Союз внутри союза | Деловая неделя
24 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Союз внутри союза

03.12.2021 03:21:47
№: 45 (1448)
Углубление интеграции Минска и Москвы должно беспокоить не только Запад

«ДН»

НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ порциями начали выходить новостные материалы из интервью белорусского президента российским СМИ. В отличие от аналогичного общения с Би-Би-Си, в этот раз Александр Григорьевич источал дружелюбие и бескрайний оптимизм касательно перспектив интеграции с Россией. Согласно заявлениям Лукашенко, он готов активно сближаться с Кремлем, прежде всего, в военном плане – в рамках противостояния Западу, для чего он даже предложил разместить на своей территории российское ядерное оружие, а совместные учения двух армий уже открыто называют планами «войск Союзного государства». Сейчас белорусский батька занят «приведением в соответствие» законодательства Беларуси с планами по «углубленной интеграции» со своим восточным соседом, для чего на референдуме в феврале будет рассмотрена новая конституция его страны. Лукашенко даже не исключает досрочных президентских выборов (а мы помним, что в результате прошлогодних он и оказался в изоляции) и говорит, что «не знает», будет ли на них участвовать, хотя твердо заверяет, что из политики уходить не собирается. По этим оговоркам видно, что даже в условиях, когда уже не получается играть на противоречиях между Западом и Россией, и он, фактически, загнанный в один угол с Россией, продолжает о чем-то торговаться с Путиным. Впрочем, ясно, о чем – о сохранении своего политического влияния в рамках Беларуси. Для нас же такое «прорастание» военно-политической оси «Минск-Москва» внутри ЕАЭС и ОДКБ, куда входит и Казахстан, вызывает справедливый вопрос: не собираются ли «союзники» распространять свой интеграционный опыт и повестку на все страны этих объединений?

Президент Лукашенко оказался в очень неудобном положении после прошлогодних президентских выборов и последовавших за ними массовых протестов, из-за чего был буквально вынужден пойти на глубокую интеграцию с Россией в Союзное государство

  Нет смысла повторять все лояльные причастные обороты Лукашенко, который источал дружелюбие, столь контрастное его стилю в интервью англичанам. Однако есть несколько принципиальных моментов, игнорировать которые было бы неправильно. Прежде всего, речь идет о таком экстравагантном шаге, как предложение вернуть в Беларусь российское ядерное оружие. Речь идет о том, что в качестве ответного шага на размещение в Польше ядерного арсенала НАТО (его, видимо, придется выводить из Германии в другие государства Европы) Лукашенко, по его словам, предложит Путину вернуть на боевое дежурство «то ядерное оружие, которое будет наиболее эффективно при таком соприкосновении».

Этот шаг, видимо, приведет к выходу Минска из Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), в рамках которого в 1996 году оттуда были полностью выведены российские ракеты и другие виды этого типа оружия массового уничтожения (ОМУ). В обмен на это Великобритания, Россия, США предоставили Минску гарантии безопасности в рамках тех же Будапештских соглашений, что должны были гарантировать территориальную целостность Украины, но были в 2014 году разрушены Россией, аннексировавшей украинский Крым. Таким образом, события семилетней давности могут привести к существенному регрессу в системе глобальной безопасности в форме сокращения географии арсеналов ОМУ, что любит ставить себе в заслуги бывший президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

На этом фоне нельзя не заметить заголовки СМИ о будущих учениях военных двух стран: «Войска Союзного государства определились со сроком учений у границ Украины». Ясно, что речь идет (наверное, пока еще) об отдельно российской и отдельно белорусской армиях, но вот такая подача – что это «войска Союзного государства» - это не может не наводить на раздумья: не собирается ли новый формат военного союзничества двух стран распространяться на все страны Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ)? О том, как относится официальный Минск к военному союзничеству с Москвой, можно судить хотя бы по тому факту, что за негативные комментарии о погибших российских десантниках на недавних учениях в Беларуси были задержаны и помещены в ИВС 11 человек. При этом понятно, что наращивание российско-белорусских военных связей воспринимается негативно в НАТО, где уже предупредили, что за любые действия против Украины на Москву обрушатся новые санкции. «Проблема с Россией в том, что они (ее намерения – «ДН») непрозрачны, у них очень агрессивная риторика и послужной список, показывающий, что они и раньше использовали военные учения в качестве маскировки для агрессивных действий против соседей», - отметил генсек НАТО Йенс Столтенберг.

Возникновение любых военных угроз, связанных с ОДКБ – это фактор риска для Казахстана. Нам несколько повезло, что открытое вмешательство в карабахский конфликт не было в планах Москвы, и нам не пришлось посылать своих солдат на Кавказ – воевать против братского народа Азербайджана. Однако, это же – неэффективность ОДКБ, как механизма обороны, и даже предотвращения конфликтов (а его члены – Кыргызстан и Таджикистан в этом году успели открыто повоевать), а также его опасность из-за потенциальной угрозы втягивания в противостояние с Западом – хороший повод для рассмотрения вариантов выхода из этой организации нашей страны. Тем более, что отдельные ее члены строят уже отдельные «войска Союзного государства». В свое время Ташкент выскочил из ОДКБ, и сегодня, во-первых, более самостоятелен во внешнеполитической стратегии, а, во-вторых, явно меньше рискует быть втянутым в чужие ненужные конфликты.

