Свистопляска с кадрами и аресты | Деловая неделя
12 декабря 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Свистопляска с кадрами и аресты

Жапаров продолжает перетряхивать назначенцев

12.02.2021 10:13:46
№: 06(1409)
Жапаров продолжает перетряхивать назначенцев

Жылдыз АЛИЕВА, Бишкек

НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ в Кыргызстане был установлен абсолютный рекорд по краткости нахождения на рабочем посту чиновника. За день в кресле городского главы сменилось 3 человека. Политологи считают эту кадровую свистопляску отражением дележа позиций «наверху» между кланами. На этом фоне громче всех пока прозвучал скандал с муфтиятом страны, который может иметь еще большие последствия. Глава мусульман лишился не только поста, но и свободы.

Мэрские бодания 

Начнем с того, что неделю назад и.о. градоначальника столицы Кыргызстана Балбак Тулобаев поскандалил с депутатами республиканского парламента. Народным избранникам не понравилось, что временный мэр уже в третий раз проигнорировал их приглашение на заседание профильного комитета, чтобы рассмотреть положение дел с выделением земель и строительством. Тулобаев, совершенно случайно земляк действующего президента Садыра Жапарова, всякий раз обосновывал свое отсутствие тем, что ему «некогда». Депутаты вспылили и потребовали от правительства увольнения и.о. мэра. В ответ последовала отповедь Тулобаева, который упрекнул парламентариев в незнании законов, которые сами они пишут. «Я подотчетен лишь для своих, городских депутатов, но уж никак не для Жогорку кенеша», - заявил Тулобаев. Перепалка продолжилась позже, тогда и.о. мэра заявил, что намерен «довести работы по созданию кадастра столичных земель» до конца и «вывести из тени все делишки депутатского корпуса по строительству и использованию бишкекских земель». В общем, напряжение нарастало, и кончиться эта история должна была только отставками – либо Тулобаева, либо депутатов ЖК. Арбитром в этом споре стал новоизбранный президент Жапаров, который должен был решить, стоит ли Париж мессы, то есть, стоит ли кресло бишкекского мера для земляка конфликта с Жогорку кенешем, через который предстоит еще протолкнуть проект новой более авторитарной конституции. 

И Жапаров решил, что кресло-то одно, а земляков – много. Ну, а Конституция еще нужнее. В итоге Тулобаев слетел с должности, и на его место назначается некий Эрмек Нургазиев, юрист и учредитель одной из столичных строительных компаний. Как оказалось, он еще и фигурант нескольких уголовных дел, в том числе за то, что побил беременную женщину. Уроженец Чуйской области и кандидат в депутаты от партии «Кыргызстан», он выступал вообще против будущего главы государства, публикуя на своей странице посты «Садыр Жапаров не мой президент!». Политологи говорят, что это северные кланы, как бенефициары победы в октябре прошлого года, могли потребовать, чтобы Бишкек отошел представителям Чуйской области, как региона, в котором и расположена столица. Жапаров, видимо, не стал сопротивляться, но хитро выбрал «непроходного» Нургазиева. Как бы то ни было, новость о «багаже» нового мэра немедленно взорвала социальные сети. Потоки критики вылились на новоиспеченного мэра, немедленно появилась и видеозапись его нападения на женщину, которая требовала возврата денег за долевое участие. Спустя всего несколько часов после назначения, Нургазиева уже обвиняли в мошенничестве на несколько сотен тысяч долларов: мол, деньги взял, а квартир до сих пор нет. 

Поначалу молодой мэр отвечал бодро, говорил, что весь негатив про него – это все вранье и клевета завистников. Но на поднявшийся шум начал реагировать глава государства, который на своей странице в соцсети написал, что во время знакомства с ним Нургазиев «произвел на него впечатление честного человека», «но глядя на реакцию людей, я должен буду принимать [новое и иное] решение». «Впрочем, дело теперь за главой правительства Улугбеком Мариповым», - оговорился Жапаров, сделав вид, что он не причем, хотя предложением ранее признал, что решение будет принимать он сам. 

