Союзники по умолчанию | Деловая неделя
27 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Союзники по умолчанию

17.07.2023 09:45:50
№: 26 (1522)

Современные российско-китайские отношения являются в первую очередь политико-пропагандистским феноменом. Обеим сторонам выгодно утверждать, что у них невероятно хорошие отношения, а журналистам прежде всего государственных СМИ выгодно про это сообщать, и убеждать в происходящем общественное мнение не только обеих стран, но и всего остального мира

России кажется, что Китай ее поддерживает. А Китаю так даже и не кажется

Юрий Сигов, Вашингтон

С момента начала российско-украинского военного конфликта не стихают гадания на кофейной гуще разного рода специалистов по международным отношениям, политиков и политологов – что действующих, что отставных – о том, кто же сегодня, и кому союзник, а кто – враг лютый и противник беспощадный. В том, что касается стран, входящих в НАТО, вроде бы все понятно: там что скажет хозяин заведения (США), то все остальные его завсегдатаи не просто сделают, а выполнят досрочно, и с повышенными союзническими обязательствами.

Что же касается ОДКБ, то там и раньше все тоже было ясно и без вариантов. Россия не просто ничего не сделает, а даже попытаться сказать побоится. Потому-то в том объединении ее никто по украинским делам и не поддерживает. И даже более того: за спиной Москвы так называемые «союзники» делают все возможное, чтобы ей насолить, и уж никак не засветиться в какой-либо ее поддержке.

Не ясна до конца линия поведения так называемых «нейтральных стран», которые к конфликту не имеют никакого отношения, но от его последствий страдают по полной программе. И до сих пор по большому счету именно они не выработали какой-то внятной, и осмысленной линии поведения. Так вот среди этих стран есть еще одна категория «наблюдающих со стороны за конфликтом». Эти государства то одна, то другая воюющая столица объявляют то своими «на самом деле союзниками», то «скрытыми противниками-диссидентами».

Именно к таким странам относится Китай, который российским руководством по какой-то странной причине приписан к союзникам. С китайскими товарищами их российские коллеги, включая первое лицо государства, подчеркнуто общаются и советуются как с «разделяющими наши взгляды и ценности». А китайские товарищи, видимо, же устали публично объяснять, что союзниками РФ не являются. Но раз там того желают, то, типа того, пусть говорят. Мы, в принципе, не против.

Это лучше, чем иметь врага вдоль многокилометровой границе. Но есть ведь и нюансы…

Не буду вдаваться в особенности китайской внешней политики что по отношению к США, что России, что ко многим другим странам. На эту тему можно расписать несколько трактатов, и каждый из них все равно чего-нибудь не осветит и не передаст даже тысячной доли того, что в Пекине понимают под истинной китайской внешней политикой. Остановлюсь лишь на недавних событиях, от которых можно реально отталкиваться при определении каковы сейчас отношения между КНР и РФ, и насколько это будет все влиять на те же страны Центральной Азии, и прежде всего Казахстан.

Очень показательным в этой связи был визит председателя КНР Си Цзиньпина в Москву в марте нынешнего года. Замечу, что встречи на высшем уровне проходят ежегодно с середины 1990-х годов, причем обе стороны официально утверждают, что отношения РФ и КНР не носят характера военного союза – хотя на самом деле нет и никакого между ними и другого союза. В очередной раз это было подтверждено в совместном заявлении двух президентов от 21 марта нынешнего года.

Но вот что по результатам таких встреч получается. Как подобная встреча в верхах завершается, то в России от нее ожидают нечто прорывное, на Западе с паникой опасаются кошмара объединения сил России и КНР, а в Китае на это дело сморят как обычно - то есть чисто номинально. И как еще один камешек в укрепление влияния Пекина на международной арене.

Да, был в этом визите некий символизм, поскольку это был первый зарубежный визит Си Цзиньпина после переизбрания председателем КНР. Но ведь не более того: ничего визит ведь ни переломного, ни сенсационного, ни такого, чтобы весь мир ахнул он, как и предыдущие встречи, не принес – да и принести не мог. Почему? Думаю, что по давней традиции современные российско-китайские отношения являются в первую очередь политико-пропагандистским феноменом. Обеим сторонам выгодно утверждать, что у них невероятно хорошие отношения, а журналистам прежде всего государственных СМИ выгодно про это сообщать, и убеждать в происходящем общественное мнение не только обеих стран, но и всего остального мира.

В чем Россия и Китай здесь действуют как невольные союзники? На сегодня они союзники в том, что на них по разным причинам активно давит коллективный Запад. Чего не спится западным странам? А им все время кажется, что Китай и Россия уже объединились, и вот-вот нападут на них единым фронтом. То, что подобное - полнейшая ахинея, ни один здравомыслящий политик на Западе никогда не признает. А уж раз США решили, что Пекин – это главный для них враг на перспективу, значит с этим надо только соглашаться, и ни в коем случае не подвергать такую позицию сомнениям.

