Там, где теперь правит Талибан | Деловая неделя
25 сентября 2022 | выходит по пятницам | c 1992 года

Там, где теперь правит Талибан

29.08.2022 14:06:28
№: 31 (1481)
Что делать с Афганистаном, не знает в мире по-прежнему никто. Кроме Узбекистана

Юрий Сигов, Вашингтон

Недавно исполнился ровно год нахождения у власти в многострадальном Афганистане сторонников движения Талибан и поспешного вывода из этой страны войск Соединенных Штатов. Много каких прогнозов делалось относительно того, что теперь случится с Афганистаном, кому и как он будет самим фактом своего существования угрожать. И что будут делать и США, и другие представители так называемого «обеспокоенного мирового сообщества», когда по идее на этой территории неизбежно воцарит хаос и безвластие.

Проектируемая железнодорожная магистраль Термез-Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар станет продолжением уже построенной и функционирующей железной дороги между узбекским Хайратоном и афганским Мазари- ­Шарифом

И вот, по прошествии года по большому счету об Афганистане как-то все дружно подзабыли. Да, по-прежнему время от времени мир продолжают запугивать то ковидом, то новой напастью – обезьяньей оспой, от которой вроде как нет защиты. Помимо этого, появилась теперь еще и тема Украины, которая всех – и правых, и виноватых поставила, грубо говоря, «на уши», и мировому сообществу (по крайней мере его «западной части») ни до каких афганских проблем нет по сути дела никакого интереса.

Кроме всего прочего Афганистан при талибах, как оказалось, ни на кого вокруг не собирается до сих пор нападать. Теоретически такого возможного нападения опасается только одна страна - Таджикистан, который, кстати, талибов во власти в соседнем государстве не признает. Туркменистан сумел договориться с своими афганскими соседями с юга. Иранцы также не особо опасаются каких-то резких движений со стороны талибов, а уж Пакистан так и вовсе имел и раньше с талибами полное взаимопонимание.

Очень даже благодушно к приходу к власти талибов отнеслись Россия и Китай, которые решили, очевидно, что лучше с такими местными властями иметь дело, чем с оккупантами-американцами и их марионеточным афганским правительством. Причем так называемое международное сообщество по-прежнему талибов не признает, а Пекин и Москва всячески налаживают с талибами связи, в том числе – торгово-экономические. Плюс поддерживают со сторонниками движения политический диалог.  

Теоретически - «террористы», а практически – «партнеры по сотрудничеству». Как такое вообще возможно?

Напомню, что с момента обострения конфликта в Афганистане и вооруженного противостояния между сторонниками движения Талибан и войсками США через различные механизмы ООН американцы и их союзники из стран Европы протолкнули резолюцию, признавшую талибов террористической организацией. И пока она была чисто номинально противником существовавшей тогда власти в лице афганского правительства, поддерживаемого Соединенными Штатами, этот статус талибам не особо мешал.

Однако с августа прошлого года они стали главными в стране, пришли к власти, и по идее подобный факт должен был подвигнуть то же самое международное сообщество к более адекватному взгляду и на саму суть дальнейшего существования Афганистана, и тех, кто там фактически по сей момент правит. Однако ничего подобного не произошло, и на данном этапе можно наблюдать некий парадокс. С одной стороны, есть Афганистан, его территория под контролем талибов и некая власть в Кабуле, которая (как бы она кому не нравилась) держит порядок в стране в своих руках.

С другой непонятно, как эта власть может оставаться по международным понятиям «террористической», если Афганистан кто-то в мире признает. Тогда получается и само это государство «террористическое», и, следовательно, как с ним можно вообще о чем-то вести переговоры и сотрудничать? Но нет же: и переговоры ведут, и торгуют, и даже умудряются «террористам» оказывать поддержку, в том числе финансовую.

Возьмите ту же Россию. Во всех ее официальных документах талибы числятся террористами, но именно с ними ведет дружеские беседы в Кабуле российский посол. А к Москве именно талибы обращаются с просьбой подсобить нефтью, продуктами питания и многим другим, чего Россия, как не удивительно, готова Афганистану при нынешней там власти предоставить. При этом российская сторона регулярно обвиняет США в том, что именно американцы несут полную ответственность за нынешнее положение в этой стране, а Россия ее якобы спасает от всех бед и напастей, доставшихся Афганистану от 20-летнего пребывания американцев.

Более того: как говорят официальные российские власти, на Украине против российских военных якобы уже воюют бывшие афганские военнослужащие, которым за участие в боевых действиях потом дадут разрешение на въезд в США с последующим предоставлением американского гражданства. Также якобы зафиксированы уже факты передачи украинской армии самолетов и вертолетов, которые год назад экстренно были переброшены из Афганистана в республики Центральной Азии, состоящие с РФ в едином военном блоке ОДКБ.

