«Солдаты группы «Центр» | Деловая неделя
12 октября 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

«Солдаты группы «Центр»

08.07.2022 10:55:38
№: 25 (1475)
Подошли ко второй линии обороны Донбасса

«ДН»

ВСЛЕД ЗА Северодонецком на этой неделе украинские войска оставили и Лисичанск, отойдя к Бахмуту и Славянску. На этом участке Донецкого фронта возникла оперативная пауза, которую подтвердил даже президент России Владимир Путин, распорядившийся предоставить солдатам группы «Центр» отдых. Стихли бои на острове Змеином, оставленном россиянами – украинцы не стали занимать его, а просто установили свой флаг, обозначив формальную победу. Внимание экспертов переключилось на другие участки фронта – район Донецка и Херсона – где украинцам удалось добиться небольших тактических успехов. Кроме этого обстановка на фронте начала меняться благодаря новой тактике вооруженных сил Украины (ВСУ), которые используют полученные от запада дальнобойные ракетные и артиллерийские комплексы для целенаправленного уничтожения складов с боеприпасами российской армии в прифронтовой полосе. Захват Северодонецка и Лисичанска, сопровождавшийся огромными потерями с обеих сторон, не стал решающей битвой этой войны, и впереди ожидаются новые ожесточенные сражения «за инициативу» - на встречных направлениях. Вероятнее всего, Киев постепенно будет готовить почву для контрнаступления на позиции российских войск, а россияне – по-прежнему стараться захватить территорию как минимум Донецкой области и Причерноморье. Война продолжается.

Советник руководителя офиса президента Украины Алексей Арестович считает, что оборона Лисичанско-Северодонецкой агломерации - это успешная военная операция: время выиграно, поставки оружия с Запада продолжаются

Отступление с Луганщины

Оставление Северодонецка, который украинцы обороняли практически месяц, превратило Лисичанск в последний город Луганской области под контролем Украины. Однако зацепиться за него также, как за первый ВСУ не смогли – город был оставлен ввиду того, что наступающие с юга российские части угрожали отрезать обороняющихся от основных сил, превратив его в «котел». В прошлое воскресенье министерство обороны РФ даже отчиталось о полном окружении города, однако, в понедельник их коллеги из аналогичного ведомства Украины сообщили о выходе гарнизона и его отходе к линии Славянск-Бахмут. «После тяжелых боев за Лисичанск Силы обороны Украины были вынуждены покинуть занятые позиции и рубежи. В условиях многократного преимущества российских оккупационных войск в артиллерии, авиации, системах активного огня, боеприпасах и личном составе продолжение обороны города привело бы к фатальным последствиям. Чтобы спасти жизни украинских защитников, было принято решение об отходе», - заявили в Киеве.

В России и ЛДНР завершение захвата Луганской области было подано, как большая победа. Отчитываясь о ней министр обороны РФ Шойгу заявил президенту Путину следующее: «Товарищ верховный главнокомандующий с 19 июня соединения и воинские части группировки войск «Центр» под командованием генерал-полковника Лапина при взаимодействии с подразделениями второго корпуса народной милиции Луганской Народной Республики и при поддержке южной группировки войск под командованием генерала армии успешно проведена наступательная операция по освобождению территории Луганской Народной Республики. В течение двух недель окружены, ликвидированы группировки в Горском котле в районе Лисичанска и Северодонецка. Взяты под контроль 25 населенных пунктов, наиболее крупные из которых Северодонецк, Золотое, Горское, Волчеяровка. Операция завершена вчера».

Впрочем, более детальное описание победы и перечисление трофеев несколько снижают пафос рапорта. Как оказалось, «всего в ходе активных наступательных действий взято под контроль 670 квадратных километров территории», для сопоставления – это меньше, чем Бахрейн и чуть больше 2 Мальт. Далее, министр обороны РФ подробно описал потери и трофеи врага: «Общие потери Вооруженных сил Украины составили 5469 человек, в том числе безвозвратно 2218, санитарные 3251. 196 танков и других бронированных машин, 12 самолетов, один вертолет, 69 беспилотных летательных аппаратов, шесть зенитно-ракетных комплексов большой дальности, 97 боевых ракетных машин реактивных систем залпового огня. 166 орудий полевой и минометной артиллерии. 216 автомобилей различного назначения. В Лисичанске, отступая, противник бросил 39 танков и других бронированных машин, 11 орудий и минометов, 48 противотанковых ракетных комплексов «Джавелин лаф», 18 комплексов «Стингер», 3 беспилотных летательных аппарата».