О том, что Россия в этой паре коллективным Западом признана слабым звеном, свидетельствуют многие факты, в том числе и решение Международного уголовного суда (МУС) в Гааге выдать ордер на арест российского президента. Да, никто и не скрывал, что такое решение было принято прежде всего для срыва тогда намечавшегося визита Си Цзиньпина в Москву. Но, видимо, позабыли граждане-задумщики о том, что сам Китай этот суд никаким концом не признает, и его решения для него вообще не имеют никакого значения.

Что же касается ситуации вокруг Украины, то тут у российского руководства, и путем пропагандистской накачки через СМИ создается весьма искаженная картина отношения к ней официального Пекина. Так в обнародованной «Позиции Китая по политическому урегулированию украинского кризиса» ясно указано, что обеими сторонами должны строго соблюдаться нормы международного права, включая цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций. Суверенитет, независимость и территориальная целостность всех стран должны быть эффективно защищены.

Что это означает? Да то, что Россия должна уйти со всех занятых у Украины территорий, включая Крым. Китай никогда не признавал присоединение к России Крыма, Донбасса и других украинских регионов. То есть если Россия принимает китайскую так называемую «мирную инициативу», с которой и сам Си Цзиньпин, и руководство МИДа КНР обращались к российским коллегам, то надо все ныне занятые у Украины территории вернуть ей обратно.

Получается, что китайские предложения о мире с Украиной выгодны только ей и коллективному Западу, но сам Запад (раз такая инициатива идет от самих китайцев) подобные предложения сразу же отверг. К тому же в апреле Москву посетил новый министр обороны КНР Ли Шанфу. Он вот что сказал: «У нас очень крепкие отношения, они превосходят военно-политические союзы времен холодной войны, строятся на принципах неприсоединения, непротивоборства третьей стороне».

Опять-таки: что сие означает? Америка на тебя давит, ведет военные действия вместе с союзниками против тебя (где напрямую, где опосредованно), а ты говоришь: мы все равно не союзники? Да, так китайский товарищ и вещает. А российские СМИ и официально уполномоченные политики выдают подобный визит за нечто судьбоносное, и бросающее вызов «зарвавшемуся Западу».

Я обратил еще внимание на официально объявленные результаты этого визита: подписан был меморандум (то есть о некоем намерении, но не о практическом осуществлении) о взаимопонимании между двумя военными академиями и договоренность об обучении китайских офицеров в российской Академии Генштаба. Что в этом стратегически важно? Для китайцев очень даже много. Ведь обучаясь сейчас в РФ, их офицеры узнают все, что им важно о тактике и стратегии российской армии на украинских фронтах. И потом их коллеги проанализируют эту информацию у себя дома.

Союзник всем, кто платит. Только лишь бы не в ущерб отношениям с Европой и США

Важен еще и вот какой момент. С самого начала российско- украинского конфликта американские официальные лица все время якобы «предостерегают» китайское руководство от поставок оружия и боеприпасов России. Китай же в свою очередь всех, а не только Америку, заверил в том, что не будет передавать оружие сторонам конфликта, а в соответствии с международными нормами и законами будет регулировать экспорт товаров двойного назначения в любые страны мира.

Что это означает? Китай готов продавать любые товары обеим сторонам конфликта, если это будет ему коммерчески выгодно, но само главное - не поставит китайские компании под угрозу санкций со стороны коллективного Запада. К примеру, украинская армия сейчас использует до 90 процентов беспилотников китайского производства. Есть такие беспилотники и у российской стороны. Это оружие? Да как сказать - вроде бы не боевое, лишь разведывательное. Так что, его можно воюющим сторонам спокойно продавать, и без разницы - кто там, и кого считает противником, а кто - союзником?

Официальные китайские представители всегда подчеркивают, что не предоставляли оружие и боеприпасы ни одной из сторон российско-украинского конфликта. Да и недавние учения Тихоокеанского флота РФ, в ходе которых были задействованы практически все его корабли прошли без участия Китая и его военно-морских сил. Хотя в Тихом океане России на данный момент явно никто не угрожает, а угрожает из-за Тайваня именно КНР. Но Пекин ни в какие «союзнические игры» с Москвой решил все же не играть.

И это не говоря уже о том, что китайские руководители во время встреч с украинскими коллегами заверяют тех, что КНР и Украина являются стратегическими партнерами, а между народами двух стран существуют долгосрочные дружественные обмены. Также Китай любит сравнивать регионы Украины, занятые российскими войсками, с Тайванем, который попросту «временно занят мятежниками». Поэтому Пекин просит у Украины признать Тайвань частью единого Китая, а в знак благодарности не признает ни Крым с Донбассом, ни все остальные российские регионы.