Решение об отстранении Нургазиева вышло настолько быстро и неожиданно, что сам он продолжал уверять всех, что он все еще остается на своем посту, а запись на личной странице главы государства прокомментировал следующим образом: мол, мало ли кто и где пишет? Возможно, он надеялся, что утро вечера мудренее, особенно, если северные лоббисты сумеют вновь переговорить с Жапаровым. Скорее всего, разговоры были, но закончились они не совсем так, как хотел бы Нургазиев: место оставили за севером, но не за ним. 

Наутро стало известно, что новым мэром Бишкека назначен бывший губернатор Чуйской области и кандидат в депутаты по партии «Кыргызстан» Бактыбек Кудайбергенов. И опять почему-то выбор пал на человека «с прошлым». Про Кудайбергенова было известно, что в свое время он построил особняк в запрещенной для строительства пригородной зоне и судится с одним из своих соседей, так как его забор «залез» на их территорию. То ли северяне не смогли подобрать чистого кандидата, то ли Жапаров нарочито выбирал тех, на кого есть компромат и, при случае, его можно легко снять. 

Не успели Кудайбергенова познакомить со штатом мэрии, как около нее прошли два митинга. В первом вышли жители одной из окраинных новостроек, которые решили продавить на кресло мэра своего, из новостроек,- в противовес чисто городским, которые живут среди бетона и кирпича уже не один десяток лет или даже родились еще во Фрунзе. Но этот митинг завершился довольно быстро. Почти сразу за ними очередь митинговать перешла к «старым» горожанам, которые выступили против жестокого отстрела собак на улицах столицы. Ясно, что второй митинг Кудайбергенова не слишком взволновал, ведь он только пришел в мэрию. В сухом остатке, как отмечают бишкекские аналитики, столица страны вновь, всего лишь второй раз с 2005 года, оказалась под управлением уроженца Чуйской области, ставленника местных элит. 

Дважды харам! 

Если к арестам чиновников, которые с начала месяца в Кыргызстане происходят почти каждый день, страна более-менее привыкла, то эта неделя внесла некоторое разнообразие. Вначале взяли бывшего директора международного аэропорта «Манас» Эмира Чукуева, по обвинению в нанесении многомиллионного ущерба государству. Затем был задержан брат депутата парламента Мирлана Бакирова Толон, его подозревают в растратах в жилищно-коммунальном хозяйстве родного города Джалал-Абада. Правда, посидев в изоляторе временного содержания милиции всего одну ночь, он сразу возместил весь ущерб государству в размере более 600 тысяч сомов (около трех миллионов тенге). 

Ну, а теперь главное. С утра 10 февраля Госкомитет нацбезопасности (ГКНБ) распространил информацию о том, что был арестован главный бухгалтер Духовного управления мусульман Кыргызстана (ДУМК) при попытке дачи взятки в $100 тысяч сотрудникам ГКНБ. Так сотрудники ДУМК пытались скрыть тот факт, что они выдали микрокредитной организации заем в 100 миллионов сомов (500 миллионов тенге) под проценты! Дача денег под процент в долг называется в Исламе «риба» и является грехом, как и дача взятки. Через пару часов выхода информации об аресте бухгалтера, глава ДУМК Максатбек Токтомушев сам подал в отставку. А ближе к 22.00 ночи стало известно, что ГКНБ арестовал и экс-верховного муфтия, так как располагал «неопровержимыми доказательствами причастности задержанного священнослужителя к вышеуказанным преступлениям». Бишкекские аналитики дополнили детали о судьбе задержанного тем, что он был женат на племяннице экс-президента Сооронбая Жээнбекова, который вдруг поехал в «малый хадж» почему-то именно на прошлой неделе, когда его на допрос вызывал следователь. Его адвокат обещала, что экс-президент не убежит и вернется после совершения всех актов паломничества, но пока оно либо затягивается, либо Жээнбекова раздумал возвращаться домой, когда что ни день, то аресты. 

