Шпионы вроде дипломатов | Деловая неделя
16 октября 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Шпионы вроде дипломатов

17.04.2023 10:10:58
№: 14 (1510)


Что делать, когда политики окончательно разругались, а посольства у врага закрывать не хочется?

Юрий Сигов, Вашингтон

Наверное, ни для кого не секрет, что самая большая тайна в мире, да еще окутанная мраком – это работа дипломатов и разведчиков (которые во вражеском обличии почему-то всегда именуются шпионами). Численно дипломатическая служба любой страны крайне незначительна, а уж настоящие, кадровые шпионы так и вовсе внешне почти всегда оказываются в меньшинстве. Правда, когда узнаешь, что только в Соединенных Штатах существуют 17 самых различных разведок, то понимаешь, что на самом деле все это -настоящее разведывательное сообщество, членами которого являются десятки тысяч (как минимум) человек.

О том, что вся эта публика существует, рядовые граждане узнают, как правило, во время неких скандалов. То какой-нибудь заместитель министра иностранных дел что-то прокомментирует – да еще так, что свои, что чужие СМИ неделю потом такую фразу облизывают и обсуждают. То поймают какого-нибудь журналиста, который «ради нескольких строчек в газете» вдруг решающего посетить закрытый город, да еще побродить там вокруг еще более закрытого завода по производству различных, и как водится - секретных вооружений.

Еще чаще бывают случаи, когда выяснятся, что тот самый рядовой дипломат, который тише воды-ниже травы ходил месяцами на разные пресс-конференции да заседания различных министерств и ведомств - на самом деле матерый шпион, пытавшийся выведать самые сокровенные государственные секреты страны пребывания. А когда его местная и доблестная в одном лице контрразведка поймает, то дают такому агенту 007 обычно несколько дней на сборы - да высылают без права вновь вернуться к прежнему месту славной работы.

Тут же обиженная сторона, сославшись на общепринятые меры взаимной мести, высылает уже из своей страны точно такое же количество вражеских то ли дипломатов, то ли шпионов. Обе стороны в таком случае тут же обмениваются целым рядом жестких в адрес друг друга высказываниями, которые по крайней мере на какое-то время значительно осложняют двусторонние отношения. Но потом чуть накал страстей спадает - и вновь одни засылают в другую страну новых дипломатов-шпионов, а другие так же поступают со своими поддаными – прекрасно понимая, что подобная игра может продолжаться до бесконечности.

Сократить число дипломатов можно до одного посла. Но что это меняет в международных отношениях в целом?

Как только начался российско-украинский военный конфликт, страны коллективного Запада решили дружно, что для нанесения наибольшего вреда России стоит выслать как можно больше тех, кто сидит по российским посольствам в их странах под явно фиговым листком дипломатического прикрытия. Тогда же европейские правительства начали массово высылать российских дипломатов, которых обвиняли в занятии шпионской деятельности. А поскольку другой деятельностью, как правило, большие посольства никогда и нигде не занимаются, то теоретически высылать можно всех сразу – и ни на одну персону точно не ошибешься.

Иногда складывалась просто парадоксальная ситуация: в небольших европейских странах, как оказывалось, под крышей российских посольств работало по несколько десятков «дипломатов», хотя двусторонние отношения не требовали даже трети подобного персонала в стране пребывания. Со своей стороны эти страны в самой России держали совсем небольшое число своих дипломатов. И выслать Москве в качестве ответной меры столько же «вражеских шпионов» означало бы попросту закрыть те же европейские посольства, и полностью прервать с ними отношения.

Когда конфликт вокруг Украины стал еще более острым, то очередь дошла уже до послов, что подразумевает практически полное прекращение каких-либо нормальных отношений с противоположной стороной. Этим закончились взаимные высылки из России послов стран Прибалтики, что при всей их соседски расположенной географии на данном этапе привело двусторонние связи к практически полной заморозке.

Интересно, что подобным курсом решили не злоупотреблять такие страны, как Канада, Австралия и Новая Зеландия. Их руководства справедливо посчитали, что, сократив число дипломатов противоположной стороны они неизбежно столкнутся с тем, что вышлют и их сотрудников посольств в РФ. И тогда они уже точно не смогут получать из России нужную им информацию. Поэтому было решено «врагов» не высылать, а лишь усилить за ними всяческую слежку. Соответственно давая возможность и своим дипломатам продолжать работать в России, не опасаясь быть высланными и обвиненными в шпионаже.

При этом поскольку дипломатов становилось все меньше, а информации (да еще с учетом явно затягивающегося военного конфликта РФ с Украиной) требовалось руководству европейских стран и Северной Америки все больше, работа шпионов-разведчиков была все чаще переложена на плечи так называемых бизнесменов, журналистов и даже студентов. Не случайно поэтому, что местные контрразведывательные службы стали все чаще не просто следить, но и отлавливать у себя представителей этих профессий. Причем все чаще этими людьми становились граждане как США, так и ряда стран единой Европы.

