Светлана Люльчак: | Деловая неделя
23 октября 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Светлана Люльчак:

«Человек ищет интересные истории»

18.09.2020 09:58:43
№: 31(1388)
«Человек ищет интересные истории»

 ЛИТЕРАТУРНОЕ творчество в Казахстане сегодня переживает не самые лучшие времена Как, впрочем, и в мире, охваченном пандемией. Тем не менее, ничего не стоит на месте. И что особенно приятно, когда не стоит на месте человек, который проработал в «ДН», а теперь уверенно идет тяжкой дорогой мук творца. Светлана Люльчак, в последние месяцы может похвастаться заметными успехами на этой ниве. Несколько месяцев назад она выиграла грант от социального проекта «Организация мероприятий по поддержке творческой молодежи» на издание своей книги и на последующее участие в международных конкурсах для писателей от НАО «Центр поддержки гражданских инициатив». Затем выиграла несколько литературных конкурсов, и недавно попала в шорт-лист (короткий список) на литературно-издательский форум «Авторизация-2020» в России. Поговорить об этом и о литературе вообще Светлана согласилась несмотря на крайнюю занятость.

ЛИТЕРАТУРНОЕ творчество в Казахстане сегодня переживает не самые лучшие времена Как, впрочем, и в мире, охваченном пандемией. Тем не менее, ничего не стоит на месте. И что особенно приятно, когда не стоит на месте человек, который проработал в «ДН», а теперь уверенно идет тяжкой дорогой мук творца. Светлана Люльчак, в последние месяцы может похвастаться заметными успехами на этой ниве. Несколько месяцев назад она выиграла грант от социального проекта «Организация мероприятий по поддержке творческой молодежи» на издание своей книги и на последующее участие в международных конкурсах для писателей от НАО «Центр поддержки гражданских инициатив». Затем выиграла несколько литературных конкурсов, и недавно попала в шорт-лист (короткий список) на литературно-издательский форум «Авторизация-2020» в России. Поговорить об этом и о литературе вообще Светлана согласилась несмотря на крайнюю занятость.

- Почему писательство? Чем тебя привлекает литература?

- В детстве у меня очень хорошо получалось рифмовать. Я сочиняла легкие стишки. Взрослые вокруг меня только подбадривали и угощали конфетами взамен. И тогда я подумала, что могу «сделать» конфет больше, если буду писать что-то длиннее, чем стихи. Кстати, свой первый конкурс, стихотворный, я выиграла, когда мне не было и восьми. Мне подарили канистру машинного масла, очень качественного, так как его производитель был спонсором конкурса и форму для художественной гимнастики, самой красивой, которую я когда-либо видела. Я тогда только пробовала себя в этом спорте. Моя страсть к нему была недолгой, а вот к письму - так никуда и не делась.

Почему писательство? Я очень часто себе задаю этот вопрос. Особенно, когда очередной знакомый спрашивает: когда замуж? Он мне «когда замуж», а я готовлю очередной рассказ к конкурсу и в моей голове не то, что мыслей о свадьбе, даже о свидании нет. Хотя, нет, есть, но только в качестве сюжета к рассказу, который обычно кончается для героини очень плачевно. Там-то и начинается все самое интересное для меня: «Беги, невеста, беги, и не оглядывайся, иначе это будет твой последний день!». И еще какое-нибудь чудище добавляет из кустов: «Хо-хо!».

А вообще мне нравится ответ на этот вопрос Лени Брюса, героя из сериала «Удивительная миссис Мейзел». Главная героиня спросила знаменитого комика, который, кстати, выходил из полицейского участка после проведенной там ночи, любит ли он то, чем занимается. И Лени ответил: «Что ж... Я уже давно этим занимаюсь. Ладно, скажем так: если бы в мире было что-то еще, чем я мог бы зарабатывать себе на жизнь, я бы это делал. Что-нибудь. Я говорю о химчистке для клана (Ку-клукс-клан), портретистом-калекой, работником скотобойни... Если бы кто-то сказал мне, Леонард, что ты можешь либо съесть голову парня, либо отсидеть две недели в Копе (тюрьме), я бы сказал, передай гребаную соль. Это ужасная, ужасная работа. Она не должна существовать. Как рак и Бог». И тогда Миссис Мейзел заключила, что да, он любит свое дело. У меня похожее отношение: чем бы я в своей жизни ни занималась, кем бы ни работала, я как главный герой из «Дома, который построил Джек» Ларса фон Триера, все время возвращаюсь на «место преступления», в поисках не затертых пятен крови. Только для меня это постоянное возвращение к писательству, оно сопровождается то ли надеждой, то ли потаенным страхом что-то в этом снова найти. И не вернуться…

