Сыновья – за отцов
Жылдыз АЛИЕВА, Бишкек
ПОЛИТИЧЕСКИЕ тандемы в Кыргызстане это, скорее, беда, чем победа. Дети двух лидеров существующей власти – президента Жапарова и главы ГКНБ Ташиева - готовы влезть в борьбу своих отцов за власть. Происходит их скандальное выдвижение на фоне годовщины третьей революции, а также очередного энергетического кризиса в стране.
Рустам Жапаров пока известен лишь тем, что он вакцинировался вместе с отцом-президентом
Годовщина взятия Белого дома
На этой неделе прошло ровно 12 месяцев с тех событий, которые стали триггером к очередной насильственной смене власти в Кыргызстане – парламентских выборов. Пробывший на посту всего половину своего президентского срока Сооронбай Жээнбеков вместе со своим братом Асылбеком, а также сватами из клана Матраимовых устроили год назад между собой «договорное» соревнование. Они проталкивали в парламент две партии: одна от семьи действовавшего в прошлом году президента Жээнбекова - «Биримдик», и вторая от их сватов – Матраимовых - «Мекен Ынтымагы». Причем, в своем стремлении получить больше голосов чуть ли не случилась демократия - сваты переругались, а члены их партий и вовсе дрались между собой, было зарегистрировано несколько столкновений. Милиция в тех случаях просто фиксировала инциденты и не более. Штабы обеих партий власти, пользуясь близостью к ней, «напрягали» бюджетников и в открытую раздавали деньги на подкуп, естественно, без всяких последствий для себя. Это вызвало объединение остальных участников выборов с требованием отмены итогов выборов и проведения новых. Причем уже без этих двух оскандалившихся партий.
Власть, как оказалось, не учла моральное состояние людей, которые тяжело пережили все коронавирусные ограничения, сложнейшее экономическое состояние и то, что многие потеряли своих близких и родных от этой болезни. В итоге, когда на выборах, вопреки голосу рассудка, чиновники устроили «междусобойчик» республиканского масштаба, люди уже просто поднялись.
На волне возмущения толпа стала собираться еще вечером 5 октября 2020 года на центральной площади Бишкека, пришедшие зажгли фонарики на тысячах своих телефонов. Большая часть участников того митинга была молодежь. Власть не стала долго терпеть и с наступлением темноты около трех тысяч сотрудников милиции со всем антимитинговым снаряжением и техникой, слезоточивым газом, светошумовыми гранатами принялись разгонять собравшихся. Гнали людей в трех направлениях. Однако примерно в 20:00 министр внутренних дел Кашкар Джунушалиев и глава Госкомитета нацбезопасности (ГНКБ) Орозбек Опумбаев, а также несколько их заместителей просто взяли и отключили свои телефоны. То есть, в самый разгар полицейской операции по разгону митинговавших они просто оставили своих подчиненных без руководства.
Жители кыргызской столицы, пережившие ужасы пандемии, всех карантинных ограничений, активно помогали молодежи, вступившей в схватку с правоохранительными органами. Неизвестные группы подвозили горы булыжников, была разломана брусчатка тротуаров; камни тучами летели в милиционеров. Сегодня можно с уверенностью сказать, что молодежь была хорошо подготовлена к столкновениям. Отряды протестантов действовали слаженно и обдуманно. Они выматывали закованных в амуницию милиционеров и сотрудников других силовиков ложными отступлениями и внезапно забрасывали их камнями, а также в ожесточенных контратаках буквально вырывали их щиты и дубинки. Жители центральных кварталов помогали раненным водой и медикаментами, другие бишкекчане приезжали с окраин на машинах и увозили пострадавших в больницы. Последних было несколько сотен.
В итоге, после двух-трехчасовой беготни по центру столицы сдался первый отряд милиции, они просто побросали оружие и щиты. После чего стали капитулировать и другие отряды. Толпы подошли уже к Дому правительства. После некоторого сопротивления, около двух десятков автомашин на скорости выскочили из «Белого дома» и рванули в сторону границы Казахстана. Что интересно, около недели никак не могли найти главу государства Сооронбая Жээнбекова. Чуть позже выяснилось, что он спрятался, предположительно, в посольстве России и оттуда слал свои видеообращения в духе «Я здесь и меня рано хоронить».
Победу отмечали по местной традиции громко и с огоньком. Молодые ребята стали крушить и грабить Дом правительства. Несколько кабинетов занялись огнем. Теперь местные жители уже решали вопрос успокоения новых «победителей». Еще в начале столкновений в столице организовались отряды дружинников из горожан, вышедших на патрулирование, чтобы предотвратить мародерство и грабежи. То, как быстро организовались эти силы - заслуга уже самих бишкекчан, а не властей или оппозиционных партий. Зато последние сразу же начали делить власть.
В те дни и часы никто не ожидал, что власть перехватит тандем Камчыбека Ташиева и осужденного за захват заложника, организацию массовых беспорядков Садыра Жапарова, находившегося в тот момент в тюрьме. Считается, что данный альянс стал результатом сговора части элит Юга и Севера. Вроде как эта парочка между собой договорилась о том, что править они будут поочередно. Начнет Жапаров, а Ташиев возглавит какое-нибудь сильное ведомство; затем они поменяются местами.
Договорившись между собой, Жапаров и Ташиев вынудили подать в отставку и Жээнбекова. Причем, считается, что это произошло даже в противовес мнению Москвы, которая гарантировала уход Жээнбекова лишь после проведения досрочных президентских выборов, на которых хотела выступить гарантом их честности. По слухам Ташиев и Жапаров зашли к бывшему президенту, а также с экрана смартфона показала ему историю транзакций на его счета в заграничных банках. Против такого хода уже упавший духом Сооронбай Шарипович якобы ничего не смог противопоставить и лишь хлопотал о безопасности своего брата Асылбека, которого можно назвать могильщиком карьеры брата.
