Так есть ли дело США до Центральной Азии?
Для Трампа контакт с Мирзиеевым, единственным президентом ЦА с которым он знаком лично — это возможность глубже влезть в экономику региона со стратегически важным расположением, находящимся в орбите интересов Китая и России
Главное, чтобы ей было по-прежнему дело до Америки. А не до Китая и России
Юрий Сигов, Вашингтон
Пришедший с января нынешнего года к власти в США президент Д. Трамп наделал уже много шороху по всей нашей планете. Он и Европу насмерть своими предложениями и действиями перепугал. И Латинская Америка дрожит, как осиновый лист, опасаясь, как бы на ее просторы не вернулись миллионы соотечественников, высланных из Соединенных Штатов без прав возвращения за вожделенной «американской мечтой». А Африка переживает, что, прикрыв лавочку под названием USAID, Трамп обрезал значительное исполнение целого ряда американских программ на «Черном континенте».
Так это все те, о ком вроде как «пока не забыли». Есть ведь и другие, которые просто не верят, что Трамп их кому-то отдаст на откуп, и вспомнит только в том случае, если в том или ином регионе начнется какой-нибудь крупный шухер - типа гражданской войны или войны с соседями. При этом всем им верится, что в Вашингтоне обязательно есть какая-то уже подготовленная стратегия действий, в которой американцы просто пока не проявляют особой заинтересованности в них. А чуть попозже - непременно вроде как вспомнят, и обозначат твое место в планах переустройства мира по-американски.
К таким точкам как раз и относится Центральная Азия. Теоретически она должна быть не просто интересна, а прямо-таки притягивать всех – начиная от ближних соседей по типу России и Китая и кончая дальними «небедными родственниками» - тем же европейцам, Японии, Южной Корее, Турции с Ираном, и, конечно же, Соединенным Штатам. Здесь и политические интересы под разным соусом, и экономические, и столь популярные нынче рассуждения о литии, марганце и уране, без которых, как оказывается, ни одна уважающая себя страна просто жизни своей не мыслит.
Но вот что здесь любопытно и весьма странно. То молчали-молчали, рассуждали об Украине, Ближнем Востоке, в крайнем случае – об иранской ядерной программе. А здесь вдруг ни с того, ни с сего - раз, и давай строчить статьи, исходящие из самых разнообразных мозговых центров США. Дескать, немедленно надо возвращаться Америке в Центральную Азию, а ее президент чуть ли не должен возглавить это самое возвращение личным визитом в регион.
Америка слишком за многое пока взялась. Не надорваться бы
После возвращения в Белый дом нового-старого президента США, стало ясно: Д. Трамп будет заниматься международными делами по мере важности их прежде всего для личного имиджа. Там, где можно что-то сделать видимое, осязаемое, понятное простым избирателям, а главное - чтобы народ видел через телевизионный экран титаническую работу президента по выполнению собственных предвыборных обещаний – вот этим Белый дом и будет приоритетно заниматься.
Мигранты из Центральной и Южной Америки, расширение территорий строго на север (граждане Канады и Гренландии - присоединяйтесь к нам, пока не поздно – то есть пока мы сами вас к себе не присоединили), увеличенные тарифы на Мексику, чтобы прижала свои наркокартели и отвадила толпы бездокументных мигрантов лезть через забор вдоль мексиканско-американской границы. Вот на этом Трамп уже заработал важные для себя политические очки. А параллельно с этим можно еще на радость опять-таки рядовым обывателям громить собственные министерства и ведомства, объявляя всех чиновников скопом бездельниками, коррупционерами и совершенно никчемными людишками.
Как вы сами понимаете, Центральная Азия ко всем этим регионам да странам-государствам не относится. А это неправильно в корне, порешили американские «яйцеголовые» мыслители в различных центрах мозговой деятельности. Которые надумали напомнить Трампу, что регион это вообще-то «нашенский», американские компании там давно и надежно добывают нефть, золото и много чего еще. И надо непременно усиливать там свое присутствие вплоть до участия первых лиц американского государства в этом «новом походе Вашингтона» в Центральную Азию и ее окрестности.
При этом почему-то Трампу советуют совместить возвращение в Центральную Азию с борьбой против Китая (если получится, то и Россию оттуда можно мимолетом потеснить). А самое главное - как настоящему бизнесмену, сменившему кепку и безрукавку на политически-корректный костюм -тройку, посоветовать ему действовать побыстрее, чтобы Америка не осталась в стороне от предстоящей дележки «критически важных минералов» для американской промышленности.
Поскольку Центральная Азия богата медью, литием, никелем и другими критически важными минералами для развития информационных технологий, авиации, военной промышленности, компании из США якобы просто обязаны добиться от правительств стран региона контрактов на их добычу. Считается, что лучше покупать эти минералы у стран Центральной Азии, с которыми всегда можно на их добычу договориться, чем связываться с Китаем, на который в мировых цепочках поставок этих минералов приходится более 60%.