Почему еще литература? Поначалу это было потому, что я не могла рисовать также хорошо, как мой брат. Я уже в дошкольном возрасте решила, что эта битва в конкуренции проиграна. И потому перешла на другое поле. Хорошее стратегическое решение для ребенка. Но была проблема: я не любила читать. Здесь случилось невероятное. Я посмотрела фильм «Матильда» Дэнни Де Вито, и там была героиня, маленькая девочка, которая много читала, и у нее были суперспособности. Ну, я и связала одно с другим, и решила, что если буду читать также много, как и Матильда, то тоже смогу силой мысли поднимать предметы в воздух. Такая более детская версия кинговской «Кэрри». Я думаю, что детский писатель Роальд Даль на то и рассчитывал, когда писал «Матильду» (по которой и был снят фильм). Шалость удалась, и я засела за книги, причем не за детские, а сразу за «Два капитана» Вениамина Каверина. Ну, и конечно, со мной случилось еще одно литературное событие, которое охватило детей по всему миру - книги о Гарри Поттере.

Из-за отдаленности Жезказгана (я тогда там жила) от книжных потоков, мое знакомство с молодым волшебником началось с фильма, а не книги. А потом ажиотаж, который был вокруг - все эти любительские переводы, распечатанные из открытых источников в интернете маленьким шрифтом на черновой бумаге кем-то из родителей одноклассников. Эти списки, сложно называть это книгами, приходилось читать за ночь, так как на следующий день нужно уже возвращать владельцу. Потом были перешептывания о своих версиях продолжения с одноклассниками во время уроков. Меня так вдохновила эта история, что в свои 13 лет, я засела писать свою, очень похожую книгу, про волшебство, про дружбу, и, конечно, про полеты на метлах. Следующие три месяца своей жизни помню очень размыто: учеба и сразу бегом домой, чтобы сесть за рукопись. Компьютеров тогда дома еще не было, я писала ручкой на бумаге через кальку.

Была суровая зима и это больше напоминало диккеновские ночи перед рождеством, когда обогревателя не хватает, чтобы полностью обогреть комнату, тусклый свет лампы, узоры мороза на стекле, буран за окном, пальцы стынут, но продолжаешь писать, надеясь, что ручка не замерзнет. Тогда-то и произошел этот щелчок, понимание, что я буду этим заниматься всю свою жизнь. Ловушку, в которой я живу, захлопнула Джоан Роулинг.

- Хорошо. Писать так писать. Но для кого? Кто твоя аудитория? Есть ли сегодня он HomoLectio - Человек читающий?

- Здесь, я думаю, хорошо подходит знаменитая цитата Стивена Кинга (моего еще одного любимого писателя): «Все эти ребята, типа Кингсли Эмиса постоянно твердят: книга мертва, общество сползает в трясину, культура уничтожена, кругом идиоты, имбецилы, телевидение, поп-музыка, разложение, дегенерация и все такое. И тут вдруг появляется чертов Гарри Поттер - гребаная хрень на 734 страницы, которая расходится пятимиллионным тиражом за двенадцать часов. Про себя я промолчу».

