Суд до дела | Деловая неделя
11 декабря 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Суд до дела

15.05.2023 10:34:46
№: 18 (1514)
Власти ЮАР в лице президента Сирила Рамафосы пытаются уговорить Москву на то, чтобы Путин участвовал в саммите БРИКС по видеосвязи. Если президент РФ лично приедет в ЮАР, ему грозит арест согласно ордеру МУС

Может так статься, что все эти БРИКС-ШОС-Двадцатки станут жертвами решений, принимаемых в Гааге

Юрий Сигов, Вашингтон

Если кто не забыл, сравнительно недавно Международный уголовный суд, заседающий в Нидерландах, принял весьма громкое решение о возбуждении уголовного дела против двух российских граждан - одной женщины, отвечающей за права детей, и одного мужчины - который является никем иным, как президентом РФ. Поскольку их объявили по сути дела в уголовных международных преступлениях (не буду сейчас вдаваться в подробности самого абсурда подобной ситуации), то сразу же глобально начались разного рода правовые коллизии.

Одни стали говорить о том, что вся эта шайка-лейка, состоящая из никем, и ни на что не уполномоченных судей, заседающих в Нидерландах, вообще никакого права кого-либо судить (и уж тем более арестовывать) не имеет. Другие утверждали, что раз суд чуть ли не под эгидой ООН действует - значит его законность самая что ни на есть полная. И раз этот суд что-то там решил, то все должны тут же вытянуться в струнку, и выполнять постановления, принимаемые Гаагой.

Правда, тут же вспомнилось, что из 194 стран-членов ООН в этот самый суд входят лишь 123 государства. А остальные попросту не признают никакие его решения. А это - сплошь крупные государства мира, включая США, Китай, Индию, Россию и многие другие. То есть некий «самый справедливый мировой суд» вроде как существует, а вот слушаться его распоряжений больше трети стран планеты вовсе не намерены.

Заставить их судебные решения, принимаемые на международном уровне, выполнять никаких законных механизмов нет. А попытаться навязать выполнение таких решений силой не имеют возможности ни сами, даже очень с виду влиятельные государства, ни уж тем более какая-то там очередная международная организация. Что, как показывает международная практика, регулярно и происходит. Те же американцы попросту чихать хотели на решения этого суда по Америке, но зато рьяно защищают его юрисдикцию, как только речь заходит о возможном наказании граждан других стран – и на другой территории.

БРИКС – как много в этом буквосочетании нелепого, безвластного и, как оказалось, судебно-исполнительного

Мне уже неоднократно приходилось писать о крайне неэффективной системе существующих в мире различных международных объединений и организаций, которых с каждым днем становится на нашей планете все больше, а вот толку от них попросту никакого. Причем чем больше псевдо-эффективность той или иной международной структуры раздувается СМИ, тем менее эффективной (а иногда и попросту бессмысленной) эта структура оказывается на деле.

Наиболее мистические сюжеты уже не первый год наблюдаются вокруг организации, называемой БРИКС. Не буду напоминать о том, как, и кем эта структура создавалась, но ее ключевой посыл был объединить страны, не желающие жить и существовать под неким «ненавистным западным сапогом». А решать все свои вопросы самостоятельно. Вне зависимости от того, занесут ли эти страны в одном из американских финансовых институтов в разряд «поднимающихся с колен экономик», или причислят к странам, «бросающим вызов существующему миропорядку».

Начиналась это объединение, напомню, с четырех стран, а теперь в него стремятся якобы попасть уже целых 19 государств. Недавно вот даже Бруней с населением в 400 тысяч человек этой конторой заинтересовался, а Тунис так и вовсе готов стать членом ее хоть сегодня. Знамо дело, что организаторы БРИКС где-то в кулуарах потирают руки от удовольствия: вот, значит, какую структуру, волнующую все незападное сообщество мы создали, что все так и рвутся в нее вступить.

Однако на деле реальное функционирование БРИКС сводится не первый год лишь к саммитам на высшем уровне, громогласным заявлениям лидеров этих государств насчет многополярного мира, и желания как можно активнее продвигать статус и влияние БРИКС в мировом масштабе. Однако, как правило, проходит очередной саммит, разъезжаются заморские гости, возвращаются по домам освещавшие сие мероприятие журналисты - и все опять идет своим неспешным чередом, как будто никакого БРИКСа и не было.

Только вот на этот раз все может повернуться совсем даже в неожиданную сторону, и вариантов дальнейшего развития событий, судя по всему, может быть не просто несколько, а все они точно приведут к очередному обострению международной обстановки по всей планете (хотя, казалось бы, куда уж больше эту самую обстановку напрягать). Так вот может статься, что российский президент примет участие в предстоящем саммите стран БРИКС не личным присутствием, а лишь по видеосвязи.

