаева заявило об отмене всеобщего декларирования имущества и доходов для простых граждан. Со следующего года простым казахстанцам, живущим на одну зарплату/пенсию, не придется сдавать свои формы 250 и 270. Такой вот подарок населению - которое, честно скажем, не очень-то рвалось показывать государству свои кубышки, заначки и мелкие «гешефты». Власти объяснили свой поступок тем, что концепция «всеобщего декларирования» слегка устарела, а цифровизация продвинула возможности контроля над движением денежных потоков (и налогообложения) вперед. Впрочем, сама идея того, чтобы гражданам финансово «раскрыться» перед государством, в ее казахстанском - одностороннем - исполнении (потому что чиновники свое имущество и доходы населению решили не показывать), изначально была наполовину выхолощенной. Потому что односторонняя прозрачность хороша в комнате для допросов или для вуайериста, для нового общественного договора же в ней не хватало взаимности. Почему мы говорим об общественном договоре? Потому что, по идее, Всеобщее декларирование должно было стать переходом от его старой модели, когда государство не сильно интересовалось доходами граждан в обмен на то, чтобы они не совали нос в политику и распределение сверхдоходов от продажи недр, к новой - когда Родина решила, что люди это - новая нефть - и платить они должны налоги полноценно.

Проблема тут была в том, что как и в любой сделке, вторая сторона должна тоже что-то получить за согласие на изменение условий, но власти так и не придумали, что же они дадут нам в ответ. А варианты были - от реальной демократизации до прозрачности доходов чиновничества и элит, чтобы мы все могли видеть, кто чем живет. Но нет. В итоге, мы имеем лишь расширение «кормовой поляны» для бюджета, который текущий Кабмин, уже не стесняясь, латает внешними займами буквально у всех на глазах, поскольку за 3 года «Нового Казахстана» власти так и не смогли создать эффективную экономику через привлекательные условия и возможности для бизнеса - как местного, так и иностранного. Сложно судить, насколько высок будет энтузиазм по поводу отмены лишней отчетности с тех, с кого и брать-то нечего, но что касается тех, на кого декларирование было рассчитано специально, чтобы начать облагать налогами «по-взрослому», прежде всего малого и микробизнеса, то тут не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы предсказать, что они в ближайшее время постараются максимально вернуться «в кэш», девальвируя достижения kaspi-безнализации.

Разговор о том, чтобы отменить декларацию для широких слоев населения, начал 15 ноября сам Токаев. Выступая на форуме работников сельского хозяйства, глава государства заявил, что сама идея декларирования доходов и активов несколько устарела. «На пути строительства Справедливого Казахстана особое внимание мы уделяем обеспечению прозрачности во всех сферах. В этом контексте большое значение приобретает всеобщее декларирование доходов наших граждан, которое постепенно внедряется с 2021 года. В рамках первых трех этапов этим требованием охвачены более 4 миллионов человек, в частности госслужащие, руководители квазигосударственного сектора, предприниматели, а также их супруги, - сказал Касым-Жомарт Токаев. - Планируется, что в следующем году декларации будут сдавать еще около 8 миллионов человек. Однако следует учесть тот факт, что концепция всеобщего декларирования доходов была принята уже 14 лет назад. За это время страна добилась значительного прогресса в сферах цифровизации и финтеха. Обеспечена интеграция баз данных различных государственных учреждений. Усилен финансовый и налоговый контроль. С учетом этих масштабных изменений возникает вопрос целесообразности сдачи деклараций гражданами, подпадающими под четвертый, заключительный, этап. Правительству необходимо проработать решение этого вопроса».

После этого, Кабмин по-военному взял под козырек. Уже 19 ноября на заседании правительства министр финансов Мади Такиев слово в слово повторил слова президента Токаева, предложив освободить от представления деклараций об активах и обязательствах «с учетом цифровизации баз данных и развития безналичных платежей» 8 миллионов человек, которые должны были сдавать декларации в 2025 году. Такиев добавил, что освобождение от деклараций коснется более чем 90% физических лиц, среди которых работники частных структур, пенсионеры, домохозяйки, студенты и другие граждане. Скорость с которой Кабмин получил и передает это поручение впечатляет.