Здесь я бы не стал в чем-то винить именно талибов, потому как воюют на Украине (если воюют) не они, а их противники, служившие прежнему проамериканскому правительству Афганистана. Да и гражданство в обмен на риски жизнью в боевых условиях ради американских интересов - тема давняя, американцами часто используемая, и удивляться подобному стечению обстоятельств, думаю, не стоит. То же самое - насчет самолетов и вертолетов, фактически угнанных в те же Узбекистан и Таджикистан с афганской территории сторонниками прежнего режима. Ведь эта техника была продана Соединенным Штатам Россией для Афганистана, а не кем-то другим.

Когда продавали своим «стратегическим партнерам» свои самолеты и вертолеты, мысль не закрадывалась, что потом ваше же оружие в вас же будет стрелять (как это, кстати, происходит и с советской и российской военной техникой, поступающей Украине из бывших социалистических стран Европы?) Значит, считали, что ничего страшного не произойдет. Однако происходит – и именно с афганского направления. И в этой ситуации, получается, «террористы» из Талибана куда ближе и роднее в своем поведении для Москвы, чем бывшие афганские правители.

Еще одна тема - опасение, традиционно высказывающееся относительно Афганистана – это так называемая наркопреступность. То, что по многим параметрам Афганистан – это по сути дела наркогосударство было известно еще и до талибов. Да, за время американского контроля над страной производство наркотиков в Афганистане выросло в десятки раз, но и приход к власти в стране талибов проблему не решил. Кто в этом виноват? Вряд ли только Запад, хотя именно Соединенные Штаты и Великобритания блокируют передачу талибам замороженных денежных активов прежнего афганского правительства.

Здесь вновь, как мне видится, желаемое выдается за действительное: а кто вообще сказал, что Афганистан кто-то – не только Запад или Россия с Китаем должен содержать? С какой стати, и по каким таким правилам международно-признанных политических игр? В итоге в том, что Афганистан по-прежнему остается наркогосударством, обвиняется исключительно Запад. Именно он блокирует финансовые активы Афганистана и парализует тем самым якобы местную промышленность (которой там с роду не было) и сельское хозяйство. А в итоге выращивание мака и производство наркотиков остаются единственным источником дохода для афганского населения, а также вариантом для поступления средств в бюджет правительства талибов.

Те же нестыковки и насчет якобы прибытия на украинско-российский фронт афганских наемников. Правительство талибов дало гарантии России, что сам подобный процесс на территории Афганистана они не допустят. Так с территории страны выехало с момента прихода к власти в Кабуле более миллиона бывших военнослужащих и сотрудников спецслужб прежнего правительства. И, оказавшись в Европе или США без документов и оформленного гражданского статуса, они вполне могут наняться на войну, тем более, если им за это пообещают гражданство западных стран и хороший оклад по месту службы.

Талибы, получается, не причем. Но они у власти. С кем же тогда еще в Афганистане можно иметь дело?

Очень любопытно, каким образом и Россия, и Китай нынче оправдывают установление своих отношений с талибами в Афганистане. Ставка делается на то, что кроме талибов в стране у власти других политических сил нет. Поэтому сегодня надо, и имеет смысл иметь дело только с ними. А все остальное, что по-прежнему в Афганистане плохо или даже опасно для интересов как российских, так и китайских – это либо прямое наследие американцев, либо из США подстегивается и культивируется.

В этой связи те же российские представители пытаются вести напрямую диалог по афганской теме с правительствами Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана. Причем с Ташкентом и Душанбе - по поводу тех самых вертолетов и самолетов, которые там оказались от бывшей афганской армии, бежавшей из страны. Здесь уникален и еще один парадокс: только Таджикистан является так называемым союзником Москвы в Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), но именно Душанбе только что проводил на своей территории учения под руководством военных США.

Не буду умышленно заострять внимание на том, что ничего подобного с теми же американцами даже в помине не могло бы произойти (просто представьте, если бы сегодня Россия командовала учениями с собственным участием на территории одной из стран НАТО, да еще финансировала бы войска пары стран Альянса, принимающих участие в подобных учениях). Но цифры называются следующие: якобы в Таджикистане базируются сейчас 60 вертолетов и самолетов бывшей афганской армии, и еще 50 - в Узбекистане.

Технику правительства этих стран никому не отдают (по крайней мере талибам), но если американцы заплатят за нее по второму разу (раз уже платили России), то руководство государств Центральной Азии вполне могут согласиться от нее избавиться - да еще с денежным наваром. И никакая ОДКБ им в этом не помешает.
Та же американская техника, которую угнали афганские военные из страны при смене власти в Кабуле, по закону принадлежит США. И если американцы оплатят ее доставку в какую-то третью страну (в ту же Румынию или Польшу), то и Душанбе, и Ташкент от нее постараются без лишнего шума также как можно быстрее избавиться. А уж окажется она потом на Украине или нет - так это уже забота не правительств Центральной Азии, а исключительно российского военного ведомства.