Дело в том, что планируемый в конце августа очередной саммит БРИКС (а в эту структуру входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика) может стать последним для этого международного клуба именно в подобном формате. Почему? Пока из ЮАР, страны – хозяйки мероприятия, поступает информация о том, что она не сможет гарантировать невыполнение решений Гаагского суда в отношении российского президента. По сообщениям местной прессы, южноафриканские власти по дипломатическим каналам якобы уговаривают российского лидера на мероприятие не приезжать, чтобы не подвергать себя возможному аресту и экстрадиции в Гаагу.

Надо сказать, что о возможном подобном развитии событий я писал еще лет семь-восемь назад, когда впервые, после событий вокруг Крыма в 2014 году в Вашингтоне обсуждался вариант выдвижения против российского президента обвинений в аннексии территории другого государства. А за это вроде как можно было устроить суд по всем международным правилам. Именно тогда прозвучало впервые предложение обвинить нынешнего хозяина Кремля в «нарушении территориальной целостности» соседнего государства, и вынести постановление о его передаче уголовному трибуналу в Гааге.

Тогда над подобными домыслами Вашингтона все в Москве дружно посмеялись, и не приняли возможное развитие событий за реальную угрозу свободе перемещений первого лица государства. Теперь же ситуация в корне отличается от той, что была почти десять лет назад. Да и условия, при которых решение Гаагского трибунала ведущие западные страны собираются выполнять, несут для российского президента реально массу неудобств.

Те же юаровцы нынче просят российского президента не приезжать на саммит БРИКС, что избавило бы их от необходимости выполнять ордер Международного уголовного суда на его арест или объяснять так называемому мировому сообществу, почему они этого не сделали. К этому же можно добавить и еще один любопытный факт: две другие страны БРИКС – «верные союзники России» в ходе недавнего голосования в ООН, в штаб-квартире в Нью-Йорке (это Бразилия и Китай) впервые за целый год поддержали резолюцию, в которой Россия названа "агрессором" по отношению к Украине.

На данном этапе ситуация с предполагаемым визитом российского президента в самый большой город ЮАР Йоханнесбург, где состоится саммит БРИКС, все более запутывается. Как только стало известно, что Международный уголовный суд решил требовать экстрадиции российского лидера из любой страны, которая является подписантом решений этого суда, целый ряд стран, обязавшихся выполнять его распоряжения, очень сильно, мягко говоря, напряглись.

Тот же президент ЮАР Сирил Рамафоса объявил о том, что правящая в стране партия Африканский национальный конгресс (АНК) на заседании своего национального исполнительного комитета приняла решение о выходе из-под юрисдикции этого суда. Соответственно российскому президенту нечего бояться, и он может якобы смело прилетать в ЮАР для участия в саммите БРИКС. Но…

Юаровцы помнят добром СССР. Но сегодня портить отношения с Западом из-за России пока не рискуют

Надо отметить, что в ЮАР после прихода к власти правительства черного большинства в 1994 году всегда с большим пиететом относились к памяти сотрудничества с Советским Союзом, и его поддержке борьбы чернокожего населения против режима белого апартеида. Поскольку руководство страны было с того момента под контролем АНК, то ни о каких проблемах в двусторонних отношениях между РФ и ЮАР не могло быть и речи.

Поэтому не стоило удивляться тому, что решение Гаагского суда в отношении преследования российского президента за якобы уголовные деяния, по словам южноафриканского лидера, было «предвзятым» к некоторым странам (то есть к РФ). Называть эти страны Рамафоса не посчитал нужным, но то, что он намекал именно на Россию и ее руководителя, было ясно и без перевода.
Незадолго до этого в ЮАР гостил министр иностранных дел России, который заручился не только согласием со стороны юаровского президента приехать на встречу на высшем уровне Россия- Африка в июле в Санкт-Петербург, но и пообещал, что российский президент обязательно приедет на саммит БРИКС в Иоханнесбург.

Рамафоса со своей стороны напомнил, что АНК со времен борьбы с апартеидом всегда к внешнеполитическим действиям Москвы относился с пониманием, хотя экономические связи и зависимость от Запада у ЮАР намного сильнее, чем с Россией. ЮАР, кстати, не стала осуждать действия РФ против Украины, а сразу же после начала СВО президент Рамафоса провел телефонные переговоры со своим российским коллегой, где предложил свои посреднические услуги в деле урегулирования конфликта Москвы и Киева.

Замечу, что в отличие от правительства ЮАР западную позицию в отношении российской СВО поддерживает вторая по популярности партия в стране - Демократический альянс. Она обвиняет Москву в том, что нынешний конфликт вокруг Украины приводит к повышению цен на продовольствие в мире, а это бьет – и довольно серьезно по сельскохозяйственному сектору Южной Африки.

Однако Национальный исполнительный комитет АНК решил все-таки начать процедуру выхода страны из Римского статута, то есть правового документа, на основе которого и действует Международный Уголовный Суд. Для этого президенту страны нужно выступить с соответствующей законодательной инициативой, и ее обязательно должен поддержать парламент.