На том же заседании правительства премьер-министр Бектенов поддержал озвученное предложение и поручил министерствам финансов, национальной экономики и юстиции подготовить необходимые поправки в законодательство в течение трех дней (!), а затем внести их на рассмотрение в парламент. «Сейчас декларацию сдают более 4 миллионов человек. Среди них госслужащие, представители квазигосударственного сектора и бизнеса. Планировалось, что в 2025 году будут сдавать декларации все остальные категории граждан. Это вызвало обеспокоенность населения, на что и обратил внимание глава государства», - добавил Бектенов, представив инициативу Токаева – шагом навстречу народу. За всем этим четко читается отрепетированный загодя порядок действий. Потому как другие поручения президента Токаева, например, сократить к этому году количество чиновников на 25% ни Такиев, ни Бектенов не выполнили. Более того, Такиев даже прямо противоречил словам Токаева, говоря, что и нынешнее, несокращенное, число чиновников, по его мнению – недостаточно. Но вернемся к декларированию.

В самой идее всеобщего декларирования граждан много полезного и приятного. Благодаря этому не только налоговая может сопоставлять информацию по гражданам, выявляя разницу между задекларированным и тем, что «видно» через финансовые операции, но и появляется возможность проверять честность чиновников. Не зря же первый этап декларирования в Казахстане касался именно их. Но тот факт, что информация об их имуществе закрыта для населения, напрочь убил весь энтузиазм граждан по поводу декларирования. Дело в том, что в развитых странах, откуда эта идея к нам пришла, информация по имуществу обычно открыта для всех, либо для всех открыты данные как минимум государственных служащих. Это было реализовано даже в авторитарной России, где все расследования Навального строились по простой схеме – они сравнивали задекларированное чиновниками имущество (тот же Путин всегда показывал только «однушку» в Санкт-Петербурге, «Волгу», «Ниву» и прицеп «Скиф») с тем, что они реально имеют или чем пользуются, и далее ничего доказывать уже не нужно – коррупция была налицо. У нас же, из-за закрытости информации любые данные о новом имуществе чиновников сложно считать доказательством чего-либо – «слуга народа» с честными глазами говорил, что «давно задекларировал это имущество», и вообще владеет им еще со времен, когда занимался бизнесом. Проверить это мы никак не можем, разве что само государство захочет «слить» своей винтик, сделав его «козлом отпущения».

Вот, буквально на днях, аким Кызылординской области Нурлыбек Налибаев даже заявил, что гражданам пора «прекратить бездоказательные обвинения в адрес чиновников в коррупции». «Людям должно быть стыдно, когда они говорят, что все госслужащие – коррупционеры и просят деньги», - сказал региональный чиновник. Такие заявления – следствие как раз той самой системы «одностороннего» декларирования, когда люди понимают, что многие чиновники воруют, но доказать этого не могут. Между тем, имея доступ к детальной информации о том, какие квартиры и машины имеет тот или иной чиновник, сколько и на чем зарабатывает в год, любой журналист, блогер, гражданский активист, да и просто гражданин может уличить его в том, что человек живет «не по средствам». Для этого достаточно сфотографировать его за рулем другой, более дорогой автомашины, либо просто найти в Инстаграм-аккаунте его сына/дочери слишком дорогие для доходов их семьи украшения, сумки, шмотки, машины, место учебы, отдых на яхтах или проживание «не по адресу».

Самое смешное, что та же самая цифровизация, уровнем которой объясняют отмену декларирования для простых граждан, позволяет сделать доступ к информации об имуществе и доходах чиновников не анонимным, а вполне личностным – через запросы в том же еGov, где будет видно, кто получал справки об их активах, имуществе, доходах. Но нет, не только «декларирование по-казахстански», но и функционал еGov за последние годы подверглись эрозии – мы можем получать все меньше и меньше информации оттуда, хотя это далеко не анонимный доступ. Если раньше, зная ФИО человека, мы могли получить его ИИН, а по нему – сделать запросы о том, в каких компаниях он числится учредителем или директором, есть ли у него долги перед налоговыми органами, неоплаченные штрафы, запреты на выезд из страны, где он зарегистрирован, то теперь все это отнесено к «личным данным» и засекречено. Более того, за распространение чужих личных данных в виде ИИН гражданский активист может получить уголовное дело, хотя государству почему-то раскрывать такую информацию о своих гражданах не возбраняется.

Прозрачность данных об имуществе – сильное оружие гражданского общества против коррупции. Благодаря ему, даже получая взятки, коррупционеры будут жить, как Корейки у Ильфа и Петрова – «подпольные миллионеры», которые лишены возможности воспользоваться украденными и скопленными средствами, поскольку это немедленно станет бросаться окружающим в глаза. В реально прозрачных обществах несчастным коррупционерам приходится изворачиваться, чтобы как-то получать взятки. Так, к примеру, японские чиновники только после выхода на пенсию могут получить назначение каким-нибудь «главным садовником» в корпорации, которой он годами «помогал», и получать баснословную зарплату за разведение лилий. В Корее президентам практически нереально уйти со своего поста и потом не подвергнуться преследованию по обвинению в коррупции.