С учетом того, что официальные российские сводки украинских потерь итак превышают количество боевых и учебных самолетов, которые имели украинские вооруженные силы, 12 новых самолетов Украины, о которых россияне отчитываются, делают разницу между тем, что они заявляют, и тем, сколько было на вооружении воздушной техники, совсем неприличной. Кстати, украинцы также оценили потери своих визави в этих боях, хотя и примерно. Советник главы администрации президента Украины Алексей Арестович заявил, что при штурме Северодонецка и Лисичанска со стороны России «где-то три бригады полегло и два-три танковых батальона», что в численном выражении «где-то тысяч семь, не меньше, возможно, больше». Общие потери войск РФ с момента вторжения в Украину в Киеве оценивают в 36 тысяч солдат убитыми, а вместе с раненными, санитарными потерями и пленными – более 100 тысяч. Российские оценки украинских потерь колеблются между 60 тысячами и 200 тысячами только убитых, однако доверие к этим данным подрывается факт-чекингом российских оценок потерь Украины в технике, которые, как уже говорилось выше, по версии Генштаба ВС РФ выше, чем общее ее количество не только до войны, но и вместе с западными поставками.

Тем временем, Владимир Путин, приняв торжественный рапорт Шойгу, заявил о необходимости оперативной паузы на этом направлении, которое, как оказалось относится к российской группировке «Центр», что волей-неволей вызвало ассоциации с известной песней Владимира Высоцкого «Солдаты группы «Центр». «Подразделения, принимавшие участие в активных боевых действиях и добившиеся успеха, победы на луганском направлении, безусловно, должны отдохнуть, нарастить свои боевые возможности, а другие воинские соединения, включая и группировку «Восток», группировку «Запад» должны выполнять свои задачи по ранее утвержденным планам по единому замыслу и, надеюсь, что все будет на их направлениях происходить так же, как и на луганском происходило до настоящего времени», - заявил президент России. Также он утвердил предложение наградить командующего группы «Центр» генерал-полковника Лапина званием «Героя России».

К середине недели министерство обороны РФ официально заявило, что в подразделениях, выполнявших «боевые задачи», проходят мероприятия «по восполнению боевых возможностей», кроме того «военнослужащим предоставлена возможность отдохнуть, получить письма и посылки из дома». Таким образом, оперативная пауза объявлена и формально.

Оценки результатов «Второго этапа»

Как и следовало ожидать, независимые оценки результатов наступления войск РФ в Луганской области существенно отличаются от официальной позиции Кремля даже среди тех экспертов, кто в целом выступает за войну с Украиной. Бывший министр обороны самопровозглашенной ДНР Игорь Гиркин, более известный под псевдонимом «Стрелков», скептически оценивает ситуацию после захвата Лисичанска.

«Наступательный потенциал ударной группировки, взявшей Лисичанск, практически исчерпан. Продолжать наступление без оперативной паузы, необходимой для пополнения и отдыха войск - чревато дополнительными большими потерями без значимых результатов. Требуется перегруппировка и определение следующих наступательных целей, а также принятие мер для отражения вероятных атак противника, - считает он. - Российские войска испытывают растущие трудности с противостоянием ВСУ на тактическом уровне в связи с растущим превосходством противника в живой силе, а также увеличением в его распоряжении современной боевой техники».

Стрелков-Гиркин последовательно критикует Кремль за отказ от немедленной массовой мобилизации военнообязанных в России, поскольку уверен, что в итоге это риск утраты инициативы в войне. «Отсутствие пополнений и невозможность ротации (особенно для пребывающих на передовой 3-4 месяца без смены мобилизованных частей ВС ЛДНР) - ведет к медленному, но постоянному снижению фактической боеготовности и морального духа наших частей и соединений, находящихся в обороне (тогда как боевой дух понесших большие потери, но наступающих штурмовых частей - остается высоким), - пишет он. - Позволить себе «закрепиться на позициях», отдав инициативу полностью в руки противника - военно-политическое и военное руководство РФ не сможет, так как затягивание боевых действий в данных условиях ведет лишь к увеличению сил противника при ослаблении своих сил. Поэтому ожидаю ввода в бой подготовленных резервов в новой наступательной операции в рамках «Сражения за инициативу» сразу после некоторой оперативной паузы».

«Общий вывод за май-июнь: «Второй этап СВО» завершился без полного достижения проставленных целей. Группировка ВСУ на Донбассе не разгромлена и не отброшена полностью с его территории. Удалось лишь разбить и вытеснить часть группировки врага с «выступа» вдоль Северского Донца, полностью освободив территорию ЛНР и города Попасная, Красный Лиман, Северодонецк, Лисичанск, ряд более мелких населенных пунктов. Операция продемонстрировала, что «армия мирного времени» РФ, значительно подкрепленная ВС ЛДНР и «суррогатами» разнообразных ЧВК - решить задачу полного разгрома ВСУ и победоносного завершения т.н. «СВО» уже не способна. Промедление с мобилизационными мероприятиями в самой РФ может уже в ближайшие месяцы вызвать кризис на отдельных участках «украинского фронта», а дальнейшее игнорирование вышеуказанной неспособности - негативно повлиять на обстановку в стратегическом объеме», - резюмирует Гиркин.

