Шушинская декларация
как Первый шаг к Великому Турану?
Экономика - это риск, политика - это риск. На самом деле жизнь - это риск. Если Вы не рискуете, Вы не добьетесь успеха. Сегодня Турция перешла от статической внешней политики к ее динамическому развитию. Горизонты расширились и нет больше занавеса между Турцией и остальным миром.
Реджеп Тайип Эрдоган, президент Турции
НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ в освобожденной части Карабаха президенты Азербайджана и Турции подписали так называемую Шушинскую декларацию, в которой закрепляются теснейшие политические связи между двумя странами, оформившиеся в военное союзничество без построения многосторонних блоков. В этом документе многие увидели прообраз тех отношений, который Анкара намерена перенести на историческую прародину тюрков – в Центральную Азию. Эта геополитическая игра, судя по всему, на этой же неделе обсуждалась между Реджепом Тайипом Эрдоганом и Джо Байденом, который, судя по всему, совсем не против активизации Турции на восточном направлении. Более того, вполне возможно, что именно она может играть роль новой мягкой силы, которая будет по-новому форматировать новые контуры мировой политики в регионе от Северной Африки до Китая. Как турецкий «натиск на восток» меняет повестку дня в странах региона, мы сможем убедиться на примере Армении, где в это воскресенье состоятся парламентские выборы. Что же касается непосредственно Казахстана, то тут участие Анкары может стать новым триггером в таком сложном вопросе, как размещение американских военных баз к северу от Афганистана после полного вывода войск США из этой страны.
Основное содержание Шушинской декларации – это, как уже говорилось выше, оформление военных союзнических отношений между Анкарой и Баку. В числе договоренностей упомянуты «совместные усилия по переформированию и модернизации вооруженных сил в соответствии с современными требованиями» и «проведение совместных действий в случае угрозы или агрессии со стороны третьих государств или государств против независимости, суверенитета, территориальной целостности, неприкосновенности или безопасности международно-признанных границ любой из сторон». Это полноценный двухсторонний военный союз стран. Он имеет и политическую составляющую, поскольку, среди прочего, подразумевает «взаимную координацию деятельности по региональным и международным стратегическим вопросам, представляющим общий интерес».
Что касается практики военной составляющей, которая уже, можно сказать, была отработана в ходе прошлогодней освободительной войны в Карабахе, то она подразумевает функционирование постоянной координирующей деятельности управленческих структур армий двух стран. Координация также включает в себя «проведение регулярных совместных заседаний советов безопасности обеих стран по вопросам национальной безопасности и обсуждение на этих заседаниях вопросов региональной и международной безопасности, затрагивающих национальные интересы и интересы стран». Шушинская декларация подчеркивает этнический характер сотрудничества, в ней отмечается, что «стороны будут укреплять совместное сотрудничество в области продвижения и популяризации тюркского культурного наследия на международном уровне». Кроме военной и «идеологической» составляющей заметна и стратегия на торгово-экономическое продвижение, которое исповедует турецкое руководство. Стороны договорились о создании механизмов свободного перемещения товаров между странами и в качестве приоритета декларируют «укрепление стабильности и безопасности в Кавказском регионе, восстановление всех экономических и транспортных связей, а также нормализацию отношений между государствами региона и обеспечение долгосрочного мира».
Важный для соседа и соперника Азербайджана – Армении – вопрос об открытии Зангезурского коридора, соединяющего территорию двух тюркских стран, также упомянут в Шушинской декларации. Турецкий лидер особенно подчеркнул важность этого вопроса и обратился к армянским властям. «Как Турция, мы хотим направить наши географическое соседство к более глубокому сотрудничеству. Мы надеемся, что Армения примет протянутую руку доброй воли и солидарности, и эффективно воспользуется возможностью вместе строить общее будущее. Мы призываем Ереван воспользоваться возможностями сотрудничества в регионе в рамках «Платформы шести», в которую входят Россия, Турция, Азербайджан, Армения, Грузия и Иран. Когда возникает такая возможность, мы внесем свой вклад в нормализацию отношений с Арменией. Мы считаем, что этот обнадеживающий процесс будет проходить более гладко, если Азербайджан и Армения увенчают подписанное ими соглашение о перемирии всеобъемлющим и дальновидным мирным соглашением», - заявил он.
«Сегодня мы не только говорим о Зангезурском коридоре, который свяжет автодорогой и железной дорогой Турцию и Азербайджан, но и предпринимаем практические действия [для его создания]», — поддержал своего турецкого коллегу азербайджанский президент Ильхам Алиев. Понятно, что в текущей ситуации это будет воспринято в Армении весьма специфически. Ситуация на выборах в этой стране после того, как она понесла тяжелое и обидное военное поражение от соседа (и Турции, как уверены в Ереване) характеризуется сильным расколом. Две партии – Никола Пашиняна и Роберта Кочаряна - имеют примерно одинаковый рейтинг в районе 20% голосов избирателей. Проблема армянского избирателя в том, чтобы решить, кто больше виноват в военном разгроме – Пашинян, который руководил страной во время войны, или Кочарян, при котором армянская армия начала безнадежно отставать от азербайджанской по технологическому оснащению. Вопрос о внешнеполитической ориентации тоже имеет значение, Пашинян считается прозападным кандидатом, но это не помогло ему во время войны, Кочарян же не скрывает своей дружбы с Россией, которая также не посчитала нужным воевать на стороне Армении, как того желали в Ереване в соответствии с их пониманием функций ОДКБ.