Тоже самое - на счет введения общей валюты. Об этом Лукашенко тоже начал говорить вполне открыто, хотя и в будущем наклонении. Мол, к этому вопросу шаг за шагом тоже подойдут (на более высоком уровне интеграции), и валюта эта будет рубль. Тут даже Москва оказалась не готова к обнародованию столь радикальных планов. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков опроверг предположения о скором создании единой валюты России и Белоруссии, поскольку «о такой форме экономической интеграции двух стран речи пока не идет». Тогда же, пока не актуальным, представитель российского президента назвал и планы по созданию совместного парламента Союзного государства, хотя ранее глава комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Калашников заявил, что «общий парламент двух стран может появиться уже через полтора года». К этому моменту Беларусь должна уже подойти с новой Конституцией, которую сейчас разрабатывает Лукашенко. По его словам российским журналистам, «в феврале, в 20-х примерно числах, Конституция будет внесена мною на референдум». «Я ее сам писал. Юристы писали пером, а я диктовал, потому что я видел: я — президент, какие мне нужны полномочия, чтобы удержать страну. <...> Сейчас мы ее опубликуем, около месяца [осталось]», - разоткровенничался батька.

Надо ли напоминать, что ранее, когда разговор вдруг заходил на такие темы, как общий парламент и общая валюта ОДКБ, даже официальный Нур-Султан заявлял, что не рассматривает такие варианты, ввиду того, что они означают сокращение национального суверенитета. А вот у белорусского лидера границ в плане интеграции уже нет. По крайней мере, так он сам заявляет: «Ни у одного процесса нет никаких пределов. Философски звучит, но это так». Свою лояльность России белорусский президент подкрепляет открытым признанием Крыма российской территорией, заявляя, что «Между мною и Путиным такого вопроса (является ли полуостров российским или нет – «ДН») нет». При этом видно, что пространства для маневра у белорусского лидера даже в диалоге с Кремлем уже нет, и он пытается играть откровенно плохонькими картами, заявляя, что «не исключено» проведение досрочных президентских выборов в Беларуси после принятия новой Конституции. Тут он даже начинает говорить о себе в третьем лице, будто другом человеке: «Они могут максимум состояться в срок, но, возможно, будут и досрочные выборы. <…> На основании, что президент так решит, или в переходных положениях Конституции будут закреплены иные сроки выборов». Затем, он начинает все отрицать, то выборы могут состояться в будущем году: «Нет. Нет, это будет видно. Нам до президентских выборов три года примерно, — четыре». При этом, через 3-4 года, в 2025 году, должны состоятся уже не досрочные, а очередные выборы главы государства. То, есть мы видим, как мало пространство для маневра, и как в нем изворачивается Лукашенко, которому приходится заявлять, что сам для себя он не решил, будет ли он на них участвовать. «Не знаю. Честно, не знаю», - говорит он на прямой вопрос, будет ли участвовать в выборах, увязывая свои планы «ситуацией в Белоруссии». При этом Лукашенко подчеркивает, что «не собирается уходить от той большой политики, которая сегодня у нас… перед глазами».

Уход Лукашенко со своего поста, возможно, является одним из условий того, чтобы Беларусь и Россия окончательно слились в Союзное государство, поскольку у него, в соответствии с логикой, может быть только один лидер, коим, очевидно, видит себя именно российский лидер – Владимир Путин. Для него, несмотря на откровенно кривой референдум по «обнулению» полномочий, позволяющий баллотироваться на пост главы РФ еще, выход на «новый уровень», в качестве главы некоего иного юридического формата, был бы тоже более предпочтителен. Особенно на фоне того, что в американском парламенте обсуждают варианты того, как перестать признавать его главой России после окончания текущего президентского срока.

Ясно, что для самого Лукашенко это вовсе не привлекательно – уйти из власти, лишиться своего пусть и маленького домена, так как в рядах просто российских (или союзных) губернаторов он явно будет белой вороной. Как заявил Лукашенко, сам он себя видит «создателем этого (очевидно, белорусского, не Союзного – «ДН») государства». Вот эта постоянная двойственность – «интеграция наше все» и «создатель белорусского государства, который никуда не уйдет» - в словах Лукашенко, наверное, доводит Кремль до белого каления, однако, сейчас ситуация отличается принципиально от прошлых лет. До последних президентских выборов Александр Григорьевич еще мог играть на противоречиях России и Запада, теперь же, после того, как усидеть в своем кресле ему удалось лишь ценой жестокого подавления народных протестов, и Запад его не рассматривает иначе, чем «марионетку Путина», это выглядит, как тень прежней бравады. Довольно сложно быть «создателем белорусского государства», если защищать его будут «войска Союзного государства». На двух стульях сложно усидеть даже самым опытным политикам.

И это важный момент и для Казахстана. Если сейчас белорусско-российский интеграционный сценарий действительно будет реализовываться такими вот опережающими темпами, и на принципах куда более глубоких, чем взаимная экономическая выгода, то это будет очевидной угрозой и нашему суверенитету. Особенно, если фоном для ускоренного формирования их Союзного государства станет ужесточение конфликта с Западом, который угрожает нивелировать экономическую выгоду ЕАЭС, как явление. И тут хотелось бы увидеть больше открытой и принципиальной позиции Нур-Султана, тем более, что он всегда может опереться на референдумы, к которым прибегает даже Лукашенко. Втягиваться в откровенно авантюрные политические и военные проекты, откровенно противопоставляющие себя половине мира, совсем не в интересах нашей страны и ее граждан.

 

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...