Американские эксперты уверены, что страны Центральной Азии не смогут в этом полностью заменить Китай, но вполне могут помочь всем странам коллективного Запада добиться высокой степени технологической безопасности. Особенно отмечаются в этой связи месторождения сурьмы, которая используется в боеприпасах, инфракрасных головках самонаведения ракет, ядерном оружии, приборах ночного видения, а также в аккумуляторах самого различного назначения. Причем все эти составляющие показали себя крайне важными в ходе продолжающегося российско- украинского военного конфликта.
Замечу также, что Китай уже запретил экспорт в США не только сурьмы, но галлия и германия. Американцы, знамо дело, повозмущались, Трамп пообещал ввести все новые и новые санкции против Пекина, поднять тарифы на экспорт китайских товаров в Америку, но ему советуют по крайней мере часть необходимых составляющих получать от куда более покладистых стран Центральной Азии. Тут принципиально то, что президент Соединенных Штатов именно повышением тарифов надеется заставить КНР отказаться от многих своих экономических и технологических планов.
Китайцы же в свою очередь обрезают поставки в США тех товаров и минералов, без которых американская промышленность будет не просто страдать, а по многим позициям не сможет попросту функционировать. В этой связи желание получать подобные минералы из стран Центральной Азии для Америки - один из возможных выходов. Вот только им придется для этого очень серьезно инвестировать в добычу и переработку сырья, поскольку соответствующих предприятий и условий для именно промышленной добычи всех этих ресурсов в регионе фактически не существует. К примеру, значительные залежи сурьмы есть в Таджикистане, но там нет предприятий по ее переработке, а все, что добывается в этой центральноазиатской республике, идет на переработку в КНР. Такая же ситуация складывается в соседнем Кыргызстане – там и вовсе расположено 13% мировых запасов сурьмы, но добыча и переработка ее находятся под полным контролем Китая. И отдавать весь этот бизнес Пекин американцам вовсе не собирается.
В то же время, к примеру, Казахстан продолжает взаимодействовать по добыче редких металлов с Великобританией и тремя странами Евросоюза, Узбекистан готов предоставить месторождения под добычу редкоземельных металлов странам ЕС и американцам, Таджикистан намерен сотрудничать в добыче редкоземельных металлов с Данией, а Кыргызстан – с Голландией и Францией. Все эти предложения, что важно, включают в себя переработку сырья именно на месте. Что даст возможность и получить странам региона инвестиции, и создать дома квалифицированные рабочие места.
Будут ли Китай и Россия безучастно смотреть на то, как Америка забирает «их ресурсы»?
Думаю, что самым любопытным фактом является тот, что аналитические записки, буквально посыпавшиеся на Белый дом после того, как туда вернулся Трамп, не только напирают на важность добычи и переработки критически важных для американской промышленности металлов и минералов (особенно в интересах военного ведомства США), но и важностью подписывать соглашения со странами региона с гарантией предоставления военной защиты этих месторождений и предприятий.
Разумеется, защищать все это хозяйство надо будет от России и Китая. Но ведь по многим позициям для начала надо все это отнять и у Москвы, и Пекина. Либо так надавить на правительства региона, чтобы они сами добровольно выпроводили и русских, и китайцев со своей территории. Правда, здесь опять может случиться определенная нестыковка: так, как американцы «нагнули» в Центральной Америке Панаму, когда та разорвала с китайцами уже подписанные соглашения, в Центральной Азии вряд ли получится. Все -таки регионально здесь и Россия, и Китай - под боком, соседи, и их «за просто так» не прогонишь-не испугаешь.
Показательно здесь, как мне видится и то, что раньше все стратегии и официальные документы, предлагавшиеся политологами и советниками для Белого дома, включали в себя непременное рассмотрение Центральной Азии в привязке к Афганистану. Сами американцы эту «привязку» придумали, и сами же заставили в нее себя свято верить. Но потом к власти в Афганистане вернулись талибы, американцы оттуда бежали, к афганцам пришли Россия и Китай, и сейчас «по старым лекалам» вместе с Афганистаном рассматривать этот регион в составе центральноазиатских республик становится сущим анахронизмом.
Важно и то, что исходя из общего подхода Трампа к развитию международных отношений с теми или иными странами, излишний упор на соблюдение прав человека и демократизацию социальной жизни в странах региона (чем грешила предыдущая администрация демократов) предлагается на все эти «несущественные сюжеты» закрыть глаза. И куда больше внимания уделять вопросам безопасности региона, борьбе с терроризмом, энергетике и торговле (но, что показательно, именно этим направлениям как раз уделяют большое внимание Китай и Россия, в том числе - и в рамках что ОДКБ, что Шанхайской Организации по сотрудничеству ШОС).
Но главное, к чему подталкивают Трампа и его команду в отношении Центральной Азии мозговые центры Америки (а они все-таки по большей части не просто ориентированы на интересы Демократической партии США) – это предложение заключать со странами региона некие соглашения о безопасности. Обещать в случае чего защиту от международных террористов (вот одни уже, под названием талибы, американцев из Афганистана прогнали, и никого военная помощь США так и не смогла – или не захотела – защищать). А за это предлагается на полном серьезе требовать предоставление американским компаниям возможность добывать и перерабатывать в регионе нужные Соединенным Штатам полезные ископаемые.