Книга жива и, более того, она меняется согласно времени - это аудио форматы и переход в электронные версии. Не так давно читала комментарий от фаната Нила Геймана на странице писателя в соцсети. Читатель радовался анонсированию выхода аудиоверсии книги «Песочный человек» и писал, что ему, как человеку, который не видит, очень важно иметь эту возможность познакомиться с произведением Геймана. Еще примечательно то, как меняется подход читателя к выбору произведений. Тот же Нил Гейман в своем открытом письме писал: «Согласно Эрику Шмидту из Google, теперь каждые два дня человеческая раса создает столько информации, сколько мы производили от начала нашей цивилизации до 2003 года. Это что-то около пяти эксобайтов информации в день, если вы любите цифры. Сейчас задача состоит не в том, чтобы найти редкий цветок в пустыне, а в том, чтобы разыскать конкретное растение в джунглях. Нам нужна помощь в навигации, чтобы найти среди этой информации то, что нам действительно нужно». И в этом плане, я как писатель, оказываюсь перед огромным морем, где каждая капля - это чья-то изданная история, написанная книга, роман и все это превращается в огромные практически неразличимые потоки информации, которая обрушивается с разных каналов на читателя каждый день.

Как он сможет выбрать мою книгу? Как он ее сможет заметить? А с другой стороны, немного отдышавшись от паники, вспоминаешь про лауреата Нобелевской премии по литературе 2015 года Светлану Алексиевич с ее документальной книгой «У войны не женское лицо» и понимаешь, что может в современном мире объемы информации большие, но законы работают те же, что и века назад. Человек ищет интересные истории, важные, правдивые вещи, где он может сам отразиться или сопереживать героям. Никто не отменял простую любовь к хорошей истории. «Это проклятие читающих людей. Нас можно соблазнить хорошей историей в самый неподходящий момент», - сетует Стивен Кинг на страницах романа 11/23/63. И более того, сейчас читатель более чем когда-либо «ненасытен». Читатель, которому недостаточно просто прочитать Властелина Колец или Гарри Поттера, он идет писать продолжение любимой истории, пробует разные сценарии развития событий, где, например, вообще нет Лорда Воландеморта. Это другой, совершенно иной мир - Фанфикшн.

«Fanfiction» - это то, как бы выглядела литература в постапокалиптическом мире, если бы была заново переписана по памяти кучкой талантливых фанатов поп-культуры, запертых в бункере. Они делают это не ради денег. Совсем не для этого. Писатели пишут и выкладывают в интернет свое творчество ради собственного удовольствия. Они - обычные поклонники, но не молчаливые диванные потребители медиа. Культура обращается к ним, и они отвечают ей на ее же собственном языке», - так описывает новое явление New York Times еще в далеком 2011 году. Интернет, возможность получения отклика на свою работу в режиме реального времени совершенно меняет правила игры. Если раньше на рынке были издательства, конкурсы и литературные газеты с журналами, то сейчас «в игре» отдельные сообщества людей, которые самостоятельно организуют работу над выпуском своих историй. На фанфикшн-площадках можно найти себе редакторов, рецензентов, корректоров, художников, которые будут на волонтерской основе работать и помогать с текстами.

Кроме того, в таких сообществах всегда есть доска объявлений, где можно найти себе соавтора, такого же фаната, или выбрать заявку, которую оставляют читатели - запрос по какой теме они бы хотели прочитать фанфик. Эти произведения создаются не только по книгам, но и по комиксам, видео играм, сериалам. То есть, литература еще и по-своему паразитирует на других формах культуры. Причем авторы этих фанфиков могут быть от 13 до 70. Это к слову и о нечитающей молодежи. Там же, на этих площадках, у молодых писателей есть возможность и заработка: когда читатели заждались очередной главы с любимым персонажем, они могут закинуть на электронный кошелек писателю те же 10 долларов, тоже мотивация для творчества. Некоторые авторы даже ставят условия, что когда взносы достигнут такой-то суммы, тогда они и продолжат свою работу. Играют на ожидании не хуже Джорджа Мартина с продолжением Игры престолов. И да, там все очень серьезно, попробуй только без вычитки выставить текст, тебе не только правки в «личку» пришлют, но и еще посоветуют больше ничего не выкладывать без работы редактора.

Аудитория определяется жанром и каналами, которыми вы пользуетесь, чтобы распространять свое творчество. Я пишу ужастики, страшные истории, триллеры - мои читатели это те, кто предпочитает атмосферу произведений Стивена Кинга, Нила Геймана, Рэя Бредбери, Алана Эдгара По. А так как мои основные подписчики собираются на канале Яндекс Дзена, то это преимущественно интернациональная русскоязычная аудитория.

Продолжение ,пожалуйста, в следующем номере

 

 

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...