Сочувствие и шок
Жылдыз АЛИЕВА, Бишкек
В БИШКЕКЕ, трижды становившемся свидетелем насильственной смены власти за последние годы, с ужасом, удивлением и сочувствием восприняли события в братском Казахстане. Особые эмоции кыргызстанцев вызывала также и судьба соотечественников, которые оказались в эпицентре кровавых событий в Алматы и других областных центрах соседней республики.
Когда первые протестующие вышли в Мангистауской области против повышения цен на газ, в Кыргызстане опытные люди уже стали присматриваться к новостям от соседей. Почти сразу же СМИ и блогеры стали размещать информацию о событиях, делясь постами казахстанцев. Особую активность проявляли либеральные и прозападные фигуры, а государственные масс-медиа проявляли сдержанность и старались давать лишь самую суть.
Пока шли только митинги, медийное пространство Кыргызстана было заполнено сочувствием и поддержкой участников событий. Но затем пошла первая информация о столкновениях. Все сразу же стали вспоминать события в Жанаозене 2011 года, беспокоясь, чтобы все не повторилось снова. Однако, никто даже представить себе не мог, что «взорвется» не на Западе, а прямо у границ Кыргызстана – в Алматы, Таразе, Шымкенте. Когда стало ясно, что происходит, даже самые активные комментаторы в соцсетях притихли, без комментариев делясь видео и фотографиями с улиц и площадей Алматы. Это был настоящий шок. Кыргызстанцы уже привыкли, что что-то может произойти у них на родине, но Казахстан всегда воспринимался, как намного более стабильное государство, где такого произойти не может. Это убеждение несколько поколебалось, когда были события в Кордайском районе Жамбылской области, где произошли столкновения на межэтнической почве. Тогда Бишкек и села вдоль границы приняли тысячи беженцев. В этот раз граждане Кыргызстана тоже не остались в стороне от беды у соседа и отправляли в Казахстан продовольствие для тех, кто остался без еды при закрытых магазинах и базарах.
Однако, не обошлось и без негативных эмоций. Особое внимание привлекли слова криминального авторитета по кличке Дикий Арман, который в соцсетях высказался в адрес Кыргызстана и кыргызов с предложением забрать своих молодых людей, якобы, участвующих в погромах на территории соседнего государства. Сразу же в кыргызских соцсетях поднялась настоящая волна хейта в адрес этого криминального лидера. Люди припомнили ему, что его вторая супруга – одна из красавиц Кыргызстана и родила ему в прошлом году дочь. Мол, куйобала что-то напутал, учитывая, какой жесткий пропускной режим на границе двух стран из-за коронавирусных ограничений, еще и позволяет себе неподобающее поведение в адрес народа своей жены.
Глава государства Садыр Жапаров тоже отреагировал на волну заявлением в прессе, что не исключает возможности участия отдельных граждан КР в этих противоправных делах, но оскорблять все население – не стоит. В пику ему руководитель Госкомитета нацбезопасности (ГКНБ) Камчыбек Ташиев заявил, что вообще «обвинять наших граждан в терроризме – это неправильно». Для чего он даже посетил 9 января митинг около посольства РК в Бишкеке, устроенного родственниками, коллегами и друзьями ставшего уже известным музыканта Викрама Рузахунова.
Стоит отметить, что главный чекист развил свою активность, несмотря на болезнь - 5 января он попал в больницу с пневмонией. А уже 7 января ему пришлось, как главе штаба отправки миротворцев в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в Казахстан, отвечать на вопросы депутатов в Жогорку кенеше. По идее, вопрос отправки военных они должны были рассмотреть еще 6 января на своем пленарном заседании, однако, по каким-то причинам, парламентарии в указанный день не набрали кворума. Собрались депутаты лишь на следующий день.
Прозападные депутаты подняли вопрос выхода Кыргызстана из ОДКБ и полного отказа от обязательств в рамках данного объединения, чтобы не посылать никого в Казахстан. Впрочем, и многие другие депутаты откровенно не поняли (или сделали вид, что не поняли), каковы вообще функции кыргызских миротворцев. В итоге, часть дебатов проходила чуть ли не на уровне личных оскорблений между парламентариями и руководителем ГКНБ. Не обошлось и без слушаний за закрытыми дверьми. В итоге, около десятка депутатов все равно отказались голосовать «за» отправку военных.
