«Сингапурский забег» для Центральной Азии | Деловая неделя
27 июля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

«Сингапурский забег» для Центральной Азии

30.01.2023 11:07:15
№: 04 (1500)

Новый сорт орхидеи, являющейся национальным символом Сингапура, назван в честь Шавката Мирзиеева 

Астана и Ташкент соревнуются за то, чтобы попытаться стать центром сингапурских инвестиций в регионе

Юрий Сигов, Вашингтон

Не секрет, что при всех мировых пертурбациях и полнейшей неопределенности относительно того, что же дальше будет делаться на нашей планете, у многих стран и народов сохраняется вера в то, что даже в нынешних условиях можно жить мирно, спокойно, предсказуемо, и с высоким уровнем доходов для подавляющего большинства населения. Для кого-то это может звучать несколько утопично, но где-то там, вдали от собственной родины «живут же люди». И если не совсем без проблем, то с их явным минимумом.

Долгие годы таким желанным примером для собственного развития, а также туристическим направлением, где все это воочию можно было лицезреть оставался Сингапур. Целые тома исписаны относительно создания, и до сих пор существования (причем успешного) так называемого сингапурского чуда. И хотя с момента его появления в 1965 году прошло уже немало лет, желающих «жить хотя бы немножко по-сингапурски) меньше в мире не становится.

Помимо понятной зависти и желания «повторить у себя все то, что есть в Сингапуре», во многих странах их руководители верили – и верят до сих пор – что если пойти по правильному сингапурскому пути, то очень скоро жизнь и твоя, и твоих подмандатных непременно улучшится. Надо просто кое-что будет подправить, углубить и расширить – исключительно по сингапурскому образцу - и все у тебя на родине обязательно наладится. Просто нужно немножко потерпеть, подождать, и если сложится - то и с небольшой помощью от сингапурской стороны.

Кое-где подобные попытки копировать сингапурский опыт приносили небольшой, но, как правило, чисто локальный эффект. Где-то ничего вовсе не получалось (к примеру, в России есть два региона, чиновники из которых несколько лет массово обучались всему тому, что только можно было, именно в Сингапуре, но вот у себя дома никакого улучшения жизни и работы экономики добиться им так и не удалось). Принимать же к сведению тот факт, что сингапурские реалии страшно далеки от тех же постсоветских, как правило, никто изначально не желал. А соответственно – и получалось (если получалось) либо все совсем немножко, либо не получалось «переделать под себя по-сингапурски» ничего вовсе.

Город, мэр и сигнал сверху вниз. Других таких Сингапуров в мире пока нет

Замечу, что обучались сингапурским чудесам сразу же после появления на карте этого государства не только совсем уж отсталые страны «третьего мира», но и Соединенные Штаты вместе с целым сонмом европейских учеников. За уроками основателя современного Сингапура Ли Куан Ю приезжали правители Австралии и Новой Зеландии, Канады и Индии, Саудовской Аравии и Египта. И всем им казалось, что если правильно все эти чудеса у себя внедрить, то многих домашних проблем точно можно будет избежать.

А между тем по какой-то странной причине ни один из даже самых прилежных учеников сингапурских чудес не принимал во внимание целый ряд особенностей этого государства, которые более нигде в мире не существуют. Перенести же чисто сингапурские реалии в другие страны ни в каком формате не представляется возможным. И по этой причине те надежды, которые на все сингапурские чудеса возлагают иностранцы, практически нигде не приносят ожидаемого результата.

Начну с того, что Сингапур – это не столько страна, сколько город (пусть даже и сравнительно большой – 5,5 млн. населения). Премьер-министр страны, осуществляющий руководство правительством Сингапура – по сути дела мэр этого города. Командирский сигнал с самого верха сингапурской бюрократической иерархии доходит до самого маленького исполнителя за пару часов. Что, как вы сами понимаете, ни в США, ни в России с Китаем или Индии просто невозможно.

Население Сингапура – это на 75 процентов китайцы, причем не те, что с континента, а свои, выходцы в пятом-шестом поколении из южных провинций «большого Китая». И они, и их дедушки-бабушки жили и родились совершенно в другом китайском обществе, где многие чисто человеческие ценности кардинально отличаются от тех, что проповедовали все эти годы на территории КНР ее руководители.

Да, современный Сингапур полностью вписан в западную систему функционирования экономики и финансов. Он живет по строгим западным правилам игры в большие деньги и расписанное отнюдь не Сингапуром международное разделение труда. Однако сингапурские власти (что при самом Ли Куан Ю, что при нынешнем премьер- министре страны – его сыне) прекрасно знают, что, и где им позволено, и где находятся те рамки индивидуальных возможностей города-страны, чтобы не нарушить существующий нынче западный по своей сути миропорядок.