Конечно, можно подобные предложения назвать истинно грабительскими для стран Центральной Азии (если они вообще будут осуществлены). Но, с другой стороны, в целый ряд отраслей в этих странах инвестируют именно западные, а вовсе не китайские или российские компании. Можно здесь вспомнить о действительно грабительских соглашениях о разделе продукции правительства Казахстана и компаний из США. Но не надо забывать о том, что заключены эти контракты были довольно давно, и тогда была совсем иная обстановка в мире, нежели сегодня.
Видимо, странам региона вновь придется тонко балансировать между непримиримыми соперниками и даже откровенными врагами
Хотя, вне всякого сомнения, Астана могла бы вполне сегодня потребовать пересмотра соглашения по тому же Кашагану или Тенгизу, где республика получает лишь 15-20 процентов от добываемого сырья (а на Карачаганаке и того меньше – 10 процентов) в то время, как остальное уходит ведущим американским нефтедобывающим компаниям. Однако потери в миллиарды долларов ежегодно Казахстаном могут обернуться еще и серьезными политическими издержками со стороны Вашингтона, если сегодня Астана начала бы давление на американский нефтяной бизнес в республике.
Кстати, в такой же ситуации по основным природным богатствам, которые находятся по сути дела под контролем ведущих американских и европейских компаний, оказались и все остальные центральноазиатские государства. Чуть лучше положение у Туркменистана насчет западного влияния, но и там республика почти все отдает Китаю только за то, что он сам в счет будущих поставок газа построил четыре нитки газопровода к своей территории. А иначе Ашхабаду пришлось бы иметь дело по газовому транзиту с Россией, где опять-таки политика намного бы перевешивала какие-либо бизнес-интересы.
Важно здесь и то, что пока администрация Белого дома насчет не только Центральной Азии, но и многих других регионов мира не определилась с тем, а что Америке реально все-таки там нужно? То есть какие-то общие рассуждения о том, что важно быть в регионе, предпочтительно вытеснять оттуда Китай и Россию, что-то предлагать конкретное – и желательно с инвестиционным привкусом – этим странам – так вроде бы все это имеется. Плюс предлагается как апофеоз, поднять отношения с этими странами на уровень персональной важности региона для хозяина Белого дома.
Между тем, на его стол уже подкладывали пару аналитических записок, в которых говорится о том, что он якобы должен стать первым президентом США, который посетит Центральную Азию с официальным визитом (хотя непонятно, кто, и кому в этом мире – и что вообще должен?) и покажет всем важность региона в мировой политике и экономике. Зачем подобное делается, почему Трампа именно к Центральной Азии подбивают обратить внимание - вопрос, думаю, исключительно бизнес-интересов тех людей, которые к нему на данном этапе близки.
Да и рассуждать о его возможном визите (по крайней мере в обозримом будущем) в регион вряд ли стоит. Там распложены пять стран, все их посетить даже при большом желании он не сможет. Значит, надо выделять одну-максимум две, и там собирать первых лиц других стран региона. В итоге начнется неизбежная борьба за подобный престиж – как же, пожать руку и поговорить накоротке с самим Трампом! Кто же из лидеров центральноазиатской пятерки от такого откажется?!
Есть здесь и еще один нюанс. Как известно, Трамп недавно выдвинул подобные инициативы по критически важным минералам для американской промышленности, которые должна передать США (якобы в счет долгов по поставкам оружия и иной финансовой помощи) Украина. Там вроде как президент Соединенных Штатов все подсчитал, и выяснилось, что вернуть Киеву придется более 500 млрд. долларов. Так что всякие литии, бериллии и прочее надо отдавать полностью Вашингтону. Причем пока не поздно.
Но, видимо, поздно уже, поскольку ряд регионов, где эти «критически важные для США» месторождения расположены, уж потеряны Украиной после наступления российских войск. Поэтому если все это будет нереально получить в счет долгов с Украины, придется, скорее всего, искать Трампу и его команде какие-то иные регионы, где никто, и ни у кого не планирует отнимать и захватывать. И здесь как раз и есть шанс на то, что в Белом доме вспомнят о Центральной Азии и ее месторождениях редкоземельных металлов и иных ископаемых.
Пока же первым лицам стран Центральной Азии, думаю, меньше надо заморачиваться насчет того, придут ли за сурьмой или литием к ним американцы. Куда важнее для них развивать свои собственные региональные проекты.
Да и с Украиной что будет дальше никто ведь не ведает. Все «мирные инициативы», выдвинутые Трампом, на мой взгляд, совершенно нежизнеспособны. А вести переговоры по Украине можно еще очень долго - как и воевать на тамошних фронтах, пока политики будут искать хотя бы какие-то устраивающие всех пути разрешения этого кровопролитного конфликта.