Задержание этих людей в той же России становилось все громче, обвинения в шпионаже все более звучными, а протесты противоположной стороны приводили уже к самым настоящим межгосударственным скандалам. Разница в этой ситуации была лишь в том, что дипломат худо-бедно, но обладает иммунитетом, и его нельзя посадить в тюрьму или припаять ему внушительный срок за противозаконные действия. А вот с журналистами да разными бизнесменами можно поступать как заблагорассудится. Вплоть до последующего обмена на таких же, пойманных в отместку в другой стране тамошними контрразведчиками.

Любопытно, что как только начинаются подобные высылки и громогласные объявления задержанных персонами нон-грата (то есть нежелательными в стране пребывания), обвинения им выдвигаются всегда стандартные и цинично лицемерные – дескать, занимались деятельностью, несовместимой с их дипломатическим статусом. Такое впечатление, что до того, как этот дипломат приезжал в вашу страну, вы понятия не имели, чем на самом деле занимается в вашей стране он сам, и чем занимался еще его предшественник.

Конечно же для того, чтобы доказать, что тот или иной дипломат – настоящий шпион, придется потрудиться местной контрразведке. Но можно и не трудиться - а сразу посчитать всех, кто приехал в твою страну из той же России или Америки кадровым шпионом. Но если их всех скопом не пустить к себе, то точно также не пустят туда и твоих «дипломатов высокой профессиональной квалификации». И тогда срабатывает схема взаимного «братского уважения», которая гласит буквально следующее: мы не трогаем ваших, а вы - наших. Но только до тех пор, пока они совсем уж в своем шпионском зуде не обнаглеют.

Помню, как один российский дипломат в Вашингтоне осмелел настолько, что прибыл с крупной суммой наличными в здание Конгресса США (это сейчас туда не попадешь даже с аккредитацией, а раньше зайти туда можно было как в соседний супермаркет, даже не предъявляя паспорта), дабы занести ее «правильному конгрессмену». Который в обмен на денежное вознаграждение должен был проголосовать против одного из антироссийских постановлений.

В итоге дипломата взяли на подходе к кабинету конгрессмена (который в тот момент там отсутствовал), так что следующего «захода» такого «дипломата» в здание на Капитолийском холме можно было бы ждать долго. Поскольку у человека был дипломатический иммунитет, то его выдворили из страны в 24 часа как совсем уж потерявшего «берега» в своей то ли основной, то ли смежной работе.

Бразилия, Аргентина, Мексика - далее везде?

Согласно логике американских спецслужб, источником главной угрозы со стороны России в их стране являются все те, кто рядится в статус дипломата. Соответственно, чем меньше будет у РФ в США дипломатических точек, и чем меньше там будет народа, тем труднее Москве будет что-либо разведать в Америке. К тому же у России фактически ни в одной стране мира нет среди дипломатических представителей реальных, а не мнимых союзников. Что это означает?

Те же американцы, к примеру, в Москве могут вполне обходиться весьма небольшим персоналом. Потому как на них так или иначе будут работать не только диппредставительства всех стран НАТО, но и многих других, находящихся с Соединенными Штатами если не в полностью союзнических, то как минимум партнерских отношениях. Кстати, это вовсе не означает, что дружить с Америкой обязаны правительства таких стран. Вполне достаточно, чтобы дружили между собой спецслужбы - то есть шпионы со шпионами, а результат от такого взаимодействия будет очень даже выгодным для обеих сторон.

У России же в так называемых недружественных странах союзников нет вовсе. Поэтому полагаться она там может исключительно либо на оставшихся дипломатов, либо на так называемых нелегалов. Людей, подготовка которых обходится в огромные деньги, но они могут находиться в тех же США как якобы студенты, преподаватели, бизнесмены, обычные туристы и прочие граждане, не вызывающие какого-то особого подозрения у местных контрразведчиков.

Всем, наверное, помнится международный скандал с десяток лет назад, когда один из российских «дипломатов»-перебежчиков в Вашингтоне заложил целую сеть таких нелегалов, которые были тут же арестованы ФБР. А затем их обменяли на тех, кто уж в свою очередь шпионил на Соединенные Штаты. При этом стоит отметить, что засылка все новых и новых нелегалов не прекращается с тех пор ни на минуту. А делается это, как правило, через крупные латиноамериканские страны (приоритетно), где иностранцу сравнительно просто получить местный паспорт, и легализоваться как аргентинцу, уругвайцу или бразильцу.

Кстати, о бразильцах. Только что в ряде американских газет, в том числе во влиятельной «Вашингтон пост» прошли статьи о некоем талантливом политологе с бразильским паспортом, который так успешно вроде как учился в одном из столичных вузов, что после его окончания мог попасть в одно их государственных учреждений США, связанное со внешней политикой и обороной. Однако с помощью спецслужбы Голландии американцам стало известно, что не бразилец это был вовсе, а самый настоящий русский из России.