И, тем не менее, целый ряд чисто сингапурских рецептов вполне можно использовать сегодня многими странами, правители которых с одной стороны хотели бы как-то улучшить положение в собственной экономике, а с другой, не ломая головы над какими-то открытиями в государственном управлении или финансах, воспользоваться уже существующими наработками небольшого по территории города-государства. Тем более, если у него на самом деле все более или менее, как было изначально задумано, получается.

Та же борьба с коррупцией, о чем постоянно любят упоминать «учащиеся у Сингапура», и те, кто считает: если победить у себя по сингапурским лекалам коррупцию, то все остальные проблемы будут тут же решены. Между тем во многом отсутствие коррупции в Сингапуре - уже давно устоявшийся по большей части миф. К реалиям жизни самих сингапурцев он не имеет почти никакого отношения, потому как в городе-государстве она все-таки, как и везде в мире, все-таки существует.

Только в несравнимо меньших, чем где-то еще масштабах. Да и страх неизбежного наказания даже за небольшую взятку настолько велик, что лишь единицы из совсем уж потерявших берега чиновников осмеливаются рискнуть, беря взятки, своей репутацией и свободой. Наверное, поэтому в Сингапуре - самый низкий процент среди чиновников в мире, осужденных или по-иному наказанных за коррупцию. Что в какой-то мере объяснимо тем фактом, что в Сингапуре - одни из самых высоких на планете уровень чиновничьих зарплат. А это все же удерживает власть имущих от принятия подношений от даже очень щедрых просителей.

Не стоит забывать и о том, что Сингапур - огромная финансовая кладовка для целого ряда соседних с ним стран Юго-Восточной Азии, где курсы местных валют и традиционно нестабильные, и никакой сохранности денег эти страны своим собственным подданным не гарантируют. Поэтому сразу четыре окрестных гиганта и состоятельные их граждане – Таиланд, Филиппины, Мьянма и Индонезия предпочитают держать свои сбережения и вести финансово свой бизнес именно через сингапурские банки.

А это в свою очередь позволяет Сингапуру распоряжаться огромными денежными средствами в том, что касается инвестиций в наиболее прибыльные сферы экономики. А также заключать выгодные коммерческие соглашения со странами, где и денег особо свободных нет, и национальные валюты крайне слабы и нестабильны. Поэтому даже если попытаться само сингапурское чудо каким-то образом у себя дома скопировать, то без всех вышеперечисленных составляющих оно именно в вашей стране может никогда так и не случиться.

Ташкент готов импортировать «сингапурское чудо» в его наиболее выгодных для себя сферах   

Недавно Сингапур с официальным визитом посетил президент Узбекистана Ш. Мирзиеев. Там он встречался с президентом страны Халимой Якуб и премьер-министром Ли Сянь Луном. Сингапурцы в лучших восточных традициях по такому случаю даже устроили церемонию наименования в честь узбекского президента нового сорта орхидеи. Ее сингапурцы так и назвали – «Орхидея Шавката Мирзиеева». Но главным было все же то, что Узбекистан теперь по двум основным направлениям – привлечения инвестиций и использование опыта организации системы государственного управления обращается за содействием именно к Сингапуру.

Отмечу, что в Ташкенте уже успешно работает Сингапурский институт развития менеджмента и Сингапурская Академия технологий, менеджмента и коммуникаций. Значительно за прошедшие годы вырос двусторонний товарооборот, а количество действующих в Узбекистане предприятий с сингапурским капиталом выросло в четыре раза. Прямые сингапурские инвестиции в узбекскую экономику составляют 700 млн. долларов и планируется довести эту цифру в ближайшие три года до миллиарда долларов.
Применительно к взаимодействию не только с Сингапуром, но и другими ведущими азиатскими экономиками узбекское руководство определило шесть ключевых направлений сотрудничества на ближайшую перспективу. Это, прежде всего, касается
развития человеческого капитала и подготовки высококвалифицированных кадров для государственного управления Узбекистана. Сингапур готов оказывать узбекской стороне помощь в этой сфере, для чего уже созданы неплохие заделы в области создания как совместных учебных структур, так и специальных программ обучения.

Так, достигнута договоренность об осуществлении с участием Школы государственной политики имени Ли Куан Ю совместной программы по подготовке и повышению квалификации государственных служащих Узбекистана в сферах управления, градостроительства, развития инфраструктуры, цифровой экономики, инноваций, образования и здравоохранения. Также на базе Академии государственного управления Узбекистана запускается новая программа переподготовки госслужащих с привлечением в качестве преподавателей и экспертов ведущих сингапурских специалистов.
Сингапурская сторона также будет активно участвовать в процессах приватизации в Узбекистане. Ташкент намерен использовать в этой связи передовой опыт, современные технологии управления ряда ведущих сингапурских компаний, реализация новых проектов в ходе приватизации крупных предприятий Узбекистана. Обе стороны договорились создать совместный инвестиционный фонд для реструктуризации государственных предприятий Узбекистана с целью дальнейшего вывода их на IPO и привлечения внешних инвестиций – причем не только сингапурских.
Собирается Ташкент использовать и опыт Сингапура в совершенствовании городской инфраструктуры и коммуникаций. Это касается сотрудничества в области городского планирования, строительства, озеленения, коммунального хозяйства. Для этой цели в Узбекистане создается совместный Центр проектирования и инжиниринга по реализации инфраструктурных и отраслевых проектов в республике.
Казахстану есть что предложить Сингапуру как для аналогичных проектов, так и для других сфер экономики и торговли