Что интересно, за пару дней до ареста функционеров ДУМК появилась информация о том, что управление начало выдавать деньги паломникам, которые сдавали средства на совершение хаджа в 2020 году. Как известно, из-за пандемии посетить святые места не удалось. Около 9,5 тысяч верующих сдали по 2,5 тысячи долларов, чтобы исполнить свой долг верующего и у Духовного управления собралась внушительная сумма – 23,5 миллиона долларов. Многие были недовольны тем, что деньги эти, муллы долго не возвращали. Но, буквально накануне арестов, представители ДУМК заговорили, что уже вернули деньги более двум тысячам верующих «за исключением расходов на одежду, оплату зарплаты организаторам». Видно, знали или чувствовали, что под них «копает» спецслужба. Отстраненный муфтий пополнил список глав Духовного управления, покинувших свой пост со скандалом или в подозрительной ситуации. 

Кроме муфтия своего должности в духовной сфере, неожиданно лишился в конце прошлой недели (и без объяснения причин) бывший адвокат Садыра Жапарова, назначенный на должность руководителя Государственного комитета по делам религий, Акин Токталиев. 

Почти одновременно с арестом Токтомушева спецназ ГКНБ прибыл в Ош к дому криминального авторитета Кадырбека Досонова, известного по кличке «Дженго». Последний пытался скрыться, и ему это даже удалось, но потом все равно явился с повинной к чекистам, которые его в четверг, 11 февраля доставили в Бишкек. «Дженго» известен тем, что во времена президентства Жээнбекова выбился в лидеры криминального Юга Кыргызстана. И, как говорят источники, даже «собирался короноваться» в «воры в законе», чтобы быть «положенцем» республиканского масштаба. Только события октября 2020 года, итогом которых стал уход со своего поста Жээнбекова, поставили крест на этих планах. 

Но по кыргызской традиции аресты принято сопровождать митингами. И вот в четверг, первая и пока немногочисленная группа «болельщиков» Токтомушева провела митинг около здания ГКНБ, требуя изменить ему меру пресечения. Впрочем, даже если его отпустят под домашний арест, ДУМК Кыргызстана вляпался в очередной громкий скандал. Лучше всего ситуацию охарактеризовал на своей странице в Фейсбуке известный теолог Кадыр Маликов, также экс-сотрудник этой организации. По его словам, события вокруг верхушки духовенства - отражение духовной деградации нашего общества. 

«Когда [я] пришел работать, в муфтият, из-за отмены хаджа по причине пандемии было трудное финансовое положение, которое сохраняется до сих пор. Имамы не получают зарплату, даже служебные машины ремонтируем и заправляем за свой счет. Бывало так, что некоторые свои инициативы финансировал сам, из своего кармана. К сожалению, реформы не осуществить без надлежащей технической и финансовой поддержки, без команды единомышленников», — написал Маликов. Он заявил, что уже около двух недель не работает в Духовном управлении мусульман Кыргызстана, откуда ушел из-за болезни отца. «Сейчас рано судить и давать оценку до тех пор, пока вина не будет доказана, — отметил Маликов, оценивая ситуацию с точки зрения верующих граждан.

- Новость о финансовых махинациях в муфтияте, о размещении денег от хаджа на счета под проценты повергла в шок. Это не просто рядовой факт пресечения коррупции в госструктуре или даже результат борьбы компроматов за пост муфтия. Это непоправимый удар по всему авторитету традиционного духовенства, доверию к мечети и муфтияту в целом». «Не могу описать словами, насколько это неприятно. Думаю, это и есть показатель нашего общества, отражение его глубокой деградации, когда нет авторитетов, нет святости. Все это лезет наружу. Убийства, педофилия, насилие, подставы, воровство, лицемерие, подлость, невежество, месть. Как теперь духовенству смотреть в глаза людям? Кому будут верить и за кем пойдут теперь верующие, особенно молодежь?» — заключил он.

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...