Также, думаю, надо четко понимать, что Пекин не просто так не поддерживает российскую спецоперацию на Украине, не признает Крым российским, не считает законными референдумы в Донбассе, Херсонской и Запорожской области, и не намерен оказывать Москве военную помощь. Он не собирается конфликтовать с Западом, по крайней мере до той поры, пока это не будет напрямую угрожать его экономическим и торговым интересам. А раз решилась на такой разрыв с Западом пойти Россия – так это ее, а не Пекина, выбор.

Никаких изменений в отношениях РФ и Китая не будет, пока будет продолжаться российско-украинский военный конфликт

Правда, ряд китайских дипломатов иногда позволяют себе намеки на то, что те или иные действия России в отношении Украины «оправданы» и «законны». Но их тут же «поправляют» старшие товарищи из Пекина, а вину обычно за «неправильно понятые фразы» послов и заместителей министров КНР возлагают по традиции на недобросовестных западных журналистов.

Есть в Китае и влиятельные политологи и специалисты, которые призывают не только не соблюдать некий, даже частичный нейтралитет в отношении российско-украинского конфликта, а выступить в поддержку позиции «демократически мыслящих государств». И уж тем более не оказывать России даже чисто показательную политическую поддержку различного уровня визитами высокопоставленных чиновников.

Стоит обратить внимание и на то, что товарищ Си Цзиньпин все же сам позвонил украинскому президенту и имел с ним длительную беседу. То есть фактически подтвердил его законность как первого лица государства, с которым можно о чем-то договариваться (тот же российский президент считает его американской марионеткой, и не считает возможным вести с ним личные переговоры). А в июне на встрече военных руководителей в ходе конференции в Сингапуре министр обороны КНР встретился со своим украинским коллегой, и предложил ему использовать все средства воздействия, чтобы положить конец войне, плюс пообещал максимально расширить военные связи Пекина и Киева.

Так чей, и кому Китай в такой ситуации «союзник»? И здесь, с одной стороны, стоило бы вновь обратиться к весьма распространенному явлению среди правящих элит (кстати, не только в России) понятию умышленного самообмана. А с другой, когда веришь в загробную жизнь, то как-то легче переживать трудности на земле грешной. Вот и здесь не воюет Китай против России, не поставляет туда китайские танки или наемников - уже большая разница по сравнению с поведением в этом конфликте Европы и Соединенных Штатов.

Ну тут опять-таки что, и с чем сравнивать. Китай никогда, и нигде не присоединяется ни к каким союзам, где от него будут требоваться какие-то обязательства, соблюдать договоренности, и на каких-то участках мировой торговли и бизнеса КНР понесет от подобной политики потери. Американцы не случайно не решаются атаковать КНР военной силой, потому как очень тесно повязаны деловыми и финансовыми ниточками. Порвать их, все отправить в утиль теоретически можно - причем обеим сторонам.

Но ни американцы, ни китайцы не видят в этом смысла. Тем более, что определенных преимуществ они надеются достигнуть в борьбе друг с другом иными методами. Также важно, что при всех имеющихся разногласиях Пекин и Вашингтон поддерживают контакты на уровне переговоров. Где-то эти связи чуть подморожены, где-то ведутся опосредовано, но диалог сохраняется вне зависимости от того, что там в очередной раз ляпнет американский президент, или насколько резко ему ответит официальный представитель китайского МИДа.

Российская же сторона всеми силами прилагает усилия к тому, чтобы убедить и самого себя, и весь окружающий мир в том, что «мы – не в изоляции». И Китай в этом плане (как, впрочем, и весь остальной БРИКС) играет важную прежде всего пропагандистскую роль. Как уже не раз оказывалось на практике, китайские товарищи тоже видят в России на данном этапе надежный тыл (все-таки граница в 4 тысячи километров не оставляет им проблем в отличии от положения на Тихоокеанском побережье, где американцы продолжают оказывать на КНР сильное давление).

Плюс российские проблемы из-за западных санкций дают возможность китайцам получать от увеличивающегося экспорта российского сырья очень даже неплохие прибыли. За это можно съездить в Москву с визитом, можно сделать несколько заявлений о «все укрепляющемся партнерстве», и даже подписать некие меморандумы и обещания улучшить взаимопонимание между различными министерствами и ведомствами. Вот только на деле Китай по-прежнему – сам по себе.

Однако раз России удобно считать его союзником – значит это проблема не китайского, а больше российского руководства. Раз американцы беспокоятся, что Россия и Китай – это почти союзники, так и пусть думают именно так, а не иначе. Раз в военном конфликте столкнулись Россия и Украина - значит Пекин будет с каждым вести свою тонкую игру, и каждого убеждать в том, что он именно эту сторону в той или иной сфере поддерживает.

Но чем дольше будет продолжаться российско-украинский военный конфликт, тем больше шансов на неизменную позицию по нему официального Пекина. То есть ни во что напрямую не вмешиваться. Но максимально использовать преимущества этого противостояния Москвы и Киева исключительно в своих собственных интересах.

 

 

 

 


Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...