Особое внимание узбекская сторона стремится уделять поддержке инвестиций и расширения взаимной торговли путем продвижения с ведущими сингапурскими компаниями совместных проектов. Для этого есть договоренность о создании Узбекско-Сингапурской инвестиционной компании с уставным капиталом в 500 млн. долларов. Деньги из этого фонда пойдут на финансирование целого ряда взаимовыгодных проектов в Узбекистане. Причем их важность и необходимость для развития собственной экономики будет определять узбекская сторона, а сингапурцы будут рассчитывать каким образом, и с наилучшими финансовыми результатами подобный проект можно будет осуществить на практике.

Что еще интересно: Сингапур всерьез намерен рассматривать Узбекистан как центр своих бизнес и торговых интересов в регионе Центральной Азии принимая во внимание значительные людские резервы республики, ее выгодное географическое положение на пересечении транспортных путей из региона, и что немаловажно - неучастие Ташкента в целом ряде постсоветских политических, военных и экономических объединений совместно с Россией. Что позволит избежать сингапурским компаниям и государственным структурам каких-либо проблем с возможными западными санкциями против Москвы и их вынужденным обходом.

В этой связи единственный, кто мог бы посоперничать с Узбекистаном за сингапурские инвестиции и взаимодействие в регионе является Казахстан. По данным за прошлый год товарооборот между Астаной и Сингапуром составил чуть более миллиарда долларов. Основными статьями экспорта в Сингапур из Казахстана являются нефтепродукты, цветные и черные металлы, а ввозит Астана продукцию химической индустрии, транспортное оборудование и домашнюю электронику. За последние 10 лет Сингапур вложил в Казахстан около миллиарда долларов, а в Казахстане работают сейчас более 120 предприятий с участием сингапурского капитала.

Продолжается сотрудничество правительства Казахстана с сингапурской компанией «Surbana Jurong Group» по реализации инфраструктурного проекта «G4 City» вблизи Алматы. Что же касается образовательных и учебных программ, между «Назарбаев Университетом» и Школой государственной политики Ли Куан Ю не первый год существует соглашение о сотрудничестве». Помимо этого, ежегодно около 100 казахстанских студентов учатся в высших учебных заведениях Сингапура, среди которых стоит выделить Национальный университет Сингапура, Наньянгский технологический университет, Университет Джеймса Кука и Сингапурский институт развития менеджмента.

Еще в 2016 году было подписано соглашение о сотрудничестве между Академией государственного управления при президенте Казахстана и Колледжем государственной службы Сингапура. Однако с точки зрения реальной практической отдачи от этого взаимодействия пока говорить, очевидно, рано. В области образования также стоит отметить создание филиала сингапурского Института по развитию управления совместно с Восточно-Казахстанским Государственным техническим университетом имени Д.Серикбаева.

Между тем, думается, Казахстан пока не в полной мере использует в своих интересах возможности не только расширять сотрудничество с Сингапуром на двусторонней основе, но и попытаться сделать республику привлекательным центром для работы как на весь регион Центральной Азии, так и через себя – на страны Евразийского союза (раз уж Астана в нем состоит). Не секрет, что Сингапур нынче попал в список недружественных стран для России, и целый ряд сингапурских компаний был по чисто политическим причинам российский рынок вынужден покинуть.

Но не стоит забывать о том, что сингапурцы всегда отличались высшей степенью прагматизма в том, что касается максимального отделения большой политики от вопросов бизнеса. И если даже такие страны, как государства Латинской Америки и Африки через Казахстан находят возможности для осуществления параллельного экспорта в Россию в обход западных санкций, то очевидно, что и Сингапур в этом плане мог бы успешно использовать казахстанские возможности.

Здесь, наверное, можно использовать и чисто президентский козырь Казахстана - владение китайским языком Токаевым. Сингапурцы - люди весьма специфические. Они с одной стороны по моим наблюдениям жадноватые, но при этом если появляются очень выгодные возможности для бизнеса – да еще при проявленном к ним уважении с точки зрения организации государственного управления, то они могут пойти на очень перспективное для обеих сторон сотрудничество.

Подобное особенно было бы актуально для Казахстана в свете расширения сингапурского присутствия в соседнем Узбекистане, и шансом привлечь «лишние свободные финансовые средства» города-государства, население которого всего в четыре раза меньше казахстанского. Но финансовые возможности которого в нынешние, не самые стабильные и спокойные времена для казахстанской экономики были бы далеко не лишними.




Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...