То есть, когда государство предлагает гражданам быть максимально прозрачными в отношениях с собой, оно, по идее, должно делать в ответ тоже самое, раскрывая им и всю информацию о чиновниках. Когда же этого не происходит, и единственным получателем данных обо всех и всем являются государственные служащие, причем их эффективность часто вызывает даже не недовольство, а возмущение населения, то тут не стоит удивляться тому, что население совсем не испытывает никакого оптимизма по этому поводу. Другое дело, что государство на этом этапе может посчитать, что все, что ему было нужно от обязательного декларирования - оно уже получило.

Из разговоров с различными источниками, у нас сложилась следующая картина на счет того, откуда это вообще взялось и с чем связано. После завершения «жирных двухтысячных», когда стало ясно, что весь нефтяной и остальной сырьевой «пирог» уже поделен и более не будет содержать страну, в ее руководстве и возобладала идея, чтобы сделать из граждан «новую нефть», то есть переложить на них расходы государства «всерьез». Если с крупным, средним и отчасти малым бизнесом все более или менее ясно и налоговыми органами отработано, то микробизнес – различные ИП, магазинчики «у дома», столовые, базары, мелкие частные услуги, извоз, аренда, ремонт и еще много чего – оставался в «тени». Чтобы вывести его из серой зоны, было необходимо заставить его вести расчеты так, чтобы государство их видело. Однако, это была зона наличности, отследить которую невозможно. Было ясно, что надо переводить микробизнес на безнал. Когда это попытались сделать командно-административным способом, ничего не изменилось, никто не захотел «выходить на свет», увеличивая свои расходы в пользу государства, в заботе со стороны которого в свой адрес у населения были и есть большие сомнения. Власти оказались в тупике.

Положение спасло деловое предложение, поступившее от конгломерата бизнесменов, один из которых совершенно случайно оказался племянником на тот момент еще елбасы. Они привнесли в страну технологии бесплатных переводов через одно приложение на телефоне, расчетов через QR и доступ к государственным базам данных. Все это было удобно и особенно поначалу не вызывало подозрений по поводу того, что эта информация будет копиться на каждого микробизнесмена в папочках «доходы\расходы» у банков и налоговой. В итоге, у нас на глазах произошла мини-революция – население массово перешло на безналичные расчеты. Государство получило карту всех, даже самых минимальных, расчетов и движения средств между конкретными физическими лицами. Всеобщая декларация должна была формализовать ситуацию, обязав всех тех, чьи «денежные ручейки» стали видны, заявить о них официально, что, естественно, привело бы к полноценному их налогообложению.

В итоге, безналичные расчеты и декларирование, как два лезвия ножниц, должны были сойти в одной точке и начать «стричь купоны» с микробизнеса. Тому же оставалось либо «выходить на свет», начав платить за всех и все, либо бегать в налоговую (после блокировки их счетов), чтобы писать объяснительные по поводу того, почему заявленные доходы отличаются от того, что «проходило» через счета на банковском приложении. Собственно, теперь, после того, как налоговые формы сдали учредители ТОО, акционеры АО и владельцы ИП, задача государства, в целом, оказалась выполнена. Информация от простых служащих, пенсионеров, живущих на одну зарплату (причем, как мы помним, правительство предложило еще и их обязать выбирать между пенсией и зарплатой), в этом смысле для задумки по обложению налогами микробизнеса особо не нужна. Видимо, поэтому ею и было решено так «пожертвовать», подав это еще и как проявление «Слышащего» и «Справедливого» Казахстана.

Что до налогообложения микробизнеса, то и тут, к сожалению, не все так просто. Сдав декларации, мелкие бизнесмены уже задумались о том, чтобы вновь вернуться «в нал» либо в какой-то момент «закрыться», ликвидировав ИП. Многие из них итак закредитованы со всех сторон, благо теперь есть процедуры банкротства. Так что, весьма вероятно, что «ножницы» из декларирования и безналичного расчета скоро будут не стричь «шерсть» микробизнеса, а хватать воздух. Чтобы люди охотно (ну, или хотя бы ответственно) платили налоги, они должны чувствовать отдачу от них – эффективное государство, безопасность, справедливость в судах, хорошие коммуникации, предсказуемость и внимание к проблемам отдельных граждан. А если всего этого нет, то тут никакие декларации или патриотизм не заставят быть хорошим налогоплательщиком. Если государство в этих отношениях «жертвует» лишь только ненужным, как данные о выживающих на зарплаты и пенсии, то и граждане будут платить налоги только с того, что не удастся утаить. Такой вот, видимо, будет новый общественный договор…

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...