Сегодня Асылбек Жээнбеков - фигурант уголовного дела по коррупции вокруг золоторудного месторождения Кумтор и находится в следственном изоляторе ГКНБ. Правда, его почему-то доставляют на судебные слушания в его же роскошном лимузине. Какой-то VIP-подсудимый получается. Впрочем, заключенный остается несвободным даже в своем лимузине…
Выход двух принцев
Но вернемся к новым лидерам страны. Вроде бы договоренность между ними все еще существует. Тем не менее, обещать – еще не значит жениться. Бишкекские политологи уверены, что некоторое время назад Ташиев при помощи теневого правителя Юга – бывшего главы обкома Ошской области Усена Сыдыкова затеял давление на своего партнера. Действовал он жестко. Цель всего – быстро вынудить Жапарова уйти досрочно из власти, а если тот откажется - то выставить его крайне недееспособным руководителем страны. При этом, внешне оба продолжают изображать совет да любовь в своем тандеме.
Их сыновья тоже повторяли дружеские «па» отцов. Летом Рустам Жапаров и Тай-Мурас Ташиев вдвоем приехали в Чолпон-Ату для встречи чемпиона мира в легком весе по боям без правил Хабиба Нурмагомедова. Тот приезжал, чтобы устроить промоутерский турнир своей профессиональной лиги. Тай-Мурас Камчыбекович стал известен в обществе раньше своего визави. Этой весной в соцсетях стала появляться информация, что он «рассекает» по дорогам Кыргызстана на дорогом джипе в окружении сотрудников ГКНБ, хотя по статусу ему это не положено. Рустам Садырович стал известен лишь после того, как с отцом вместе получили прививку от коронавируса в одном из торговых центров Бишкека. Далее, сын чекиста летом прошел в состав депутатов Джалал-Абадского горкенеша в составе партии своего отца - «Ата-Журт Кыргызстан». Вместе с отцом он поучаствовал в открытии мечети имени бывшего верховного муфтия КР Чубака-ажы Жалилова в родном Джалал-Абаде. Считается, что ее построили на деньги семейства Ташиевых.
На днях Ташиев-младший сдал свой мандат депутата. Политические аналитики уверены, что он намерен пойти по стопам отца и бороться за место парламентария республиканского законодательного уровня. Чтобы помогать отпрыску, Ташиев-старший должен продолжать оставаться на своей должности главы ГКНБ. И следить за «соблюдением порядка» в ходе выборов.
Руслан Жапаров также проявляет политические амбиции, он вроде бы даже выбрал себе партию - «Эл умуту» («Надежда народа»). Теперь два сына правящего тандема могут встретиться в борьбе за место в парламенте. Не исключено, что участие/неучастие сыновей в выборах в парламент может стать предметом торга между отцами, не желающими усиления своего партнера по тандему. Но тут в конечный расклад может вмешаться новый фактор.
Энергетики делают королей
Мы уже писали на прошлой неделе, что в Кыргызстане вводятся ограничения на потребление электричества и энергетики потребовали отключения внешнего освещения и наружной рекламы на многих улицах в городах страны. Это вызвало жесткую обструкцию со стороны властей в адрес руководства энергосектора. Проходит семь дней и Минэнергопром отменяет приказ Национального энергохолдинга об отключении уличного освещения в виду «неэффективности» данного шага. Мол, за эти дни, пока действовал запрет, ничего толком сэкономить не удалось. Зато удалось вызвать недюжинное раздражение у населения. Не прибавляет ему настроения и то, что вместо ночных «блэкаутов» по крупным городам неофициально идут «веерные отключения».
Глава государства Жапаров попытался объясниться с кыргызстанцами: мол, повышение тарифов на тепло и электроэнергию это объективный и вынужденный шаг, а продукты питания дорожают во всем мире и т.д. Новый президент страны упирал на то, что Кыргызстан сегодня получает электроэнергию из Туркменистана, Узбекистана и Казахстана. Недавно даже Таджикистан стал поставлять энергию в Кыргызстан по своей инициативе, видимо, в желании наладить отношения после апрельского вооруженного столкновения. Буквально на следующий день Министерство энергетики и водных ресурсов Таджикистана опровергло данное заявление президента Кыргызстана. Мол, наоборот, это ваши энергетики обратились к нам с подобным предложением, которое не было принято… В общем, энергетики дважды «подставили» президента КР, который, выходит, не совсем в курсе того, как устроена энергетическая отрасль в стране. В итоге, в Белом доме начали задумываться над итогом парламентских выборов, намеченных на 28 ноября.
Некоторые бишкекские аналитики уверены, что энергетики не просто бесхозяйственные, но, фактически, занимаются саботажем в пользу Ташиева. Считается, что в энергосекторе Кыргызстана до сих пор сильны коррупционные схемы, сформированные еще во времена второго президента – Курманбека Бакиева. Руку туда запустил его младший сын Максим Бакиев. Так вот, не исключено, что сегодня Бакиев стал активно поддерживать земляка своего отца Ташиева и энергетики стали играть на его поле. Ведь за грехи энергетики впросак попадает именно глава государства. В пользу этой версии они приводят такой факт, что широко себя рекламирующий как борец с коррупцией Ташиев пока не задержал и не возбудил ни одного уголовного дела в отношении энергетиков. В итоге по стране уже поползли слухи о том, что в Кыргызстан тайно прилетали Алексей Ширшов – автор черных схем в энергетике, и сам Максим Бакиев. Якобы именно они и уговорили Ташиева не покидать пост в ГКНБ, а продвигать южных политиков на лучшие места в Бишкеке…