Что интересно, для Турции оба варианта внешнеполитической ориентации Армении не представляют большой проблемы. Для США и НАТО Турция остается строптивым, но очень ценным партнером, который готов активно продвигать в регионы, где присутствие собственно американских или европейских военных и политических интересов либо рискованно, либо слишком дорого. «Если реальная повестка дня Америки заключается в создании баланса против Китая или России, тогда ей потребуются надежные и сильные партнеры от Ливии до Афганистана. А я не вижу в этой географии более надежной или более сильной альтернативы, чем Турция», - пишет по этому поводу эксперт главного правительственного think-tank SETA Хасан Басри Ялчин в газете Sabah.
Особенность политики Эрдогана – это выстраивание таких отношений со встречающимися на его пути игроками, как «дружба-соперничество». То есть он активно и очень напористо конкурирует с ними там, где это имеет значение, но одновременно ведет диалог, позволяющий ему закреплять результаты конкуренции в договорном (пускай и не всегда гласном) формате. Особенно ярко мы видим это в адрес России, с которой Турция, фактически, руками воюющих друг с другом прокси-структур поделили Южный Кавказ, Сирию и Ливию, одновременно поддерживая военно-техническое и экономическое сотрудничество. Теперь же турки активно распространяют свое влияние в Центральную Азию, что уже вылилось в открытую поддержку Кыргызстана во время недавней однодневной войны с Таджикистаном на границе этих стран в Ферганской долине.
«Турция и Азербайджан подписали в Шуше декларацию, которая охватывает широкий спектр отношений между двумя странами, включая и военное сотрудничество. В целом линия на сближение, партнерство и союзничество продолжается, но есть и иные смыслы. По сути, Турция предлагает не только Азербайджану, но и всем странам региона, а также странам Средней Азии новую модель регионального порядка. В этой модели есть Турция, как лидер и гарант, и есть присоединившиеся к этому порядку субъекты, пользующиеся ее покровительством. Декларация, принятая в Шуше — зародыш будущего Великого Турана в этом регионе, причем для России места здесь не предусмотрено. Кремль утрачивает влияние в регионе — как в самостоятельном качестве, так и в виде фейковых и недееспособных структур вроде ОДКБ или ЕАЭС. Россия не в состоянии предложить ни защиту, ни процветание, ни развитие, ни даже арбитраж, - так комментирует происшедшее в Шуше российский политический обозреватель Анатолий Несмиян, известный по нику «эль-Мюрид». - Средняя Азия окончательно перестает быть российской, и это еще бы полбеды. Но тогда возникает вопрос о безопасности и связности Европейской территории и той, что за Уралом. Тем более, что Великий Туран — это еще и Поволжье, и Якутия».
Усиливая свое влияние в историческом Туркестане, Анкара не ставит себе целью просто выдавить всех конкурентов, перекрыв им дороги и возможности. Наоборот, стратегия Эрдогана состоит в том, чтобы получить контроль над ключевыми точками, которые позволяли бы контролировать торгово-экономические коридоры, стимулировать их рост и развитие. Точно также в случае с Китаем турки заинтересованы в том, чтобы с ним шла торговля, но, также, и в том, чтобы максимально отодвинуть политическое и военное влияние Пекина из тюркских республик. Второе полностью совпадает с целями США, и отсюда может проистекать еще одно решение острого вопроса. Речь идет о размещении военных баз для поддержки официального Кабула в противостоянии с «Талибаном». Очевидно, что без поставок вооружений и ударов с воздуха американской авиации власть президента Ашрафа Гани очень быстро падет, но и размещение ее аэродромов и баз в Таджикистане, Кыргызстане, Узбекистане или Казахстане тоже чревато новыми конфликтами в Центральной Азии, наподобие кыргызских революций 2005 и 2010 годов. Борьба за влияние в регионе уже выливается в межгосударственные конфликты и менять шило (присутствие в воюющем Афганистане) на мыло (присутствие в разрываемой противоречиями Центральной Азии) не совсем продуктивно. Однако замена войск западной коалиции силами одного из ее членов, тоже страны НАТО, может быть очень приемлемо, как промежуточный вариант. Более того, у Анкары есть проекты сохранения своего военного присутствия даже в самом Афганистане, что тоже может быть полезно Штатам. Для наших стран активное и продуктивное присутствие Турции является фактором, который увеличивает для политических элит пространство для маневра между супердержавами, и потенциально может быть использовано для формирования более тесных и продуктивных отношений внутри самого региона. Что особенно важно на фоне растущих социально-экологических проблем, вроде доступа к воде и эффективного строительства региональных коммуникаций. Так что шуршание перьев, подписывающих Шушинскую декларацию, завтра может вызвать новые веяния, способные резко изменить розу ветров в Центральной Азии.