Среднеазиатский междусобойчик | Деловая неделя
11 декабря 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Среднеазиатский междусобойчик

22.07.2022 10:03:38
№: 27 (1477)
центрально-азиатских президентов

Жылдыз АЛИЕВА, Бишкек

ВЧЕРА на берегу озера Иссык-Куль, в городе Чолпон-Ате, прошла 4-я Консультативная встреча глав государств Центральной Азии. Пока одни аналитики считают, что это «попытка создания подобия некоего регионального межгосударственного объединения», другие указывают очень слабые связи между странами и еще более слабое их желание идти навстречу друг другу даже в самых простых и элементарных вопросах. Ну, а оговорки на счет того, что к общему столу и вовсе надо позвать крупных соседей, и вовсе свели надежды на что-то центрально-азиатское на нет. Как была наша часть Азии «средней», так, видимо, лидеры наших стран и хотят, чтобы она ею оставалась…

Гости приходят в разное время 

Президенты соседних стран Центральной Азии стали прилетать в Чолпон-Ату накануне встречи, 20 июля. В этот день прибыли президенты Казахстана Касым-Жомарт Токаев, молодой лидер Туркменистана Сердар Бердымухаммедов и только-только переживший каракалпакский мятеж глава Узбекистана – Шавкат Мирзиеев. Всех их кыргызские власти очень радушно встретили, и устроили в их честь грандиозное по местным меркам зрелище. Лишь лидер Таджикистана Эмомали Рахмон решил прибыть непосредственно к началу самого саммита, ранним утром четверга 21 июля.

Его можно понять: к неформальному общению с хозяином саммита, он мало расположен – Бишкек и Душанбе в последние годы постоянно разнимают своих пограничников в Ферганской долине. В прошлом году там произошла чуть ли не однодневная война с применением артиллерии, вертолетов и бронетехники, в результате чего были убиты десятки человек с обеих сторон, сильно пострадали приграничные села и пограничные заставы. Был у Эмомали Рахмона и второй повод не пропадать из страны надолго – напряжение там растет и периодически выливается в стихийные протесты, которые приходится подавлять железной рукой. С другой стороны совсем проигнорировать встречу лидер Таджикистана тоже, видимо, не мог, поскольку, по некоторой информации, собирается повторить рокировку, проведенную туркменским Аркадагом – Гурбангулы Бердымухаммедовым – и посадить на должность президента своего сына, Рустама Эмомали, занимающего ныне пост мэра Душанбе. В этом плане ему наверняка было интересно посмотреть вживую на Сердара Бердымухаммедова, формально сменившего своего отца в этом году.

Заседанию глав государств предшествовала встреча министров иностранных дел стран-участниц консультативной встречи. Несмотря на праздничный настрой, все наблюдатели подчеркивали отсутствие единства стран региона, и гадали: смогут ли страны Центральной Азии договориться между собой о чем-то серьезном, чтобы быть «в тренде» региональных объединений, охвативших последние дни этот мир, или все обойдется очередным застольем, после которого все вернутся домой и будут волком смотреть на соседей? Между тем, региональных проблем, решить которые можно только сообща сегодня много и практически во всех областях - и в энергетике, и в нехватке воды, и с перемещением грузов через границы, и с разделом территорий. Плюс вокруг постоянно растет геополитическое давление. Пало прозападное афганское правительство, Китай и США упражняются в игру, у кого крепче нервы, вокруг Тайваня. Россия влезла и увязла в Украине, настроив против себя все прогрессивное человечество. А еще с Кавказских гор пристально смотрит на восток турецкий архитектор логистической державы, подбирающий ключи к исторической родине все тюрков.

Все эти сомнения и нереализованные надежды жителей региона и стали преамбулой выступления хозяина мероприятия, президента Кыргызстана Садыра Жапарова. «Историческая миссия перед нами видится в том, чтобы сохранить целостность и безопасность, обеспечить развитие и процветание наших стран и народов. Центрально-азиатский регион самодостаточен и многообразен в плане возможностей и ресурсов для реализации такой важной миссии», - отметил он.

Далее, по его словам, в 2022-23 годах мы отмечаем тридцатилетие установления дипломатических отношений. «По экспертным прогнозам, мировой экономический центр тяжести постепенно смещается в сторону Азии, в связи с чем для нашего региона открываются новые возможности, в том числе для развития зеленой, цифровой и креативной отраслей экономики», - заявил президент КР. По его словам, за последние десять лет в Центральной Азии наблюдаются динамичные темпы экономического роста и прироста валового продукта. Так, в 2021 году суммарная доля ВВП превысила $300 млрд.

Активизации торговли будут способствовать созданные центры приграничной торговли на границе Казахстана и Узбекистана, а также индустриальный торгово-логистический центр вблизи кыргызско-казахстанской границы.