Пока тотальная мобилизация коснулась только территории ЛДНР, чей людской ресурс мужского населения на грани полного истощения. В итоге, новый набор в поредевшие подразделения армии РФ и ее прокси-структур осуществляется на только-только «освобожденных» территориях Луганщины. Об этом сообщает, к примеру, глава Луганской военной областной администрации Сергей Гайдай. По его информации, российская сторона активно привлекает местное население в свои ряды. «Россияне уже отметили захват нашего региона, приравняли это к победе во Второй мировой войне, но на границу области так и не вышли. Проводят ротацию, привлекая местных», - написал Гайдай в своем телеграм-канале. «За счет северодончан и лисичан враг пытается преодолеть сопротивление украинских бойцов, чтобы завершить выполнение хотя бы какой-либо задачи. Ожидаем очередного усиления с их стороны», - сообщил глава администрации.

Американский Институт изучения войны (ISW) в ежедневной аналитической сводке о ходе войны пишет, что 6 июля впервые за 133 дня войны не было ни сведений о каком-либо продвижении российских войск, ни официальных заявлений о таковом, и это свидетельствует о том, что российская армия взяла оперативную паузу. Би-Би-Си цитирует экспертов института: «В данном случае это означает, что российские силы, скорее всего, будут ограничиваться мелкими наступательными действиями, пока они создают условия для более заметных наступательных операций и восстанавливают боевые силы». Кстати, ISW с удивлением констатирует, что «мнение Гиркина о военных промахах российской армии совпадает с большинством выводов ISW (и других западных агентств и экспертов)» и все «это говорит о том, что он и некоторые другие военные блогеры продолжают давать публичные оценки ситуации и прогнозы независимо от линии Кремля».

Ответные действия Украины также отмечают все эксперты – неожиданное применение нашли западные дальнобойные ракетные и артиллерийские комплексы, чьи усилия были сосредоточены на обстрелах складов боеприпасов россиян и их прокси в ближнем тылу. «В качестве нового элемента тактики ВСУ отмечается особое внимание уничтожению ракетной артиллерией и беспилотной авиацией важных тыловых объектов ВС РФ и ВС ЛДНР, прежде всего - крупных складов боеприпасов, которые оказались не прикрыты или слабо прикрыты силами ПВО», - пишет, к примеру, Гиркин. Об этом же на днях, в ежевечернем видеообращении сказал президент Украины Владимир Зеленский. «Наконец, чувствуется, что очень мощно заработала западная артиллерия - то оружие, которое мы получили от наших партнеров. Его точность и вправду та, что нужна. Наши защитники наносят очень чувствительные удары по складам и иным точкам, которые важны для логистики оккупантов [...] Потери оккупантов с каждой неделей растут, как и усложненность их снабжения», - сказал Зеленский.

«Украинские войска наносят все больше ударов по российской военной инфраструктуре в глубине оккупированных территорий с применением огня непрямой наводкой и предоставленных США реактивных систем залпового огня HIMARS. В том числе ВСУ ударили по складам в Дубравном в Харьковской области (около линии фронта), в городе Снежное Донецкой области (примерно в 75 км от фронта), а также в Мелитополе», - отмечает Институт изучения войны.

«Я думаю, что это тактическая победа России, за которую ей пришлось уплатить огромную цену. 60 дней ушло на то, чтобы достичь очень медленного прогресса. Я думаю, что россияне могут объявить о какой-то победе, но ключевая битва еще впереди», — заявил военный эксперт аналитического центра Великобритании Нил Мелвин, указав ее местом юг Украины. Упоминавшийся выше Алексей Арестович вообще считает битву за Северодонецк-Лисичанск успехом. Он отмечает, что главными задачами ВСУ было сковать основные силы противника, нанести им потери, выиграть время для поставок западного вооружения и совершенствования второй линии обороны и создать условия для наших наступательных действий на других участках фронта. «Все задачи операции - выполнены: [американские дальнобойные ракетные комплексы] Химарсы тут, потери у россиян ужасающие, вторая линия обороны в готовности, ЗСУ ведёт контрнаступательные действия на трёх участках фронта: под Угледаром, на Запорожском направлении, на Херсонском, - подчеркнул Алексей Арестович - Ещё раз - россияне [наступают] на трёх [участках] (Харьков, Изюм, Бахмут) и мы на трёх. Месяц назад мы вели [наступление] на одном-двух, а они, на пяти».

Несмотря на наличие официальной информации по оперативной паузе, не прекращаются взаимные обстрелы обеих сторон, жертвами которых становятся не только военные, но и гражданские лица. Судя по всему, этот конфликт имеет только военное решение, соответственно, пока кто-то из его участников не добьется победы на поле боя, кровь будет продолжать литься.


Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...