А вот в невоенной сфере отношения с талибами с одной стороны активно развивает Узбекистан, а с другой - категорически не приемлет Таджикистан (для этого якобы и проводились учения на его территории под руководством американцев, поскольку не сегодня-завтра талибы вроде как могут совершить агрессию против Таджикистана, хотя на территории этой республики именно для того, чтобы подобное не допустить, расположена крупнейшая российская военная база за границами РФ).

Железная дорога, которая послужит и Центральной Азии, и самому Афганистану.

По прошествии года нахождения талибов у власти в Кабуле наиболее прагматичную и привязанную к региональным интересам страны проводит в отношении Афганистана Узбекистан. Узбеки раньше поддерживали тесные переговорные контакты с афганскими талибами, а после прихода тех к власти делают все возможное, чтобы максимально использовать свой прежде всего транспортный потенциал для стабилизации обстановки в Афганистане, и для получения самим торгово-экономических выгод от сложившейся в регионе ситуации.

Самым эффективным методом отвлечения Афганистана от какой-либо деструктивной деятельности в регионе считается вовлечение Кабула в транс-региональные проекты, и прежде всего транспортные. Одним из таких проектов является возможность сооружения железной дороги из Узбекистана в Пакистан через афганскую территорию. Железнодорожные пути, которые уже существуют из узбекского Хайратона до афганского Мазари-Шарифа предлагается продлить до пакистанского Пешавара. А оттуда грузы уже могут поставляться как к портам Индийского океана по пакистанской железной дороге, так и далее в Индию с перевалкой грузов в иранских портах.

В чем же главные преимущества предлагаемого транспортного проекта? Прежде всего, планируемая новая железная дорога свяжет 10 населенных пунктов на территории Узбекистана, Афганистана и Пакистана, и превратится в основную транспортную логистическую магистраль для всего региона Центральной и Южной Азии. Вдоль полотна этой железнодорожной линии будут реализованы проекты по прокладке высоковольтных линий электропередач «Сурхан – Пули-Хумри» и КАСА – 1000.

Параллельно ведущаяся прокладка железнодорожной линии и наличие системы электропередач позволит в ходе осуществления этого проекта сэкономить значительные финансовые средства как на этапе самого строительства, так и при дальнейшей эксплуатации электрофицированной железной дороги на территории всех трех стран – Узбекистана, Афганистана и Пакистана.

Кроме того, этот проект выгоден также другим странам региона и всему евразийскому континенту, поскольку стабильные и надежные транспортные перевозки по маршруту «Восток-Запад» могут быть дополнены формированием транспортно-логистической сетью по направлению «Север-Юг» с кратчайшим выходом на рынки Южной, Юго-Восточной и Западной Азии. Развитие трансафганского транзита может способствовать реализации на взаимовыгодной основе ряда крупных региональных и глобальных экономических и торговых инициатив, включая «Большое Евразийское партнерство» с ведущей ролью России, а проекты маршрута «Один пояс - один путь», осуществляемый Китаем, а также стратегии Евросоюза по транспортному коридору, соединяющему страны Европы с Азией.

Интересно, что общая протяженность железной дороги от афганского Мазари-Шарифа до Пешавара (Пакистан) составляет 760 км с колеей 1520 мм и дальнейшим переходом на колею 1676 мм на афгано-пакистанском участке. Всего же в рамках проекта планируется построить 785 км линий электроснабжения, 790 км линий связи, возвести 33 железнодорожные станции, проложить 187 км станционных путей, создать 1212 новых искусственных сооружений, в том числе пробить три тоннеля, соорудить 336 мостов и путепроводов, а также оборудовать 107 переездов.

Ориентировочная стоимость реализации всего проекта составит около 4,6 млрд. долларов, а планируемый срок его осуществления составит пять лет. Важно отметить, что проектируемая железнодорожная магистраль Термез-Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар станет продолжением уже построенной и функционирующей железной дороги между узбекским Хайратоном и афганским Мазари-­Шарифом.

Насколько подобный план будет осуществим, пока предсказать трудно. Ведь главными спонсорами проекта должны стать ведущие международные организации и банки, где решающая роль в принятии решений принадлежит Соединенным Штатам и их союзникам. Станет ли Вашингтон содействовать фактически легитимизации нынешнего руководства Афганистана в Кабуле – очень даже неочевидно. Да и укрепление связей между Афганистаном и Пакистаном, с которым сейчас у США сложились не самые дружественные отношения, тоже вряд ли входит в планы американских властей.

Тем не менее, на лицо две в принципе взаимоисключающие друг друга тенденции в том, что касается отношений соседних стран с Афганистаном. С одной на международном уровне по-прежнему талибы рассматриваются как некие террористы, «не пускающие девочек в школы учиться», и не разрешающие национальным меньшинствам работать в новом афганском правительстве. А с другой (и эта тенденция получает все больше поддержки в странах, граничащих с Афганистаном или находящихся географически рядом с ним) с талибами так или иначе, но придется сотрудничать и как-то совместно сосуществовать. И для стран Центральной Азии именно эти реалии будут, скорее всего, наилучшим вариантом дальнейших контактов с нынешними афганскими властями.

 

 

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...