Схватка цифровых бульдогов | Деловая неделя
27 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Схватка цифровых бульдогов

25.08.2022 16:52:49
№: 30 (1480)
Над ковром

В моей стране представители власти гордятся тем, что они слуги государства; быть его хозяином считалось бы позором.

Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании

НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ граждане нашей страны стали свидетелями небольшой ведомственной войны. Вопреки устоявшейся традиции подковерных драк, закулисных интриг и кадровых войн, в этот раз как минимум часть противостояния чиновников идет на виду у общественности. И хотя все участники конфликта не новички на госслужбе, их конфликт относится скорее уже к «новоказахстанскому» времени (тем более, что и сам президент Токаев невольно поучаствовал в судьбе «поля битвы»), чем к тяжелому «староказахстанскому» наследству. Что, конечно, не может не удручать. Если раньше межэлитные схватки были похожи на черчиллевское определение советской политической конкуренции – «схватка бульдогов под ковром» («ничего не видно, но иногда выносят трупы» - кстати, это сравнение использовал и один из участков текущего конфликта) – то теперь мы, похоже получим бесплатное зрелище. Правда, видимо, вместо хлеба. То есть никто, наверное, не против развлечений, но это вовсе не то, чего мы ждем от власти в нынешние тяжелые времена. Ну, и в целом, эта перестрелка сухими экскрементами как минимум мало согласовывается с кодексом этики государственных служащих и интересами граждан. Пока же создается ощущение, что Кантар ничему чиновников не научил, и они просто вернулись к своему любимому занятию – пилить и забивать…

И хотя активная стадия конфликта развернулась на этой неделе, тлел он достаточно давно. В конце марта в Счетном комитете по контролю за исполнением республиканского бюджета (подчиняется напрямую президенту РК) подвели итоги государственного аудита «Промежуточная оценка реализации Государственной программы «Цифровой Казахстан» и пришли к невеселым выводам. А они таковы, что «…несмотря на многолетние существенные инвестиции государства на цифровизацию, отмечается недопустимо низкая доля товаров информационно-коммуникационных технологий в общем объеме экспорта, что свидетельствует о неконкурентоспособности отечественных информационно-коммуникационных товаров на внутреннем и внешнем рынках». Также аудиторы отметили «отсутствие преемственности по реализации определенных целей и задач, а также системности в планировании показателей и индикаторов Государственной программы «Цифровой Казахстан», что, естественно, «негативно отразилось на эффективности реализации государственной политики в сфере информатизации и цифровизации».

Досталось и самому министерству цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности (МЦРИАП) – аудиторы посчитали, что оно «осуществляет функции мониторинга Госпрограммы формально, не уделяя должного внимания анализу результативности параметров и показателей Госпрограммы». Ведомству поставили на вид «слабую координацию» с подведомственными субъектами квазигосударственного сектора. В ряду которых отметили, прежде всего, холдинг «Зерде», который Счетный комитет обвинил в «недостаточной заинтересованности в реализации мероприятий стратегических направлений». «Расходы на содержание АО «Зерде» покрываются за счет дивидендов дочерних организаций. Выполнение уставных функций АО «Зерде» проводится лишь при выделении бюджетных средств. На протяжении более 6 лет не достигнуты результаты по внедрению облачного документооборота в государственных органах. В результате неэффективного менеджмента, имеются убыточные и бесперспективные инвестиционные проекты: «Smart Contract», «Единая информационная система юридической помощи «Е-Заң көмегі», «Единый контакт центр», на сумму 987,9 млн. тенге», - перечисляется в отчете Счетного комитета.

Впрочем, главный грех «Зерде», судя по всему, заключался в том, что «при отсутствии контроля со стороны МЦРИАП и учредителя в лице холдинга «Зерде»… в число участников «Астана Хаб» включены компании, осуществляющие деятельность в сфере майнинга криптовалют». В итоге государством были предоставлены налоговые льготы и преференции майнинговым компаниям, а также организациям, имеющим значительные обороты по реализации, которые не отвечают предмету, цели и задачам международного технопарка и не направлены на повышение социально-экономического эффекта. О размере потенциальных нарушений можно судить по тому, что «только по 5-ти компаниям занятым в сфере майнинга криптовалют, сумма налоговых преференций за 1-3 квартала 2021 года составила 8,5 млрд. тенге», при этом «лишь одна компания официально зарегистрирована в качестве «майнера».

После этого, в июле, президент Токаев поставил министру цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдату Мусину на вид неэффективность госхолдинга «Зерде». «В целом цифровизация идет медленно, на мой взгляд, неудовлетворительно. Я поручал улучшить работу национального холдинга «Зерде», который подвергся критике Счетного комитета. Премьер-министру как куратору цифровизации следует обратить особое внимание на этот вопрос. Министру я делаю замечание. Я считаю, что вы неудовлетворительно работаете, подводите премьер-министра», - заявил он. Глава МЦРИАП решил поступить, как Александр Македонский разрубить Гордиев узел казахстанской цифровизации и буквально на следующий же день предложил просто расформировать «Зерде». «Для создания единой экосистемы по развитию инноваций предлагается объединить в одну организацию АКФ «ПИТ», Astana Hub и АО «Национальное агентство по развитию инноваций «QazInnovations». В качестве дальнейшей меры предлагается ликвидировать холдинг «Зерде» с передачей АО «НИТ» напрямую в ведение министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан», - сказал министр.