Рассекретив его, американцы получили уже информацию от бразильских коллег, что товарищ большую часть своей жизни прожил под фиктивным бразильским именем. А когда смог добиться места в американском университете, то стал проходить везде именно как бразилец, подающий большие надежды специалист. Которого вполне могли взять на работу либо в одну из международных организаций, либо на госслужбу в самих США.

Куда девать высланных? Как куда – отправить их в другие, более «дружественные» страны

Когда начались массовые высылки российских дипломатов из Европы (в США этот процесс идет постоянно, причем самым изуверским методом: российским дипломатам не выдают визы более, чем на год - и все они одноразовые. А это значит, что если у дипломата что-то стряслось дома, то он уехав на родину, для возвращения в посольство должен вновь подавать на американскую визу, что вновь может занять не один месяц), то одно время в коридорах МИДа РФ и других смежных ведомств скопилось несколько сот «незаслуженно обиженных».

Кого-то удалось взять на работу во вновь созданные отделы МИДа, кого-то отправить по новому месту службы в их родную «контору». Но большая часть из них, получив по сути дела «волчий дипломатический билет» на запрет въезда в европейские и другие страны коллективного Запада, не могла нигде толком трудоустроиться. Ведь это были полные здоровья и надежд мужчины в возрасте от 30 до 50 лет, привыкшие к реалиям загнивающей капиталистической жизни в цивильной Европе. А тут раз – и вся эта идиллия нежданно-негаданно закончилась.

Или все-таки она будет продолжаться? Выход из сложившейся ситуации был найден нетривиальный. Высланных из Европы российских дипломатов стали направлять на дополнительно созданные ставки в страны СНГ (в конце концов русского языка там для работы вполне будет достаточно), а остальных стали постепенно «рассасывать» по странам Африки, Азии и Латинской Америки. Благо, они теперь чуть ли не все скопом числятся в «дружественных» для Москвы. И местные там правители вроде как не возражают против увеличения персонала российских посольств в этих странах.


В той же Мексике штат персонала посольства РФ планируется существенно увеличить за счет «вновь прибывающих», что больше всего, что естественно, озаботило американцев. Госсекретарь США Э. Блинкен уже прилетал в Мехико, и просил своего мексиканского коллегу не выдавать российским «новым дипломатам» рабочих дипломатических виз. На что, правда, мексиканцы дали понять следующее: Россия посылает сюда больше людей за свой, российский счет. И это ее дело - нужны ли ей здесь дипломаты в таком количестве, или не совсем.

В любом случае, как считают мексиканские власти, содержать их будет именно российский бюджет, а деньги эти будут оставаться в Мексике и помогать ее гражданам иметь с такого пребывания лишний заработок. Заверения же американцев в том, что российские дипломаты в стране - это сплошь шпионы, и работать они будут против США, а вовсе не на укрепление российско-мексиканских связей, власти этой страны по крайней мере пока пропускают мимо ушей.

Точно также высланные из Европы российские дипломаты будут отправлены с итальянским или сербо-хорватским языками в Мали или Бурунди. А те, кто совсем языков не знает, попадет под крыши российских диппредставительств в страны Центральной Азии и Закавказья. Да, подобные назначения не могут заменить по большей части позиции комфорта жизни где-нибудь во Франции или Швеции, но хотя бы такое трудоустройство сохраняет им и бывшие льготы, и будущие привилегии.

Что же со всей этой высыльно-дипломатически-шпионской картинкой мира будет дальше? В Вашингтоне жизнь течет своим чередом: российских дипломатов, а также белорусских никуда не приглашают, не зовут, и попросту игнорируют все американские чиновники. На российские приемы ходят лишь либо явные партнеры (а таких судя по последним ооновским голосованиям по Украине - всего семь), либо нейтрально- наблюдающие за происходящими на украинско-российском фронте событиями.

В свою очередь в Москве точно также полностью игнорируются все посольства «недружественных стран». Но вот только у послов стран Европы и Северной Америки, а также Японии и Южной Кореи в друзьях - все послы постсоветских стран, с которыми они регулярно обедают-ужинают, и приглашают их на свои, закрытые для российских официальных лиц приемы. И там в партнерской атмосфере обмениваются той информацией, которую они сами не первый день получить не могут напрямую. Но которой с ними радостно делятся их коллеги из целого ряда государств, включая и центральноазиатские.

А вот в самих странах, ни к чему не присоединяющихся (по типу Казахстана) политическая и откровенно шпионская деятельность вполне может активизироваться во всей красе. На «нейтральной территории» куда проще и информацию собрать, и ею поделиться, и вовлекать в деятельность, способствующую интересам твоей страны, местных граждан не самого низкого ранга. И не важно, кто конкретно этим всем отныне будет заниматься – числящиеся под крышей посольства дипломаты, откровенные шпионы, рядящиеся в профессиональные плащи-пиджаки то журналистов, то бизнесменов со студентами, или прибывающие с визитами для укрепления дружбы и сотрудничества официальные правительственные чиновники. Истинную ведомственную принадлежность которых не так уж и сложно определить…

 

 

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...