«Чрезвычайно важным является полностью снять препятствующие свободной торговле тарифные и нетарифные барьеры, включая необоснованные задержки грузов на границах, - сказал кыргызский лидер, намекая на постоянные пробки на казахско-кыргызской границе. - Надеюсь, что инструменты цифровизации помогут решить накопившиеся вопросы. Учитывая, что наши страны не имеют выхода к морю, необходимо предпринимать усилия по улучшению транспортно-транзитной и логистической инфраструктуры стран Центральной Азии, прежде всего с точки зрения повышения уровня интегрированности внутри региона, а также подключения к мировым транспортным узлам и коридорам». Накануне встречи кыргызская пресса вновь изобиловала материалами о многокилометровых заторах на границе с Казахстаном. А в день самого саммита Пограничная служба Госкомитета нацбезопасности (ПС ГКНБ КР) грустно признала, что «заторы на границе с Казахстаном имеют цикловую периодичность». Видимо, как морозы и распутица…

Далее, в своей речи Садыр Жапаров заявил, что развитие железнодорожных и автомобильных коридоров в предстоящие десятилетия может трансформировать Центральную Азию в перекресток новых торговых путей, который по значимости не будет уступать историческому Шелковому пути. Важным проектом является строительство железной дороги Китай - Кыргызстан - Узбекистан, успешная реализация которого в значительной мере повысит международный торгово-инвестиционный и транзитный потенциал Центральной Азии. За этими словами все, конечно, увидели контуры председателя Си, который хоть и не присутствовал на саммите сам, но вот посредством своего должника (а КНР – крупнейший кредитор Кыргызстана) продвигал идеи своей экономической экспансии на Запад в рамках Инициативы «Пояс и путь». Очередное такое наглядное свидетельство того, насколько страны региона оказались зависимы не друг от друга, а от внешних сил. 

Об интеграции с плохо скрытым пессимизмом 

Первым из гостей на встрече слово взял президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Он отметил, что совместными усилиями удалось не только вернуть объемы торговли Казахстана с другими странами Центральной Азии на допандемийный уровень, но и поднять на 42% или до $6,3 млрд. «В настоящее время сотрудничество в Центральной Азии сталкивается с новыми вызовами, но я уверен, что мы преодолеем все. Испокон веков территории наших стран выступали ключевыми для связи всего мира. На фоне геополитической ситуации в мире мы должны показать пример цивилизованного и мирного урегулирования любых вопросов», - сказал глава Казахстана.

Он также высказался об укреплении взаимодействия в сфере безопасности и дипломатии. По его мнению, регион должен стать «обширной зоной мира, процветания и социально-экономического развития». «В условиях геополитической турбулентности и неустойчивости мировой экономики наша встреча свидетельствует об общем стремлении к совместному противостоянию новым вызовам и угрозам», - сказал казахский лидер. Слова были хороши, но кыргызская аудитория ждала каких-то ободряющих слов и про заторы на границе, про то, что Бишкек сможет более активно экспортировать свои товары на север.

Но казахский лидер предложил создать в Центральной Азии экспертную площадку для выработки «взаимоприемлемых подходов» по делимитации границ. Дело, конечно, хорошее и нужное, только между Нур-Султаном, Ташкентом и Бишкеком нет территориальных проблем, все урегулировано. Что же касается Таджикистана, то там вряд ли казахскому президенту удастся как-то влезть между ним и Кыргызстаном, поскольку разделу территории и водных ресурсов региона способствует и то, что бесконечный конфликт соседей, кажется, выгоден тем, кто не хочет, чтобы железная дорога Китай-Кыргызстан-Узбекистан когда-нибудь была построена. И так и будет, пока через границу летают пули, снаряды и мины. Вот нам еще один пример того, как конфликты «местных» с той или иной степенью успеха используют внешние силы в своей борьбе.

Но, чтобы что-то предложить, Токаев настаивал на самой безопасной с его северной стороны теме: «Казахстан предлагает создать экспертную площадку для делимитации границ, как страна, которая единственная провела полную делимитацию своих границ. Курировать вопрос может совет министров иностранных дел [стран Центральной Азии]». «К этой работе должны быть привлечены опытные юристы, картографы, пограничники и другие специалисты», - отметил Токаев. И наконец пообещал южным соседям какие-то послабления на границе: «…Было бы полезно принять действенные меры для запуска сети торгово-экономических хабов на границах стран региона… Они будут служить опорными точками единой товаропроводящей системы в страны Центральной Азии с перспективой ее дальнейшего расширения». Это, конечно, не совсем то, чего хотели бы услышать кыргызстанцы – им хотелось бы про быстрое и полное искоренение препон для людей и грузов на казахской границе, но хотя бы и так, про хабы…

Возможно, Токаев не хотел говорить много про транспарентность границ еще по одной причине: чтобы не нервировать своего узбекского коллегу. Только-только подавленный бунт в Каракалпакии был привычным образом заклеймен происками из-за рубежа, который там только один – Казахстан. И несмотря на то, что Нур-Султан постарался продемонстрировать высокий уровень лояльности и поддержки официального Ташкента во время событий в Нукусе, между лидерами двух стран возник небольшой, но чувствующийся холодок.