Это вызвало протесты сотрудников холдинга «Зерде», которые написали открытое письмо Токаеву и назвали министра Мусина некомпетентным. С критикой принятого решения выступил и руководитель этой организации, Арман Абдрасилов, начавший раздавать интервью, в которых выражает недоумение этим решением МЦРИАП, намекая на то, что мог задеть чьи-то коррупционные интересы. «По мере того как вся подноготная этой цифровизации начала всплывать, всё больше и больше это вызывало недовольство. Хотя изначально я говорил: либо давайте наводить порядок, либо я не буду вообще лезть в эту историю. Мне всегда говорили, что всё нормально, работай, но в кулуарах, видимо, происходили какие-то действия. Может, моего опыта на госслужбе не хватило. Есть такое выражение: битва бульдогов под ковром. Возможно, это начало сдвигать какие-то тектонические плиты, какие-то нервы живые мы задели. То есть очень странно то, что происходит», - заявил он в интервью сайту «Информбюро». 

Правда репутация правдоруба и неангажированного выходца из частного бизнеса, который сам критиковал «Зерде», а затем был приглашен главой МЦРИАП Мусиным для его реформирования, у г-на Абдрасилова была несколько испорчена. Причиной этого стал скандал вокруг назначения заместителем председателя Агентства по делам госслужбы бывшей подчиненной главы «Зерде», слишком активно выставлявшей в социальных сетях свои покупки, поездки и неформальные отношения с теперь уже бывшим шефом. Ее оправдания по поводу любви к роскоши критики не выдержали (как минимум часть ее сумочек в аутлетах, как она утверждала, не купить), а оказавшиеся в открытом доступе фотографии говорили сами за себя. Также журналисты откопали еще одну связь Абдрасилова – родственную – с главой администрации президента Токаева Муратом Нуртлеу. Об этом же писали авторы другого коллективного письма от сотрудника холдинга «Зерде», в котором они жаловались не на главу МЦРИАП, а на свое руководство. Ну, и по поводу того, что «Зерде» закрывал глаза на майнеров, представителей так сказать «аффилированного бизнеса», тоже не получается забыть. В итоге получилось так, что в водоворот страстей вокруг «Зерде» начали вовлекаться все новые люди с государственной службы и окружения президента Токаева.

Ну, а на этой неделе потерявший свой корабль капитан Абдрасилов «выстрелил» в социальных сетях, практически прямо обвинив МЦРИАП как минимум в нерачительности. По его словам, после того как сделка со СБЕРом о приобретении платформы для государственных услуг сорвалась, цифровое ведомства собирается заключить контракт на создание платформы с компанией из ОАЭ, огласив сумму сделки ($60 млн), и планы по ее заключению без конкурса. При этом бывший глава «Зерде» заявил, что его холдинг предлагал разработать эту платформу без госфинансирования, за свой счет. 

Сразу же появился официальный комментарий от МЦРИАП, осторожно опровергающий Абдрасилова: «В социальных сетях появилась информация о том, что Казахстан якобы планирует приобрести цифровую платформу у компании из ОАЭ, а также озвучен «объем» сделки. Официально заявляем, что данная информация не соответствует действительности. Поставщик будет выбираться путём проведения конкурсных процедур среди отечественных компаний, и в данный момент проводится экспертиза технической документации. Убедительно просим не доверять непроверенным источникам, всю официальную информацию можно получить в пресс-службе министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК». При этом, в глаза бросается то, что ведомство нарочито не замечает, что является «непроверенным источником», будто бы опровергает анонимку. А ведь у нас все еще не отменена уголовная статья 274 – «Распространение заведомо ложной информации». Как часто мы, журналисты, получали предупреждения в официальных заявлениях государственных структур с напоминанием «об ответственности» за распространение фейков, а вот тут бывший (или еще действующий?) чиновник открыто делает это, и его опровергают сугубо анонимно, будто бы опасаясь.

Что в сухом остатке этой дурно пахнущей истории? Во-первых, мы видим, что государственный аппарат продолжает оставаться местом, где разные люди и ведомства воюют друг с другом, первыми жертвами чего становятся интересы простых граждан. Во-вторых, это происходит на таком уровне, который затрагивает всю страну и ее руководство – потому что касается платформы госуслуг и происходит при участии влиятельных лиц в президентском окружении. В-третьих, опять же мы видим, что политический вес чиновников определяется не их положением, и министр не спешит осуждать своего бывшего (или не бывшего) подчиненного, который прямо говорит о нарушениях, а мягко дезавуирует его слова без упоминаний имен через третьих лиц (а, между тем, все фигуранты этого скандала сидят и активно пишут в Фейсбуке). И даже то, что конфликт развивается публично, не меняет его сути – роста противоречия в государственном механизме, от слаженности действий которого в условиях геополитических испытаний, зависит даже не благосостояние (хотя и оно тоже) граждан, но и само будущее нашей государственности. Но облеченные властью и контролирующие денежные потоки люди, кажется, думают о чем-то другом…

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...