Это в принципе реально, поскольку у АНК имеется большинство и в нижней, и в верхней палате парламента. Но в стране полного единства в оценке конфликта с Украиной нет, и ряд депутатов от правящей партии по-прежнему весьма критически относятся к тому, как развивается конфликт между Киевом и Москвой.

Российский президент, конечно, не суданский. Но кто его знает, как дело-то пойдет…

Между тем одобрение идеи о выходе из Римского статута в судах для юаровского президента может стать неслабой головной болью. В ЮАР – независимая судебная система, и выиграть там дело у президента страны грамотным адвокатам вполне достижимая задача. Что, кстати, в истории страны уже не раз подтверждалось на практике.

Видимо, под угрозой отмены предложения о выходе из Гаагского суда через местные суды президент ЮАР Рамафоса уже через день отменил свои прежние обещания, и отказался от сделанных ранее комментариев. Аппарат президента ЮАР выпустил пресс-бюллетень, в котором было сказано следующее: «Президента ввели в заблуждение, и он по ошибке зачитал «не тот» комментарий во время брифинга руководства правящей партии для печати».

Президент, таким образом, как оказалось, всего лишь ошибся в словах, а на самом деле выходить из Международного суда страна вовсе не собирается. Россия тут же пообещала «продолжить двусторонние контакты с юаровцами с тем, чтобы уточнять их позицию по поводу участия в саммите БРИКС российского президента в очном формате». Контакты уже идут, и пока они свидетельствуют лишь о том, что как и на саммит «двадцатки» в прошлом году на остров Бали в Индонезии, так и в Иоханнесбург российский президент, скорее всего, не полетит.

Но если в прошлом году главными причинами назывались вопросы обеспечения безопасности первого лица РФ (а никакие разведки и спецназы не могли бы обеспечить безопасность главы государства за время 15-часового перелета в Индонезию, и во время его там нахождения на территории иностранного государства), то сейчас вся загвоздка – в возможности запроса Международного суда на арест российского президента, как только он окажется в ЮАР.

Как стало известно юаровским журналистам, власти страны уже попросили российского президента не приезжать на саммит БРИКС лично, а выступить на нем по видеосвязи. Этим якобы была бы обеспечена максимальная безопасность российского лидера. При этом офис президента ЮАР Рамафосы дал понять, что раз страна является членом этого самого Гаагского суда, то если Владимир Путин в ЮАР все же прилетит, местные власти должны будут его все-таки арестовать. Я, правда, не очень представляю себе, как это может на практике произойти, но этого не хотят явно представлять себе и юаровские власти.

А если гостя нет в личном присутствии, то и проблемы с его возможным арестом никакой не будет. В этой связи мне вспоминается предыдущая попытка властей ЮАР покинуть юрисдикцию Международного суда. Она была предпринята еще при прежнем президенте страны Джейкобе Зуме (Рамафоса тогда был у него вице-президентом). В июне 2015 года в Йоханнесбург на саммит Африканского союза прибыл тогдашний президент Судана Омар аль-Башир. А Международный суд выписал ордер на его арест.

Юаровцы скандала на международном уровне тогда не захотели, и позволили уже приземлившемуся в ЮАР самолету аль-Башира спокойно улететь домой в тот самый момент, когда из Гааги беспрерывно трезвонил телефон, требовавший арестовать «международного преступника из Судана», а южноафриканский суд в тот момент решал вопрос о его аресте. Действующий же президент ЮАР просто не мог допустить, чтобы его коллегу из Африки в другой африканской же стране арестовали, и отпустил суданского гостя восвояси.

Правда, позднее его за это обвинили в ЮАР в неуважении к местному суду. Тогда обвинение, связанное с визитом аль-Башира в Иоханнесбург, с Зумы удалось снять, но зато его все же признали виновным в коррупции и посадили в тюрьму. Что тогда придумают депутаты и юаровский суд, если нынешний президент страны Рамафоса разрешит-таки прилететь к нему в гости российскому коллеге, и откажется его арестовывать по запросу Гааги?

Думаю, что вся эта правовая возня-коллизия говорит еще и вот о чем. Если страна – член БРИКС решит выполнять решение гаагского суда, и наплюет на уважение к лидеру другой страны БРИКС, то данный международный клуб попросту станет натуральным мировым посмешищем. В его работе уже участвуют три страны, которые вообще никакие международные трибуналы не признают – Китай, Индия, да и не признает их Россия. Но вот ЮАР, оказывается, обязана исполнять решения никому неподотчетных судей в Европе выше всяческих так называемых союзнических обязательств.

Кстати, при том самом голосовании по Украине в Нью-Йорке единственной страной из состава БРИКС, которая воздержалась, была как раз ЮАР. Но на присутствие на саммите БРИКС в стране, если российский президент все же решится туда полететь, может разразиться неслыханный ранее международный скандал. И тогда та самая очередь из 19 стран, желающих стать членами этой очень аморфной, и на деле мало на что влияющей в мире структуры, совершенно точно очень сильно поредеет…

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...