Зато другие слова президента Казахстана вновь заставили вспомнить о незримом присутствии внешних сил на «среднеазиатском междусобойчике» на берегу Иссык-Куля. «Что касается сотрудничества с внерегиональными стратегическими партнерами, то Казахстан считает возможным принятие Концепции взаимодействия государств Центральной Азии в рамках многосторонних форматов. На мой взгляд, мы не должны замыкаться в зафиксированных географических пределах. В работе Консультативных встреч лидеров Центральной Азии могли бы принимать участие в качестве приглашённых гостей высокие представители из других сопредельных государств, например, России и Китая», - неожиданно заявил он. Зачем тогда вообще эта попытка интеграции внутри одного исторического региона, если тащить туда соседей, завязших в своих геополитических проблемах на других «флангах», где они, к тому же, толкаются с «коллективным Западом», непонятно. Чем это будет отличаться от ШОС, СВМДА и СНГ тоже не совсем ясно, но зато о серьезности идеи внутрирегиональной интеграции можно теперь судить предельно трезво: как президенты собрались, так ее и приговорили… 

Про экономику, чтобы не упоминать политику 

Возможно, поэтому узбекский гость демонстративно сосредоточился на экономике, избегая тем политики и границ. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев, высказался об экономических вызовах в регионе. По его словам, сегодня обстановки в мире осложняется и все сложнее становится ее прогнозировать. «Мы в дефиците доверия на глобальном уровне. Мы сталкиваемся с проблемами с традиционными логистическими путями. В целях дальнейшего укрепления взаимодействия мы должны развивать совместную экономику», - подчеркнул Мирзиеев в тренде «добрососедства».

Но на кастрюлю сиропа нашлась и ложка дегтя: на взгляд узбекского лидера, «несмотря на положительную динамику товарных взаимодействий, это все равно не открывает всего потенциала, который имеется у региона». Торгово-экономические межрегиональные связи, по разным оценкам, дают лишь 10-20% от общего объема товарооборота, 90-80% получается – это просто транзит или товары из-за пределов Центральной Азии. Лидер Узбекистана также предложил создать дорожную карту, которая позволит открыть дополнительные торговые коридоры в Индию и Китай. Кроме этого, президент Узбекистана отметил, что страны региона «сильно отстают от развитых стран в сфере зеленой экономики».

Про Китай, и то, что жизненно важной для Ташкента железной дороги туда не будет, пока таджики с кыргызами будут стреляться на границе, мы уже говорили, поэтому, наверное, г-н Мирзиеев также затронул и вопросы безопасности в регионе. «Мы должны бороться с терроризмом, экстремизмом. Сегодня этим угрозам нет границ, они проникают через телефоны. Их цель - посеять хаос в наших странах. Недавние события в Узбекистане - этому подтверждение», - сказал узбекский лидер. На его взгляд, необходимо привлекать Афганистан к совместной социально-экономической деятельности. С начала лета было уже несколько попыток обстрела приграничных населенных пунктов Узбекистана с афганской стороны, а еще талибы требуют, чтобы узбеки вернули афганскую авиацию, которая сбежала на север, когда они брали Кабул.

Но сколько бы Мирзиеев не говорил про юг, больше всего аудитория, конечно, ждала какой-то информации по северу его страны. Да, режим ЧП в Каракалпакстане снят с опережением графика, а протест раздавлен, но что будет дальше – как Ташкент собирается решать вопрос, тлевший 30 лет и раздувшийся из-за его собственной ошибки. Вместо простого «обнуления» президентских сроков Мирзиеев, кажется, получил второй потенциальный сепаратистский регион в Центральной Азии, оформленный еще и административно-территориальным образом (первый – Горный Бадахшан в Таджикистане). Впрочем, коллеги Мирзиеева проявляли такт и про все это речи особо не вели. 

Что в итоге? 

В итоге, лидеры стран Центральной Азии приняли совместное заявление. Правда вышло оно без прорывов, такого откровенно «среднеазиатского» уровня. Кроме того, президенты Кыргызстана, Казахстана и Узбекистана подписали договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве в целях развития Центральной Азии в XXI веке. Бросилось в глаза, что президенты Таджикистана и Туркменистана не стали на месте подписывать данный документ и пообещали это сделать после завершения внутригосударственных процедур в их странах.

Также главы государств региона приняли решение одобрить Концепцию взаимодействия государств Центральной Азии в рамках многосторонних форматов, Региональную программу «Зеленая повестка» для Центральной Азии и Дорожную карту по развитию регионального сотрудничества на 2022-2024 годы. Кроме того они подписали Решение глав государств - учредителей Международного фонда спасения Арала о продлении полномочий Эмомали Рахмона в качестве президента Международного фонда спасения Арала. На этом саммит, в основном, и закончился. А проблемы – остались.

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...