Шок
Заседание законодательного органа Кыргызстана проходило на фоне информационной кампании, развернутой неправительственными организациями, отдельными политиками и прозападными СМИ Кыргызстана. Ее лейтмотив был прост – Кыргызстану нельзя участвовать в миротворческой миссии ОДКБ, поскольку это все происки Москвы и закончится тем, что кыргызам придется стрелять в казахов – своих братьев. Критики этого решения вышли к зданию парламента и активно (даже экспрессивно) пытались донести свои идеи до входящих в здание лиц. Досталось не только депутатам, но и членам правительства, проходившим мимо митингующих.
Отдельные молодежные лидеры предложили только собрать гуманитарную помощь, чтобы доставить ее в Алматы, как наиболее пострадавший город от беспорядков. В мессенджерах создавались группы по передаче информации из/в Казахстан, в котором были перебои со связью. Не секрет, что у многих кыргызстанцев имеются родственники в РК и они беспокоились за их жизни и здоровье. Что удивительно, собранная пара грузовиков с гумпомощью, быстро смогла проехать в Казахстан и доставить свой груз до максимально близкой и безопасной точки к Алматы.
Тем временем, правительство Кыргызстана приняло решение пропускать жителей Казахстана на свою территорию без предъявления ПЦР-теста. Мэрия кыргызской столицы и простые горожане организовали приют и питание для казахстанцев, которые из других стран транзитом через Кыргызстан, с трудом добирались домой. Их бесплатно размещали в одной из городских гостиниц и на автобусах доставляли к границе. На фоне этих действий властей, отдельные СМИ вытащили из архивов заявления властей Казахстана, которые звучали после 2005, 2010 и 2020 годов по поводу блокады границ, говоря: почему мы должны держать открытыми границы, когда в отношении нашей страны чуть что сразу начиналась транспортная блокада? На что большая часть кыргызстанцев отвечала, что нельзя простой народ уравнивать с властью.
Из других заметных новостей в связи с кризисом у соседей - пара казахстанских банков – «Халык банк» и «Оптима», представленных на местном рынке, на пару-тройку дней прекратили операции, в виду того, что их головные серверы расположены на территории Казахстана. Через несколько дней очень быстро восстановили свою работу.
Неожиданно выступил бывший вице-президент Кыргызстана, бывший мэр Бишкека и экс-председатель Министерства нацбезопасности Феликс Кулов, который в соцсетях сделал пару комментариев практически подтвердив (фактически, наравне с Диким Арманом и с министерством МВД Казахстана), что в политических акциях протеста (и последовавших мародерствах) в Алматы принимали участие граждане Кыргызстана.
Правда, с оговоркой. «Возможно, они делали это «подневольно», и «не осознавали последствий». «Заставить же наших соотечественников участвовать в противозаконных действиях мог племянник Назарбаева — Кайрат Сатыбалды, он же по совместительству контролировавший все крупные рынки Алматы, и, по всей видимости, стоявший за попыткой переворота», - считает генерал Кулов, в прошлом считавшийся фаворитом казахских властей во внутренней политике Кыргызстана.
«Многим хорошо известно — на этом рынке работает немалое число наших соотечественников и, судя по некоторым данным, эти криминальные авторитеты силой и угрозами заставили приезжих гастарбайтеров из числа узбеков, таджиков и кыргызов участвовать в протестных акциях. Что вообще-то вполне объяснимо, так как, подневольные, совершенно далёкие от политики люди, не могли в полной мере осознавать политических последствий своих действий», — написал Кулов на своей странице.
Кроме того, Феликс Шаршенбаевич проявил геополитическую инициативу: он предложил «создать комиссию ШОС для расследования событий в Казахстане».
Впрочем, его никто не стал воспринимать всерьез. Официальный Бишкек больше озабочен тем, чтобы задержанные в Казахстане кыргызстанцы были поскорее отпущены, и не хочет портить отношения с руководством соседней страны в такой момент. А простые граждане страны продолжают следить за всеми новостями из соседней страны, неравнодушные к тому, что происходит у братского народа…